Доклад из опыта работы: «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»
статья по теме

Татьяна Викторовна Мишустина

 

Актуальность избранной  мною темы на современном этапе очевидна.

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Дошкольное образование призвано способствовать развитию исследовательской активности и инициативы детей. Исследовательская активность помогает становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей - развивающиеся возможности мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_iz_opyta_raboty.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

     

 

                                        Доклад

   из опыта работы: «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»

 

                          Воспитатель группы компенсирующей направленности

                          Мишустина Татьяна Викторовна.

      Актуальность избранной  мною темы на современном этапе очевидна.

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Дошкольное образование призвано способствовать развитию исследовательской активности и инициативы детей. Исследовательская активность помогает становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей - развивающиеся возможности мышления.

В основе данного опыта работы  лежат теоретические исследования ведущего педагога Ю.К. Бабанского, а именно обоснование особой роли методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности детей, среди которых ведущее место занимают методы, направленные на формирование интереса к обучению, самостоятельному добыванию новых знаний и конструирования способов умственной деятельности.

Для разработки перспективного планирования опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников за основу взяты рекомендации, данные в книге «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В.Дыбиной, Н.П.Рахмановой, В.В.Щетининой, содержащей практический материал с усложнениями с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Из методического пособия «Познавательная деятельность в детском саду» под редакцией доцента, зав. Кафедрой ДВиНО Курского областного ИПК и ПРО Э.Е.Кошкиной была использована методика организации занятий.

Исследовательский подход к обучению представлен в пособии «Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках» (М.В. Кларин, 1994).

 Использую идею и методику поэтапного развития познавательной активности дошкольников в повседневной жизни из «Исследовательских методов обучения в детском саду» А. И. Савенкова.

Опыты, предложенные А. И. Шапиро  в серии книг «Секреты знакомых предметов»- (Свеча. Бумага. Пузырёк воздуха. Лужа) расширяют кругозор дошкольников, способствуют формированию любознательности.

Образовательная деятельность построена с учётом рекомендаций  «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и программы  «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

Из методического пособия «Удивительные приключения маленького Почемучки» были использованы дидактические игры, познавательные истории для составления плана кружковой работы с детьми.

При организации практической деятельности применяю рекомендации О.Н. Бакаевой «Педагогические условия формирования интеллектуальных умений у старших дошкольников.

Диагностика изучения познавательной активности детей основана на методических рекомендациях «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Л.Н. Прохоровой. 

Новизна опыта состоит в комбинации элементов традиционных методов организации мыслительной деятельности: репродуктивных (словесных, наглядных) и нетрадиционных - эвристических, исследовательских методов и приёмов (игры - фокусы, занимательные упражнения, эксперименты), с применением комплексно-тематического подхода к перспективному планированию.

Системность моей работы заключается в развитии познавательной активности с использованием исследовательских методов в разных видах деятельности, согласно режимным моментам и на занятиях.

Продумывая формы  и методы организации познавательной деятельности дошкольников, мною определён резерв познавательной активности детей в каждой возрастной группе, перенесён акцент образования с усвоения конкретных знаний в той или иной области на способы их добывания и творческого применения в определенной жизненной или учебной ситуации. При этом обучение веду с учётом интересов и возможностей самих детей, поощряю и стимулирую проявление творчества,  создаю  условия для успешного развития каждого ребенка, развиваю связную речь.

Использую следующие методы и приемы исследовательской деятельности:

умение видеть проблему;

выдвигать гипотезы;

задавать вопросы;

давать определения понятиям;

видеть парадокс;

классифицировать и анализировать;

оценивать идеи;

делать выводы и умозаключения;

наблюдать;

экспериментировать.

Предлагаю дошкольникам воспроизвести знакомые знания с опорой на собственный опыт и создание проблемной ситуации. Например, подойдя к «столику удивления», дети находят под салфеткой знакомые предметы и изображения. Поздней осенью обнаруживают макет  с берёзами, покрытыми зелёной листвой (в начале лета дети праздновали «именины берёзки»). Эта встреча является радостной неожиданностью, вызывает желание что-то вспомнить и рассказать.

 Учу детей «смотреть на мир чужими глазами», развиваю способность изменить точку зрения, посмотреть на объект с разных сторон.

Использую задание «Сколько значений у предмета».

Например, карандаш, кусочек ткани, кирпич, газета. Найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но реального решения их использования.

 Игра «Карусель» помогает детям заметить вокруг себя то, что дети не замечали раньше (вода в блюдце под цветами, аквариуме, роса, дождь за окном, текущая из крана).

Употребление метода «Шесть думательных шляп» побуждает детей к рассуждению.

Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы дают возможность находить новые варианты решения проблем, оценивать их вероятность

«Давайте подумаем». (Как птицы узнают дорогу на юг? Почему птицы поют? Почему вода течёт? Почему дует ветер? Почему летают самолёты?) Ответы (гипотезы) на эти вопросы дети дают самые разные. (Птицы определяют дорогу по солнцу, по растениям. Птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу. Может быть, внутри птиц есть компас и т.д.).

«При каких условиях предмет будет очень полезным   или совершенно бесполезным?» (автомобиль).

Обучая детей умению задавать вопрос,  направляю  мышление  детей на поиск ответа, пробуждая потребность в познании и приобщая к умственному труду. Использую игры: «Какие вопросы помогут тебе узнать о предмете?», «Задай вопрос каждому герою сказки, стихотворения», «Исправь ошибку», «Раскрась разными цветами», «Всё ли мы увидели?», «Вопрос - ответ», «Какой фантастический герой прячется на картинке?»

Для развития познавательной активности, дети обучаются умению давать определения понятиям. Определить понятие - значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержания.

Учу детей давать следующие определения понятиям:

  • Описательные. Например,  лес - это природный объект, где есть цветы, грибы, ягоды, сосны, ели, поляны.
  • Отличительные. Например, стол и стул - это мебель, но на стуле сидят, а за столом едят, пишут, рисуют и т.д.
  • Логические. Лошадь – крупное домашнее животное и т.д.
  • Характеризующие - перечисление внутренних свойств. Например, жираф – добродушное животное, у него добрые глаза, маленькие рожки, он ни кого не обижает и т.д.
  • Разъяснительные. Посредством примера.  «Странный след на песке, словно проехал игрушечный грузовик. Это проползла черепаха» (отрывок из книги Н.Сладкова «В песках»).
  • Сравнительные (подготовительная группа). Например. Лес - терем расписной; ели - вышки; просветы в небо - оконца и т.д.
  • Ограничение и обобщающие понятия (подготовительная группа). Квартира - дом - улица - город - столица - страна - континент.

Важное средство развития умения давать определения понятиям - это загадки, так как они уже содержат определение и активизируют умственную работу.  В группе оформлен альбом «Загадки детей для всех».

Развивая исследовательский поиск,  знакомлю детей с парадоксами. Например, опуская в воду гвозди, ложки, вилки, кнопки, шурупы, спрашиваю : «Из чего делают корабли и почему они не тонут?» Дети начинают осознавать, что не всё в мире правильно, есть исключения.

Неотъемлемая часть исследовательского поиска - умение классифицировать.  Обучаю детей этому умению с помощью игр «Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Продолжи ряд», «Найди все красные..., синие..., зеленые..., круглые..., квадратные и т.д. Игра «Собери под зонтик».

Важно так же научить детей анализировать, выделять главные и второстепенные признаки. Обучение детей этому умению проводится  в старшем дошкольном возрасте с помощью простых графических схем («паучок»).  

С целью формирования представлений о животных и растения как о живых организмах, показа взаимосвязей, существующих в природе, провожу экологические наблюдения на прогулках, использую пословицы и народные приметы, зашифрованные пиктограммами. Так как дети дошкольного возраста не могут писать и читать, пиктограммами пользоваться удобно. То есть, информация кодируются с помощью знаков, имеющих логические связи между изображением, символом и самим предметом.

Эксперимент - важнейший метод исследования. Цель экспериментальной деятельности - углублять представления о живой и неживой природе, учить размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты. Эксперименты бывают мыслительные и практические.

В ходе мыслительных экспериментов решаются следующие задачи:

  • Что можно сделать из куска бумаги?
  • Если бы озеро было столом, чем были бы лодки?

Мною разработана серия  экспериментов на выявление принципа сохранения (длины, объёма, количества  предметов, расстояния)

Практические эксперименты - это реальные опыты. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятие, прогулку, сон. Мною разработана картотека по использованию научных фокусов, познавательных опытов и «жидких фокусов».

Для организации экспериментальной деятельности детей, в группе создан уголок экспериментирования. Там «живут» персонажи, придуманные детьми: «Почемучка», «Незнайка», «Мальвина - Любознайка», «Умный Буратино».

Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям. Они вместе с детьми составляют правила работы, карточки-схемы по проведению опытов, «проводят» опыты с использование схем.

 Организовываю познавательные занятия в форме партнерской деятельности, где дошкольники получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

В предварительной работе при подготовке занятий применяю стенд  для руководства исследовательской работой ребенка.

Тема недели соответствует теме занятия по ознакомлению с окружающей действительностью, занятия по развитию речи, логопедического занятия, формирования продуктивной деятельности, чтения художественной литературы. Мною разработано комплексно - тематическое планирование работы

Провожу следующие занятия: « Путешествие в прошлое одежды», «Воздух - невидимка», «По страницам волшебной книги», «Зачем нужны деревья?»

Подготовку к исследованиям проводила поэтапно. Очень важен момент сбора информации. Детям необходимо объяснить: прежде чем начать исследование, сначала необходимо подумать.

Следующий метод – «Спросить у другого человека». Специалисты в области психологии считают, что умение поставить вопрос часто ценится больше, чем умение его решить.

Использую метод «Узнать из книг», заранее подбираю литературу. Договариваюсь  с родителями о том, чтобы они помогали детям подбирать литературу и читали им нужную информацию об исследуемом объекте из справочника, энциклопедий.

Метод «Наблюдение и эксперимент». Проводя наблюдения, например, за растениями, отмечаю их особенности, из чего они состоят, какой формы, цвета, размера, каковы на ощупь, какие запахи и звуки издают (задействую все анализаторы).

Познавательные занятия  провожу один раз в неделю, распределив их по вышеуказанным сериям,  используя алгоритм построения занятия.

  • Интересное начало – точка удивления.
  • Игры на систематизацию знаний («Чем похожи, чем отличаются?», «Что сначала, что потом?».
  • Метод эмпатии (физкультурная минутка, не нарушающая логики занятия).
  • Опытно-экспериментальная деятельность.
  • Умозаключения детей на основе опытов.
  • Решение проблемных задач, ситуаций.
  • Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, домашнее задание).

Так как темы занятий для детей не могут охватить всю экспериментальную деятельность,   организую с дошкольниками кружок «Почемучки».

Подготовила презентацию на тему: «Забавная астрономия для малышей».

Большое значение в развитии познавательной активности ребенка-дошкольника имеет семейное воспитание.

С целью привлечения родителей, к решению этой проблемы  использую различные формы взаимодействия: вечера вопросов и ответов,  специальный стенд, где ежедневно помещаю информацию о деятельности с детьми, предложения, советы, фоторепортажи о повседневной деятельности  в дошкольном учреждении.

Информацию о значении познавательной активности для развития ребенка родители старшей и подготовительной групп получают через газету «Скоро в школу!» и рукописный журнал «Развивайте способности детей!».

Родители неоднократно приглашаются для просмотров и участия в занятиях, во время которых имеют возможность получить практические советы и рекомендации по обучению детей методам исследовательского поиска, почувствовать радость открытий своих детей.

Домашняя библиотека «Неизведанное - рядом!» знакомит родителей с новинками литературы по данной теме.

В «Почте доверия» родители обмениваются интересующими их вопросами и получают на них ответы.

Родительское собрание «У школьного порога», проведено в интересной и необычной форме – конференции; показывает, что развитие познавательной активности дошкольников - это важная ступень при подготовке к школе.

Результативно организован мастер-класс «Развитие творческой инициативы дошкольников», консультация на тему: « Занимательные опыты на кухне», « Что нужно делать и что нельзя  для поддержания интереса к экспериментированию у детей дошкольного возраста». При проведении консультаций виден интерес родителей к данной теме.

На третьем  обобщающем этапе  мною  проведена итоговая диагностика развития познавательной активности дошкольников, разработана система работы с детьми в повседневной жизни и на занятиях.

Результативность опыта

Итоги наблюдений, результаты контрольных срезов, которые проводились в процессе работы, позволяют сделать вывод о позитивных результатах проделанной работы:

  • дети научились соотносить полученные знания со своим опытом;

имеют способность к умозаключениям, анализу, классификации;

  • умеют выслушивать и учитывать мнение и идеи других, выбирая лучшие с учётом позитивных качеств;
  • научились строить диалог с взрослыми: пояснять ход деятельности.
  • способность устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи.

Экспериментальная деятельность с детьми существенно обогащает нравственную сторону личности ребенка: его отношение к природе, к деятельности человека;  дети учатся работать сообща, общаться друг с другом объединенные целью.

Систематическое использование исследовательских методов обучения на занятиях и в различных видах деятельности способствует удовлетворению потребности детей в новых знаниях, впечатлениях и позволяет избежать развития у воспитанников познавательной пассивности, что дает возможность детям в дальнейшем успешно учиться в школе.

Уровень познавательной активности дошкольников обследовался по методике В.С. Юркевич «Древо желаний» (2007-2010 г).

На начальном этапе обследования диагностика показывает, что дети стремятся к игрушкам, отличающимся яркими  свойствами (большие, красочные, звучные), а также к тем, что знакомы по своему функциональному назначению (телефон, посуда и т.п.); отсутствует интерес к предметам неясного назначения. Регуляция поиска внешняя; предметы господствуют над активностью. Уровень интереса к внешним свойствам предмета определяется самим предметом.

Следовательно, существует необходимость предоставляемый материал детям преподносить по принципу научности, достоверности, в занимательной форме; развивать творческое воображение. Я работаю над данной задачей.

В результате, высокий уровень познавательной активности вырос на 30%, средний на 16%, а низкий на 36%. Познавательная активность направляется целью - достичь желаемого результата.

        Система использования исследовательских методов обучения в повседневной жизни и на занятиях даёт положительную динамику  познавательной активности детей.

Положительным результатом данной работы является то, что дети старшего дошкольного возраста успешно используют в самостоятельной деятельности навыки экспериментирования, используя схемы проведения исследований. Дети стали проявлять инициативу так же и в домашней обстановке: планируют, что им бы хотелось сделать, советуются с родителями, подбирают материал.

Деятельность старших дошкольников характеризуется выраженной исследовательской активностью, что проявляется в устойчивом интересе к исследовательскому поиску как в специально созданных проблемных ситуаций, так и в свободной деятельности.

Дошкольники адекватно принимают проблемную задачу, самостоятельно обнаруживают проблемные объекты и противоречия в повседневной жизни, активно выдвигают различные предположения, осуществляют практический поиск решения проблемы, используя комбинаторный перебор средств решения, рассуждают вслух, не ограничиваются одним решением, отбирают необходимые приборы для получения эффективного результата. По своей инициативе предпринимают дальнейшее исследование с интересными для себя объектами, активно ищут, и находят возможности для нового варианта решения, проявляют настойчивость в получении результата, выражают удовлетворение от экспериментирования, положительно оценивают результаты своей деятельности, стремятся к взаимодействию с другими детьми.

Учителя начальных классов отмечают высокий уровень подготовленности выпускников группы (2008г.) к обучению в школе: дети активны, любознательны, легко адаптировались к новым условиям и обладают высокими коммуникативными качествами, на «хорошо» и «отлично» учатся 7 детей из 13.

Можно сделать вывод, что исследовательские методы обучения являются средством развития познавательной активности дошкольников, их систематическое использование способствует воспитанию инициативного, любознательного, самостоятельного, успешного ребенка, с хорошо развитыми интеллектуальными способностями.

Библиографический  список:

1.  Бакаева, О.Н. «Педагогические условия формирования интеллектуальных умений у старших дошкольников». - Елец, 2000. - 206 с.

3.  Дыбина, О.В., Рахманова, Н.П., Щетинина, В.В. Неизвестное рядом:

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В.Дыбина (отв. ред.) - М.: ТЦ «Сфера», 2001.

4. Кларин М.В.  «Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках» - 1994 г.

5. Короткова, Н.А.«Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»/ Ребенок в детском саду. - 2002.- №1. - с.42.

6. Кошкина, Э.Е. «Познавательная деятельность в детском саду». - Курск, 1995. - 11 с.

7. Морозова, Н.Г. «Воспитание познавательных интересов у детей в семье». - М., Педагогика, 1983. - 224с.

8. Поддъяков, Н.Н. «Содержание и методы умственного воспитания дошкольников». - М., 1980. - 200 с.

9. Савенков, А.И. «Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников». - М., 2004. - 272 с.

10. Савенков, А.И. «Методика проведения учебных исследований в детском саду»

11. Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2008. – 64 с. (Развитие и воспитание дошкольника) «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Методические рекомендации.

12. Малыгина И.В., Т.И. Новикова, И.Я. Беляева «Удивительные приключения маленького Почемучки» (методическое пособие для воспитателей дошкольного образования) – Курск, 1997 г.


           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»

Исследовательская активность помогает становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Именно в старшем дошкольном возрасте создаются ...

Методическая разработка: Развитие познавательной активности старших дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность

В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», уделяется недостаточно внимания проблеме активизация познавательных интересов и формирование навыков ...

Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством проектной деятельности

Данный учебный материал представляет собой статью-опыт работы использования проектной методики для развития экологических представлений у старших дошкольников.материал адресован воспитателям. родителя...

«Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»

Современное общество нуждается в активной личности, способной к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Дошкольное образование призвано способствовать р...

Обобщение педагогического опыта ТЕМА: « РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К МИРУ ПРИРОДЫ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

1.Уточнить и углубить знаний о растениях, животных и природных явлениях; 2.Формировать знания о жизненно необходимых условий для человека, животных и растений (питание, рост и развитие), о правильн...

Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования ЛогоРобота Пчелка

Материалы муниципальной научно-практической конференции педагогических работников«Качество современного образования:традиции, инновации, опыт реализации»....

Доклад: Развитие познавательной активности старших дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность

В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваив...