Главные вкладки

    Обобщение педагогического опыта ТЕМА: « РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К МИРУ ПРИРОДЫ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
    опыты и эксперименты по окружающему миру на тему

    Шипунова Оксана Владимировна
    1.Уточнить и углубить знаний о растениях, животных и природных явлениях; 2.Формировать знания о жизненно необходимых условий для человека, животных и растений (питание, рост и развитие), о правильном взаимодействии с окружающим миром; 3.Формировать элементарные представления о причинно-следственных связях внутри природного комплекса; 4. Развивать познавательный интерес к миру природы; 5.Воспитывать бережное отношение к природе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Обобщение педагогического опыта232.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обобщение педагогического опыта

    ТЕМА: « РАЗВИТИЕ      ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К МИРУ ПРИРОДЫ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

    Обоснование темы:

    Данная тема была выбрана не случайно: в современном мире дети отдалены от природы;  то, что их окружает, они порой не замечают, большинство детей сегодня представляют себе природу  как что-то очень отвлеченное и отдаленное, они  с равнодушием и безразличием наблюдают окружающий мир,  не осознавая себя частью этого мира.  

      Из своих наблюдений за детьми,  я пришла к выводу, что у детей недостаточно сформировано:

    - познавательного интереса к природе, Родному краю.

    - стремление к сохранению и приумножению природных богатств;

    - искренней любви и бережного отношения к природе.

    Природа – могучий источник познания и воспитания человечества. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её. 

    Именно поэтому на протяжении всей своей педагогической деятельности работаю над проблемой « Развитие познавательной активности старших дошкольников к миру природы посредством экологического воспитания»

    Цель: Ознакомление дошкольников с явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.

    Задачи:

      1.Уточнить и углубить знаний о растениях, животных и природных явлениях;

      2.Формировать знания о жизненно необходимых условий для человека, животных и растений (питание, рост и развитие), о правильном взаимодействии с окружающим миром;

      3.Формировать элементарные представления о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;

      4. Развивать познавательный интерес к миру природы;

      5.Воспитывать бережное отношение к природе.

    Предполагаемый результат: Развитие у детей желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Закладывание основ бережного отношения к природным ресурсам.

    Основные этапы:

    1. Подбор и изучение методической литературы

    1. Участие в мероприятиях посвящённых теме самообразования

    1. Формирование опыта по теме

    1. Представление опыта работы по теме

    1. Изучение методической литературы:

    -Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

    -Изучение учебной и научно-методической литературы;

    -Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

    -Изучение новых программ и педагогических технологий

    -Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

    -Повышение общекультурного уровня.

    Литература по теме самообразования

    Время работы с материалами

    Название, автор

    Источник( сайт, издательство, год)

    Результат

    Октябрь-ноябрь 2012

    «Ребёнок и окружающий мир»

    О.Б. Дыбина

    Мозаика-синтез, Москва 2005

    Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

    Декабрь-январь

    2012-2013

    «Экологическое воспитание в детском саду»

    О.А.Соломенникова

    Мозаика-синтез, Москва 2005

    Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

    Февраль-март

    2013

    «Ознакомление дошкольников с предметным миром»

    О.Б. Дыбина

    Москва 2007

    Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

    Апрель-май

    2013

    «Предметный мир как средство формирования творчества детей»

    О.Б. Дыбина

    Мозаика-синтез, Москва 2002

    Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

    Июнь

    2013

    «Экологические игры»

    Дом педагогики,

    Москва 1998

    Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

    1. Изучение методической литературы:

    -Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

    -Изучение учебной и научно-методической литературы;

    -Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

    -Изучение новых программ и педагогических технологий

    -Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

    -Повышение общекультурного уровня.

    Литература по теме самообразования

    Время работы с материалами

    Название, автор

    Источник( сайт, издательство, год)

    Результат

    Сентябрь-октябрь

    2013

    «Экологическое воспитание в детском саду»

    О.А.Соломенникова

    Мозаика-синтез, Москва 2009

    Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

    Ноябрь-декабрь

    2013

    «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром»

    О.Б. Дыбина

    Педагогическое общество,

    Москва 2007

    Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

    Январь-февраль

    2014

    «Неизвестное рядом»

    О.Б. Дыбина

    Творческий центр, Москва 2005

    Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

    Март-апрель

    2014

    «Воспитание любви к природе»

    Ю.А. Вакуленко

    Учитель,

    Волгоград 2007

    Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

    Май, июнь

    2014

    Сценарии экологических праздников

    Л.Г. Горькова

    Вако,

    Москва 2007

    Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

    1. Изучение методической литературы:

    -Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

    -Изучение учебной и научно-методической литературы;

    -Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

    -Изучение новых программ и педагогических технологий

    -Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

    -Повышение общекультурного уровня.

    Литература по теме самообразования

    Время работы с материалами

    Название, автор

    Источник( сайт, издательство, год)

    Результат

    Сентябрь-октябрь

    2014

    «Ознакомление дошкольников с неживой природой»

    С.Н. Николаева

    Москва 2005

    Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

    Ноябрь-декабрь

    2014

    «Детское экспериментирование»

    И.Э. Куликовская

    Москва 2005

    Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

    Январь-февраль

    2015

    «Комплексные занятия в детском саду»

    Т.М. Бондаренко

    Учитель 2007

    Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

    Март-апрель

    2015

    «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»

    А.И. Иванова

    Творческий центр,

    Москва 2004

    Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

    Май- июнь

    2015

    «Наш дом – природа»

    Н.А. Рыжова

    Москва 1998

    Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

    1. Изучение методической литературы:

    -Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

    -Изучение учебной и научно-методической литературы;

    -Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

    -Изучение новых программ и педагогических технологий

    -Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

    -Повышение общекультурного уровня.

    Литература по теме самообразования

    Время работы с материалами

    Название, автор

    Источник( сайт, издательство, год)

    Результат

    Сентябрь-октябрь

    2015

    «Общеобразовательная программа «От рождения до школы»

    Под ред. Н.Е. Вераксы

    Мозаика-синтез,

    Москва 2010

    Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

    Ноябрь-декабрь

    2015

    « Осень» Занятия с детьми старшего дошкольного возраста»

    О.А. Скоролупова

    Москва 2006

    Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

    Январь-февраль

    2016

    «Проектная деятельность дошкольников»

    Н.Е. Веракса

    Мозаика-синтез 2010

    Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

    Март-апрель

    2016

    «Проектная деятельность в детском саду: родители и дети»

    М.А. Захарова

    Москва 2010

    Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

    Май- июнь

    2016

    «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе»

    С.В.Машкова и др.

    Волгоград 2011

    Использование в различных областях воспитательно-образовательной работы

    2.Участие в мероприятиях посвящённых теме самообразования

    Посещение и участие в городских и окружных мероприятиях

    Дата и место проведения

    Тип мероприятия

    Тема

    Отчёт

    Апрель-2012

    Москва

    Районный конкурс

    «Пасхальная весна»

    Грамота за участие

    Апрель-2012

    Москва

    Районный конкурс

    «Пасхальная весна»

    Грамота за участие

    Октябрь -2013

    Москва

    Районный конкурс-фестиваль

    «Радуга»

    Грамота за участие

    Ноябрь-2014

    Москва

    Окружной фестиваль

    «Калейдоскоп проектов»

    Грамота за участие

    Март-2014

    Москва

    Окружной конкурс

    «Выставка инноваций»

    Грамота за участие

    Участие в методической работе детского сада

    Дата

    Тема

    Форма участия

    Январь 2012

    «Воздух и его свойства»

    Тематическое занятие

    Март 20012

    « Комнатные растения и уход за ними»

    Тематическое занятие

    Апрель 2013

    «Ловим электричество»

    Тематическое занятие

    Январь 2014

    «Опытно-экспериментальная деятельность в развитии экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

    Консультация

    Февраль 2014

    Опытно-исследовательская деятельность в детском саду

    Семинар-практикум

    Июнь 2014

    "Путешествие в деревню"

    Спортивно-экологический праздник

    Октябрь 2015

    «Переполох на грядке»

    Осенний праздник

    Ноябрь 2015

    Осень в рисунках детей

    Проект

    3. Формирование опыта по теме

      Внедрение в практику:

    - Перспективный план по теме самообразования

    - Анализ выполнения программы (диагностика).

    Перспективный план работы на 2013-2014 учебный год

                              Занятия

    Виды деятельности

    Сентябрь

    1. Беседа о лете.
    2. «Уж небо осенью дышало»

    Октябрь

    1. Помощники в путешествии: глобус и карта.
    2. Экскурсия в осенний лес.
    3. Путешествие в Грибное царство.

    Ноябрь

    1. Путешествие на Северный полюс.

    1. Беседа о труде людей.

                 

    Декабрь

    1. Путешествие в тундру.
    2. Беседа о том, кто как зимует.

                   

    Январь

    1. Путешествие в смешанный лес.
    2. Беседа о зиме.

                     Февраль

    1. Идёт волшебница зима! Рассматривание картины И.Грабаря «Февральская лазурь»

    Март

    1. Весна в степи.
    2. Посадка семян овощей.

    Апрель

    1. Откуда хлеб пришёл.
    2. Беседа о диких животных.

    Май

    1. Беседа об уходе за комнатными растениями.
    2. Беседа о весне.

     

    1. Наблюдения в природе.
    2. Сбор материалов в копилку «Подарки осени»
    3. Экологические игры: «Вершки и корешки», «Не ошибись», «Что растёт в лесу»
    4. Выставка «Дары осени»
    5. Беседа «Что такое заповедник»
    6. Целевые прогулки: в парк, к водоёму
    7. Опыты, поисковая деятельность «Вода нужна всем», «Как увидеть воздух»
    8. Рассматривание картин И.Левитан «Осенний день», «Осень», «Золотая осень»
    9. Труд в уголке природы и на участке
    10. Работа с календарём природы.

    1. Загадки – движения.
    2. Праздник «Урожай собирай»
    3. Выставка «Осенний букет»
    4. Фольклор о природе
    5. Д\и «Найди, что опишу», «Загадай, мы отгадаем»
    6. Наблюдения в природе.
    7. Экскурсия в Лефортовский парк
    8. Опыты: свойства песка: «Песчаный конус», «Песочные часы»
    9. П\и «Летает – не летает», «Где спрятано растение» и т.д.
    10. Труд в природе: Уборка мусора, сбор семян, сбор природного материала для поделок.
    11. Беседа: «Любите землю матушку»

    1. Наблюдения в природе: погодно - сезонные явления
    2. Опыты с водой.
    3. Изготовление поделок из природного материала.
    4. Экскурсия в парк «1 МАЯ»
    5. Д\и : «Детки на ветке», «Кто, где зимует»
    6. Рассматривание картины «Пёстрый дятел»
    7. Труд в уголке природы и на участке
    8. Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе.
    9. Чтение художественной литературы о природе.

    1. Мастерская «Кормушки для птиц»
    2. Труд в природе: подкормка птиц (в течении зимы).
    3. Экскурсия в зимний парк
    4. Беседа о зимующих и перелётных птицах.
    5. Опыты с водой: «Вода бывает тёплой, холодной, горячей»,  «Лёд легче воды»
    6. Рассматривание картины К.Юона: «Русская зима»

    1. Просмотр фильмов о природе.
    2. Работа с моделями.
    3. Рассказ о лягушке.
    4. Праздник «Мы – друзья природы»
    5. Бабочки Красной книги
    6. Фольклор о природе.
    7. Наблюдения в природе, работа с календарём в уголке природы.

    1. Д\и «Какое время года?»
    2. Беседа «Воздух и его роль в жизни человека»
    3. Опыты: «Как увидеть воздух?», «Как услышать воздух?»
    4. Целевая прогулка к реке.
    5. Знакомство с растениями красной книги (башмачок настоящий, радиола розовая, подмаренник Крылова, красивоцвет Саянский, жарки…..)
    6. Театрализованная деятельность.
    7. Труд в природе: уход за растениями, обитателями природного уголка.

    1. Праздник «Здравствуй, весна!»
    2. Рассматривание картин, иллюстраций о весне
    3. Сравнительное наблюдение за рыбками.
    4. Опыт «Очистка грязной воды»
    5. Знакомство с животными красной книги (снежный барс, сибирский горный козёл, скопа, сапсан, чёрный аист…..)
    6. Д\и «Рыбная ловля», «Назови три предмета»
    7. Д.Мамин – Сибиряк «Лесная сказка» 1 часть
    8. Труд в уголке природы: посадка овощей в мини огороде.
    9. Целевая прогулка в лес

    1. Наблюдения за черепахой.
    2. Д\и «Кто, где живёт», «Отгадай, что за растение»
    3. Наблюдения за живой природой: деревья, птицы, насекомые, животные.
    4. Экскурсия в Лефортовский парк.
    5. Рассматривание картин С.Герасимова: «Последний снег», «Лёд»
    6. Опыты: «Силы ветра и воды (пускание лодочек в ручейках: быстро, медленно)»
    7. Труд в природе – уборка участка от сухих веток, листьев
    8. Игры: «Магазин «Цветы»
    9. Посев семян, выращивание цветочной рассады.

    1. Наблюдения: неживая природа: световой день, солнце, небо, облака; весенние дожди, грозы.
    2. Экскурсия в Лефортовский парк
    3. Д\и  «Времена года – Круглый год»
    4. Опыт:  «Здравствуй, ветер!»
    5. Опыт с кошкой. Органы чувств у животных.
    6. Беседа об уходе за комнатными растениями..
    7. Чтение художественной литературы, заучивание стихов.

    Труд в природе: подготовка клумб для цветов, посадка рассады.

    Перспективный план работы на 2014-2015 учебный год

                              Занятия

                              Виды деятельности

    Сентябрь

    1. «Осень золото роняет» (экскурсия в осенний лес)
    2. В лес за грибами и за ягодами.
    3. Как животные к зиме готовятся.

    Октябрь

    1. Откуда овощи в магазине?
    2. Фрукты на прилавках  магазинов.
    3. Откуда хлеб пришёл?

    Ноябрь

    1. Как поливать растения
    2. Как зимуют дикие звери

    Декабрь

    1. Домашние животные (кто с нами живёт)
    2. Наблюдение за воробьём и вороной

                   

    Январь

    1. «Поёт зима – аукает, мохнатый лес баюкает…» (экскурсия в зимний лес)
    2. Лесные обитатели – звери.

    Февраль

    1. Обитатели скотного двора.
    2. О тех, кто умеет летать (птицы)
    3. Обитатели птичника.

    Март

    1. Мы едем в зоопарк.
    2. Обитатели воды – рыбы.
    3. В окно повеяло весною…(весеннее пробуждение природы)

    Апрель

    1. Экскурсия в лес (пробуждение в природе)
    2. Шестиногие малыши.
    3. Времена года.

    Май

    1. Весной в деревне.

     

    1. Наблюдения в природе.
    2. Сбор материалов в копилку «Подарки осени»
    3. Экологические и подвижные игры: «Кто скорее соберёт», «К дереву беги»
    4. Д\упр.: «Раньше – позже»; хороводная игра: «Лети листок ко мне в кузовок»
    5. Чтение художественной литературы: Бианки «Паучок – пилот», Глушнев «Стихи о насекомых»
    6. Фольклор – загадки
    7. Беседы: «Что нам дарит осень» и др.

     

    1. Загадки – движения.
    2. Праздник «Урожай собирай»
    3. Выставка «Овощи и фрукты»
    4. Конкурс «Осенний букет»
    5. Экологические игры:

    а) «Найди листок как на дереве»

    б) «Третий лишний»

    в) « Подскажи словечко»

    1. Труд в природе: Уборка мусора, сбор семян, сбор природного материала для поделок.

    1. Наблюдения в природе, опыты с водой.
    2. Изготовление поделок из природного материала; подготовка камушек для аквариума.
    3. Экологические игры: «Раньше – позже», «Знаешь ли ты?»
    4. Словесные игры: «Кто знает, пусть продолжает», «Повторяй друг за другом»
    5. Фольклор: пословицы, песенки, потешки.
    6. Беседы: «Что ты видел по дороге в детский сад» и др.

    1. Мастерская «Кормушки для птиц»
    2. Труд в природе: подкормка птиц (в течении зимы)
    3.  Целевая прогулка «Зимний лес»
    4. Мастерская Деда Мороза «Снежинка»
    5. Беседа «Почему люди зимой не мёрзнут»
    6. Рассматривание картины: «Звери в зимнем лесу»

    1. Развлечение «Зимние забавы»
    2. Беседы: «Где найти медведя зимой?», «Живые ли деревья зимой?»
    3. Труд в природе: создание построек из снега.
    4. Окучивание деревьев снегом.
    5. Что такое КРАСНАЯ КНИГА?

    1. Целевая прогулка к водоёмам парка.
    2. Труд в природе: уход за растениями, рыбками в группе.
    3. Экологические игры: «Найди, о чём расскажу», «Загадайте, мы отгадаем» и др.
    4. Рассматривание картин: «Животные нашего леса», «Зима в лесу»
    5. Театрализованная деятельность

    1. Рассматривание картин, иллюстраций о ранней весне.
    2. Опыты: свойства снега.
    3. Наблюдения в природе.
    4. Чтение художественной  литературы о животных «Забавные звери» Чарушин; «Красивые цветы» Баральедо.
    5. Труд в природе: посадка овощей в мини огороде.

    1. Беседы: «Кто весной возвращается домой»,  «Почему весной бывают наводнения»
    2. Посев семян, выращивание цветочной рассады.
    3. Труд в природе – уборка участка.
    4. Экологические игры.

    1. Целевые прогулки в лес.
    2. Уход за обитателями живого уголка.
    3. Театр на фланелеграфе: «Теремок», «Три поросёнка»
    4. Рассматривание картин: «Грачи прилетели» Саврасов; «Весенняя сказка» Токарев.
    5. Игры «Назови и отбери цветы, которые  знаешь», «Найди свой дом», «Кто быстрее найдёт берёзу, ель, дуб»
    6. Труд в природе:

    а) вскапывание клумб для цветов;

    б) посадка семян, рассады.

    Перспективный план работы опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников на 2013--2014 учебный год

    Номер занятия

    Тема занятия

    Название опыта

    Дата проведения

    1.

    Живая и неживая природа. Что нас окружает.

    Экскурсия в парк.»Начало осени»

    сентябрь

    2.

    Планета Земля-наш общий дом.

    Определение смены дня и ночи. Наблюдение вращения Земли вокруг оси.

    сентябрь

    3

    Солнце – источник тепла и света.

    Наблюдение за солнцем. Испарение воды на солнце. Быстрое нагревание предметов на солнце.

    сентябрь

    4

    Воздушный океан.

    Опыты: «Свойства воздуха»

    «Движение воздуха»

    сентябрь

    5

    Золотая осень.

    Экскурсия в осенний лес

    Опыт: «Дыхание листа»

    октябрь

    6

    Подарки осени

    Опыт: «Рассматривание мякоти помидора под лупой» «Сухие и сочные плоды»

    октябрь

    7

    Жизнь зверей осенью. Цепи питания.

    Опыт: «Как маскируется животные»

    октябрь

    8

    Перелетные птицы.

    Выяснение причины не намокания перьев у водоплавающих птиц.

    октябрь

    9

    Источники звука и его распространение

    Опыт:»Определение звука на музыкальных инструментах»

    «Звучащий стакан»

    Октябрь

    10

    Наблюдение за животными в живом уголке

    Опыт:»Определение возраста рыбы»

    ноябрь

    11

    Наблюдения за комнатными растениями

    Опыт:»Влияние света на рост растений», «Как растение пьёт воду», «Фокусник бальзамин»

    ноябрь

    12

    Царица-вода

    Опыты:»Вода и её свойства»

    ноябрь

    13

    Вот так пустыня.

    Опыт:»Песок и его свойства»

    ноябрь

    14

    Встреча зимы. С какой ветки детка

    Опыт: «Растение может обеспечить себя «питанием

    декабрь

    15

    Животные севера

    декабрь

    16

    Магнит и его свойства

    Опыт:»Рисует магнит», «Парящий самолёт»

    декабрь

    !7

    Зимующие птицы. Жизнь птиц зимой

    Опыт с перьями

    декабрь

    18

    Уход за комнатными растениями. Почва.

    Опыты: Почва иеё свойства», «Рассматривание клеток кожицы лука под микроскопом»

    январь

    19

    Электричество

    Опыт:»Электрическая расческа», «Щелчок»

    январь

    20

    Австралия и её обитатели

    Опыт:»Как змея меняет кожу»

    январь

    21

    Человек и охрана здоровья

    февраль

    22

    Сравнение домашних и диких животных

    Опыт:»Как кошка языком чистит себе шерстку»

    февраль

    23

    В гостях у морского царя

    Опыт: «Рассматривание клеток элодеи под микроскопом»

    февраль

    24

    Почему предметы движутся

    Опыт, демонстрирующий влияние трения на инерцию

    февраль

    25

    Африка и её обитатели

    март

    26

    Что где растёт, кто где живёт?

    Опыт: «Выращивание растений из морковных верхушек»

    март

    27

    Черенкование растений

    Опыт:»Посадка

     семян «

    март

    28

    Викторина о лесе

    Опыт:»Глина и её свойства»

    март

    29

    Космос. Вселенная.Звёзды

    Опыт:»Звёзды светят постоянно»

    апрель

    30

    Насекомые

    Опыт:»Жизненный цикл мушек»

    апрель

    31

    Птицы нашего края

    апрель

    32

    Экскурсия в весенний лес

    Опыт:» Почему дождевые черви выходят на поверхность после дождя»

    апрель

    33

    Весенние первоцветы

    Опыт:»Влияние света на рост растений»

    май

    34

    Твёрдое тело: керамика, пластмасса, дерево, металлы

    Опыты на определение свойств твёрдых тел»

    май

    35

    Природа и люди. Охрана природы

    Опыт:»Почему трава не растёт на тропинках»

    май

    Перспективный план работы на 2014-2015учебный год

    Проект

    «Осень  в рисунках детей»

    СТРУКТУРА ПРОЕКТА

    1. Пояснительная записка с обоснованием взятой темы проекта.
    2. Цели проекта.
    3. Задачи проекта.
    4. Участники проекта.
    5. Предполагаемый конечный результат.
    6. Этапы реализации проекта.
    7. Предполагаемая методика реализации проекта.
    8. Продолжительность и место реализации проекта.
    9.  Формы и средства работы.
    10. Перспективный план работы с детьми.
    11. Перспективный план работы с родителями.
    12. Заключительный этап.
    13. Ожидаемый результат.
    14. Перечень используемой литературы.

    1. Пояснительная записка       

                                                                             

                 Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается представление о мире, как о целостной картине, формируются первоначальные основы мировоззрения ребенка.

    Незаменимым средством в становлении цельной, гармонически развитой и творчески активной личности ребенка  является искусство: литература, музыка, народное творчество,    живопись.

    С помощью живописи учат понимать гармонию природы, взаимосвязь явлений в окружающем мире. Изобразительное творчество формирует первоначальную основу представления о целостной картине мира.

    Поэтому тема приобщения детей к изображению времени года (осени) в рисунках становиться актуальной. При реализации проекта дети учатся передавать  свои впечатления от окружающей действительности. У воспитанников развивается  умение решать композиционные задачи. Они приобретают навыки технических приемов работы с различными материалами. Развивается эстетическое восприятие, творческая активность.

    Для своей работы, сочетающей ознакомление детей с окружающим миром и развитие творчества, мы выбрали продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация. Именно в этих видах деятельности, по мнению ученых, наиболее ярко проявляется творческий потенциал ребенка, кроме того, занятия изобразительной деятельностью   на наш взгляд, являются наиболее любимыми в детском возрасте, вместе с тем, они позволяют  взрослому в легкой, ненавязчивой форме закреплять и уточнять, полученные ранее, знания детей.

    Мы надеемся, что наша работа в рамках проекта «Осень в рисунках детей» будет способствовать:

    • Развитию интереса к окружающему миру, изобразительному творчеству; 
    • Развитию воображения, фантазии, эмоционального отклика и творческого потенциала детей;
    • Применению знаний, полученных при ознакомлении детей с окружающей действительностью, изобразительным искусством, в самостоятельной творческой деятельности;
    • Пониманию родителями ценности детского рисования, как основы базовой культуры личности;
    • Повышению педагогической культуры родителей.

    2. ЦЕЛЬ   ПРОЕКТА

    Цель: пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты».

    3. Задачи проекта

    • познакомить детей с сезонными изменениями природы,  происходящими осенью , с цветовой гаммой, характерной для этого времени года;
    • научить детей отражать в рисунках признаки природы в осенний период, используя различные способы и средства изображения;
    • расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
    • познакомить с нетрадиционными техниками рисования: печать листьями, кляксография , монотипия, скатывание бумаги, коллаж и др;
    • формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе;
    • Способствовать развитию памяти, восприятия;
    • воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в осенний период.

    4.УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

    1. Педагоги  старшей группы и музыкальный руководитель.
    2. Дети старшей группы.
    3. Родители детей старшей группы

    1. Предполагаемый конечный результат

    • Расширятся знания детей об осени, ее признаках и дарах;
    • Повысится интерес к художественной литературе, умение выразительно читать стихотворения и различать произведения по жанрам;
    • Пополнится словарный запас;
    • Сформируется активность  и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.
    • Сформируется творческий потенциал у детей.
    1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

    1этап

    Сентябрь

    2этап

    Сентябрь-ноябрь

    3этап

    ноябрь

    Подготовительный  этап

    1. Определение целей и задач проекта:

    - участников проекта;

    - выбор методов диагностики

    формализованных  (тесты, опросники, анкеты)  и не формализованных (наблюдения, беседы)

    2. Подготовка этапов реализации проекта:

    - сроки этапов

    - определение содержания каждого этапа

    3. Подбор дидактического материала по теме             проекта.

    Этап  реализации

    1. Осуществление планирования, подбор и раз-работка конспектов занятий, развлечений и дру-гих мероприятий;
    2. Продолжать знакомство с окружающим миром, расширять словарный запас по теме, изображать признаки осени, натюрморты овощей и фруктов в различных продуктивных видах деятельности.
    3. Осуществление планирования, подбор и раз-работка мероприятий, проводимых с родителями детей;
    4. Осуществление запланированных мероприятий

    Заключительный (аналитический)

    :

    - о качестве реализации проекта

    - об уровне усвоения детьми, предлагаемых

    материалов проекта;

    - самоанализ своего педагогического труда;

    - выявление причин, пробелов и отставаний,

    тормозящих в реализации воспитательно-  образовательных задач проекта

    7. ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ МЕТОДИКА

    РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

    •  Развитие фантазии, воображения, эмоционального отклика и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного творчества;

    • Соответствие сложности материала возрасту детей;

    • Вовлечение детей в совместную практическую деятельность с взрослыми – родителями и педагогами.

    8.Вид проекта

    Познавательно-творческий

    1. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

     ПРОЕКТ СРЕДНЕЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ

    10.  ФОРМЫ И СРЕДСТВА РАБОТЫ

    Формы: 

    • Образовательная деятельность детей по изодеятельности
    • Образовательная деятельность детей по ознакомлению с окружающим и развитием речи.
    • Беседы.
    • Дидактические и с/р игры.
    • Рассматривание иллюстраций и открыток
    • Индивидуальная работа с детьми в свободное время.
    • Использование мультимедийных презентаций;.
    • Кружковая работа.
    • Посещение выставок.
    • Экскурсии в Детскую художественную школу,  в Лефортовский парк, в овощной магазин.
    • Работа с родителями.

    Средства 

    • Художественное слово:.
    • Творчество художников-пейзажистов.
    • Динамические паузы, физминутки, зрительная гимнастика.
    • Пальчиковые гимнастики
    • Кроссворды, ребусы.

    11. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

    РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА С ДЕТЬМИ

    В рамках организованной образовательной деятельности и в совместной деятельности.

    Сроки

    №  п/п

    Вид образовательной деятельности, тема.

    Совместная деятельность

    Сентябрь

    1. Художественное творчество           (рисование)

    Тема:»Рассматривание книжных иллюстраций с осенними пейзажами. Упражнение «Где лето, а где осень»

    2. Познание (Целостная картина мира)

    Тема: « Наш огород , что здесь только не растёт)

    3. Коммуникация ( развитие речи, чтение худ. литературы)

    Тема: »Овощи» Составление описательного рассказа с опорой на модель.

    4. Художественное творчество

       ( рисование)

    Тема: « Натюрморт из овощей»

    5. Художественное творчество

       ( аппликация)

    Тема: « Весёлые морковки» (ткань)

    6. Художественное творчество

      ( Лепка)

    Тема: « Дары осени» Коллективная работа

    1. Подбор книг об осени в книжный уголок;
    2. Чтение худ. литературы: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
    3. Рассматривание репродукций картин об осени;
    4. Наблюдения в природе за листьями на деревьях;
    5. Д/и «С какого дерева листок?»; «Овощной магазин», «Вершки и корешки».
    6. Просмотр презентаций:

    « Что такое осень»?, « Овощи»

    «Осенние зарисовки»

    1. Просмотр мультфильмов:

    «Чиполлино», «Вершки и корешки»

    8. Экскурсия по экологической тропе детского сада: «Огород на участке» ( Сбор урожая)

    9. С/р игра: «День рождения Куклы Маши»

    Октябрь

    1.Коммуникация ( развитие речи)

    Тема: « Витаминная семья»

    2. Познание (Целостная картина мира)

    Тема: « Осень. Признаки осени»

    3. Художественное творчество

       ( рисование)

    Тема: «Рисование фруктов и овощей"

    4. Художественное творчество

        (аппликация)

    Тема: «Витаминная корзина»

    5. Познание (ручной труд)

    Тема: « Сказка в осеннем лесу» (природный материал). Коллективная работа.

    1. Чтение художественной литературы: И.Бунин «Листопад», В. Даль «Война грибов и ягод»

    2. Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”. П. Чайковский: “Осенняя песня”, “Октябрь”.

    3. Д/И «Сложи картинку», « Когда это бывает», « Назови ласково»

    4. Просмотр презентации «Фрукты»

    5. Просмотр мультфильма4 «Мешок яблок»

    6. Создание коллективных композиций из овощей и фруктов ( подготовка к выставке «Осенние фантазии)

     7. Экскурсия в овощной магазин.

    Ноябрь

    1.Познание (целостная картина мира), коммуникация(развитие речи), художественное творчество (рисование)

    Тема: «Осень» Составление рассказа по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

    2.Художественное творчество (рисование)

    Тема:» Красота осенних листьев»

    3. Художественное творчество (аппликация)

    Тема:»Превращение осеннего листочка»

    4.Художественное творчество (рисование)

    Тема: Осенний пейзаж. Использование нетрадиционной техники рисования (монотипия).

    5. Познание (конструирование)

    Тема: Поделки из природного материала позамыслу.

    1. Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет. Заучивание стихотворений: “Осень” К.Д. Бальмонта, “Скучная картина” А.Н. Плещеева, “Листопад” И.А. Бунина, “Листопадничек” И. Соколова-Микитова, “Лес осенью” А. Твардовского

    2.Д\И: «Послушай, запомни, назови», «Чего не стало», «Скажи наоборот»

    3. Просмотр презентаций: «Осенние превращения», «Времена года», «Почему ноябрь пегий»

    4. Экскурсия в Лефортовский парк, по экологической тропе детского сада.

    5. Участие в выставке «Осенние фантазии»

    12. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

    РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

    Цель: привлечь родителей к деятельности по реализации проекта

    № п/п

    Тема мероприятия,

    форма проведения

    Время проведения

    1.

    2.

    3.

      4.

    Оформление папки - передвижки для родителей:

    «Времена года-Осень», «Весёлые овощи. Или о том, чем занять ребёнка дома», «Занимаемся по теме: Овощи»

    Консультация по теме « Развитие творческих способностей детей»

     

    Экскурсия в Третьяковскую галерею

    Разучивание стихов с детьми об осени

    Сентябрь

    1.

    2.

    3.

    4.

    Анкетирование родителей детей с целью выявить,   что предпочитают рисовать дети?

    Консультация: «Влияние изобразительного искусства на всестороннее развитие детей»

    Оформление папки-передвижки:» Поделки из природного материала», «Не только вкусненько , но и полезненько», «Занимаемся по теме: фрукты»

    Родительское собрание: « Рисуем – развиваем творчество»

    Октябрь

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    Оформление папки-передвижки по теме: «Игры с булавками и бусинками.

    Привлечь родителей к подбору бросового и природного материала.

    Консультация «Совместное творчество ребенка и взрослого».

    Привлечь родителей к участию в выставке творчества детей «Осенние фантазии».

    Привлечь родителей к изготовлению костюмов к развлечению.

    Привлечь родителей к оформлению альбома “Осень в рисунках детей ”.

    Ноябрь

    13. Заключительный этап:

    - изготовление цифрового фото альбома «Осень в гости к нам пришла»;

    - подведение итога конкурса среди семей;

    - вручение памятных дипломов;

    - оформление фото выставки;

    - показ инсценировки для детей сада: «Загадки с грядки»;

    - оформление выставки семейных поделок из даров осени; (показ детям сада)

    - презентация проекта.

    14. Ожидаемый результат:

    Собран и систематизирован  весь материал по теме проекта.

    Дети знают и называют:

    - большое количество овощей, фруктов и осенних даров;

    - осенние  приметы и явления:

    - пословицы, поговорки об осени;

    Дети стали более раскрепощены и самостоятельны;

    В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой деятельности наряды и атрибуты.

    У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчесва, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

    15. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред . М.А. Вераксы.-М.: Мозаика-синтез,2010.
    2. Комарова Т.С., Зацепина И.Б. Программа эстетического воспитания дошкольников. – М., 2005.
    3. Копцева Т.А. Программа по изобразительному искусству “Природа и художник”. – М, 2001.
    4. Швайко Г.С. Занятия по изодеятельности. Программа. – М., 2001.
    5. Комарова Т.С. Методическое пособие. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-синтез, 2005.
    6. Казакова Р.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 2005.
    7. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.
    8. Трофимова М.В., Тарабрина Т.И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. – Ярославль, 2001.
    9. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
    10. Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 1999.
    11. Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    педагогическое эссе "ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЛОГИКО – МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИОИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"

    Педагогическое эссе "ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЛОГИКО – МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИОИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ" к конкурсу "Воспитатель года-2014"...

    Экологические экскурсии как средство формирования интереса старших дошкольников к миру природы

    Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.Преимущество экскурсий...

    Педагогический проект «Развитие речи старших дошкольников через познавательную деятельность посредством ознакомления со сказами П.П.Бажова»

    В данном материале представлен опыт проектной педагогической деятельности с дошкольниками старшего возраста. Базируясь на самобытном творчестве русского народа,  в общем, и красоту родного края, ...

    Перспективный план работы по формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания. Младшая подгруппа детей дошкольного возраста.

    Перспективный план работы по  формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания. Младшая подгруппа детей дошкольного возраста....

    Перспективный план работы по формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания. Старшая подгруппа детей дошкольного возраста.

    Перспективный план работы по  формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания. Старшая подгруппа детей дошкольного возраста....