Экологические экскурсии как средство формирования интереса старших дошкольников к миру природы
статья на тему
Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologichekie_ekskursii_kak_sredstvo.docx | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Алексеева Ю. С.
Воспитатель ДОУ № 2
К вопросу о формировании коммуникативных умений
воспитателя в детском саду.
Любая человеческая деятельность невозможна вне коммуникации, особенно деятельность педагогическая.
В педагогической деятельности коммуникация занимает особо значимое место, так как процесс обучения, воспитания и социализации ребенка предполагают взаимодействие субъектов общения с целью обмена информацией, установления взаимоотношений, умений предвидеть результат общения.
В связи с этим, особые требования предъявляются к личности воспитателя, к сформированности его коммуникативных умений, позволяющим эффективно решать задачи воспитания и развития ребенка.
В современной психолого-педагогической литературе под коммуникативными умениями понимается: освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми, умение входить в контакт с незнакомыми людьми, понимать их личностные качества и намерения , предвидеть результат их поведения и в соответствии с этим строить свое.
Многих исследователей привлекала проблема изучения коммуникативных умений, наиболее существенный вклад в нее внес А. А. Леонтьев, одним из первых предложивший классификацию коммуникативных умений. Он выделяет следующие коммуникативные умения:
- умение «подавать себя» в общении с учащимися;
- умение речевого и неречевого контакта с учащимися;
Другим исследователем А. А. Журавлевым в содержание коммуникативных умений включаются:
- сдержанность;
- доброжелательность;
- приветливость;
- уважительность.
Однако мы считаем, что в данной классификации представлены не коммуникативные умения, а личностные качества, необходимые педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Воспитатель является примером для молодой души, в его руках жизнь человека.
В рамках еще одной классификации, предложенной Р. И. Михалевской, выделены следующие коммуникативные умения:
- Умение держаться (осанка, мимика, пантомимика) .
- Умение подать себя, подчеркнуть свое достоинство.
- Умение сдержаться при необходимости, не проявив раздражения.
- Умение корректировать и контролировать свое эмоциональное состояние.
- Умение устанавливать эмоциональный контакт.
- Умение снять излишнее психологическое напряжение.
- Умение создать атмосферу творчества.
- Умение речевого обращения ( владение словом, техникой речи, дыханием, дикцией, темпом речи).
- Умение вызвать к себе симпатию и интерес.
- Умение найти оптимальный тон в общении с учащимися.
- Владение оптимальной жестикуляцией.
Все выше представленные классификации ориентированы на учителя. Предметом нашего исследования являются коммуникативные умения воспитателя.
В 80-х годах 20 века Л. И. Семушиной была предложена профессиограмма воспитателя детского сада, в которой отдельной группой выделены коммуникативные умения воспитателя:
- установление педагогически целесообразных взаимоотношений с детьми, а также с родителями;
- находить контакт и правильный тон с разными людьми в разных обстоятельствах;
- располагать к себе детей, при необходимости перестраивать с ними взаимоотношения, находить индивидуальный подход к отдельным детям.
На кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. Герцена Л. М. Маневцевой была разработана классификация коммуникативных умений старшего воспитателя. В силу своих должностных функций он общается с членами коллектива. Умения, расписанные в классификации, рассчитаны на установление взаимоотношений с коллегами. Так как мы изучаем коммуникативные умения воспитателя, целесообразно использование данной классификации.
В данной классификации представлены следующие коммуникативные умения:
- устанавливать контакт с родителями, воспитателя с детьми;
- понять, сопереживать, проявлять внимание;
- предвидеть результаты общения, возможные трудности;
- управлять своим поведением;
- быстро ориентироваться в реальных обстоятельствах деятельности и общения детей, снижать напряженность в их поведении, педагогически грамотно решать конфликты;
- проявлять гибкость в общении;
- использовать юмор и шутки;
- создать атмосферу совместного творчества;
- владеть речью;
- организовать содержательное общение с родителями, воспитателями, детьми на гуманной демократической основе;
- осуществлять индивидуальной подход на основе знания конкретных особенностей детей, взрослых (родителей, воспитателей).
Данная классификация, на наш взгляд, в наибольшей степени отвечает требованиям, предъявленным к педагогам, работающим в условиях детского сада.
Сегодня существуют разные подходы к оценке уровней сформированности умений.
Принципиально отличным вопросом является вопрос о критериях сформированности умений, т.к. в основе оценивания умений разные авторы используют разные критерии.
В частности, нами представлены критерии качественной оценки умений Спирина Л. Ф.:
- направленность и моральные качества личности;
- педагогическая эрудиция и степень развития профессионального мышления;
- сформированность и набор профессиональных умений, реализующихся в индивидуально творческой деятельности, в действиях;
- общественно-политическая и педагогическая активность;
- постоянная психологическая готовность к работе и совместимость в коллективе.
На основе критериев качественной оценки умений Спирина Л. Ф. в своей диссертации Савенкова Л. А. разработала следующие уровни овладения коммуникативными умениями:
Исходный: мотивация педагогических действий и сами действия профессионально не осознаны, отсутствует мотивация, готовность к их выполнению; педагогические действия выполняются непрофессионально, их цели определяются неправильно, они носят примитивный и шаблонный характер; в выборе целесообразных педагогических действий, имеющие существенные затруднения и грубые ошибки; педагогические действия используются несвоевременно и не дают должного результата.
Низкий: в основе педагогических действий лежат противоречивые мотивы; коммуникативные действия до конца не осознанны, в основном, строятся на житейском опыте, без использования научных знаний и анализа ситуации, они характеризуются некой шаблонностью, лишены гибкости, применяются без учета конкретной ситуации, медленно, неточно; не всегда целесообразно использование в педагогических действиях некоторых сведений по педагогике и психологии.
Средний: в основе педагогической деятельности преобладают осознанные мотивы, характеризующиеся частичной профессиональной направленностью, но в действиях нет использования должных научных знаний для анализа педагогической интуиции, проявляется недостаточная научная компетентность, в выборе целей имеют место ошибки, вытекающие из неглубокой диагностики объекта и условий действия, поэтому цели не всегда достигаются, хотя коммуникативные действия не лишены некоторого своеобразия, т.к. обнаруживается небольшой профессиональный опыт, но все же чаще преобладают их стереотипные формы, что проявляется в несоответствиях используемых коммуникативных умений оценкам педагогических ситуаций.
Высокий: в основе педагогических действий лежат осознанные мотивы, свидетельствующие об устойчивой профессиональной направленности; коммуникативные действия педагогически целесообразны; выполняются с использованием педагогических и психологических знаний на основе анализа ситуации; имеет место научно-методическая компетентность, они соответствуют цели, определяются в основном, с учетом особенностей объекта воспитания и условий действия; в педагогической деятельности (по форме и содержанию) имеют место элементы своеобразия, новаторства, они выполняются достаточно четко, без затруднений; в них используются профессиональный опыт, они обладают переносом, и поэтому соответствуют изменяющимся ситуациям воспитательной практике.
Возможно ли развитие коммуникативных умений?
Несмотря на разные взгляды развития коммуникативных умений, все исследователи сходятся в том, что процесс развития возможен на разных этапах сформированности профессиональных умений.
В плане нашего исследования рассмотрим схему этапов формирования умений (Платонов К. К.)
1. | Первичные умения | Психологическая сторона осознания цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенные. |
2. | Недостаточно умений для деятельности | Наличие знаний способов выполнения действий и исполнение ранее приобретенных, не специальных для данной деятельности навыков. |
3. | Отдельное общее умение | Ряд отдельных высоко развитых, но узких умений, необходимых в различных видах деятельности. |
4. | Высоко развитое умение | Творческое использование знаний и навыков данной деятельности с осознанием не только цели, но и мотивов выбора способа ее достижения. |
5. | Мастерство | Творческое использование различных умений. |
В настоящее время уделяется внимание изучению взаимосвязи коммуникативных умений и личности. Ряд ученых, в их числе Ломов Б.Ф. , рассматривал человека как активную личность, способную влиять на ситуацию.
Следовательно, умения развиваются под воздействием личностных характеристик, а умения, в свою очередь, формируют личность, давая ей возможность совершенствоваться.
Таким образом, развитие коммуникативных умений будет успешным, если личность активна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Физкультурно-досуговая деятельность как средство развития интереса старших дошкольников к физической культуре"
Данная статья кратко рассказывает о значении физкультурно-досуговой деятельности в детском саду...
Возможности использования краеведческого материала в формировании интереса старших дошкольников к родному краю.
Возможности использования краеведческого материала в формировании интереса старших дошкольников к родному краю....
Статья "Проблема формирования интереса старших дошкольников к миру растений"
Актуальность темы. Проблема взаимодействия человека и природы приобрела в настоящее время глобальный, планетарный характер. Связано это с усилением антропогенного давления на природу, что приводит к с...
Экологическая тропа как средство формирования представлений старших дошкольников о природе.
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки...
Обобщение педагогического опыта ТЕМА: « РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К МИРУ ПРИРОДЫ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
1.Уточнить и углубить знаний о растениях, животных и природных явлениях; 2.Формировать знания о жизненно необходимых условий для человека, животных и растений (питание, рост и развитие), о правильн...
Доклад из опыта работы "Экскурсия как средство формирования ранней профориентации дошкольников"
Доклад из опыта работы "Экскурсия как средство формирования ранней профориентации дошкольников"...
Презентация к докладу "Экскурсия как средство формирования ранней профориентации дошкольников"
Презентация к докладу "Экскурсия как средство формирования ранней профориентации дошкольников"...