Главные вкладки

    «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»
    консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

    Современное общество нуждается в активной личности, способной к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Дошкольное образование призвано способствовать развитию исследовательской активности и инициативы детей. Исследовательская активность помогает становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti_starshih_doshkolnikov.docx25.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»

                                                          Воспитатель МБДОУ ЦРР д/с № 5

                                              «Ромашка»  Муштаева О.Д.

           

    Современное общество нуждается в активной личности, способной к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Дошкольное образование призвано способствовать развитию исследовательской активности и инициативы детей. Исследовательская активность помогает становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей - развивающиеся возможности мышления.

    Для разработки перспективного планирования опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников за основу взяты рекомендации, данные в книге «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В.Дыбиной, Н.П.Рахмановой, В.В.Щетининой, содержащей практический материал с усложнениями с учетом возрастных особенностей дошкольников.

    Использую идею и методику поэтапного развития познавательной активности дошкольников в повседневной жизни из «Исследовательских методов обучения в детском саду» А. И. Савенкова.

    Опыты, предложенные А. И. Шапиро  в серии книг «Секреты знакомых предметов» -  (Свеча. Бумага. Пузырёк воздуха. Лужа) расширяют кругозор дошкольников, способствуют формированию любознательности.

    При организации практической деятельности применяю рекомендации О.Н. Бакаевой «Педагогические условия формирования интеллектуальных умений у старших дошкольников.

    Новизна опыта состоит в комбинации элементов традиционных методов организации мыслительной деятельности: репродуктивных (словесных, наглядных) и нетрадиционных - эвристических, исследовательских методов и приёмов (игры - фокусы, занимательные упражнения, эксперименты), с применением комплексно-тематического подхода к перспективному планированию.

    Системность моей работы заключается в развитии познавательной активности с использованием исследовательских методов в разных видах деятельности, согласно режимным моментам и на занятиях.

    Продумывая формы  и методы организации познавательной деятельности дошкольников, мною определён резерв познавательной активности детей в, перенесён акцент образования с усвоения конкретных знаний в той или иной области на способы их добывания и творческого применения в определенной жизненной или учебной ситуации. При этом обучение веду с учётом интересов и возможностей самих детей, поощряю и стимулирую проявление творчества,  создаю  условия для успешного развития каждого ребенка, развиваю связную речь.

    Использую следующие методы и приемы исследовательской деятельности:

    умение видеть проблему;

    выдвигать гипотезы;

    задавать вопросы;

    давать определения понятиям;

    видеть парадокс;

    классифицировать и анализировать;

    оценивать идеи;

    делать выводы и умозаключения;

    наблюдать;

    экспериментировать.

    Предлагаю дошкольникам воспроизвести знакомые знания с опорой на собственный опыт и создание проблемной ситуации. Например, можно в групповой комнате поставить «столик удивления», на нем под салфеткой дети будут находить какие-либо предметы, вспоминать и рассказывать что-нибудь интересное, связанное с этим предметом.

    Учу детей «смотреть на мир чужими глазами», развиваю способность изменить точку зрения, посмотреть на объект с разных сторон.

    Использую задание «Сколько значений у предмета».

    Например, карандаш, кусочек ткани, кирпич, газета. Найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но реального решения их использования.

    Игра «Карусель» помогает детям заметить вокруг себя то, что дети не замечали раньше (вода в блюдце под цветами, аквариуме, роса, дождь за окном, текущая из крана).

    Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы дают возможность находить новые варианты решения проблем, оценивать их вероятность «Давайте подумаем». (Как птицы узнают дорогу на юг? Почему птицы поют? Почему вода течёт? Почему дует ветер? Почему летают самолёты?) Ответы (гипотезы) на эти вопросы дети дают самые разные, например, (Птицы определяют дорогу по солнцу, по растениям. Птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу. Может быть, внутри птиц есть компас и т.д.).

    «При каких условиях предмет будет очень полезным   или совершенно бесполезным?» (автомобиль).

    Обучая детей умению задавать вопрос,  направляю  мышление  детей на поиск ответа, пробуждая потребность в познании и приобщая к умственному труду. Использую игры: «Какие вопросы помогут тебе узнать о предмете?», «Задай вопрос каждому герою сказки, стихотворения», «Исправь ошибку», «Раскрась разными цветами», «Всё ли мы увидели?», «Вопрос - ответ», «Какой фантастический герой прячется на картинке?»

    Для развития познавательной активности, дети обучаются умению давать определения понятиям. Определить понятие - значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержания.

    Учу детей давать следующие определения понятиям:

           - Описательные. Например,  лес - это природный объект, где есть цветы, грибы, ягоды, сосны, ели, поляны.

              - Отличительные. Например, стол и стул - это мебель, но на стуле сидят, а за столом едят, пишут, рисуют и т.д.

                - Логические. Лошадь – крупное домашнее животное и т.д.

              - Характеризующие - перечисление внутренних свойств. Например, жираф – добродушное животное, у него добрые глаза, маленькие рожки, он ни кого не обижает и т.д.

                  - Разъяснительные. Посредством примера.  «Странный след на песке, словно проехал игрушечный грузовик. Это проползла черепаха» (отрывок из книги Н.Сладкова «В песках»).

                 - Сравнительные (подготовительная группа). Например. Лес - терем расписной; ели - вышки; просветы в небо - оконца и т.д.

                  - Ограничение и обобщающие понятия (подготовительная группа). Квартира - дом - улица - город - столица - страна - континент.

    Важное средство развития умения давать определения понятиям - это загадки, так как они уже содержат определение и активизируют умственную работу.  ??????????????????????

    Развивая исследовательский поиск,  знакомлю детей с парадоксами. Например, опуская в воду гвозди, ложки, вилки, кнопки, шурупы, спрашиваю: «Из чего делают корабли и почему они не тонут?» Дети начинают осознавать, что не всё в мире правильно, есть исключения.

    Неотъемлемая часть исследовательского поиска - умение классифицировать.  Обучаю детей этому умению с помощью игр «Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Продолжи ряд», «Найди все красные..., синие..., зеленые..., круглые..., квадратные и т.д.

    Важно так же научить детей анализировать, выделять главные и второстепенные признаки. Обучение детей этому умению проводится  в старшем дошкольном возрасте с помощью простых графических схем («паучок»).  

    С целью формирования представлений о животных и растения как о живых организмах, показа взаимосвязей, существующих в природе, провожу экологические наблюдения на прогулках, использую пословицы и народные приметы, зашифрованные пиктограммами. Так как дети дошкольного возраста не могут писать и читать, пиктограммами пользоваться удобно. То есть, информация кодируются с помощью знаков, имеющих логические связи между изображением, символом и самим предметом.

    Эксперимент - важнейший метод исследования. Цель экспериментальной деятельности - углублять представления о живой и неживой природе, учить размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты. Эксперименты бывают мыслительные и практические.

    В ходе мыслительных экспериментов решаются следующие задачи:

    • Что можно сделать из куска бумаги?
    • Если бы озеро было столом, чем были бы лодки?

    Практические эксперименты - это реальные опыты. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятие, прогулку, сон.

    Для организации экспериментальной деятельности детей, в группе создан уголок экспериментирования. Там «живут» персонажи, придуманные детьми: «Почемучка», «Незнайка».

    Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям.

     Организовываю познавательные занятия в форме партнерской деятельности, где дошкольники получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

    Тема недели соответствует теме занятия по ознакомлению с окружающей действительностью, занятия по развитию речи, логопедического занятия, формирования продуктивной деятельности, чтения художественной литературы. Нами, педагогами разработано комплексно - тематическое планирование работы.

    Провожу следующие занятия: «Путешествие в прошлое одежды», «Воздух - невидимка», «По страницам волшебной книги», «Зачем нужны деревья?»

    Подготовку к исследованиям проводила поэтапно. Очень важен момент сбора информации. Детям необходимо объяснить: прежде чем начать исследование, сначала необходимо подумать.

    Следующий метод – «Спросить у другого человека». Специалисты в области психологии считают, что умение поставить вопрос часто ценится больше, чем умение его решить.

    Использую метод «Узнать из книг», заранее подбираю литературу. Договариваюсь  с родителями о том, чтобы они помогали детям подбирать литературу и читали им нужную информацию об исследуемом объекте из справочника, энциклопедий. (Проект с Костей)

    Метод «Наблюдение и эксперимент». Проводя наблюдения, например, за растениями, отмечаю их особенности, из чего они состоят, какой формы, цвета, размера, каковы на ощупь, какие запахи и звуки издают (задействую все анализаторы). (Семена огурцов)

    Познавательные занятия  провожу один раз в неделю, распределив их по вышеуказанным сериям,  используя алгоритм построения занятия.

    • Интересное начало – точка удивления.
    • Игры на систематизацию знаний («Чем похожи, чем отличаются?», «Что сначала, что потом?».
    • Метод эмпатии (физкультурная минутка, не нарушающая логики занятия).
    • Опытно-экспериментальная деятельность.
    • Умозаключения детей на основе опытов.
    • Решение проблемных задач, ситуаций.
    • Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, домашнее задание), (рассказать про радугу)

    Подготовила презентацию на тему: «Откуда к нам пришла посуда», «Сказка про муравья», «Какой бывает одежда»

    Большое значение в развитии познавательной активности ребенка-дошкольника имеет семейное воспитание.

         С целью привлечения родителей, к решению этой проблемы  использую различные формы взаимодействия: вечера вопросов и ответов,  специальный стенд, где еженедельно помещаю информацию о деятельности с детьми, предложения, советы.

    Информацию о значении познавательной активности для развития ребенка родители получают через газету «Скоро в школу!» и рукописный журнал «Развивайте способности детей!»

    Итоги наблюдений позволяют сделать вывод о позитивных результатах проделанной работы:

    • дети научились соотносить полученные знания со своим опытом;

    имеют способность к умозаключениям, анализу, классификации;

    • научились строить диалог с взрослыми: пояснять ход деятельности.
    • способность устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи.

    Экспериментальная деятельность с детьми существенно обогащает нравственную сторону личности ребенка: его отношение к природе, к деятельности человека;  дети учатся работать сообща, общаться друг с другом объединенные целью.

    Систематическое использование исследовательских методов обучения на занятиях и в различных видах деятельности способствует удовлетворению потребности детей в новых знаниях, впечатлениях и позволяет избежать развития у воспитанников познавательной пассивности, что дает возможность детям в дальнейшем успешно учиться в школе.

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материал из опыта работы по теме:"Использование метода ТРИЗ в развитии познавательной активности старших дошкольников"

    Творческие способности подразумевают   наличие подвижности мышления, быстрые ориентировки нестандартного подхода к решению больших и малых задач. Важнейшим здесь является  умение перено...

    Доклад из опыта работы: «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»

    Актуальность избранной  мною темы на современном этапе очевидна.Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исс...

    Проект «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»

    Исследовательская активность помогает становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Именно в старшем дошкольном возрасте создаются ...

    Методическая разработка: Развитие познавательной активности старших дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность

    В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», уделяется недостаточно внимания проблеме активизация познавательных интересов и формирование навыков ...

    Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством проектной деятельности

    Данный учебный материал представляет собой статью-опыт работы использования проектной методики для развития экологических представлений у старших дошкольников.материал адресован воспитателям. родителя...

    «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством проектной деятельности»

    Дошкольное детство - длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий....