Речевая карта обследования ребенка 5 лет с ОНР по книге «Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями» Кабановой Т. В., Домниной О. В.
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) на тему

Меморская Надежда Львовна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_po_kabanovoy.doc367.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ

РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Анкетные данные

Ф.И.О.___________________________________________________________________________

Дата рождения, возраст _____________________________________________________________

Домашний адрес, телефон___________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Дата поступления в группу «____»____________20____г.

Решение ПМПК от «_____»_______________20_____г.

Принят на срок ____________________________________________________________________

Решение ПМПК____________________________________________________________________

Общие сведения о семье.

Ф.И.О. родителей, место работы, должность, образование

Мать_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Отец_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Медико-бытовые условия в семье_____________________________________________________

Речевая среда______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Наследственные заболевания_________________________________________________________

Где и кем воспитывался ребенок до поступления в группу________________________________

Анамнез

От какой по счету беременности ребенок___________________________________

Протекание беременности (токсикоз-1 пол., 2 пол. Беременности, падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции, угроза прерывания)______________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Роды (срочные, досрочные, стремительные, со стимуляцией, оперативные, самостоятельные)

___________________________________________________________________________________Когда закричал ребенок______________________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя)________________________________________________

Вскармливание _________________________до (с)_______________________________________

Когда выписались из роддома_________________________________________________________

Если задержались, то почему__________________________________________________________

Раннее развитие

Держит голову_______________________________________________(в норме с 1,5 мес)

Сидит______________________________________________________(в норме с 6 мес.)

Ходит______________________________________________________ (в норме с 11 мес.)

Когда появились первые зубки_________________________________ ( в норме с 6-8 мес.)

Перенесенные заболевания

(тяжелые соматические заболевания, ушибы, инфекции, травмы, судороги при высокой температуре)

До года_____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

После 3 лет _________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключения специалистов

Отоларинголог___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Окулист_________________________________________________________________________

Психоневролог___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Раннее речевое развитие

Гуление___________ Лепет_____________ Первые слова __________Первые фразы_________

               (3 мес.)                                        (4-5 мес.)                                              (к 1 году)                                         (1,5-2 года)

Не прерывалось ли речевое развитие в дошкольном возрасте (место, продолжительность, результативность)__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Жалобы родителей__________________________________________________________________

Отношение ребенка к своей речи _____________________________________________________

Отношение к речевому дефекту в семье _______________________________________________

Занятия с логопедом (где, с каким результатом)_________________________________________

Речевая моторика

Мимическая

мускулатура

Состояние артикуляторной моторики

Губы

Язык

Мягкое небо

Функции жевания и глотания

Просодические компоненты речи

Темп

Ритм

Внятность

Интонированность

Дыхательная функция

Голосовая функция

Серия I. Исследование понимания речи

1. Исследование понимания лексики

1.1.Исследование понимания обобщающих слов по темам.-

-Посмотри на картинки. Покажи, где:

НГ*

баллы

КГ*

баллы

НГ

баллы

КГ

баллы

птицы

транспорт

дикие животные

обувь

Посмотри на картинки. Покажи, где:

Мальчик входит в дом, выходит из дома

Девочка ставит чайник на стол, берет чайник со стола

Заяц сидит под кустом, выскакивает из-под куста

2. Исследование дифференциации форм словообразования

2.1.Исследование понимания существительных с суффиксом -инк-.

- Посмотри на картинки. Покажи:

бусы - бусинку

машину - машинку

виноград - виноградинку

2.2.Исследование понимания глаголов с различными приставками.

-Посмотри на картинки. Покажи, где:

 

выходит, заходит, подходит

заезжает, выезжает, подъезжает

3. Исследование понимания словосочетаний и простых предложений

3.1. Исследование понимания словосочетаний.

-Посмотри на лежащие перед тобой картинки и предметы.

Внимательно прослушай мои инструкции и выполни действия. Покажи:

ключом карандаш

ключ карандашом

положи карандаш на платок

положи карандаш на платок

накрой платком карандаш

 3.2. Исследование понимания простых распространенных               предложений.

-Посмотри на картинки. Покажи картинку, где:

девочка рвет цветы

девочка играет в мяч

  1. Исследование понимания вопросительных предложений

Кого ловит девочка?

Чем девочка ловит бабочку?

Кто ловит бабочку?

-Посмотри на картинки. Покажи:

3.4.Исследование понимания слов с противоположным значением.

-Посмотри на картинки. Покажи, где:

узкая — широкая (лента)

что кислое - что сладкое

толстая - тонкая (книга)

Оценка исследования понимания речи

1 балл              правильно выполняет задания

0,5 балла          выполняет после нескольких повторений

0,25 балла        с трудом понимает обращенную к нему речь                  

0 баллов           не выполняет

Итог по серии I: 24 пробы, 24 балла

Баллы серии I. НГ

Баллы серии I КГ

Примечание________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Серия II. Исследование сенсомоторного уровня речи

1.Проверка состояния фонематического восприятия.

-Повтори за мной слоговые ряды:

балл

НГ

балл

КГ

балл

НГ

балл

КГ

ба-ба-па

 жа-за-жа

па-ба-па

   ча-ша-ча

та-да-та

   ла-ра-ла

да-та-да

   ша-са-ша

га-ка-га

 за-жа-за

ба-бя-ба

ша-ча-ша

бя-ба-бя

ра-ла-ра

са-ша-са

га-га-ка

Оценка состояния фонематического восприятия

  1 балл            точно и правильно воспроизводит в темпе предъявления                    

  0,5баллов       первый член воспроизводит правильно, второй       уподобляет   первому

  0,25баллов     неточно воспроизводит оба члена пары с перестановкой    слогов, их заменой  и пропусками

  0 баллов          не воспроизводит

  Итог: 16 проб, 16 баллов

Примечание__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Состояние фонематического анализа и синтеза

 -Скажи, какой первый звук в слове:

балл

НГ

балл

КГ

балл

НГ

балл

КГ

Аня

осы

аист

Оля

Ира

улица

Инна

ухо

Оценка состояния фонематического анализа и синтеза

1 балл        правильно отвечает с первой попытки

0,5 балла        правильно отвечает со второй попытки

0,25 балла        правильно отвечает с третьей попытки

0 баллов        отвечает неправильно

Итог: 8 проб, 8 баллов

Примечание________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Исследование артикуляционной моторики.

-Повтори движения:

балл

НГ

балл

КГ

«лопаточка - иголочка»

   «трубочка»

«грибок»

   «качели»

«цоканье

Оценка состояния артикуляционной моторики

1 балл          правильно выполняет движения

0,5 баллов   выполняет замедленно и напряженно

0,25 балла   с ошибками: длительный поиск позы, отклонение конфигурации, синкинезии,  гиперкинезы

 0 баллов      не выполняет движений

Итог: 5 проб, 5 баллов

Примечание____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова, предложения.

-Повтори слова:

балл

НГ

балл

КГ

полотенце

велосипед

простокваша

температура

скворечник

сковорода

регулировщик

телевизор

-Повтори предложения:

балл

НГ

балл

КГ

Мальчики слепили

снеговика.

Водопроводчик чинит

 водопровод.

Волосы подстригают

в парикмахерской.

Саше понравился

пластмассовый кораблик.

У девочки Дины

котенок Тима.

Регулировщик стоит

на перекрестке.

Оценка состояния сформированности звуко-слоговой структуры слова и предложений

1 балл            правильно и точно воспроизводит в темпе предъявления

0,5 баллов     замедленное послоговое воспроизведение

0,25баллов   искажает звуко-слоговую структуру слова (пропуски и перестановки звуков и    слогов внутри слова)

  0 баллов        не воспроизводит,   Итог: 14 проб, 14 баллов

Примечание___________________________________________________________________

5.Исследование звукопроизношения

В таблице символами отметить характер нарушений: (-) - отсутствие звука, м/з – межзубное произнесение и т.д

Звуки

Характер произношения звуков

Балл

Изолированно

В слогах

В словах

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

В

Д

Б

Г

С

Сь

З

Зь

Ц

Ч

Ш

Ж

Щ

Л

Ль

Р

Рь

М

Н

Й

Оценка звукопроизношения

1 балл          безукоризненно произносит звук в любых речевых ситуациях

0,5баллов  изолированно и отраженно произносит правильно, иногда подвергает звук             замене или искажению

0,25балла   изолированно звук произносит правильно, но в самостоятельной речи звук не      автоматизирован

0 баллов       в любой позиции звук искажается или заменяется  Итог: 20 проб, 20 баллов________________

Баллы серии II. НГ

Баллы серии II.  КГ

Итог по серии II: 63 пробы, 63 балла

Примечание____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Серия III. Исследование грамматического строя речи и словоизменения

1.Исследование употребления существительных в единственном и множественном числе. 

-Я назову один предмет, а ты назови много:

Балл

НГ

Балл

КГ

ухо - уши

лист - листья

дерево — деревья

воробей - воробьи

2. Исследование употребления существительных  форме единственного числа творительного падежа. 

-Посмотри на картинки. Скажи, чем ты рисуешь:

Балл

НГ

Балл

КГ

Карандашом

Ручкой

Мелом

Кистью

3.Исследование употребления пред ложно-падежных конструкций.

-Посмотри на картинки. Ответь на вопросы: 

балл

НГ

балл

КГ

где стоит машина (около дома)

где летает бабочка (над цветком)

от кого убегает мышка (от кошки)

куда подходят мальчики (к дому)

4.        Исследование употребления прилагательных и существительных в единственном

и множественном числе женского, мужского и среднего рода.

-Посмотри на картинки.

 Скажи, что на них изображено и какого цвета изображенные предметы:

балл

НГ

балл

КГ

Красные ягоды

Желтые листья

Синее одеяло

Голубые глаза

5        Исследование употребления существительных с числительными.

-Посмотри на картинки. Что на них нарисовано?

балл

НГ

балл

КГ

Один, одна - утка, гусь, дом.

Два, две - кошка, заяц, яблоко

Оценка состояния грамматического строя речи и словоизменения

1 балл               образует правильно практически все слова

 0,5 баллов       образует правильно половину слов

 0,25 баллов     образует правильно 1—2 слова, словосочетания

0 баллов           не образует слов, словосочетаний

Баллы серии III. НГ

Баллы серии III. КГ

18 проб, 18 баллов

Примечание___________________________________________________________________

Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования

1. Исследование активного словаря

1.1.        Исследование предметного словаря.

-Я покажу, а ты назови части тела:

балл

НГ

балл

КГ

Пальцы

Спина

Грудь

Живот

Брови

Ноги

1.2.        Исследование существительных, обозначающих части предметов.

-Посмотри на картинки. Какие предметы на них изображены? Из каких частей состоят эти предметы?

балл

НГ

балл

КГ

одежда (рукав, воротник, карман, пуговица, пояс)

детали машины (кабина, колесо, руль, дверь, фара, мотор)

1.3.        Исследование существительных, обозначающих название профессий.

-Посмотри на картинки. Люди каких профессий на них изображены?

балл

НГ

балл

КГ

фотограф

почтальон

строитель

учитель

водитель

парикмахер

1.4.        Исследование глагольного словаря. -Ответь на вопросы:

балл

НГ

балл

КГ

Кто как передвигается? (птица, рыба, змея, заяц)

Что ты делаешь в течение дня? (подобрать семь слов-действий)

Что делают девочки? (по предъявленным картинкам: шьет, вяжет, подметает, поливает, гладит)

Кто как голос подает? кто как ест? (кошка, воробей, мышь, корова, гусь)

1.5. Исследование словаря прилагательных (определений).

-Посмотри на картинки. Назови слова-признаки:

балл

НГ

балл

КГ

цвет (оттенки: оранжевый, розовый, коричневый, фиолетовый, голубой)

качественные прилагательные (длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, кислый, горький, сладкий, соленый)

Форму-овальный, четырехугольный

2. Исследование словообразования

2.1.        Употребление существительных  с уменьшительно-ласкательным суффиксом

-Я скажу про большой предмет, а ты - про маленький, ласково:

балл

НГ

балл

КГ

шкаф

береза

ваза

ухо

миска

  1. Образование названий детенышей.

-Скажи, как называют детенышей:

балл

НГ

балл

КГ

Зайца

Собаки

Волка

Медведя

Белки

2.3.        Образование приставочных глаголов

-Образуй как можно больше слов-действий от слов:

балл

НГ

балл

КГ

ходить        

лететь

ехать

Оценка исследования словаря и навыков словообразования

1 балл                 дает правильный ответ

0,5 баллов          дает правильный ответ после небольшой помощи

0,25 баллов        форму образует неверно

0 баллов             задание не выполняет  Итог по серии IV: 35 проб, 35 баллов

Баллы серии IV. НГ

Баллы серии IV. КГ

Примечание________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Серия V. Исследование связной речи

1. Составление рассказа по сюжетной картинке.

- Посмотри на картинку. Составь по ней рассказ

Балл на начало года

Балл на конец года

Оценка смысловой целостности

5 баллов     рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной   последовательности

2,5баллов       ребенок незначительно искажает ситуацию,

1баллов          неправильно воспроизводит причинно-следственные связи

 0баллов         выпадение смысловых звеньев рассказа, существенные искажения отсутствие рассказа

Итог: 1 проба, 5 баллов        

Оценка лексико-грамматического оформления

5 баллов             рассказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм

2,5 балла            пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность высказывания

1 балл                  отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные замены

О баллов             пересказ недоступен

Итог: 1 проба, 5 баллов

Оценка самостоятельности выполнения задания

5баллов             самостоятельный пересказ

2,5баллов           пересказ после минимальной помощи (1—2 вопроса)

1балл                  пересказ по вопросам

0баллов              пересказ недоступен

Итог: 1 проба, 5 баллов                       Общий итог: 1 проба, 15 баллов

Примечание________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Пересказ сказки.        

-Посмотри на картинки. Расскажи по ним сказку.

Балл на начало года

Балл на конец года

Оценка смысловой целостности

5баллов               воспроизводит все смысловые звенья

2,5баллов            воспроизводит смысловые звенья с незначительными сокращениями

1балл                   пересказ неполный, имеются значительные сокращения

0баллов                не выполняет задания

Итог: 1 проба, 5 баллов

Оценка лексико-грамматического оформления

5баллов               рассказ оформлен грамматически правильно

2,5баллов            рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления,      неточное употребление слов

1балл                   наблюдается аграмматизм, стереотипность оформления

0баллов               рассказ не оформлен

Итог: 1 проба, 5 баллов

Оценка самостоятельности выполнения задания

5 баллов        самостоятельно подбирает и располагает картинки

2,5 балла        картинки располагает с помощью

1 балл        раскладывает картинки и составляет рассказ по наводящим вопросам
О баллов        задание недоступно даже при наличии помощи

Итог: 1 проба, 5 баллов Общий итог: 1 проба, 15 баллов Итог по серии V: 2 пробы, 30 баллов

Баллы серии V. НГ

Баллы серии V. КГ

Примечание________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Серия VI. Исследование общей и мелкой моторики

1.Исследование общей моторики

1.1.        Исследование движений рук и плечевого пояса.

-Выполни мои инструкции.

балл

НГ

балл

КГ

Подними руки вверх (покажи, какой ты большой).

Покажи, как летают птицы, машут крыльями.

  1. Исследование движений туловища.

балл

НГ

балл

КГ

Покачайся, как маятник часов (тик-так).

Наклонись и возьми предмет с пола (колени не сгибать).

  1. Исследование движений ног и сохранение равновесия.

- Выполни мои инструкции.

балл

НГ

балл

КГ

Покажи, каким ты был маленьким (приседание).

Покажи, как петушок стоит на одной ноге.

Прыгай на одной ноге (до указанного ориентира).

Перешагивай через «лужи» или «камни» (ходьба с высоким подниманием колен).

  1. Исследование статической координации движений.

-Выполни мою инструкцию.

балл

НГ

балл

КГ

Вытяни руки вперед и закрой глаза. Стой так в течение 5 секунд.

1.5.        Исследование динамической координации движений.

- Выполни мои инструкции.

балл

НГ

балл

КГ

Шагай, как солдат -маршировка

Выполни подряд 3 приседания

1.6.Исследование пространственной ориентации по подражанию.

-Выполни мои инструкции.

балл

НГ

балл

КГ

Пройди по кругу сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

Пройди по кругу и встань в центр

Обойди весь кабинет и встань в заданном месте.

Оценка состояния общей моторики

1 балл          правильно, точно и полно выполняет все движения в нормальном темпе с 1раза

   0,5балла      выполняет правильно, но с повторением инструкции или повторением показа,          в замедленном темпе

   0,25 балла  неполный объем движений, нескоординированность движений, двигательное                                            беспокойство, не все      задания выполняются

0 баллов       не способен выполнить движение

Общая моторика

Состояние общей моторики

Итог: 14 проб, 14 баллов

2. Исследование мелкой моторики

2.1.        Исследование кинестетической основы движений.

-Выполни мои инструкции.

балл

НГ

балл

КГ

Покажи «козу рогатую» (указательный палец и мизинец вытянуты вперед, остальные сжаты) поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе.

Покажи «ушки зайчика» (указательный и средний палец вытянуты вверх, остальные сжаты в кулак) поочередно каждой рукой, а затем двумя руками вместе.

Покажи колечко (поочередно каждым пальцем соприкасаемся с большим пальцем на одной руке, а затем на другой).

Покажи «очки» (одновременно двумя руками).

  1. Исследование кинетической основы движений.

-Выполни мои инструкции.

балл

НГ

балл

КГ

Поочередно сгибай пальцы правой и левой руки (возможно чтение потешки «Сорока-сорока»).

Пальчики «здороваются» (поочередное касание подушечками пальцев руки, а затем одноименных пальцев обеих рук).

«Игра на пианино»

Изменение положения кистей рук (1кулак, 2 - выпрямленная ладонь и наоборот).

Оценка состояния мелкой моторики

1балл           выполняет движения в полном объеме в нормальном темпе

0,5баллов     заторможенность и         нескоординированность движений при выполнении

0,25баллов  наличие синкинезий в общескелетной и мимической мускулатуре и трудность в переключении движений

0баллов        отказывается от выполнения задания

Мелкая моторика

Состояние мелкой

моторики

Итог: 9 проб, 9 баллов Итог по серии VI: 23 пробы, 23 балла

Ведущая рука_______________________________________________________________________

Баллы серии VI. НГ

Баллы серии VI. КГ

Окончательный итог: 165 проб, 193 балла

Баллы НГ

Баллы КГ

Заключение

(сентябрь)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(май)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата_____________________                                 Учитель-логопед:_____________________

*НГ  - начало года

*КГ – конец года

РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности состояния общей и мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях...

Авторская программа: Развитие мелкой моторики у детей 5 - 6 лет с речевым недоразвитием "Развиваем, играем, говорим!"

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики благотворно сказывается на развитии речи ребенка. У детей с различными речевыми нарушениями отмечаетс...

Психолого-педагогическая коррекция общей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Теоретический материал о важности коррекции общей и мелкой моторики у детей, а также некоторый практический материал....

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте,используя различные материалы.Развитие кисти рук и координации движений пальцев рук - задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребёнка....

Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 4 лет с речевыми нарушениями на основе тестовой диагностики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной

Материал включает в себя подробный протокол обследования речи с критериями оценки по 11 основным показателям, речевой профиль, сетки для записи ответов детей, полный картинный материал в 3х файлах. Ма...

Календарное планирование работы по развитию мелкой моторики у детей средней группы с тяжелыми речевыми нарушениями.

Календарное  планирование работы по развитию мелкой моторики у детей средней группы с тяжелыми речевыми нарушениями...

Перспективный план работы с родителями по развитию мелкой моторики у детей средней группы с тяжелыми речевыми нарушениями

Перспективный план работы с родителями по развитию мелкой моторики  у детей средней группы с тяжелыми речевыми нарушениями...