Главные вкладки

    Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Осокина Татьяна Владимировна

    Занятие познавательной направленности в старшей группе

    «Лекарственные растения»

     Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.

     

    Задачи

    * уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, их особенностях, и их пользе для человека; учить детей узнавать самые распространенные  растения  и  правильно  их  называть;

    *закреплять умение ловить мяч двумя руками (ладошками);

    *развивать мелкую моторику;

    * развивать умение размышлять, делать логические выводы

    * развивать речь, логическое мышление, память.

    *развивать умение работать в парах;

    * воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lekarstvennye_rasteniya.docx34.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методический кабинет Управления образования

    Администрации города Новочеркасска

    Тематическая неделя

    «Организация здоровьесберегающей деятельности ДОУ с учётом требований ФГОС ДО и интеграции содержания образовательных областей в группах различной направленности»

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 62

    Занятие познавательной направленности в старшей группе

    «Лекарственные растения»

     Тема: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.

    Подготовила

    Осокина Татьяна Владимировна,

    воспитатель МБДОУ детского сада № 62

    г.Новочеркасск

    2018 г.

    Цель: Создание условий для развития познавательной активности, любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.

    Задачи

    * уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, их особенностях, и их пользе для человека; учить детей узнавать самые распространенные  растения  и  правильно  их  называть;

    *закреплять умение ловить мяч двумя руками (ладошками);

    *развивать мелкую моторику;

    * развивать умение размышлять, делать логические выводы

    * развивать речь, логическое мышление, память.

    *развивать умение работать в парах;

    * воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям.

    Предварительная работа: чтение рассказов, сказки  Г-Х Андерсена «Дикие лебеди», стихов, рассматривание иллюстраций о лекарственных растениях; труд в уголке  природы, наблюдение  за  ростом  и  состоянием  комнатных  растений, рассматривание  схем - моделей, составление  рассказов по ним; беседы о природе.

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

    Оборудование и материалы:  презентация по теме «Лекарственные растения», компьютер, мяч, мнемотаблица, разрезные картинки, отвар шиповника, письмо и конверт с заданиями.

    Ход НОД

    1. Вводная часть. Организационный момент. Мотивация.

    Воспитатель: дети, у нас происшествие – пришло письмо из леса, что заболели все лесные звери: у белочки болит горло, медвежонок простудился, а лиса порезала лапку. И они просят у нас помощи? Как помочь бедным  животным? (Дети рассуждают).

    Воспитатель: Я придумала, мы попросим помощи у Природы! Дети, а что такое природа? (Ответы детей)

    Воспитатель: Правильно, это всё, что нас окружает, но не сделано руками человека.

    Воспитатель: Посмотрите в окно, что можно назвать природой?

    Дети: Деревья, кусты, небо, земля..

    Воспитатель: А в группе у нас что можно назвать природой? (цветы, луковицы,..)

    Воспитатель: А стол, игрушки можно назвать природой?                

    Дети: Нет. 

    Звучит красивая музыка. (Шум моря и Музыка ВАЛЬС ЦВЕТОВ П. И. Чайковского)

    Воспитатель: Дети, вы слышите? Я знаю, это Природа  говорит нам, что согласна помочь, раз мы так хорошо узнаем ее. Но для этого нам придется потрудиться – ответить на ее задания.. Воспитатель  берет конверт с заданием.

    Отгадайте загадку про растение

    Ах, не трогайте меня,

    Обожгу и без огня.

    (крапива). (Слайд №1, на котором изображена крапива)

    Правильно, о крапиве. Что вы знаете о крапиве? (Ответы детей: Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву как капусту. Листья крапивы богаты разными полезными витаминами. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, также она хорошо останавливает кровь. Для этого надо взять крапиву, промыть, растолочь ее и приложить к ранке. А еще отвар из крапивы укрепляет волосы)  

    Воспитатель:  Также из нее делают веревки и мешковину. Вспомните сказку Г-Х Андерсена «Дикие лебеди»: именно из крапивы пришлось сестрице вязать рубашки для братьев, чтобы спасти их от чар колдуньи.

    Но почему все-таки крапива обжигает? На листьях и стеблях крапивы имеются особые волоски. (Слайд № 1 , на нём появляется изображение увеличенного волоска крапивы) Каждый волосок - как игла крошечного шприца. Внутри волосков - едкая жидкость. Это своего рода защита от травоядных животных. Дотронулся – получай уколы. Но пройдет немного времени, и вы перестанете чувствовать жжение.

    Когда её заготавливают, одевают перчатки.

    Каждый лист мой любит тропки

    У обочины дорог.

    Он однажды людям добрым

    Раны вылечить помог. (подорожник)

    (Слайд № 2, на котором изображён подорожник.)

    Воспитатель: Почему его так называют? (Ответы детей)

    -Да, ребята, растёт вдоль дорожек и тропинок, мы иногда топчем его, а он все плотнее прижимается к земле. Листья его упругие, с прочными жилками. Семена подорожника клейкие, легко прилипают к обуви людей и шерсти животных, это помогает семенам распространяться вдоль дорожек и тропинок.

    Подорожник ещё называют зелёным бинтом. Ребята, а вы знаете как пользоваться подорожником при ушибе и порезе? (лист подорожника надо обязательно очистить от пыли, затем немного поцарапать, чтобы выделился сок, и затем приложить к ране).

    Эти ягоды, все знают,

    Нам лекарство заменяют.

    Если вы больны ангиной,

    Пейте на ночь чай с ... (Малиной)

    (Слайд № 3, на котором изображён куст малины и ягоды)

    Воспитатель: Что же это за растение? (Ответ детей)

    Воспитатель: правильно, малина - ягода, полукустарник. В народной медицине используются плоды и листья при простуде, гриппе, как жаропонижающее средство. Много ягод полезных.

    А мы знаем пальчиковую гимнастику про  ягоды  (Встали возле стульчиков)

    Раз, два, три, четыре, пять,
    В лес идем мы погулять.
    За черникой,
    За малиной,
    За брусникой,
    За калиной.
    Землянику мы найдем
    И братишке отнесем.

    Воспитатель: послушайте следующую загадку:

    Стоят сестрички-

    Желтый глазок,

    Белые реснички.

    (ромашка).

    Настоем ромашки можно полоскать горло, рот, ополаскивать волосы.

    Применяют в косметических целях при изготовлении кремов, шампуней, мыла, зубной пасты. Но не каждая  ромашка является лекарственной.

    Давайте поиграем в игру «Найди отличие лекарственной ромашки от  другой, которая никого не лечит и называется поповником».

      (Слайд № 4, на котором изображены лечебная и декоративная ромашки)

    (Ответы детей)

    Дети приходят к выводу о том, что у лекарственной ромашки листья рассеченные и много мелких цветков; у поповника – листья цельные, на каждом стебле один цветок.

    Воспитатель: вот и следующая загадка:

    Капли солнца спозаранку
    Появились на полянке.
    Это в жёлтый сарафанчик
    Нарядился... (Одуванчик) 

    Слайд № 5, на котором изображён одуванчик.

     Игра с мячом. «Что ты знаешь про одуванчик» (Воспитатель кидает ребёнку мяч, о его ловит ладошками и отвечает: «Я знаю, что одуванчик можно употреблять в пищу, что из молодых побегов делают салат, предварительно вымачивают их в подсоленной воде….)

    Воспитатель: я хочу вам рассказать стихотворение про одуванчик (З. Александрова)

    Одуванчик молодой

    Был красивый, золотой

    Не боялся никого,

    Даже ветра самого!

    Одуванчик молодой

    Постарел и стал седой

    И как только поседел.

    Вместе с ветром улетел (учим по мнемокарте)     

    Воспитатель: Ребята, выходите, с вами отдохнем. (Физминутка)

    Дует ветер нам в лицо,

    Закачалось деревцо,

    Деревцо всё выше, выше.

    Ветерок всё тише, тише.                                                                                                                                                                                                          

    Воспитатель:  Очень много растений , которые могут помочь  справиться с болезнями. Пришло время самим собрать лекарственные растения для больных зверей, для этого нам нужно присесть за столы и разделиться по парам.

    Нужно из частей собрать целое растение и назвать его. (Игра  «Собери и узнай растение»)

    Воспитатель:  Ну, вот и собрали мы необходимые для лечения растения. Можем отправить их зверятам.

    Итог.

    Ребята, давайте вспомним о каких лекарственных растениях мы сегодня говорили?  Ответы детей.

    Воспитатель:  это лишь малая часть всех богатств нашей Матушки Природы! Вы молодцы!

    Люди, животные, птицы,  могут найти помощь у природы. На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Самая лучшая аптека – это Природа. Она с радостью отдает нам  все свои дары, а за все просит, что бы мы берегли  ее и понапрасну  не срывали ни один цветок, ведь он может кого-нибудь вылечить! Давайте скажем нашей природе - большое спасибо! А сами постараемся никогда не болеть! Я предлагаю вам в виде подарка от Природы пройти и выпить витаминный напиток из шиповника.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы "Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей создания вещей"

    Опыт работы расскрывает теоретические и практические этапы работы по развитию познавательных способностей у дошкольников через ознакомление с историей создания вещей....

    Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими обрядовыми праздниками

    Актуальность темы обусловлена тем, что все больше развивается интерес к русской народной культуре, в которой в целом, видна сращенность эстетического и нравственного, красоты и добра, совести и чести,...

    РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

    Отчет по проекту  «МИНИ-ОГОРОД» в подготовительной группеОбобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;привлечь к работе проекта как можно больш...

    Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром

    Опыт работы по развитию познавательной активности у детей  в процессе ознакомления с окружающим миром...

    Статья "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования."

    Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования....

    Консультация для воспитателей:"Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования".

         Проблема познавательной активности – одна из наиболее  трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической  характеристикой человека, отража...

    Проект: «Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования»

           В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается необходимость реализации образовательной  программы дошкольного образо...