Обобщение педагогического опыта ТЕМА: « РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К МИРУ ПРИРОДЫ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему

Шипунова Оксана Владимировна
1.Уточнить и углубить знаний о растениях, животных и природных явлениях; 2.Формировать знания о жизненно необходимых условий для человека, животных и растений (питание, рост и развитие), о правильном взаимодействии с окружающим миром; 3.Формировать элементарные представления о причинно-следственных связях внутри природного комплекса; 4. Развивать познавательный интерес к миру природы; 5.Воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Обобщение педагогического опыта232.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

ТЕМА: « РАЗВИТИЕ      ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К МИРУ ПРИРОДЫ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

Обоснование темы:

Данная тема была выбрана не случайно: в современном мире дети отдалены от природы;  то, что их окружает, они порой не замечают, большинство детей сегодня представляют себе природу  как что-то очень отвлеченное и отдаленное, они  с равнодушием и безразличием наблюдают окружающий мир,  не осознавая себя частью этого мира.  

  Из своих наблюдений за детьми,  я пришла к выводу, что у детей недостаточно сформировано:

- познавательного интереса к природе, Родному краю.

- стремление к сохранению и приумножению природных богатств;

- искренней любви и бережного отношения к природе.

Природа – могучий источник познания и воспитания человечества. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её. 

Именно поэтому на протяжении всей своей педагогической деятельности работаю над проблемой « Развитие познавательной активности старших дошкольников к миру природы посредством экологического воспитания»

Цель: Ознакомление дошкольников с явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.

Задачи:

  1.Уточнить и углубить знаний о растениях, животных и природных явлениях;

  2.Формировать знания о жизненно необходимых условий для человека, животных и растений (питание, рост и развитие), о правильном взаимодействии с окружающим миром;

  3.Формировать элементарные представления о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;

  4. Развивать познавательный интерес к миру природы;

  5.Воспитывать бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат: Развитие у детей желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Закладывание основ бережного отношения к природным ресурсам.

Основные этапы:

  1. Подбор и изучение методической литературы

  1. Участие в мероприятиях посвящённых теме самообразования

  1. Формирование опыта по теме

  1. Представление опыта работы по теме

  1. Изучение методической литературы:

-Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

-Изучение учебной и научно-методической литературы;

-Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

-Изучение новых программ и педагогических технологий

-Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

-Повышение общекультурного уровня.

Литература по теме самообразования

Время работы с материалами

Название, автор

Источник( сайт, издательство, год)

Результат

Октябрь-ноябрь 2012

«Ребёнок и окружающий мир»

О.Б. Дыбина

Мозаика-синтез, Москва 2005

Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

Декабрь-январь

2012-2013

«Экологическое воспитание в детском саду»

О.А.Соломенникова

Мозаика-синтез, Москва 2005

Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

Февраль-март

2013

«Ознакомление дошкольников с предметным миром»

О.Б. Дыбина

Москва 2007

Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

Апрель-май

2013

«Предметный мир как средство формирования творчества детей»

О.Б. Дыбина

Мозаика-синтез, Москва 2002

Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

Июнь

2013

«Экологические игры»

Дом педагогики,

Москва 1998

Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

  1. Изучение методической литературы:

-Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

-Изучение учебной и научно-методической литературы;

-Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

-Изучение новых программ и педагогических технологий

-Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

-Повышение общекультурного уровня.

Литература по теме самообразования

Время работы с материалами

Название, автор

Источник( сайт, издательство, год)

Результат

Сентябрь-октябрь

2013

«Экологическое воспитание в детском саду»

О.А.Соломенникова

Мозаика-синтез, Москва 2009

Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

Ноябрь-декабрь

2013

«Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром»

О.Б. Дыбина

Педагогическое общество,

Москва 2007

Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

Январь-февраль

2014

«Неизвестное рядом»

О.Б. Дыбина

Творческий центр, Москва 2005

Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

Март-апрель

2014

«Воспитание любви к природе»

Ю.А. Вакуленко

Учитель,

Волгоград 2007

Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

Май, июнь

2014

Сценарии экологических праздников

Л.Г. Горькова

Вако,

Москва 2007

Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

  1. Изучение методической литературы:

-Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

-Изучение учебной и научно-методической литературы;

-Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

-Изучение новых программ и педагогических технологий

-Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

-Повышение общекультурного уровня.

Литература по теме самообразования

Время работы с материалами

Название, автор

Источник( сайт, издательство, год)

Результат

Сентябрь-октябрь

2014

«Ознакомление дошкольников с неживой природой»

С.Н. Николаева

Москва 2005

Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

Ноябрь-декабрь

2014

«Детское экспериментирование»

И.Э. Куликовская

Москва 2005

Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

Январь-февраль

2015

«Комплексные занятия в детском саду»

Т.М. Бондаренко

Учитель 2007

Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

Март-апрель

2015

«Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»

А.И. Иванова

Творческий центр,

Москва 2004

Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

Май- июнь

2015

«Наш дом – природа»

Н.А. Рыжова

Москва 1998

Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

  1. Изучение методической литературы:

-Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

-Изучение учебной и научно-методической литературы;

-Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

-Изучение новых программ и педагогических технологий

-Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

-Повышение общекультурного уровня.

Литература по теме самообразования

Время работы с материалами

Название, автор

Источник( сайт, издательство, год)

Результат

Сентябрь-октябрь

2015

«Общеобразовательная программа «От рождения до школы»

Под ред. Н.Е. Вераксы

Мозаика-синтез,

Москва 2010

Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

Ноябрь-декабрь

2015

« Осень» Занятия с детьми старшего дошкольного возраста»

О.А. Скоролупова

Москва 2006

Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

Январь-февраль

2016

«Проектная деятельность дошкольников»

Н.Е. Веракса

Мозаика-синтез 2010

Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

Март-апрель

2016

«Проектная деятельность в детском саду: родители и дети»

М.А. Захарова

Москва 2010

Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

Май- июнь

2016

«Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе»

С.В.Машкова и др.

Волгоград 2011

Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

2.Участие в мероприятиях посвящённых теме самообразования

Посещение и участие в городских и окружных мероприятиях

Дата и место проведения

Тип мероприятия

Тема

Отчёт

Апрель-2012

Москва

Районный конкурс

«Пасхальная весна»

Грамота за участие

Апрель-2012

Москва

Районный конкурс

«Пасхальная весна»

Грамота за участие

Октябрь -2013

Москва

Районный конкурс-фестиваль

«Радуга»

Грамота за участие

Ноябрь-2014

Москва

Окружной фестиваль

«Калейдоскоп проектов»

Грамота за участие

Март-2014

Москва

Окружной конкурс

«Выставка инноваций»

Грамота за участие

Участие в методической работе детского сада

Дата

Тема

Форма участия

Январь 2012

«Воздух и его свойства»

Тематическое занятие

Март 20012

« Комнатные растения и уход за ними»

Тематическое занятие

Апрель 2013

«Ловим электричество»

Тематическое занятие

Январь 2014

«Опытно-экспериментальная деятельность в развитии экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Консультация

Февраль 2014

Опытно-исследовательская деятельность в детском саду

Семинар-практикум

Июнь 2014

"Путешествие в деревню"

Спортивно-экологический праздник

Октябрь 2015

«Переполох на грядке»

Осенний праздник

Ноябрь 2015

Осень в рисунках детей

Проект

3. Формирование опыта по теме

  Внедрение в практику:

- Перспективный план по теме самообразования

- Анализ выполнения программы (диагностика).

Перспективный план работы на 2013-2014 учебный год

                          Занятия

Виды деятельности

Сентябрь

  1. Беседа о лете.
  2. «Уж небо осенью дышало»

Октябрь

  1. Помощники в путешествии: глобус и карта.
  2. Экскурсия в осенний лес.
  3. Путешествие в Грибное царство.

Ноябрь

  1. Путешествие на Северный полюс.

  1. Беседа о труде людей.

             

Декабрь

  1. Путешествие в тундру.
  2. Беседа о том, кто как зимует.

               

Январь

  1. Путешествие в смешанный лес.
  2. Беседа о зиме.

                 Февраль

  1. Идёт волшебница зима! Рассматривание картины И.Грабаря «Февральская лазурь»

Март

  1. Весна в степи.
  2. Посадка семян овощей.

Апрель

  1. Откуда хлеб пришёл.
  2. Беседа о диких животных.

Май

  1. Беседа об уходе за комнатными растениями.
  2. Беседа о весне.

 

  1. Наблюдения в природе.
  2. Сбор материалов в копилку «Подарки осени»
  3. Экологические игры: «Вершки и корешки», «Не ошибись», «Что растёт в лесу»
  4. Выставка «Дары осени»
  5. Беседа «Что такое заповедник»
  6. Целевые прогулки: в парк, к водоёму
  7. Опыты, поисковая деятельность «Вода нужна всем», «Как увидеть воздух»
  8. Рассматривание картин И.Левитан «Осенний день», «Осень», «Золотая осень»
  9. Труд в уголке природы и на участке
  10. Работа с календарём природы.

  1. Загадки – движения.
  2. Праздник «Урожай собирай»
  3. Выставка «Осенний букет»
  4. Фольклор о природе
  5. Д\и «Найди, что опишу», «Загадай, мы отгадаем»
  6. Наблюдения в природе.
  7. Экскурсия в Лефортовский парк
  8. Опыты: свойства песка: «Песчаный конус», «Песочные часы»
  9. П\и «Летает – не летает», «Где спрятано растение» и т.д.
  10. Труд в природе: Уборка мусора, сбор семян, сбор природного материала для поделок.
  11. Беседа: «Любите землю матушку»

  1. Наблюдения в природе: погодно - сезонные явления
  2. Опыты с водой.
  3. Изготовление поделок из природного материала.
  4. Экскурсия в парк «1 МАЯ»
  5. Д\и : «Детки на ветке», «Кто, где зимует»
  6. Рассматривание картины «Пёстрый дятел»
  7. Труд в уголке природы и на участке
  8. Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе.
  9. Чтение художественной литературы о природе.

  1. Мастерская «Кормушки для птиц»
  2. Труд в природе: подкормка птиц (в течении зимы).
  3. Экскурсия в зимний парк
  4. Беседа о зимующих и перелётных птицах.
  5. Опыты с водой: «Вода бывает тёплой, холодной, горячей»,  «Лёд легче воды»
  6. Рассматривание картины К.Юона: «Русская зима»

  1. Просмотр фильмов о природе.
  2. Работа с моделями.
  3. Рассказ о лягушке.
  4. Праздник «Мы – друзья природы»
  5. Бабочки Красной книги
  6. Фольклор о природе.
  7. Наблюдения в природе, работа с календарём в уголке природы.

  1. Д\и «Какое время года?»
  2. Беседа «Воздух и его роль в жизни человека»
  3. Опыты: «Как увидеть воздух?», «Как услышать воздух?»
  4. Целевая прогулка к реке.
  5. Знакомство с растениями красной книги (башмачок настоящий, радиола розовая, подмаренник Крылова, красивоцвет Саянский, жарки…..)
  6. Театрализованная деятельность.
  7. Труд в природе: уход за растениями, обитателями природного уголка.

  1. Праздник «Здравствуй, весна!»
  2. Рассматривание картин, иллюстраций о весне
  3. Сравнительное наблюдение за рыбками.
  4. Опыт «Очистка грязной воды»
  5. Знакомство с животными красной книги (снежный барс, сибирский горный козёл, скопа, сапсан, чёрный аист…..)
  6. Д\и «Рыбная ловля», «Назови три предмета»
  7. Д.Мамин – Сибиряк «Лесная сказка» 1 часть
  8. Труд в уголке природы: посадка овощей в мини огороде.
  9. Целевая прогулка в лес

  1. Наблюдения за черепахой.
  2. Д\и «Кто, где живёт», «Отгадай, что за растение»
  3. Наблюдения за живой природой: деревья, птицы, насекомые, животные.
  4. Экскурсия в Лефортовский парк.
  5. Рассматривание картин С.Герасимова: «Последний снег», «Лёд»
  6. Опыты: «Силы ветра и воды (пускание лодочек в ручейках: быстро, медленно)»
  7. Труд в природе – уборка участка от сухих веток, листьев
  8. Игры: «Магазин «Цветы»
  9. Посев семян, выращивание цветочной рассады.

  1. Наблюдения: неживая природа: световой день, солнце, небо, облака; весенние дожди, грозы.
  2. Экскурсия в Лефортовский парк
  3. Д\и  «Времена года – Круглый год»
  4. Опыт:  «Здравствуй, ветер!»
  5. Опыт с кошкой. Органы чувств у животных.
  6. Беседа об уходе за комнатными растениями..
  7. Чтение художественной литературы, заучивание стихов.

Труд в природе: подготовка клумб для цветов, посадка рассады.

Перспективный план работы на 2014-2015 учебный год

                          Занятия

                          Виды деятельности

Сентябрь

  1. «Осень золото роняет» (экскурсия в осенний лес)
  2. В лес за грибами и за ягодами.
  3. Как животные к зиме готовятся.

Октябрь

  1. Откуда овощи в магазине?
  2. Фрукты на прилавках  магазинов.
  3. Откуда хлеб пришёл?

Ноябрь

  1. Как поливать растения
  2. Как зимуют дикие звери

Декабрь

  1. Домашние животные (кто с нами живёт)
  2. Наблюдение за воробьём и вороной

               

Январь

  1. «Поёт зима – аукает, мохнатый лес баюкает…» (экскурсия в зимний лес)
  2. Лесные обитатели – звери.

Февраль

  1. Обитатели скотного двора.
  2. О тех, кто умеет летать (птицы)
  3. Обитатели птичника.

Март

  1. Мы едем в зоопарк.
  2. Обитатели воды – рыбы.
  3. В окно повеяло весною…(весеннее пробуждение природы)

Апрель

  1. Экскурсия в лес (пробуждение в природе)
  2. Шестиногие малыши.
  3. Времена года.

Май

1. Весной в деревне.

 

  1. Наблюдения в природе.
  2. Сбор материалов в копилку «Подарки осени»
  3. Экологические и подвижные игры: «Кто скорее соберёт», «К дереву беги»
  4. Д\упр.: «Раньше – позже»; хороводная игра: «Лети листок ко мне в кузовок»
  5. Чтение художественной литературы: Бианки «Паучок – пилот», Глушнев «Стихи о насекомых»
  6. Фольклор – загадки
  7. Беседы: «Что нам дарит осень» и др.

 

  1. Загадки – движения.
  2. Праздник «Урожай собирай»
  3. Выставка «Овощи и фрукты»
  4. Конкурс «Осенний букет»
  5. Экологические игры:

а) «Найди листок как на дереве»

б) «Третий лишний»

в) « Подскажи словечко»

  1. Труд в природе: Уборка мусора, сбор семян, сбор природного материала для поделок.

  1. Наблюдения в природе, опыты с водой.
  2. Изготовление поделок из природного материала; подготовка камушек для аквариума.
  3. Экологические игры: «Раньше – позже», «Знаешь ли ты?»
  4. Словесные игры: «Кто знает, пусть продолжает», «Повторяй друг за другом»
  5. Фольклор: пословицы, песенки, потешки.
  6. Беседы: «Что ты видел по дороге в детский сад» и др.

  1. Мастерская «Кормушки для птиц»
  2. Труд в природе: подкормка птиц (в течении зимы)
  3.  Целевая прогулка «Зимний лес»
  4. Мастерская Деда Мороза «Снежинка»
  5. Беседа «Почему люди зимой не мёрзнут»
  6. Рассматривание картины: «Звери в зимнем лесу»

  1. Развлечение «Зимние забавы»
  2. Беседы: «Где найти медведя зимой?», «Живые ли деревья зимой?»
  3. Труд в природе: создание построек из снега.
  4. Окучивание деревьев снегом.
  5. Что такое КРАСНАЯ КНИГА?

  1. Целевая прогулка к водоёмам парка.
  2. Труд в природе: уход за растениями, рыбками в группе.
  3. Экологические игры: «Найди, о чём расскажу», «Загадайте, мы отгадаем» и др.
  4. Рассматривание картин: «Животные нашего леса», «Зима в лесу»
  5. Театрализованная деятельность

  1. Рассматривание картин, иллюстраций о ранней весне.
  2. Опыты: свойства снега.
  3. Наблюдения в природе.
  4. Чтение художественной  литературы о животных «Забавные звери» Чарушин; «Красивые цветы» Баральедо.
  5. Труд в природе: посадка овощей в мини огороде.

  1. Беседы: «Кто весной возвращается домой»,  «Почему весной бывают наводнения»
  2. Посев семян, выращивание цветочной рассады.
  3. Труд в природе – уборка участка.
  4. Экологические игры.

  1. Целевые прогулки в лес.
  2. Уход за обитателями живого уголка.
  3. Театр на фланелеграфе: «Теремок», «Три поросёнка»
  4. Рассматривание картин: «Грачи прилетели» Саврасов; «Весенняя сказка» Токарев.
  5. Игры «Назови и отбери цветы, которые  знаешь», «Найди свой дом», «Кто быстрее найдёт берёзу, ель, дуб»
  6. Труд в природе:

а) вскапывание клумб для цветов;

б) посадка семян, рассады.

Перспективный план работы опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников на 2013--2014 учебный год

Номер занятия

Тема занятия

Название опыта

Дата проведения

1.

Живая и неживая природа. Что нас окружает.

Экскурсия в парк.»Начало осени»

сентябрь

2.

Планета Земля-наш общий дом.

Определение смены дня и ночи. Наблюдение вращения Земли вокруг оси.

сентябрь

3

Солнце – источник тепла и света.

Наблюдение за солнцем. Испарение воды на солнце. Быстрое нагревание предметов на солнце.

сентябрь

4

Воздушный океан.

Опыты: «Свойства воздуха»

«Движение воздуха»

сентябрь

5

Золотая осень.

Экскурсия в осенний лес

Опыт: «Дыхание листа»

октябрь

6

Подарки осени

Опыт: «Рассматривание мякоти помидора под лупой» «Сухие и сочные плоды»

октябрь

7

Жизнь зверей осенью. Цепи питания.

Опыт: «Как маскируется животные»

октябрь

8

Перелетные птицы.

Выяснение причины не намокания перьев у водоплавающих птиц.

октябрь

9

Источники звука и его распространение

Опыт:»Определение звука на музыкальных инструментах»

«Звучащий стакан»

Октябрь

10

Наблюдение за животными в живом уголке

Опыт:»Определение возраста рыбы»

ноябрь

11

Наблюдения за комнатными растениями

Опыт:»Влияние света на рост растений», «Как растение пьёт воду», «Фокусник бальзамин»

ноябрь

12

Царица-вода

Опыты:»Вода и её свойства»

ноябрь

13

Вот так пустыня.

Опыт:»Песок и его свойства»

ноябрь

14

Встреча зимы. С какой ветки детка

Опыт: «Растение может обеспечить себя «питанием

декабрь

15

Животные севера

декабрь

16

Магнит и его свойства

Опыт:»Рисует магнит», «Парящий самолёт»

декабрь

!7

Зимующие птицы. Жизнь птиц зимой

Опыт с перьями

декабрь

18

Уход за комнатными растениями. Почва.

Опыты: Почва иеё свойства», «Рассматривание клеток кожицы лука под микроскопом»

январь

19

Электричество

Опыт:»Электрическая расческа», «Щелчок»

январь

20

Австралия и её обитатели

Опыт:»Как змея меняет кожу»

январь

21

Человек и охрана здоровья

февраль

22

Сравнение домашних и диких животных

Опыт:»Как кошка языком чистит себе шерстку»

февраль

23

В гостях у морского царя

Опыт: «Рассматривание клеток элодеи под микроскопом»

февраль

24

Почему предметы движутся

Опыт, демонстрирующий влияние трения на инерцию

февраль

25

Африка и её обитатели

март

26

Что где растёт, кто где живёт?

Опыт: «Выращивание растений из морковных верхушек»

март

27

Черенкование растений

Опыт:»Посадка

 семян «

март

28

Викторина о лесе

Опыт:»Глина и её свойства»

март

29

Космос. Вселенная.Звёзды

Опыт:»Звёзды светят постоянно»

апрель

30

Насекомые

Опыт:»Жизненный цикл мушек»

апрель

31

Птицы нашего края

апрель

32

Экскурсия в весенний лес

Опыт:» Почему дождевые черви выходят на поверхность после дождя»

апрель

33

Весенние первоцветы

Опыт:»Влияние света на рост растений»

май

34

Твёрдое тело: керамика, пластмасса, дерево, металлы

Опыты на определение свойств твёрдых тел»

май

35

Природа и люди. Охрана природы

Опыт:»Почему трава не растёт на тропинках»

май

Перспективный план работы на 2014-2015учебный год

Проект

«Осень  в рисунках детей»

СТРУКТУРА ПРОЕКТА

  1. Пояснительная записка с обоснованием взятой темы проекта.
  2. Цели проекта.
  3. Задачи проекта.
  4. Участники проекта.
  5. Предполагаемый конечный результат.
  6. Этапы реализации проекта.
  7. Предполагаемая методика реализации проекта.
  8. Продолжительность и место реализации проекта.
  9.  Формы и средства работы.
  10. Перспективный план работы с детьми.
  11. Перспективный план работы с родителями.
  12. Заключительный этап.
  13. Ожидаемый результат.
  14. Перечень используемой литературы.

  1. Пояснительная записка       

                                                                         

             Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается представление о мире, как о целостной картине, формируются первоначальные основы мировоззрения ребенка.

Незаменимым средством в становлении цельной, гармонически развитой и творчески активной личности ребенка  является искусство: литература, музыка, народное творчество,    живопись.

С помощью живописи учат понимать гармонию природы, взаимосвязь явлений в окружающем мире. Изобразительное творчество формирует первоначальную основу представления о целостной картине мира.

Поэтому тема приобщения детей к изображению времени года (осени) в рисунках становиться актуальной. При реализации проекта дети учатся передавать  свои впечатления от окружающей действительности. У воспитанников развивается  умение решать композиционные задачи. Они приобретают навыки технических приемов работы с различными материалами. Развивается эстетическое восприятие, творческая активность.

Для своей работы, сочетающей ознакомление детей с окружающим миром и развитие творчества, мы выбрали продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация. Именно в этих видах деятельности, по мнению ученых, наиболее ярко проявляется творческий потенциал ребенка, кроме того, занятия изобразительной деятельностью   на наш взгляд, являются наиболее любимыми в детском возрасте, вместе с тем, они позволяют  взрослому в легкой, ненавязчивой форме закреплять и уточнять, полученные ранее, знания детей.

Мы надеемся, что наша работа в рамках проекта «Осень в рисунках детей» будет способствовать:

  • Развитию интереса к окружающему миру, изобразительному творчеству; 
  • Развитию воображения, фантазии, эмоционального отклика и творческого потенциала детей;
  • Применению знаний, полученных при ознакомлении детей с окружающей действительностью, изобразительным искусством, в самостоятельной творческой деятельности;
  • Пониманию родителями ценности детского рисования, как основы базовой культуры личности;
  • Повышению педагогической культуры родителей.

2. ЦЕЛЬ   ПРОЕКТА

Цель: пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты».

3. Задачи проекта

  • познакомить детей с сезонными изменениями природы,  происходящими осенью , с цветовой гаммой, характерной для этого времени года;
  • научить детей отражать в рисунках признаки природы в осенний период, используя различные способы и средства изображения;
  • расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
  • познакомить с нетрадиционными техниками рисования: печать листьями, кляксография , монотипия, скатывание бумаги, коллаж и др;
  • формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе;
  • Способствовать развитию памяти, восприятия;
  • воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в осенний период.

4.УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

  1. Педагоги  старшей группы и музыкальный руководитель.
  2. Дети старшей группы.
  3. Родители детей старшей группы

  1. Предполагаемый конечный результат

  • Расширятся знания детей об осени, ее признаках и дарах;
  • Повысится интерес к художественной литературе, умение выразительно читать стихотворения и различать произведения по жанрам;
  • Пополнится словарный запас;
  • Сформируется активность  и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.
  • Сформируется творческий потенциал у детей.
  1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1этап

Сентябрь

2этап

Сентябрь-ноябрь

3этап

ноябрь

Подготовительный  этап

1. Определение целей и задач проекта:

- участников проекта;

- выбор методов диагностики

формализованных  (тесты, опросники, анкеты)  и не формализованных (наблюдения, беседы)

2. Подготовка этапов реализации проекта:

- сроки этапов

- определение содержания каждого этапа

3. Подбор дидактического материала по теме             проекта.

Этап  реализации

  1. Осуществление планирования, подбор и раз-работка конспектов занятий, развлечений и дру-гих мероприятий;
  2. Продолжать знакомство с окружающим миром, расширять словарный запас по теме, изображать признаки осени, натюрморты овощей и фруктов в различных продуктивных видах деятельности.
  3. Осуществление планирования, подбор и раз-работка мероприятий, проводимых с родителями детей;
  4. Осуществление запланированных мероприятий

Заключительный (аналитический)

:

- о качестве реализации проекта

- об уровне усвоения детьми, предлагаемых

материалов проекта;

- самоанализ своего педагогического труда;

- выявление причин, пробелов и отставаний,

тормозящих в реализации воспитательно-  образовательных задач проекта

7. ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ МЕТОДИКА

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  •  Развитие фантазии, воображения, эмоционального отклика и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного творчества;

  • Соответствие сложности материала возрасту детей;

  • Вовлечение детей в совместную практическую деятельность с взрослыми – родителями и педагогами.

8.Вид проекта

Познавательно-творческий

  1. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

 ПРОЕКТ СРЕДНЕЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ

10.  ФОРМЫ И СРЕДСТВА РАБОТЫ

Формы: 

  • Образовательная деятельность детей по изодеятельности
  • Образовательная деятельность детей по ознакомлению с окружающим и развитием речи.
  • Беседы.
  • Дидактические и с/р игры.
  • Рассматривание иллюстраций и открыток
  • Индивидуальная работа с детьми в свободное время.
  • Использование мультимедийных презентаций;.
  • Кружковая работа.
  • Посещение выставок.
  • Экскурсии в Детскую художественную школу,  в Лефортовский парк, в овощной магазин.
  • Работа с родителями.

Средства 

  • Художественное слово:.
  • Творчество художников-пейзажистов.
  • Динамические паузы, физминутки, зрительная гимнастика.
  • Пальчиковые гимнастики
  • Кроссворды, ребусы.

11. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА С ДЕТЬМИ

В рамках организованной образовательной деятельности и в совместной деятельности.

Сроки

№  п/п

Вид образовательной деятельности, тема.

Совместная деятельность

Сентябрь

1. Художественное творчество           (рисование)

Тема:»Рассматривание книжных иллюстраций с осенними пейзажами. Упражнение «Где лето, а где осень»

2. Познание (Целостная картина мира)

Тема: « Наш огород , что здесь только не растёт)

3. Коммуникация ( развитие речи, чтение худ. литературы)

Тема: »Овощи» Составление описательного рассказа с опорой на модель.

4. Художественное творчество

   ( рисование)

Тема: « Натюрморт из овощей»

5. Художественное творчество

   ( аппликация)

Тема: « Весёлые морковки» (ткань)

6. Художественное творчество

  ( Лепка)

Тема: « Дары осени» Коллективная работа

  1. Подбор книг об осени в книжный уголок;
  2. Чтение худ. литературы: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
  3. Рассматривание репродукций картин об осени;
  4. Наблюдения в природе за листьями на деревьях;
  5. Д/и «С какого дерева листок?»; «Овощной магазин», «Вершки и корешки».
  6. Просмотр презентаций:

« Что такое осень»?, « Овощи»

«Осенние зарисовки»

  1. Просмотр мультфильмов:

«Чиполлино», «Вершки и корешки»

8. Экскурсия по экологической тропе детского сада: «Огород на участке» ( Сбор урожая)

9. С/р игра: «День рождения Куклы Маши»

Октябрь

1.Коммуникация ( развитие речи)

Тема: « Витаминная семья»

2. Познание (Целостная картина мира)

Тема: « Осень. Признаки осени»

3. Художественное творчество

   ( рисование)

Тема: «Рисование фруктов и овощей"

4. Художественное творчество

    (аппликация)

Тема: «Витаминная корзина»

5. Познание (ручной труд)

Тема: « Сказка в осеннем лесу» (природный материал). Коллективная работа.

1. Чтение художественной литературы: И.Бунин «Листопад», В. Даль «Война грибов и ягод»

2. Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”. П. Чайковский: “Осенняя песня”, “Октябрь”.

3. Д/И «Сложи картинку», « Когда это бывает», « Назови ласково»

4. Просмотр презентации «Фрукты»

5. Просмотр мультфильма4 «Мешок яблок»

6. Создание коллективных композиций из овощей и фруктов ( подготовка к выставке «Осенние фантазии)

 7. Экскурсия в овощной магазин.

Ноябрь

1.Познание (целостная картина мира), коммуникация(развитие речи), художественное творчество (рисование)

Тема: «Осень» Составление рассказа по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

2.Художественное творчество (рисование)

Тема:» Красота осенних листьев»

3. Художественное творчество (аппликация)

Тема:»Превращение осеннего листочка»

4.Художественное творчество (рисование)

Тема: Осенний пейзаж. Использование нетрадиционной техники рисования (монотипия).

5. Познание (конструирование)

Тема: Поделки из природного материала позамыслу.

1. Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет. Заучивание стихотворений: “Осень” К.Д. Бальмонта, “Скучная картина” А.Н. Плещеева, “Листопад” И.А. Бунина, “Листопадничек” И. Соколова-Микитова, “Лес осенью” А. Твардовского

2.Д\И: «Послушай, запомни, назови», «Чего не стало», «Скажи наоборот»

3. Просмотр презентаций: «Осенние превращения», «Времена года», «Почему ноябрь пегий»

4. Экскурсия в Лефортовский парк, по экологической тропе детского сада.

5. Участие в выставке «Осенние фантазии»

12. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Цель: привлечь родителей к деятельности по реализации проекта

№ п/п

Тема мероприятия,

форма проведения

Время проведения

1.

2.

3.

  4.

Оформление папки - передвижки для родителей:

«Времена года-Осень», «Весёлые овощи. Или о том, чем занять ребёнка дома», «Занимаемся по теме: Овощи»

Консультация по теме « Развитие творческих способностей детей»

 

Экскурсия в Третьяковскую галерею

Разучивание стихов с детьми об осени

Сентябрь

1.

2.

3.

4.

Анкетирование родителей детей с целью выявить,   что предпочитают рисовать дети?

Консультация: «Влияние изобразительного искусства на всестороннее развитие детей»

Оформление папки-передвижки:» Поделки из природного материала», «Не только вкусненько , но и полезненько», «Занимаемся по теме: фрукты»

Родительское собрание: « Рисуем – развиваем творчество»

Октябрь

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Оформление папки-передвижки по теме: «Игры с булавками и бусинками.

Привлечь родителей к подбору бросового и природного материала.

Консультация «Совместное творчество ребенка и взрослого».

Привлечь родителей к участию в выставке творчества детей «Осенние фантазии».

Привлечь родителей к изготовлению костюмов к развлечению.

Привлечь родителей к оформлению альбома “Осень в рисунках детей ”.

Ноябрь

13. Заключительный этап:

- изготовление цифрового фото альбома «Осень в гости к нам пришла»;

- подведение итога конкурса среди семей;

- вручение памятных дипломов;

- оформление фото выставки;

- показ инсценировки для детей сада: «Загадки с грядки»;

- оформление выставки семейных поделок из даров осени; (показ детям сада)

- презентация проекта.

14. Ожидаемый результат:

Собран и систематизирован  весь материал по теме проекта.

Дети знают и называют:

- большое количество овощей, фруктов и осенних даров;

- осенние  приметы и явления:

- пословицы, поговорки об осени;

Дети стали более раскрепощены и самостоятельны;

В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой деятельности наряды и атрибуты.

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчесва, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

15. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред . М.А. Вераксы.-М.: Мозаика-синтез,2010.
  2. Комарова Т.С., Зацепина И.Б. Программа эстетического воспитания дошкольников. – М., 2005.
  3. Копцева Т.А. Программа по изобразительному искусству “Природа и художник”. – М, 2001.
  4. Швайко Г.С. Занятия по изодеятельности. Программа. – М., 2001.
  5. Комарова Т.С. Методическое пособие. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-синтез, 2005.
  6. Казакова Р.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 2005.
  7. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.
  8. Трофимова М.В., Тарабрина Т.И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. – Ярославль, 2001.
  9. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  10. Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 1999.
  11. Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические экскурсии как средство формирования интереса старших дошкольников к миру природы

Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.Преимущество экскурсий...

Перспективный план работы по формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания. Младшая подгруппа детей дошкольного возраста.

Перспективный план работы по  формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания. Младшая подгруппа детей дошкольного возраста....

Перспективный план работы по формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания. Старшая подгруппа детей дошкольного возраста.

Перспективный план работы по  формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания. Старшая подгруппа детей дошкольного возраста....

Перспективный план работы по формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания.

Перспективный план работы по  формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания....

Перспективный план работы по формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания старший дошкольный возраст

Перспективный план работы по  формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания....