Доклад: Развитие познавательной активности старших дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность
консультация (подготовительная группа)

Донченко Екатерина Сергеевна

В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_donchenko_e.s.docx246.4 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУдетский сад № 1 комбинированного вида

г.о. Власиха

Доклад:

Развитие познавательной активности

старших дошкольников через

поисково-исследовательскую деятельность

Подготовила воспитатель

Е.С. Донченко

2021г.

Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Ребёнок в дошкольном возрасте познаёт мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на мир широко открытыми глазами. Детям всё интересно, их всё манит и привлекает, их познавательные способности, которые можно выразить девизом: «Хочу всё знать!». Желание получать новые впечатления, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Наблюдая за детьми, мы обратили внимание на то, что познавательная активность детей недостаточно высока, и это отражается на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другим видам деятельности. Поэтому возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования. Известно, что дошкольный детство — это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию.

 Развитие познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию. Современные отечественные исследователи Маркова А.К., Лозовая В.И, Тельнова Ж.Н,.Поддяков Н.Н. и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы её активизации у дошкольников. Проблемой формирования позновательной активности в старшем дошкольном возрасте занимались такие ученые как Т.М. Землухина, М.И.Лисина, Ш.А.Амоношвили, М.А.Данилов, Г.И.Щукина, и другие.Особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте, условия и методы ее формирования в различных видах деятельности изучены в работах Т.М. Землянухиной, Д.Б. Годовиковой , Е.Э. Кригер, М.И. Лисиной, Т.А. Павловец, Т.А. Серебряковой, С.П. Чумаковой. Однако вопросы развития познавательной активности старших дошкольников в процессе проведения занятий в дошкольном учреждении требуют дальнейшей разработки.

     Научные исследования и наблюдения практиков свидетельствуют: там, где ограничивается творчество и самостоятельность детей, знания, как правило, усваиваются формально, т.е. дети не осознают их, и познавательная активность остаются на низком уровне. Таким образом, прогрессивное развитие дошкольника может происходить лишь при условиях формирования у них активно-познавательного отношения к окружающей действительности, умения успешно ориентироваться во всём разнообразии предметов, а так же при условиях, которые дают ему возможность стать субъектом собственной познавательной деятельности. Применение личностно - ориентированной модели дошкольного образования, на противовес авторитарному подходу, качественно меняет роль и место ребёнка в познавательном процессе – акцент при этом переносится на деятельную личность.

Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимым выступают познавательная активность и познавательный интерес. В работах Л.С.Выготского, М.И.Лисиной, Е.И.Щербакова, Г.И.Щукиной выделены условия формирования познавательной активности детей: своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка.

Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. В современной возрастной и педагогической психологии психическое развитие ребенка понимается как процесс и результат присвоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений. Необходимым условием присвоения этого опыта является активность ребенка, в том числе и познавательная, проявляющаяся в соответствующей деятельности.

Под познавательной активностью понимают самостоятельную, инициативную деятельность ребёнка, направленную на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющую необходимость решать задания, которые ставят перед ним в конкретных жизненных ситуациях.

 Проблему познавательной активности детей ученые, как правило, рассматривают вместе  с деятельностью, а так же в тесной связи с таким понятием, как самостоятельность. Таким образом, условием развития познавательной активности, являются практические исследовательские действия самого ребёнка.

В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности.

Проблема познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в дошкольной педагогике и детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.

Основными принципами ДО в соответствии Государственным стандартом является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

ФГОС ДО особого внимания уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются:

– организация решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе с детьми;

– использование проектирования.

В основе познавательно – исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания. Опытно -экспериментальная деятельность в ДОУ позволяет удовлетворить эти потребности.

Экспериментирование рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

Организуя кружок на базе нашего детского сада «Радужная Академия Увлекательных Наук»  я реализовала данную  деятельность  в формах, специфических для детей старшего дошкольного возраста.

Я поставила перед собой цель: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в поисково-исследовательской  и экспериментальной деятельности.

В процессе работы кружка я решаю следующие задачи:

1. Создание условий для развития познавательной деятельности детей.

2. Выстроить систему работы, обеспечивающую формирование познавательной активности дошкольников через познавательно – исследовательскую деятельность.

4. Организация работы с родителями по развитию познавательно - исследовательской деятельности дошкольников.

и др. задачи-перед вами.

Свою работу по опытно – экспериментальную деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям:

живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);

неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);

человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.)

В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников я использую разнообразные методы и приемы организации исследовательской деятельности: наблюдения, беседы, опыты, дидактические игры, моделирование ситуаций, трудовые поручения. Наблюдение является одной из форм экспериментальной деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Однако само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за природой не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека. Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты.

В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС названа развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами. 

В кабинете  создана развивающая среда, которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребенка. Есть необходимая литература, развивающие  игры и дидактические материалы, которые способствуют решению задач по познавательному развитию с учетом возрастных особенностей и уровня развития детей.

Для того, чтобы стимулировать детскую познавательную активность я предлагаю им открытые, творческие вопросы, в том числе — проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы. А в ходе обсуждения обеспечиваю атмосферу поддержки и принятия. Организую обсуждения, в которых каждый ребенок может высказать свою точку зрения. «Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?».

При знакомстве с камнями было проведено ряд занятий, одним из которых является познавательное «Разные камушки». Детям показали презентацию о местонахождении камней, проводили опыты. А дома родителям вместе с детьми посоветовали изготовить различные поделки из камней.

В блоке «Почва», мы рассматривали землю через лупу, беседовали, как она влияет на рост растений и в группе организовали мини-огород, где наблюдали за ростом растений.

В блоке «Песок, глина» - рассматривая их через лупу, обнаружили, что песок состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. А мокрая глина имеет свойства - вязкости.

При ознакомлении со следующим блокам «Вода» проводили опыты: «Наливаем -выливаем», «Закрасим воду», «Превращение воды в лёд,» «Тонет - не тонет» и др.

В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Выявили, что вода - является жидкостью, не имеет запаха, цвета, формы, может замерзать.

Эти опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - дети всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, умение общаться и находить пути решения проблемных ситуаций.

В блоке бумага дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

В работе данного кружка  я организую работу с детьми так, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными их участниками. Таким образом, я обеспечиваю личностно-ориентированное взаимодействие с детьми. И использую такие методы и приёмы-можете увидеть на слайде.

Работа в центре экспериментирования требует соблюдение правил техники безопасности. Мы их составили совместно с детьми и игровыми персонажами. Они очень просты и легко запоминаются:

* С песком: Если сыплешь ты песок, рядом веник и совок.

* С огнем: Помни правило: огонь. Никогда один не тронь!

* С водой: Коль с водой имеем дело, рукава засучим смело.

* Пролил воду - не беда: Тряпка под рукой всегда.

* По окончании работы: Ты работу завершил? Все на место положил?

В течение учебного года с учетом детской инициативы, мы с детьми реализовали следующие занятия«Тело человека»«Волшебница вода», «Разноцветные льдинки», «Продукты полезные и не очень»«По следам динозавров».

Например, ходе занятий «По следам динозавров », дети побывали в роли палеонтологов, узнали силу прочности костей. Ведь информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность.

Неотъемлемой частью работы по развитию познавательной активности детей считаю тесное взаимодействие с родителями, вовлечение их в совместную деятельность. Для этого проводились консультации, привлечение родителей к реализации совместных детско-родительских проектов и др. Для информирования родителей о событиях в группе, они могут открыть сайт сада, где в ленте новостей и на странице кружка «РАУН» размещается материал  размещаю материал о том, что мы исследовали с детьми. Это  даёт возможность родителям использовать опубликованный материал в электронном виде в домашних условиях. Так же разработала буклеты и памятки для родителей: «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию»«Как помочь маленькому исследователю»«Занимательные опыты на кухне». Подключаю родителей к проведению с ребенком экспериментов дома, для этого знакомлю с технологией проведения опыта, с использованием памяток для родителей.

Я считаю, что опыт работы по детскому экспериментированию эффективен.

Ожидаемым результатом от внедрения метода экспериментирования является приобретение детьми опыта видения предметов и явлений; всматривание в них;

развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности; развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать.

Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Я уверена в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Быть может, в недалеком будущем «на пыльных тропинках далеких планет» останутся следы наших ребят - любознаек и почемучек.

В своей работе я использую поисково-исследовательскую деятельность как основной метод познавательного развития детей. Используя экспериментирование и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, стараюсь обеспечивать качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников с соответствие с ФГОС. Внедрение модели развития исследовательских способностей детей через новые педагогические технологии способствует развитию у детей всех вышеперечисленных качеств-на слайде вы можете увидеть.

И как говорил Марк Аврелий: «Кто не исследует…, тот не может быть счастлив»

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад :"Развитие связной речи дошкольников через проектную деятельность детей и взрослых".

Работа над проектом помогает детям легче общаться между собой, развивает речь детей, обогащает словарный запас, помогает вести диалог со взрослыми и детьми....

Развитие познавательной активности дошкольника в исследовательской деятельности и играх - экспериментах

Представлены педагогические советы по развитию познавательной активности детей....

Выступление на педсовете. Доклад "Развитие познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через проектный метод"

Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы - ему помогают взрослые. Сейчас перед воспитателем стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информ...

Сообщение из опыта работы на тему: «Развитие познавательной активности дошкольников к профессиональной деятельности взрослых в процессе игровой деятельности»

Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса ...

Доклад "Развитие познавательной активности дошкольников"

Доклад был представлен на Районной педагогической конференции...

Образовательная область "Познавательное развитие". Доклад «Развитие познавательной активности дошкольников в играх-путешествиях»

Вы познакомитесь,  из опыта работы, какие игры-путешествия помогают развивать познаввтельную активность  дошкольников....