Стартовая диагностика.
Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».
Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий движений), которое должно производиться одновременно обеими руками сначала в медленном (2—3 серии движений, каждая серия за 5 секунд), а потом в максимально быстром темпе (5—7 серий движений, каждая серия за 3 секунды).
При затруднениях вводятся игровой компонент и речевые команды: «Пусть все пальчики по очереди поздороваются с большим пальцем — раз, два, три, четыре» или «Ты командир, а твои пальчики — солдаты, командуй: раз, два, три, четыре...»
Оценка результатов: 4 балла — выполнение правильное, но в несколько замедленном темпе; 3 балла — дезавтоматизация движений на истощении; 2 балла — явления персевераторности на истощении; 1 балл — выраженная персевераторность движений.
Реципрокная координация движений (пробы Озерецкого). Одновременное и поочередное вжимание кистей. Вначале экспериментатор показывает, как следует производить движения руками, если ребенок не может повторить движения, повторный показ сопровождается инструкцией: «Положи обе руки на стол — вот так. Одну сожми в кулак, а другая пусть пока лежит спокойно. Теперь положи руки вот так. Продолжай движения вместе со мной».
Оценка результатов: 4 балла — движения координированные, плавные, но замедленные; 3 балла — дезавтоматизация и нарушение координации на истощении; 2 балла — стойкое нарушение координации, изолированность или аллированность движений; 1 балл — выраженная персевераторность движений.
Далее задание предлагается в ситуации игры с включением речевых команд: «Командуй: раз, два, раз, два!» и т.д.
Результаты стартовой диагностики.
На первом этапе диагностического обследования мы использовали методику исследования мелкой моторики Е.И. Рогова «Перебор пальцев» [Рогов, с. 15]. Суть данной методики состоит в следующем: ребенок должен поочередно прикоснуться большим пальцем ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам (5 серий движений). Прикосновение должно производиться одновременно обеими руками сначала в медленном (2—3 серии движений, каждая серия за 5 секунд), а потом в максимально быстром темпе (5—7 серий движений, каждая серия за 3 секунды).
Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем играть в интересную игру. Я тебе покажу, как умеют играть пальчики. Ты эти движения попробуй повторить вместе со мной».
При затруднениях вводятся игровой компонент и речевые команды: «Пусть все пальчики по очереди поздороваются с большим пальцем — раз, два, три, четыре», или «Ты командир, а твои пальчики — солдаты, командуй: раз, два, три, четыре...».
Затем ребенок выполнял задания в следующей последовательности:
• Экспериментатор выполняет упражнение, ребенок смотрит и пытается подражать ему (пробная ориентировка в движениях, которая не оценивается);
• Затем взрослый повторно показывает упражнение, и ребенок вместе с ним повторяет движения;
• Если ребенок не справляется с тем или иным заданием, экспериментатор сначала показывает еще раз, ребенок пытается повторить вместе с ним;
• Если и это не помогало, использовался метод пассивных движений: взрослый придавал руке, пальцам ребенка нужное положение, затем движение снова повторялось по подражанию взрослого.
Оценка результатов:
4 балла — выполнение правильное, но в несколько замедленном темпе;
3 балла — дезавтоматизация движений на истощении;
1балла — явления персевераторности на истощении;
1балл — не выполняет движений.
Выводы об степени развития мелкой моторики:
7-8 баллов – сформировано;
5-6 баллов – стадия сормирования;
3-4 баллов- 1-2 балла - не сформированно.
В ходе проведения констатирующего эксперимента, с помощью методики исследования мелкой моторики Е.И. Рогова «Перебор пальцев» было выявлено:
2 детей имеют сформировавшуюся степень развития мелкой моторики, что составило 13 %; (С)
7 детей находятся на стадии формирования развития мелкой моторики, что составило 47 %. (СФ)
У 6 детей не сформирована мелкая моторика, что составило 40 %. (НС)
Выводы:
Анализ результатов показал, что среди детей среднего дошкольного возраста 2 детей показали высокий уровень развития мелкой моторики. В ходе выполнения заданий они внимательно слушали воспитателя и выполняли движения в соответствии с образцом. Небольшие затруднения вызвало прикосновение с ускорением, но при последующем повторении действия становились более четкими.
Также было выявлено, что 7 детей имеют средний уровень развития мелкой моторики. В ходе выполнения прикосновений дети испытывали затруднения: им была необходима помощь воспитателя в постановке пальцев и кисти рук, темп выполнения замедлялся, и дети не точно выполняли движения с ускорением при повторениях. Низкий уровень развития мелкой моторики был выявлен у 6 детей. У этих детей наблюдается низкая координация и синхронизация движений мелких мышц обеих рук, детям трудно дифференцировать движения рук, не прибегая к внешней помощи, им не удается воспроизводить и удерживать различные положения пальцев рук, движения с ускорением не выполняют.
Таким образом, данная методика показывает, что у детей среднего дошкольного возраста преобладает низкий и средний уровень развития мелкой моторики. Следовательно, необходимо выстроить последующую работу таким образом, чтобы повысить степень развития мелкой моторики у детей со средними и низкими показателями и совершенствовать детей с сформировавшейся моторикой.
Результаты повторной диагностики.
В ходе проведения констатирующего эксперимента, с помощью методики исследования мелкой моторики Е.И. Рогова «Перебор пальцев» было выявлено:
7 детей имеют сформировавшуюся степень развития мелкой моторики, что составило 48 %; (С)
6 детей находятся на стадии формирования развития мелкой моторики, что составило 37 %. (СФ)
У 1 ребенка не сформирована мелкая моторика, что составило 15 %. (НС)
Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и
О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».
На втором этапе диагностики мы применили методику исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет» [Карабанова, с. 15].
Данная методика включает в себя две группы проб: выявление кинестетической и кинетической основы движений мелкой моторики рук.
1)Исследование кинестетической основы движений.
Воспроизведение по зрительному образцу.
Инструкция: Взрослый показывает определенную позу, а ребенку нужно повторить ее своей рукой.
1.Покажи «козу рогатую» (указательный палец и мизинец вытянуты вперед, остальные сжаты) поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе.
2.Покажи «ушки зайчика» (указательный и средний палец вытянуты вверх, остальные сжаты в кулак) поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе.
3.Покажи колечко (поочередно каждым пальцем соприкасаемся с большим пальцем на одной руке, а затем на другой).
4.Покажи «очки» (одновременно двумя руками).
2)Исследование кинетической основы движений.
Инструкция: Выполни мои инструкции.
1.Поочередно сгибай пальцы правой и левой руки (возможно чтение потешки «Сорока-сорока»).
2.Пальчики «здороваются» (поочередное касание подушечками пальцев руки, а затем одноименных пальцев обеих рук).
3.«Игра на пианино».
4.Изменение положения кистей рук (1 – кулак, 2 – выпрямленная ладонь и наоборот).
5.Кулак – ребро – ладонь.
Оценка состояния общей моторики:
4 балл - выполняет движения в полном объеме в нормальном темпе;
3 балла - заторможенность и нескоординированность движений при выполнении;
2 балла - наличие синкинезий в общескелетной и мимической мускулатуре и трудность в переключении движений;
1 баллов - отказывается от выполнения задания.
N - 9 заданий, 9 баллов
Выводы об степени развития мелкой моторики:
9-8 баллов – сформировано; (С)
7-5 баллов – стадия формирования;(СФ)
3-1 балла - не сформированно (НС)
В ходе проведения диагностики по методике исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет» было выявлено:
3 детей имеют сформировавшуюся степень развития мелкой моторики, что составило 13 %; (С)
7 детей находятся на стадии формирования развития мелкой моторики, что составило 47 %. (СФ)
У 5 детей не сформирована мелкая моторика, что составило 40 %. (НС)
По итогам исследования, можно сделать следующие выводы. Для детей среднего дошкольного возраста характерна недостаточная концентрация и устойчивость внимания, затруднения в формировании коммуникативных навыков и умений, повышенная утомляемость и истощаемость, недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Дети с трудом сменяют движения кистей рук по зрительному образцу, некоторым постоянно необходима помощь воспитателя. Часто возникают трудности в воспроизведении и удержании различных положений пальцев руки, а также при выполнении движений с ускорением. Наблюдается низкая координация и синхронизация движений мелких мышц обеих рук.
Отметим общую моторную неловкость, мышечное напряжение или снижение мышечного тонуса, нарушение ручной моторики, общую скованность и замедленность выполнения движений, нескоординированность движений, замедленность процесса освоения новых движений.
Результаты повторного обследования по методике исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет» .
В ходе проведения диагностики по методике исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет» было выявлено:
7 детей имеют сформировавшуюся степень развития мелкой моторики, что составило 45 %; (С)
6 детей находятся на стадии формирования развития мелкой моторики, что составило 39 %. (СФ)
У 2 детей не сформирована мелкая моторика, что составило 14 %. (НС)
После проведенных занятий, была проведена повторная диагностика детей. Степень сформированности мелкой моторики у детей средней группы возрасла на 35% по 1 методике, и на 25% по 2 методике.
Выводы: пальчиковый театр является эффективным средством развития мелкой моторики кисти руки у детей среднего дошкольного возраста, т. к. направлен на развитие координации и синхронизации движений мелких мышц обеих рук; смену движений которые выполняются по образцу взрослого (по показу и одновременно с ним); движения выполняются точно, с ускорением при повторениях.