Главные вкладки

    Мастер-класс "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"
    классный час (подготовительная группа) по теме

    Кошина Ольга Ивановна

    Формировать у родителей мотивацию участия в работе по данной проблеме, ознакомить с методами организации и проведения исследовательской деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie3.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                               «Детская любознательность –

                                                                               если ее удается сохранить,

                                                                               дает постоянный стимул

                                                                               к развитию способностей»

                                                                                                          (Н.С. Лейтес)

    Цель: Формировать у родителей мотивацию участия в работе по данной проблеме, ознакомить с методами организации и проведения исследовательской деятельности.

    Вопросы:

    1. Что такое «познавательная активность»?
    2. Особенности формирования познавательной активности в период дошкольного детства.
    3. Взаимодействие ДОУ и родителей по формированию познавательной активности детей через исследовательскую деятельность;
    4. Проведение опытов совместно с родителями;
    5. Памятка взрослому (вручается родителям).

    1. Что такое «познавательная активность»?

    Термин «познавательная активность» ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность.

    В педагогической литературе понятие активности используется в основном в двух значениях: первое - это активность как состояние, связанное с выполнением какого-то действия и второе - активность как свойство личности.

    Т.И.Шамова рассматривает активность "как цель, средство и результат деятельности" человека.

    Определение А.К. Марковой, которая считает, что познавательная активность – это  активность, возникающая по поводу познания и в его процессе. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в использовании сравнения по аналогии и по противоположности, в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

    1. Особенности формирования познавательной активности в период дошкольного детства

    Познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить эту познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость проверки

    Особенности формирования познавательной активности в том что дети старшего дошкольного возраста находятся в постоянном и качественном движении компонентов познавательной активности (косвенные и «знаемые» мотивы переходят в мотивы прямые, действенные; объект познания все время усложняется с точки зрения его присвоения детьми; совершенствуются и обогащаются способы деятельности по присвоению; дети нацеливаются на обнаружение новых способов; они все более углубленно осознают изменения в самих себе, которые рассматриваются ими как главные результаты познавательной активности.

    1. Взаимодействие ДОУ и родителей по формированию         познавательной активности детей через исследовательскую деятельность

    Исследовательская деятельность – особый вид деятельности, который рождается в ходе поисковой активности.

    Формирование познавательной активности   через исследовательскую деятельность наиболее эффективно формируется через взаимодействие педагогов и родителей. Если родители будут обращать на это внимание, то у ребенка развитие познавательной активности будет стремительно возрастать.

    Существует множество условий формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, но наиболее эффективной будет исследовательская работа.

    Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу — сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

    Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функция речи. Овладение орудийными действиями развивает руку малыша.

    Во время прогулок в теплые дни  осматривайте вместе с детьми разные места, обсуждайте, почему в одних местах сухо, а на других держится вода. Если встречаются места с черной землей, напоминайте о том, что это хорошая питательная почва.

    В солнечные дни обращайте внимание детей на тень от предметов — ее разную форму, размеры, привязанность к предмету. Проводите наблюдения за перемещением тени, можно изготовить солнечные часы.

    На улице дети собирают камни в разных местах,  вместе рассматривайте, выкладывайте  ими фигуры на влажном и ровном песке.

    Таким образом можно сделать вывод, что формирование познавательной активности через исследовательскую деятельность будет наиболее успешным при взаимодействии педагогов и родителей.

    5.Проведение опытов совместно с родителями

    Сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов с огнем. И поучимся как можно провести их в домашних условиях. Сейчас вы ненадолго окажитесь детьми и поможете мне провести эксперимент.

    Эксперимент первый:

    Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи.

    - Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (Огонек) Он яркий, красивый, так и привлекает  к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться (Нет). Объясните, почему? (Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар).     Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.

    Эксперимент второй:

    В: Если огонь становится опасны, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить). Чего же боится огонь? (Воды, снега, песка, земли). А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который   использовать для тушения огня. Вы  узнаете  их? (Да) Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды(Ребенок выполняет указание воспитателя). Что происходит и почему? (Огонь погас, потому что он боится воды).

    Эксперимент третий, четвертый:

    Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей.

    Эксперимент пятый:

    В: А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы.  Горящую сечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет). Почему наш огонек через некоторое время погас?  Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.

    В: На этом  наша работа в лаборатории окончена, я думаю теперь вам не составит труда вместе с детьми дома проводить опыты.

    5. Памятка взрослому

    • Не сдерживайте инициативы детей;
    • Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите детей действовать независимо;
    • Помните о главном «педагогическом» результате – не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно;
    • Не спешите с вынесением оценочных суждений;
    • Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта "Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через ТРИЗ технологию"

    Познавательная активность является важным качеством личности. Технология ТРИЗ является базой для формирования познавательной активности и повышения интеллектуального потенциала ребенка.Глав...

    "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"

    На этапе дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, формируются первоосновы его мышления, сознания, закладываютс...

    Образовательный проект "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в образовательной деятельности"

    Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, технология  теория решения изобретательских задач  занимает особое место, как технология, позволяющая м...

    Конспект НОД к методическому объединению педагогических работников на тему «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через трудовую деятельность» ОО «Познавательное развитие». На тему: "Посадка лука"

    Учить детей выделять цвет, форму, величину как особое свойство предметов, находить донце с корнями и верхушку. Формировать у детей знания об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы дл...

    Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность презентация

    laquo;Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через экспериментальную деятельность»  Своё выступление я хочу начать с эпиграфа: Альберта Эйншт...