Доклад «Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях «Детской научной лаборатории»
статья (старшая группа) на тему

 «Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста  в условиях

«Детской научной лаборатории»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ «Детский сад № 21»

Доклад

 «Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста  в условиях

«Детской научной лаборатории»

Автор:

Просекова Юлия Юрьевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 21»

Дата: 16.11.2016 г.

  Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает  возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.

Всякий ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.

Тема моего самообразования «Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через опытно – исследовательскую деятельность». В рамках этой темы создана лаборатория, которую назвали «Эврика». Целью создания детской научной лаборатории является развитие у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и формирование основ научного мировоззрения. В нашей группе, лаборатория, это специально отведённое место, в котором дети – «ученые»  задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, сравнивают окраску объекта окружающей действительности. Лаборатория является базой для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).

Оборудование и материал для лаборатории приобрели и изготавливали своими руками  с привлечением коллег ДОУ  и родителей. С помощью родителей приобрели детские энциклопедии, журналы. Cоздала подборку портретов ученых Менделеева Д.И., Ломаносова М. И., Попова, Иссак Ньютона и др..

В уголке эксперимента  лаборатории,  выделила:

  1. Место для приборов (колбы различной формы и размера, пробирки, стеклянные и пластиковые прозрачные стаканчики разного размера. Фильтры изготовили из марлевых респираторов для проходчиков, воронки из пластиковых бутылок. Стеклянные и пластмассовые трубочки, термометры для измерения температуры воздуха и воды, лупы, микроскопы, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, свечи)
  2. место для хранения материалов (природного шишки, камни, ракушки, семена, ветки, перья, листья «бросового» (бруски, тюрючки, проволока, трубочки, бумага, ткань, вата
  3. место для неструктурированных материалов (сыпучие и жидкие вещества для растворения в воде и фильтрации, которые находятся в стеклянных емкостях под плотными крышками в целях безопасности.

4. место для проведения опытов

При организации лаборатории учитывала   следующие требования:

• безопасность для жизни и здоровья детей;

• достаточность;

• доступность расположения.

Особенность проведения наблюдений в лаборатории заключается в том, что дети становятся «учеными» и изучают различные природные объекты, явления. Во время проведения опытов они надевают белые халаты,  и получают опознавательные значки, которые прикрепляются на груди. На таком значке, сделанном из бумажного прямоугольника или круга, пишутся фамилия и имя ребенка, например: «Ученый Степанов Миша». Мною разработано много значков для разных типов исследований: «Исследователи воды» (капелька воды), «Исследователи воздуха» (воздушный шарик).

Предлагаю детям проблемную ситуацию, совместно выдвигаем гипотезу, предположения, а затем привлекаю детей к обсуждению этапов проведения эксперимента. А участие детей в планировании работы решает задачу развития детского мышления эффективнее, чем любой другой вид деятельности. Чтобы у детей не терялось ценное ощущение первооткрывателей, заранее не предсказываю конечный результат. Даю детям возможность во время экспериментирования проговаривать свои действия, поэтому дети работают увлеченно. Индивидуально помогаю детям, испытывающим трудности в проведении эксперимента. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов.

         Деятельность организую так, чтобы каждый ребёнок имел возможность провести тот или иной опыт самостоятельно. В нашей группе у каждого ребёнка имеется свой набор материалов для проведения эксперимента, чтобы ребёнок  мог самостоятельно выполнить задание по разработанной мною картотеке и сравнить результаты собственной работы с результатами других детей.

Использую коллективные исследования, а так же демонстрирую  опыты, требующие особой подготовки педагога («Вулкан», «Горючее – не горючее» и др.).  

Результаты экспериментов дети зарисовывают в лабораторных тетрадях. После работы дети сами приводят в порядок рабочие места – моют и убирают оборудование, протирают столы, убирают мусор, моют руки с мылом. Особое внимание уделяется техники безопасности.

В рамках лаборатории под моим руководством были реализованы проекты:

1.«Да здравствует мыло душистое». (Дети самостоятельно изготовили различные виды мыла).

2. «Волшебник лимон». (Дети изучили полезные свойства лимона).

3. «Эти удивительные соляные пещеры». (Научились выращивать соляные кристаллы).

4.«Тайна дрожжей». ( Раскрыли тайну дрожжей).

 Эксперименты, которые проводим в лаборатории, позволяют детям получать действенным путем результаты экспериментов, сопоставлять их, анализировать и делать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека,  дают реальные представления о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. За полтора года работы с детьми можно отметить положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков, на развитие у детей познавательного интереса, повышение интереса к исследовательской деятельности, на формирование основ научного мировоззрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статья по теме: "Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности". Данная работа будет интересна учителям-логопедам, воспитателям, учителям начальных классо...

Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Проблема формирования познавательной активности дошкольников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времён. Педагогическая действительность ежедневно д...

Мастер-класс "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"

Формировать у родителей мотивацию участия в работе по данной проблеме, ознакомить с методами организации и проведения исследовательской деятельности....

Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.

Занятие познавательной направленности в старшей группе«Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольн...

Тема: Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»  

Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предмето...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...

Мастер-класс формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством использования цифровой лаборатории Наураша

laquo;Использование детской цифровой лаборатории Наураша в работе с дошкольниками». На котором, хочу показать вам как работать с детской цифровой лабораторией «Наураша....