Образовательная область "Познавательное развитие". Доклад «Развитие познавательной активности дошкольников в играх-путешествиях»
учебно-методический материал

Надь Светлана Анатольевна

Вы познакомитесь,  из опыта работы, какие игры-путешествия помогают развивать познаввтельную активность  дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_1.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Развитие познавательной активности дошкольников

 в играх-путешествиях»

Слайд 1. Доброе утро, уважаемые коллеги!

Я работаю воспитателем уже больше 13 лет и не могу не заметить, что в последние годы резко снизился процент детей-почемучек и растет число пассивных детей, которым очень трудно включиться в коллективную работу. Следствием отсутствия заинтересованности являются низкие показатели познавательной активности.

Низкая познавательная активность становится большой проблемой, ведь она выступает предпосылкой психофизического развития ребенка. Взаимосвязь очевидна – чем ярче выражен интерес к познанию, тем позитивнее результат усвоения знаний, выше уровень развития психических процессов.

Слайд 2. Что же такое познавательная активность? Это эмоционально-положительное отношение к познанию, готовность к выбору содержания и вида деятельности, стремление к самостоятельному поиску решения познавательных задач, проявление инициативности и любознательности.

Отечественные психологи и педагоги утверждают, что у каждого ребенка существует естественная тяга к восприятию новой информации. И пресловутое детское любопытство тоже основано на стремлении познать новое.

Слайд 3. Развивать подобное умение помогает игра, которая служит практикой использования знаний, полученных детьми на занятиях и в свободной самостоятельной деятельности. Безусловно, что приоритетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются игровые технологии. Нет никакой необходимости подробно говорить о роли игры в жизни ребёнка.

Слайд 4. Именно игра позволяет развивать способности, умственные и художественные способности, помогает малышу познавать мир. В игре он наблюдает, запоминает, развивает фантазию, знакомится с формами и свойствами предметов, выстраивает системы взаимосвязей. Игра позволяет, будто бы незаметно, решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться вперёд по пути формирования и развития детского интеллекта.

Слайд 5. Основная функция игры представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Слайд 6. Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое они место занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. Сегодня я буду говорить об играх-путешествиях. Игра-путешествие является образовательной, т.к. в ее процессе участники постигают окружающий мир не только посредством получения новой информации о том или ином объекте, но что более важно, через свое отношение к увиденному, услышанному и происходящему.

Слайд 7. Что же такое путешествие? Путешествие – это передвижение по какой-либо территории или акватории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями. Путешествие позволяет удовлетворить желание двигаться, узнавать что-то новое, необычное и интересное. Игры-путешествия носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций» и совершаются дошкольниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями.

Слайд 8. У игры-путешествия существует своя структура.

Игры-путешествия – имеют сходство со сказкой, ее развитием и чудесами. Они отражают реальные факты и события, но обычное раскрывается через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его.

Цель игры-путешествия – усилить впечатление, предать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими или наоборот, на то, о чем дети имеют поверхностное представление.

Слайды 9-10. Игры-путешествия доступны детям с трех лет. Мы часто путешествуем в лес, к бабушке в деревню, на лужайку, в магазин, погружаемся в подводный мир на разных видах транспорта в основном, чтобы познакомиться с предметами и явлениями, животными и растениями. В старшем дошкольном возрасте усложняются познавательные задачи игры-путешествия, расширяются представления об окружающем мире.

Слайд 11. Так, например, в игре «Спасем Русалочку» мы с детьми узнали, что самое длинное морское животное – это медуза Львиная грива, что в море всегда плачет морская черепаха, что детеныши кита после рождения не умеют плавать, а дельфины – самые умные морские животные. Дети узнали это, разгадывая загадки, экспериментируя с водой, обводя рисунки по точкам и складывая разрезные картинки. Для такой игры нам еще понадобилась звуковая схема слова и компьютерная презентация.

Хочу рассказать вам еще об одной игре в старшем дошкольном возрасте «Самые удивительные деревья».

Слайды 12-13. Мы получили электронное письмо от Незнайки с просьбой рассказать лунатикам о самых необычных растениях планеты Земля.

Слайды 14-15-16. Конечно, мы сразу же собрались в путешествие и отправились в Африку.

Слайд 17. Там мы увидели необычные деревья с толстыми-претолстыми стволами и как будто, это дерево растет вверх корнями. Это деды, нет, бабы, которых звали Бао. Ах, нет, это баобабы!

Слайд 18. К этому дереву можно подойти, загадать любое желание и баобаб его выполнит.  А еще баобаб называют лимонадным деревом. Хотите попробовать настоящий лимонад? Мы подошли к столу, на котором стоял кувшин со сладкой водой и лежали лимоны. Самые сильные мальчики группы выжимали лимоны в сладкую воду. А потом дети пили свой только что изготовленный лимонад и признались, что не пили ничего лучше.

Слайд 19. Напоследок баобаб показал нам свои цветы и признался, что он цветет только одну ночь.

Слайды 20-21-22. Нам было пора отправляться дальше – в Северную Америку. Слайд 23. Ой-ой-ой! На нас движется огромный мамонт! Да, нет! Это «Отец лесов» –  секвойя. Это дерево-настоящий гигант, а огромные свисающие ветви похожи на бивни мамонта.

Слайд 24. На спиле этого дерева поместился бы весь оркестр и наша группа, когда мы танцуем польку. А еще это дерево умеет петь.

Слайд 25. Его пение похоже на звук трубы.

Слайд 26. Хотите послушать, как музыканты-трубачи играют?

Как же здорово играют трубачи на позолоченных трубах!

Слайды 27-28-29. Но нам пора в Австралию!

Слайд 30. Мы увидели еще одно необычное дерево – вечнозеленое – эвкалипкое!

Слайд 31. Не хотим мы ничего липкого! Не хватает еще прилипнуть к нему!

Слайд 32. А у этого кора пузырями вздулась, наверное, это больное дерево – у него, наверное, ветрянка,

Слайд 33. а этот голый, совсем облысел! Это эвкалипт – дерево, которое вместо листьев сбрасывает кору дерева. А еще оно замечательно лечит всех нас от простуды. Хотите быть здоровыми? Хотите сделаем массаж волшебных точек с помощью эвкалипта? Мы, конечно же, хотели быть здоровыми и сделали точечный массаж.

Слайд 34. И сейчас же оказались в нашем городе, на нашем участке и увидели нашу хрупкую березку. Оказалось, что не такая уж березка хрупкая – есть береза железная.

Слайд 35. Ее даже распилить нельзя, только срубить можно, да и то, меняя топоры.

Слайд 36. А еще она лечить может – душистый березовый веник следит за чистотой и здоровьем, березовый сок лечит ангину и очищает нашу кровь, березовый сахар спасает наши зубки от кариеса.

Слайд 37. А еще знаете, сколько поделок делали русские из бересты: коробочки, шкатулочки, туеса для грибов и ягод, ковшики и лапти.

Слайд 38. И ствол у нее замечательный – черно-белый, чтобы солнышко не обжигало, а черные черточки на стволе, чтобы открываться в жару и пропускать воздух.

Понравилось наше путешествие? Что же должен рассказать Незнайка лунатикам о самых необычных деревьях на планете Земля? А вам понравилось?

Слайд 39. Благодаря играм-путешествиям у детей более эффективно развиваются такие психические процессы, как внимание, память, воображение, восприятие.

Слайд 40. Перед детьми ставятся такие задачи, как преодоление трудностей и достижение успеха, что способствует развитию логического мышления.

Слайд 41. Игры-путешествия вызывают интерес и активное участие в развитии сюжета игры,

Слайд 42. дети стремятся овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

Слайд 43. Игры-путешествия можно проводить в разной деятельности – на утренней гимнастике, прогулке,

Слайд 44. использовать в развлечениях, на итоговых занятиях и, конечно же в непосредственной образовательной деятельности.

Слайд 45-46-47. Все знания, полученные в играх-путешествиях дети переносят в самостоятельную деятельность.

Итак, результаты мониторинга убеждают в значимости организации и проведении игр-путешествий в качестве средства развития познавательной активности детей. А оценка результатов свидетельствует о том, что игры-путешествия для развития инициативы детей в различных видах деятельности, для формирования познавательных интересов и познавательных действий старших дошкольников, являются весьма эффективными.

Слайд 48. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Доклад на тему: «Поисково-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»...

Доклад «Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях «Детской научной лаборатории»

«Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста  в условиях «Детской научной лаборатории»...

Стендовый доклад "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Стендовый доклад "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"...

Доклад «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности в игре»

Доклад «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности в игре» Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми ...

Доклад «Развитие познавательной активности детей через экспериментирование».

Тема: «Развитие познавательной активности детей через экспериментирование»...