МОТИВАЦИЯ НА СОТРУДНИЧЕСТВО: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ
статья по коррекционной педагогике на тему

В статье представлены современные взгляды на взаимодействие  логопеда и родителей детей с нарушениями речи. Использование комплексных подходов взаимодействия поможет логопеду  организовать  и систематизировать технологическую цепочку как целостную педагогическую деятельность, создать мотивацию на сотрудничество логопеда и родителей для повышения результативности в коррекции речевых нарушений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_motivatsiya_na_sotrudnichestvo.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

МОТИВАЦИЯ НА СОТРУДНИЧЕСТВО:

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ

Н.В. Белякова, учитель-логопед

Проблема выстраивания отношений педагогов и родителей детей, имеющих определенные трудности в развитии всегда актуальна. Поэтому  возникла  необходимость  обновления и систематизации  эффективных подходов,  форм, принципов взаимодействия с родителями  по предупреждению и преодолению речевых нарушений, повышению результативности коррекции с учетом изменившейся ситуации.  

В основе современного взгляда на взаимодействие семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители. Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями: мотивация, сотрудничество, взаимодействие.

Для достижения результативности в коррекции нарушений речи у детей  логопеду, как организатору  процесса коррекции,   важно создать мотивацию на сотрудничество у родителей. Для этого необходимо  выявить проблемы, мешающие достижению поставленных целей, проанализировать их, найти и преодолеть барьеры во взаимодействии, сформировать потребность в изменении мотивации у родителей.

Взаимодействие – это коммуникация, в которой существуют барьеры непонимания, поэтому она часто бывает проблемной, конфликтной. Важно определить подходы их преодоления.

Барьеры непонимания, возникающие между педагогами и родителями

Уровни непонимания

Подходы преодоления непонимания

Фонематический барьер:

невнятная,  быстрая речь, речь с акцентом,

 с использованием несоответствующей смыслу высказывания жестикуляцией.

Предоставление информации четкой дикцией и уместной жестикуляцией.

Семантический барьер:

использование непонятной научной, профессиональной терминологии; несогласованность представлений из-за разных уровней образования, профессии, индивидуальных особенностей.

Владение информацией об аудитории, использование знакомых терминов, понятий, вдумчивое введение новых слов.

Стилистический (синтаксический) барьер:

несоответствие словесной формы эмоциональному содержанию.

Умение  правильно структурировать информацию, четко организовывать сообщение, используя перечисление, выделяя акценты.

Логический барьер:

возникает из-за неправильных или неразделяемых аргументов и логики собеседника.

Знание психологического, образовательного уровня слушателей. Для людей с высокой заинтересованностью, восходящая система аргументации  (от частного к общему).

      Для формирования эффективного взаимодействия педагогов и родителей важно учитывать  психологические и индивидуальные особенности, жизненный опыт, собственное видение проблем и мотивов в обучении детей, руководствоваться технологией сотрудничества. Сотрудничество – этап в развитии взаимодействия между людьми, предполагает возможность передавать опыт  и формировать потребность перенимать его. В процессе сотрудничества важно не обучить действию, а передать способы познания. Поэтому содержание и формы работы логопеда с семьей должны быть разнообразными, нестандартными.

Формы взаимодействия логопеда  с родителями детей с нарушениями речи

Индивидуальная и подгрупповая формы включают анкетирование, консультирование, рекомендации, беседы, практические занятия, выставки, предоставление информации через информационно-компьютерные технологии.Данные формы используются в разнообразных видах сотрудничества с  родителями.

  • Консультативно-рекомендательная форма:

-  предоставление диагностических данных: первичных, динамических;

- консультирование с ответами на вопросы родителей, касающихся оценки уровня развития ребенка на данном этапе, возможности коррекционной работы, рекомендации по организации условий успешного развития ребенка (индивидуальные, подгрупповые).

Предполагаемый  результат: родители сотрудничают с логопедом регулярно, проявляя инициативу.

  • Лекционно-просветительская форма:

- лекционные занятия с получением знаний по различным вопросам речевого развития и коррекции речевых нарушений  у детей.

Предполагаемый  результат: повышение уровня компетентности родителей.

  • Практическая форма:

-  практические занятия;

- комбинированные занятия (темы практических занятий соответствуют лекционным темам);

- проектная деятельность: совместные проекты с родителями, детьми, специалистами детского сада. 

Форма организации:  индивидуальная, подгрупповая.

Предполагаемый  результат: получение практических умений в коррекции речевых нарушений у детей.

  •  «Круглый стол»:

-    знакомство родителей друг с другом, со специалистами детского сада;

- выявление проблем, получение полезной информации, обозначение  круга интересующих  вопросов;

Форма организации:  подгрупповая, беседа.

Условия организации:  непринужденная обстановка.

Предполагаемый  результат: установление доверительных отношений, выработка стратегии взаимосотрудничества.

  • Детские праздники, развлечения:

-  утренники («Осенины», «Новогодний карнавал», «Выпускной бал» и др.), события в жизни детей («День именинника» и др.), «Театральные вечера» и др.).

Форма организации: индивидуальная (сольное выступление), подгрупповая (участие в инсценировке и т.п.).

Условия организации:  добровольное участие детей, родителей, специалистов.

Предполагаемый  результат: возможность увидеть результат совместной деятельности.

При выборе форм, методов, приемов организации коррекционной работы логопеда с родителями детей с речевыми  нарушениями  необходимо учитывать типы семьи (по уровню семейного воспитания).

Организация коррекционной работы с семьями различного типа                                                  

Типы семьи

Характеристика типа семьи

Работа с семьей

  1. Семьи с устойчивыми педагогическими условиями для психологической и практической подготовки детей к жизни в социуме.

Атмосфера в семье нравственно-положительная, родители осуществляют целенаправленное воспитание, активно сотрудничают с ДОУ. Отношения в семье стабильные, доброжелательные.

1.Изучение и пропаганда опыта отношений, воспитания, семейных традиций.

2.Помощь специалистов по запросу родителей.

2. Семьи с неустойчивыми педагогическими условиями для психологической и практической подготовки детей к жизни в социуме.

Высокая социальная направленность, родители активны, хорошие взаимоотношения между членами семьи. Но ситуация нестабильна: возникают трудности во взаимоотношениях, отрицательно влияющих на микроклимат в семье, вследствие занятости, перегрузок, неуравновешенности характеров.

1.Помощь в установлении устойчивых взаимоотношений (привлечение к взаимодействию обоих родителей).

2.Знакомство родителей с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

3.Оказание педагогической, логопедической, психологической помощи при необходимости.

3. Семьи с неустойчивыми педагогическими условиями для психологической и практической подготовки детей к жизни в социуме.  

В семье не созданы необходимые условия, нет порядка в организации жизнедеятельности семьи. Типичны конфликты из-за несовпадения взглядов и требований к детям, атмосфера в семье авторитарная.

1.Обсуждение проблем развития и коррекции, совместный поиск их преодоления.

2.Вовлечение родителей в процесс воспитания, развития, коррекции (обоих родителей и индивидуально). Давать практические задания, предварительно проконсультировав родителей, отмечать успехи и достижения детей.

4. Семьи с безнравственным, асоциальным поведением.

Родители не чувствуют ответственности за воспитание детей, не занимаются организацией их жизни и занятий. В таких семьях присутствую алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение

1.Индивидуальные формы общения, беседы, посещение родителями ДОУ.

2.Привлечение общественности (соц. работника, руководителя ДОУ, психолога и др.)

Таким образом, учитывая тип семьи, особенности семейного воспитания, логопед взаимодействует с родителями на основе доверия, уважения и вежливости. Специфика общения определяется: типом речевого нарушения, возрастом ребенка, мотивацией, образовательным, социальным статусом родителей.

Итак,  если мотивация – это совокупность устойчивых мотивов, определяющих задачи, содержание и характер деятельности, а сотрудничество – действие, обеспечивающее равенство позиций, то мотивацию на сотрудничество логопеда с родителями можно представить как технологическую цепочку действий, включающую целевые компоненты:

  • Организационный компонент - определение цели, задач, форм и содержание сотрудничества).  
  • Содержательный компонент - использование разнообразных способов сотрудничества (присоединение к целям и задачам партнера, поддержка, согласованность, обмен инициативами).
  • Результативный компонент деятельности - повышение эффективности коррекционной работы,  рефлексивная оценка результатов сотрудничества.

Комплексные подходы к взаимодействию  представлены  в виде структурной модели, в которой  отражены инновации с мониторингом проблем, целей, задач, форм, принципов сотрудничества. Это поможет в организации целостной педагогической деятельности, создании мотивации на сотрудничество между участниками коррекционного процесса и повышении результативности в коррекции речевых нарушений.

Структурная модель Мотивация на сотрудничество: логопеда и родители детей с нарушениями речи

Критерии

Характеристика

Проблематика вопроса

  • Мотивация к сотрудничеству у логопеда и родителей
  • Адекватное представление родителей о речевом развитии ребенка
  • Владение способами коррекционной и развивающей работы (родители, воспитатели, специалисты д/с)

Цель

  • Систематизировать работу с родителями, мотивировать их к взаимодействию

Задачи

  • Социальная диагностика семьи: определение типа семьи, типы поведения родителей
  • Структурирование методов дифференцированной помощи родителям с учетом уровня  мотивации
  • Определение форм сотрудничества с семьей
  • Логопедическое просвещение родителей

Принципы сотрудничества

  • открытости отношений
  • профессиональной готовности к сотрудничеству
  • индивидуальности родителей
  • информационного обеспечения
  • взаимосвязи диагностики, коррекции, развития
  • преемственности согласованных действий (комплексный подход)
  • вариативности (профессиональная позиция логопеда, статус семьи, уровень родительской мотивации)

Формы сотрудничества

  • Консультативно-рекомендательная
  • Лекционно-просветительская
  • Практическая
  • Комбинированная

Рефлексивная оценка

  • Динамические изменения родительской мотивации
  • Оценка уровня родительской активности
  • Изучение родительского мнения по вопросам сотрудничества
  • Диагностика качества коррекционно-развивающей работы логопеда

Список литературы

  1. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду. Этнопедагогический подход. М. «Сфера», 2006.
  2. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей, родителей, М.: «Айрис дидактика», 2004.
  3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М. «Сфера», 2005.
  4. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду, М.: «Просвещение», 2007.
  5. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие, М. «Айрис дидактика», 2006.
  6. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации. М.: «Сфера», 2008.
  7. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. Методические рекомендации под ред. Шипицыной Л.М., С-П.: «Речь», 2003.
  8. Пастухова О.И. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи, М.: ТЦ «Сфера», 2007.
  9. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции, М.: «Линка-пресс», 2007.
  10. Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации.- Волгоград: «Учитель», 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход к взаимодействию с родителями

Консультация предназначена для педагогического состава дошкольных учреждений. В ней говорится о новых формах взаимотношений родителей (законных представителей) с ДОУ....

Лекция для воспитателей на тему: «Инновационный подход к взаимодействию с родителями»

Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учрежде...

Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС Формирование педагогической компетентности родителей

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения....

Взаимодействие логопеда с родителями детей: традиционные и инновационные формы

Наибольшей эффективности в коррекционной работе с детьми имеющими различные нарушения речи,можно добиться только при тесном взаимодействии логопеда с родителями воспитанников....

Инновационный проект на тему: «Инновационные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи как фактор успешной адаптации детей раннего возраста».

«На свете есть много различных профессий,И в каждой есть прелесть своя.Но нет благородней, нужней и чудеснейЧем та, кем работаю я!!!»...

Консультация "Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС. Формирование педагогической компетентности родителей"

Ориентация на инновацииНа современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учр...

Инновационный подход к взаимодействию с родителями

Вопрос о взаимодействии образовательного учреждения и родителей - в ряду самых актуальных на сегодняшний день. Термин "взаимодействие" детского сада и семьи предполагает совместную деятельно...