Взаимодействие педагога с семьей как условие повышения педагогической компетентности родителей, имеющих детей раннего возраста
материал

Будакова Нина Игоревна

Взаимодействие педагога с семьей как условие повышения педагогической компетентности родителей, имеющих детей раннего возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагога с семьей как условие повышения педагогической компетентности родителей, имеющих детей раннего возраста

Ребенок никогда не развивается сам по себе, для того, чтобы он овладевал социальными умениями и навыками ему нужны взрослые, которые будут активно направлять процесс его социализации в нужное русло. Первыми взрослыми являются родители ребенка. Уже с первых дней его жизни они учат ребенка общению, правилам поведения, общественным умениям и способностям. От того, на сколько опекуны считаются неплохими наставниками и учителями для своего ребенка зависит его успешная междисциплинарная область исследования как в детстве, так и в жизни. Поддержка важна ребенку на любом возрастном этапе его становления. Так как процесс воспитания достаточно трудный, а также объемен и разносторонен, родители также за короткий срок времени обязаны овладеть свежими познаниями и умениями в воспитании собственного очень быстро взрослеющего ребенка. Не всегда родители имеют все шансы автономно осмыслить необходимость самостоятельно осознать необходимость смены направленности воспитания ребенка, а также найти информацию о воспитании и эффективно применить их на практике. Поэтому им нужна помощь со стороны специалиста, который смог бы объяснить особенности периодизации развития ребенка и стать отличным педагогом в процессе помощи воспитании ребенка со стороны родителей. Такая помощь носит характер развития и повышения психолого-педагогической компетентности родителей. Взаимодействию, как основе педагогического процесса, в последние годы уделяется значительное внимание. Хорошо организованная процедура педагогического общения обеспечивает психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом, детьми и родителями.

Когда в семье рождается ребенок, особенно первый, у родителей сразу возникает много проблем. Они не знают, как к нему подойти, что с ним делать, как его успокоить. Как часто кормить, купать и гулять с ним.

Педагогическая компетентность родителей в отношении ребенка –это:

  1. использование сведений о специфике воспитания и обучения,
  2. знание особенностей психического и личностного развития ребенка в норме и в патологии,
  3. знание возрастных особенностей,
  4. использование способов, технологий педагогического воздействия на ребенка с учетом его нарушений в развитии,
  5. способность понимать потребности ребенка и создать условия для их разумного удовлетворения,
  6. сознательно планировать его образование и вхождение во взрослую жизнь в соответствии со способностями ребенка и социальной ситуацией.

От уровня педагогической компетентности родителей во многом зависит успешность социальной интеграции в общество ребенка.

Для повышения компетентности в вопросах развития, обучения и воспитания детей раннего возраста широко применяются такие формы работы как:

  1. родительские собрания,
  2. семинары-практикумы, практические занятия,
  3. консультации, беседы-разъяснения,
  4. тематические выставки, буклеты, информационный стенд;
  5. круглые столы,
  6. праздники;
  7. домашние игротеки (члены семьи знакомятся с интересными и полезными играми, которые способствуют развитию ребенка).

Данные формы работы являются достаточно эффективными, так как способствуют установлению тесного контакта педагогов, родителей и детей, расширению сферы психолого-педагогических знаний о развитии детей раннего возраста.

При психолого-педагогическом консультировании родителей выделяются конкретные задачи:

  1. выявить возрастные и индивидуальные особенности в развитии ребенка;
  2. определить причину первичных и вторичных отклонений в развитии;
  3. выявить позицию родителей по отношению к ребенку (принятие-отвержение) и способы взаимодействия родителей со своим ребенком (адекватные-неадекватные);
  4. организовать педагогическую и психологическую помощь родителям;
  5. повысить уровень их компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерности развития ребенка.

Беседы с психологом и педагогом позволяют обнаружить, осознать потенциальные возможности своего ребенка, благодаря этому родители получают определенные жизненно важные для них сведения — с чего начинать, что делать, как правильно организовать ребенку помощь, направленную на развитие и преодоление нарушений.

Беседа должна отвечать определенным требованиям:

  1. быть конкретной и содержательной, не содержать лишней информации;
  2. давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;
  3. пробуждать интерес у родителей к педагогическим проблемам;
  4. повышать чувство ответственности родителей за воспитание своих детей.

Планируя тему беседы, педагог должен стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания ребенка.

Также специалисты по желанию родителей выбирают те или иные вопросы воспитания и освещают их в своих лекциях. Консультации посвящаются знакомству родителей с закономерностями развития ребенка, принципам первоначального воспитания и обучения малыша, организации предметно-развивающего пространства ребенка в семье.

Слушая лекции и вопросы других родителей, слушатели лучше осознают и решают свои проблемы. Кроме того, они имеют возможность познакомиться и оказать поддержку друг другу.

Наряду с лекциями проводятся практические занятия, на которых родители имеют возможность приобрести навыки по формированию нарушенных функций, умений и навыков у своих детей. Это могут быть педагогические игровые упражнения, семинары-практикумы. Они направлены на овладение родителями такими способами организации совместной деятельности с ребенком, как упражнения, поручения, личный пример, постановка перспектив, игры, умением придавать ей воспитывающий и развивающий характер, умением заинтересовать ребенка совместной деятельностью и создавать условия для проявления в ней ребенком субъектной позиции.

Более подробно и полно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют наглядно-информационные формы развития психолого-педагогической компетентности родителей, которые включают в себя оформление информационных стендов, выпуск листовок, буклетов, раздаточных материалов для родителей. Обычно в них подбирается тематический материал с практическими рекомендациями, который систематически пополняется.

Общаясь с родителями индивидуально, выявляются положительные личностные качества родителей, необходимые для сотрудничества, намечаются пути дальнейшей помощи семье, даются конкретные рекомендации по воспитанию ребенка. Такая форма работы предполагает дифференцированный подход, то есть работа с родителями основывается на некоторых индивидуальных особенностях семьи и ребенка.

Хорошо зарекомендовали себя и такие формы как организация «круглых столов», родительских собраний, дискуссий, детских праздников. В их подготовке принимают участие специалисты, дети и сами родители.

В результате совместной, творческой, кропотливой работы, родители:

  1. переосмысливают свою роль в воспитании детей,
  2. глубже понимают своих детей, адекватнее их оценивают,
  3. повышают уровень педагогической компетентности, систематизировав и обновив имеющиеся знания о семейном воспитании,
  4. становятся более уверены в собственных силах, в осознании своих прав и потребностей.

Одной из форм взаимодействия педагогов и родителей направленной на развитие их психолого-педагогической компетентности является - тренинг, цель которого показать на практике родителям степень понимания своего ребенка, помочь им глубже осознать свои отношения с детьми, ролевые функции членов семьи, мотивацию родителей на социально значимые семейные ценности; повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания; осознание ими своих потребностей и проблем. Это помогает родителям оценить различные способы взаимодействия и выбрать более удачные, заменяя нежелательные конструктивными.

Таким образом, в результате тесного взаимодействия всех участников коррекционно-развивающего процесса образуется единый воспитательный «треугольник». Основанием для оценки эффективности этого взаимодействия являются обученность и воспитанность ребенка, его способность к вхождению в социальную среду.

В наше время родители все больше осознают необходимость самообразования и саморазвития в процессе воспитания детей, но не все понимают главный принцип родительской компетентности. Именно родители с раннего возраста детей закладывают основы характера ребенка, формируют особенности его взаимоотношений с окружающими людьми. Каждая семья имеет свой взгляд на образовательный процесс, но каждая, в силу разных обстоятельств и даже в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи со стороны. Есть много трудностей в системе отношений «родитель-ребенок», что еще раз подтверждает, что в работе с родителями много нерешенных проблем. Для того чтобы оказать педагогическую помощь родителям, необходима системная работа педагогов с родителями, направленная на развитие их психолого-педагогической компетентности.

Поскольку родительская компетентность является многоаспектым личностным образованием, затрагивающим когнитивную, мотивационно- потребностную и поведенческую сферы, в ее становлении используются вариативные технологий, допускающие использование разных форм организации. При этом следует отметить, что успешность их применения во многом предопределяется многообразием их функционального назначения.

Список используемых источников

  1. Повышение компетентности родителей в воспитании детей раннего возраста [Vuzlit - Архив студенческих работ] – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/povyshenie-kompetentnosti-roditelei-v-vospitani-detei-ranego-vozrasta-metodicheskie-rekomendaci.html (07.12.2021)
  2. Агавелян, М.Г., Данилова, Е.Ю., Чечулина, О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями [Текст]/ М.Г. Агавелян, Е.Ю Данилова; под ред. О. Г. Чечулина. – М.; Издательство Сфера, - 2009. - 128с.
  3. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья[Текст] / Е.П. Арнаутова. - М.: Карапуз, 2001- 10с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей, имеющих детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста - Предметы домашнего окружения в роли игрушек.

Игра –это потребность растущего человека, и ее следует удовлетворять, иначе дети будут стремиться заполнить образовавшийся вакуум сами.В данной консультации рассказывается о том, как организоват...

Оптимизация педагогической компетентности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья через внедрение эффективных форм и методов работы

Cоциализация ребёнка с особыми образовательными потребностями не может быть достигнута без приобщения к этому процессу его семьи, и в первую очередь родителей. В этой связи семья рассматривается как о...

Рекомендации для родителей, имеющих детей раннего возраста с нарушением слуха

Рекомендации для родителей, имеющих детей раннего возраста  с нарушением слуха, дают возможность добиваться положительных результатов в развитие ребёнка....

Организация совместной деятельности ДОУ и семьи как условие развития педагогической компетентности родителей

Отношения семьи и детского сада определяется понятиямСовместная деятельность– это активная совместная работа воспитателя и родителей, основанная на взаимных действиях, взаимопонимании, взаимоуважении,...

Повышение уровня компетентности родителей имеющих детей с речевыми нарушениями через интеграцию работы учителя-логопеда и специалистов детского сада.

Для наилучшего результата коррекционной работы, необходимо следить за правильным произношением детей дошкольного возраста не только в образовательной организации, но и дома. Для этого нужно привлечь р...

Тема: «Активизация взаимодействия детского сада и семьи в вопросах повышения педагогической компетентности родителей»

В соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «обеспечение ...

Проектная деятельность, как условие повышения педагогической компетентности родителей.

Дошкольная образовательная организация и семья – это два основных института воспитания, каждый из которых имеет влияние на формирование личностных качеств ребенка и приобретение им социального о...