Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС Формирование педагогической компетентности родителей
учебно-методический материал по теме

Солдатова Инна Анатольевна
  • На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения.     Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является  деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования администрация Пуровского района

Районный семинар  по теме                                                                                      «Социальное партнерство детского сада с родителями в вопросах воспитания и образования детей»

Инновационные подходы  во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС

Формирование педагогической компетентности родителей

Материалы подготовили: ст. воспитатель Солдатова И.А

Воспитатель Димова Г.Г.

Педагог - психолог

Педагог дополнительного образования Ишпаева С.Е

Март 2014

Инновационные подходы  во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС

  • Формирование педагогической компетентности родителей

       Ориентация на инновации

  • На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения.                                                                                                                                                                                                    Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является  деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.

         Актуальность

  • “Семья-это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро”                           В.А. Сухомлинский.

  •          Отечественной педагогической наукой накоплен значительный опыт в сфере взаимодействия детского сада и семьи: К. Д. Ушинский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.                                                                                                                  Актуальными для современного педагогического процесса являются их научные обобщения и выводы о том, что семья – начало всех начал, тот воспитательный институт, где закладываются основы всесторонне развитой личности. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии и воспитании ребенка.

  • В своих работах учёные предлагают различные формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи - Т.Н. Доронова, Т. А. Маркова,                       Е. П. Арнаутова; раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей - А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова; предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй - Е.П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О.В. Солодянкина.
  • Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик, обращают внимание на содержание работы с семьей:
  • - единство в работе  ДОУ и семьи по воспитанию детей;
  • - взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;  
  • - использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи;
  • - индивидуальные и  групповые формы работы с родителями.
  • Авторы закладывают в основу организации взаимодействия ДОУ с семьей принципы – преемственности согласованных действий, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье.

Работа педагогического коллектива ДОУ опирается  на законодательную базу РФ

  • Так, в законе «Об образовании» в ст.44, п.1.записано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка».

Выбор форм, инновационных  методов и технологий в работе с родителями  на предстоящий учебный год на первом установочном педсовете

Главные задачи и приоритеты

  • В работе с родителями решаются следующие приоритетные задачи:
  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных и  целесообразных  форм работы.
  • Для решения поставленных задач в учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам МКДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.

Этапы реализации поставленных задач

  • В начале учебного года в каждой возрастной группе проходят групповые собрания, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения детей на данный учебный год. Проводится общее собрание, на котором знакомим родителей с планом совместной деятельности, ознакомительные экскурсии для родителей  как вновь прибывших детей,  так и  всех желающих.

  • Инклюзивное образование

  • Одной из  новых форм работы оказания помощи семье, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями  в нашем образовательном учреждении, является  школа педагога - психолога  “ Лесенка…”. Помимо основных направлений деятельности  по сопровождению  воспитательно – образовательного процесса, специалистом проводятся индивидуальные беседы и консультации с применением ИКТ  технологий, просмотров видео, аудиозаписей,  распечатываются индивидуальные буклеты и памятки для конкретной семьи по темам имеющими актуальность в данный период развития  ребенка с особенными образовательными потребностями (краткие рекомендации-тезисы, зачастую с  необходимыми иллюстрациями)

 

Условия для развития ребенка должны быть созданы и в семье.

Для этого мы по мере своих сил и знаний  развиваем  систему всеобуча родителей, воспитывающих как обычных детей, так и  с проблемами в развитии. Благодаря современным ИКТ доступ к необходимой информации не вызывает больших затруднений, нужно только продумать форму подачи родителям необходимых знаний  с учетом их потребностей, готовности их принять. Мы должны ориентировать такие семьи на успех, пусть вначале небольшой…но для того и существует наша школа «Лесенка»….Ступенька за ступенькой….к общему успеху и успешности маленького человечка.

                                    Формы работы: 

  • В педагогической  деятельности ДОУ  используются различные формы работы совместно с родителями
  • Индивидуальные и групповые консультации специалистов  по вопросам развития ребенка;
  • Образовательные семинары для педагогов и родителей (как часть родительского собрания, как самостоятельное  тематическое мероприятие в рамках годового планирования). Например, семинар «Оздоровительные методики в ДОУ и дома» в  соответствии с основной годовой задачей по укреплению здоровья детей и тематической неделей «Олимпийские игры»,
  • Психологические, практико-ориентированные  тренинги
  • Тематические круглые столы.
  • Совместная проектная деятельность
  • Публикации на сайте опыта воспитания ребенка  в семье
  • Занятия в системе «ребенок-родитель-специалист»
  • Участие в экспертизе динамики развития ребенка                                                                (присутствие родителей  на игровых тестах)
  • Организация выездных мероприятий: посещение  музеев, выставок, организаций (ПЧ, почтового отделения,   центра социальной защиты населения поселка)

Трансляция педагогического опыта на сайте ДОУ

  •   С 2011 года детский сад имеет свой сайт. На  сайте родители узнают  о планах, о проходящих в саду мероприятиях и о жизни групп. Родители всегда могут найти информацию о детском саде, о реализуемых педагогическим коллективом программах воспитания и обучения, об условиях поступления в детский сад и необходимых для этого документах. Все значимые мероприятия ДОУ с участием самих родителей также  освещаются на страничках. Многим из них это формирует мотивацию к дальнейшему  активному участию в жизни ДОУ.
  •  Посетители сайта могут посмотреть фото, видеосюжеты и задать интересующие их вопросы по воспитанию и обучению детей.

Интерактивные игры – как средство по взаимодействию с родителями.


  •  Интерактивная игра
     это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью.
  • Упрощенный мир интерактивных игр позволяет участникам лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего. Таким образом, можно более эффективно и с относительно малым риском обучиться новым способам поведения и проверить на практике свои идеи.
  • Такие интервенции известны под другими названиями — «структурирующие упражнения», «моделирующие игры», «ролевые игры» и т. п.

                               

Наиболее плодотворная форма работы с родителями – проектная деятельность

Например, в  течение учебного года реализуется общесадовский долгосрочный творческий проект   «От весны до осени», срок реализации – один  год.

  • (Знакомство с русскими календарными праздниками)

В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. Особое воспитательное  значение  имеет активное участие родителей, как в реализации самого проекта, так и в итоговых праздничных мероприятиях.

           Совместные конкурсы

  • Эффективным способом сближения родителей, детей и педагогов являются также организация и проведение выставок и фотовыставок. Выставки бывают тематическими, посвященными какому-то празднику или интересному событию в жизни детского сада, города, страны. Для нас важно, чтобы выставка носила не просто «развлекательный» характер, но и способствовала педагогическому просвещению родителей, трансляции их творческого потенциала, распространению положительного опыта семейного воспитания.
  • Таким образом, использование инновационных форм в работе с семьями воспитанников играет существенную роль в реализации принципа открытости нашего учреждения и предоставлении родителям практической помощи в получении педагогических знаний.

Использование педагогами наглядно-информационных форм общения играет важную роль в формировании педагогической культуры родителей, способствует возникновению и развитию у них интереса к особенностям воспитания детей в МКДОУ. Наглядно-информационные формы организации общения являются только естественным дополнением диалога двух партнёров-педагогов и родителей, а не основным способом их общения.

Наш детский сад не столько транслятор знаний (подобно телевизору), сколько детский сад социального действия, в котором идет ежедневная совместная работа детей и взрослых. Это означает превращение из МКДОУ «в себе»  в МКДОУ «для себя» - детский сад, открытый жизненным ветрам, где разделяющая линия проходит не между знанием и незнанием, а между действием и бездействием.

Следовательно, обеспечение успешного воспитания дошкольников и устойчивости развития всей системы основано на взаимодействии внутренних и внешних факторов.

Наш детский сад «Березка»  сегодня -  это комплексная система как материальных, так и духовных взаимосвязей, основанных на современных  правовых и нравственных нормах, на  взаимном  «притяжении» педагогов и родителей.

 Мы проживаем с нашими детьми и родителями  яркие моменты жизни каждый день.

Творческих успехов и полета педагогической мысли!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ПО ПОВЫШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ».

В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы интернационального воспитания, а именно – воспитания детей дошкольного возраста в духе толерантности, формирование правильного и адекват...

Консультация "Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС. Формирование педагогической компетентности родителей"

Ориентация на инновацииНа современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учр...

Программа Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании педагогической компетентности родителей

Мир постоянно информационно усложняется. Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических...

Организация совместной деятельности ДОУ и семьи как условие развития педагогической компетентности родителей

Отношения семьи и детского сада определяется понятиямСовместная деятельность– это активная совместная работа воспитателя и родителей, основанная на взаимных действиях, взаимопонимании, взаимоуважении,...

КЛУБНОЕ ЗАНЯТИЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ПО ПОВЫШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Сценарий занятия "Колобок - румяный бок" для детей 3-4 лет в родительском клубе по развивающим играм В. В. Воскобовича "Скозочные лабиринты игры"...

Взаимодействие педагога с семьей как условие повышения педагогической компетентности родителей, имеющих детей раннего возраста

Взаимодействие педагога с семьей как условие повышения педагогической компетентности родителей, имеющих детей раннего возраста...

Тема: «Активизация взаимодействия детского сада и семьи в вопросах повышения педагогической компетентности родителей»

В соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «обеспечение ...