МОТИВАЦИЯ НА СОТРУДНИЧЕСТВО: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ
статья по коррекционной педагогике на тему
В статье представлены современные взгляды на взаимодействие логопеда и родителей детей с нарушениями речи. Использование комплексных подходов взаимодействия поможет логопеду организовать и систематизировать технологическую цепочку как целостную педагогическую деятельность, создать мотивацию на сотрудничество логопеда и родителей для повышения результативности в коррекции речевых нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_motivatsiya_na_sotrudnichestvo.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
МОТИВАЦИЯ НА СОТРУДНИЧЕСТВО:
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ
Н.В. Белякова, учитель-логопед
Проблема выстраивания отношений педагогов и родителей детей, имеющих определенные трудности в развитии всегда актуальна. Поэтому возникла необходимость обновления и систематизации эффективных подходов, форм, принципов взаимодействия с родителями по предупреждению и преодолению речевых нарушений, повышению результативности коррекции с учетом изменившейся ситуации.
В основе современного взгляда на взаимодействие семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители. Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями: мотивация, сотрудничество, взаимодействие.
Для достижения результативности в коррекции нарушений речи у детей логопеду, как организатору процесса коррекции, важно создать мотивацию на сотрудничество у родителей. Для этого необходимо выявить проблемы, мешающие достижению поставленных целей, проанализировать их, найти и преодолеть барьеры во взаимодействии, сформировать потребность в изменении мотивации у родителей.
Взаимодействие – это коммуникация, в которой существуют барьеры непонимания, поэтому она часто бывает проблемной, конфликтной. Важно определить подходы их преодоления.
Барьеры непонимания, возникающие между педагогами и родителями
Уровни непонимания | Подходы преодоления непонимания |
Фонематический барьер: невнятная, быстрая речь, речь с акцентом, с использованием несоответствующей смыслу высказывания жестикуляцией. | Предоставление информации четкой дикцией и уместной жестикуляцией. |
Семантический барьер: использование непонятной научной, профессиональной терминологии; несогласованность представлений из-за разных уровней образования, профессии, индивидуальных особенностей. | Владение информацией об аудитории, использование знакомых терминов, понятий, вдумчивое введение новых слов. |
Стилистический (синтаксический) барьер: несоответствие словесной формы эмоциональному содержанию. | Умение правильно структурировать информацию, четко организовывать сообщение, используя перечисление, выделяя акценты. |
Логический барьер: возникает из-за неправильных или неразделяемых аргументов и логики собеседника. | Знание психологического, образовательного уровня слушателей. Для людей с высокой заинтересованностью, восходящая система аргументации (от частного к общему). |
Для формирования эффективного взаимодействия педагогов и родителей важно учитывать психологические и индивидуальные особенности, жизненный опыт, собственное видение проблем и мотивов в обучении детей, руководствоваться технологией сотрудничества. Сотрудничество – этап в развитии взаимодействия между людьми, предполагает возможность передавать опыт и формировать потребность перенимать его. В процессе сотрудничества важно не обучить действию, а передать способы познания. Поэтому содержание и формы работы логопеда с семьей должны быть разнообразными, нестандартными.
Формы взаимодействия логопеда с родителями детей с нарушениями речи
Индивидуальная и подгрупповая формы включают анкетирование, консультирование, рекомендации, беседы, практические занятия, выставки, предоставление информации через информационно-компьютерные технологии.Данные формы используются в разнообразных видах сотрудничества с родителями.
- Консультативно-рекомендательная форма:
- предоставление диагностических данных: первичных, динамических;
- консультирование с ответами на вопросы родителей, касающихся оценки уровня развития ребенка на данном этапе, возможности коррекционной работы, рекомендации по организации условий успешного развития ребенка (индивидуальные, подгрупповые).
Предполагаемый результат: родители сотрудничают с логопедом регулярно, проявляя инициативу.
- Лекционно-просветительская форма:
- лекционные занятия с получением знаний по различным вопросам речевого развития и коррекции речевых нарушений у детей.
Предполагаемый результат: повышение уровня компетентности родителей.
- Практическая форма:
- практические занятия;
- комбинированные занятия (темы практических занятий соответствуют лекционным темам);
- проектная деятельность: совместные проекты с родителями, детьми, специалистами детского сада.
Форма организации: индивидуальная, подгрупповая.
Предполагаемый результат: получение практических умений в коррекции речевых нарушений у детей.
- «Круглый стол»:
- знакомство родителей друг с другом, со специалистами детского сада;
- выявление проблем, получение полезной информации, обозначение круга интересующих вопросов;
Форма организации: подгрупповая, беседа.
Условия организации: непринужденная обстановка.
Предполагаемый результат: установление доверительных отношений, выработка стратегии взаимосотрудничества.
- Детские праздники, развлечения:
- утренники («Осенины», «Новогодний карнавал», «Выпускной бал» и др.), события в жизни детей («День именинника» и др.), «Театральные вечера» и др.).
Форма организации: индивидуальная (сольное выступление), подгрупповая (участие в инсценировке и т.п.).
Условия организации: добровольное участие детей, родителей, специалистов.
Предполагаемый результат: возможность увидеть результат совместной деятельности.
При выборе форм, методов, приемов организации коррекционной работы логопеда с родителями детей с речевыми нарушениями необходимо учитывать типы семьи (по уровню семейного воспитания).
Организация коррекционной работы с семьями различного типа
Типы семьи | Характеристика типа семьи | Работа с семьей |
| Атмосфера в семье нравственно-положительная, родители осуществляют целенаправленное воспитание, активно сотрудничают с ДОУ. Отношения в семье стабильные, доброжелательные. | 1.Изучение и пропаганда опыта отношений, воспитания, семейных традиций. 2.Помощь специалистов по запросу родителей. |
2. Семьи с неустойчивыми педагогическими условиями для психологической и практической подготовки детей к жизни в социуме. | Высокая социальная направленность, родители активны, хорошие взаимоотношения между членами семьи. Но ситуация нестабильна: возникают трудности во взаимоотношениях, отрицательно влияющих на микроклимат в семье, вследствие занятости, перегрузок, неуравновешенности характеров. | 1.Помощь в установлении устойчивых взаимоотношений (привлечение к взаимодействию обоих родителей). 2.Знакомство родителей с возрастными и индивидуальными особенностями детей. 3.Оказание педагогической, логопедической, психологической помощи при необходимости. |
3. Семьи с неустойчивыми педагогическими условиями для психологической и практической подготовки детей к жизни в социуме. | В семье не созданы необходимые условия, нет порядка в организации жизнедеятельности семьи. Типичны конфликты из-за несовпадения взглядов и требований к детям, атмосфера в семье авторитарная. | 1.Обсуждение проблем развития и коррекции, совместный поиск их преодоления. 2.Вовлечение родителей в процесс воспитания, развития, коррекции (обоих родителей и индивидуально). Давать практические задания, предварительно проконсультировав родителей, отмечать успехи и достижения детей. |
4. Семьи с безнравственным, асоциальным поведением. | Родители не чувствуют ответственности за воспитание детей, не занимаются организацией их жизни и занятий. В таких семьях присутствую алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение | 1.Индивидуальные формы общения, беседы, посещение родителями ДОУ. 2.Привлечение общественности (соц. работника, руководителя ДОУ, психолога и др.) |
Таким образом, учитывая тип семьи, особенности семейного воспитания, логопед взаимодействует с родителями на основе доверия, уважения и вежливости. Специфика общения определяется: типом речевого нарушения, возрастом ребенка, мотивацией, образовательным, социальным статусом родителей.
Итак, если мотивация – это совокупность устойчивых мотивов, определяющих задачи, содержание и характер деятельности, а сотрудничество – действие, обеспечивающее равенство позиций, то мотивацию на сотрудничество логопеда с родителями можно представить как технологическую цепочку действий, включающую целевые компоненты:
- Организационный компонент - определение цели, задач, форм и содержание сотрудничества).
- Содержательный компонент - использование разнообразных способов сотрудничества (присоединение к целям и задачам партнера, поддержка, согласованность, обмен инициативами).
- Результативный компонент деятельности - повышение эффективности коррекционной работы, рефлексивная оценка результатов сотрудничества.
Комплексные подходы к взаимодействию представлены в виде структурной модели, в которой отражены инновации с мониторингом проблем, целей, задач, форм, принципов сотрудничества. Это поможет в организации целостной педагогической деятельности, создании мотивации на сотрудничество между участниками коррекционного процесса и повышении результативности в коррекции речевых нарушений.
Структурная модель Мотивация на сотрудничество: логопеда и родители детей с нарушениями речи
Критерии | Характеристика |
Проблематика вопроса |
|
Цель |
|
Задачи |
|
Принципы сотрудничества |
|
Формы сотрудничества |
|
Рефлексивная оценка |
|
Список литературы
- Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду. Этнопедагогический подход. М. «Сфера», 2006.
- Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей, родителей, М.: «Айрис дидактика», 2004.
- Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М. «Сфера», 2005.
- Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду, М.: «Просвещение», 2007.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие, М. «Айрис дидактика», 2006.
- Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации. М.: «Сфера», 2008.
- Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. Методические рекомендации под ред. Шипицыной Л.М., С-П.: «Речь», 2003.
- Пастухова О.И. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи, М.: ТЦ «Сфера», 2007.
- Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции, М.: «Линка-пресс», 2007.
- Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации.- Волгоград: «Учитель», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный подход к взаимодействию с родителями
Консультация предназначена для педагогического состава дошкольных учреждений. В ней говорится о новых формах взаимотношений родителей (законных представителей) с ДОУ....
Лекция для воспитателей на тему: «Инновационный подход к взаимодействию с родителями»
Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учрежде...
Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС Формирование педагогической компетентности родителей
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения....
Инновационный проект на тему: «Инновационные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи как фактор успешной адаптации детей раннего возраста».
«На свете есть много различных профессий,И в каждой есть прелесть своя.Но нет благородней, нужней и чудеснейЧем та, кем работаю я!!!»...
Консультация "Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС. Формирование педагогической компетентности родителей"
Ориентация на инновацииНа современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учр...
Инновационный подход к взаимодействию с родителями
Вопрос о взаимодействии образовательного учреждения и родителей - в ряду самых актуальных на сегодняшний день. Термин "взаимодействие" детского сада и семьи предполагает совместную деятельно...
«Инновационный подход к взаимодействию с родителями детей раннего возраста»
В современном дошкольном образовании актуальна проблема взаимодействия детского сада и семьи. Поэтому в нашем детском саду ведется постоянная работа с родителями, в целях повышения педагогической куль...