Творческий доклад «Развитие познавательной активности дошкольников посредством лего-конструирования»
материал по конструированию, ручному труду

Сидоркович Лариса Юрьевна

Лего-конструирование помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_legokonstruirovaniyu.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

 Сидоркович Лариса Юрьевна.

Воспитатель, педагог

дополнительного образования

                                                                                    МКДОУ ДС КВ №41 УКМО

Творческий доклад

«Развитие познавательной активности дошкольников посредством

лего-конструирования»

Слайд 1

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Сидоркович Лариса Юрьевна педагог дошкольного образования и с прошлого года педагог дополнительного образования.

(работаю по программе «Кубороконструктор»)

 Тема моего творческого доклада: «Развитие познавательной активности дошкольников посредством лего- конструирования».

Актуальность:

В современных условиях развития дошкольное образование претерпело ряд некоторых изменений. Одним из важнейших нововведений ФГОС является появление лего технологий.

Лего-педагогика - одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем.

Перспективность применения лего технологии обуславливается ее высокими образовательными возможностями, которые предъявляются к указанным средствам на современном этапе: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных зонах.

Лего-конструирование помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.

Слайд 2

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира,

-о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

Слайд 3

Главными критериями познавательного развития является новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.

Слайд 4

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований у детей на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, (ручкой, карандашом, и т.д.), тем ярче творческая стихия детского разума»

ЛЕГО– конструирование является универсальным средством для развития познавательной активности дошкольников, отвечающий всем требованиям ФГОС.

Слайд 5

Название ЛЕГО возникло из датской фразы «leggodt» что означает «играем с удовольствием, также в переводе с латыни «я учусь», «я складываю»

ЛЕГО позволяет учиться, играя и обучаться в игре.

Это яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка».

Слайд 6

В своей работе мы применяем наборы «Учись учиться» LEGO Education как образовательный инструмент, который помогает детям получать знания по конструированию, языковым навыкам, математике, окружающему миру и одновременно осваивать и развивать самые важные навыки такие как: совместная работа, общение, творчество, критическое мышление и решение задач.

Слайд 7

Для достижения положительных результатов в применении LEGO мы поставили цель:

Цель: Создание условий для развития у детей познавательной, творческой активности средствами конструктивной деятельности с использованием лего-технологии

Для того, что бы достигнуть поставленной цели решали следующие задачи

Слайд 8

Задачи:

1. учить различать и правильно называть детали Лего-конструктора (кирпичик, клювик, мостик, основа, полукруг, овал и т. д.);

2.знакомить с элементарными мыслительных операций (анализа построек по таким параметрам: форма, величина, цвет деталей, учить сравнивать предметы;

3.познакомить с такими понятиями, как устойчивость, основание, схема, формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;

4.развивать мелкую моторику рук.

5.развивать память и внимание.

6.Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах LEGO-конструирования через организацию активных форм взаимодействия.

Начали свою работу с тематического планирования в рамках основной образовательной программы. Создали цикл занятий, сделали картотеку дидактических игр и упражнений, картотеку построек на основе методического пособия, начиная от изображения отдельных деталей, их способов скрепления, а также их названий, разнообразию по форме, цвету и размеру.

С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к конструированию создали развивающую предметно – пространственную среду в группе. Далее провели мероприятия по плану реализации лего-конструирования.

Слайд 9

Обучение строили от простого к сложному. Для начала исследовали детали, из чего они сделаны, проверили опытным путем на прочность и плавучесть. Определили название каждой детали. С помощью наглядного материала лего – карточек, для закрепления деталей по их свойствам провели игры: «Разложи по цвету», по форме», по размеру» Что бы проверить в наборе наличие всех деталей предложили детям карточку схему как контрольный образец, где изображены все детали в наборе.

Далее выполняли постройки с помощью наглядной модели из небольшого количества деталей (3-5) с последующим их увеличением

Слайд 10

ЛЕГО - конструктор мы используем на занятиях по математике с целью закрепления и развития навыков прямого счёта, сравнения чисел, знания состава числа, геометрических фигур; умения ориентироваться на плоскости, умения классифицировать по признакам; использовали как условную мерку при сравнении предметов по длине, шире, массе («Найди недостающую фигуру», «Разноцветные дорожки», «Продолжи числовой ряд», «Где больше?» и т.д.

На занятиях по ознакомлению с окружающим ЛЕГО используем в экспериментальной деятельности как материал, из которого сделан конструктор («Из чего сделано?», «Найди такой же», «Чем похожи и чем отличаются?», «Расскажи о свойствах предмета» и т.д.)

Слайд 11

 С помощью ЛЕГО дети передают в постройках полученные знания и впечатления от занятий, экскурсий, наблюдений. Полученные конструкции объединяют в тематическую постройку «Мой город», «Животные», «Аквариум и его обитатели» и т.д., которые в дальнейшем используются не только на занятиях, но и в самостоятельно-игровой деятельности.

В старшей группе для познавательной активности используем разнообразные формы заданий: по схемам, по карточкам моделям, по заданным условиям, по образцу и замыслу.

Слайд 12  

Каждая лего-карточка с изображением постройки, может использована как отдельный игровой сюжет к занятию при этом используя алгоритм выполнения модели:

1.Создание проблемной ситуации - вхождение в игровую (сюжетную) ситуацию.

2.Демонстрация и рассматривание картин с изображением объекта для конструирования.

3.Объяснение последовательности выполнения.

4.Демонстрация вариативных соединений деталей.

5 Наблюдение натуральных объектов.

6. Сенсорное обследование деталей для знакомства с формой, цветом и определения пространственных соотношений между деталями.

7.Изучение при необходимости схем и чертежей.

8.Анализ и оценка.

Слайд 13

 Так на примере задания по теме «По ту сторону реки» ребята учатся строить элементы конструкции моста, придумывают свои собственные модели моста.

Этапы выполнения задания 1. Перед ребятами ставиться проблемная ситуация помочь персонажам из рассказа.

Аня и Сережа — хорошие друзья. Они живут на разных берегах реки. Река имеет очень бурное течение, поэтому никто не может переплыть на другой берег. Спросите ребят: «Как вы можете помочь Ане и Сереже?» Может быть, им нужен мост!

2.  Для начала с ребятами необходимо провести небольшое исследование по теме мостов: предложить им посмотреть несколько фотографий мостов, прочесть статью или посмотреть короткометражный видеоролик.

3.  Предложить выбрать несколько кубиков, чтобы обозначить реку. Чем шире река, тем сложнее задача. Использовать две мини-фигурки, обозначающие друзей — Аню и Сережу.

4.  Построить мост и помочь Ане и Сереже.

Предложить испытать свои мосты и убедиться, что они могут выдержать обе мини-фигурки.

5.  Сравнить и сопоставить мосты, а также связать их со своим исследованием.

Вопросы для обсуждения • Как вы пришли к решению об именно такой конструкции моста? •  С какими трудностями вы столкнулись выполняя это задание?  Как вы их преодолели? • Чем ваша конструкция моста отличается и (или) похожа на другие мосты?

Слайд 14

В работе с детьми по LEGO конструкторованию  мы применяем такие основные формы и приёмы работы:

  • беседа;
  •  просмотр видео материалов;
  •  просмотр презентаций;
  •  Использование сюжета игр для организации детской

деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. - ролевая игра;

  •  познавательная игра;
  •  развивающие игры;
  • творческое моделирование;

Для стимулирования творческой активности детей применяем такие игровые формы, как:

Выставки, соревнования

Как показала практика, такие игровые формы не только интересны

ребятам, но и стимулируют их к дальнейшей работе и саморазвитию.

Слайд 15

ЛЕГО– конструктор в нашей группе является великолепным средством для познавательного развития дошкольников, обеспечивающий интеграцию различных видов деятельности.

Слайд 16

Так, например, на открытом занятии по познавательному развитию «Аквариум и его обитатели» решались задачи не только образовательной области «Познавательное развитие», но и такие как:

«Художественно – эстетическое развитие» - даёт возможность детям проявить творческие навыки;

«Социально - коммуникативное развитие» - создаётся ситуация, стимулирующая эмоциональный отклик на проживаемое детьми событие;

«Речевое развитие» - продолжает формировать умения детей работать во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, вступать в диалог, договариваться с партнёром во время совместного строительства и игры.

Разнообразие тематик образовательной деятельности с применением конструкторов способствует более полному усвоению материала в интересной созидательно-игровой форме.  

Слайд 17

Немаловажную роль в работе по данному направлению играет заинтересованное отношение родителей. Чтобы раскрыть родителям возможности ЛЕГО мы использовали разнообразные формы работы: консультации, открытые занятия для родителей, родительские собрания с практической частью. Сделали выводы, что такая работа дает возможность детям проявить свои творческие способности, и приносит неоценимую пользу в подготовке детей к обучению в школе.

Слайд 18

Заключение

Во время реализации лего-технологии мы наблюдаем, что дети, экспериментируя с элементами лего, учатся самостоятельно творить, моделировать, конструировать.

У них формируется умение обсуждать ход работы в парах, в группах. Учатся добру, помогают друг другу. А как они радуются, когда видят созданную ими поделку!

Конечно же, развивается не только творчество детей, но и воображение, фантазия – а мы с вами знаем, что она безгранична у детей. В непринуждённой игре дети легко и всестороннее развиваются, у них вырабатывается познавательный интерес, креативность, наблюдательность. Создавая необходимые условия для конструктивной деятельности, мы помогаем ребенку познать окружающий мир и осознать свое место в этом мире.

Список использованной литературы

1. Фешина Е.В. «Lego -конструирование в детском саду»- М.: ТЦ «СФЕРА», 2012г.

2. М.С. Ишмаковой  «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС».  

3. Комарова Л.Г. Строим из Lego (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego). – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования.

Беседа: "Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования."...

Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологических акций

Представление опыта работы по организации экологической акции "Сохраним природу" с широким привлечением родителей и социальных институтов. Этот материл занял 1 место на областном конкурсе "Летопись до...

«Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО»

Статья "Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО"...

Доклад для воспитателей : «Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания, и универсального дидактического материала»

 «Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов – помочь ему сохранить и развить стре...

Образовательная область "Познавательное развитие". Доклад «Развитие познавательной активности дошкольников в играх-путешествиях»

Вы познакомитесь,  из опыта работы, какие игры-путешествия помогают развивать познаввтельную активность  дошкольников....

Эстафета педагогического мастерства "Развитие познавательной активности дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности"

Презентация содержит следующую информацию: направления работы согласно комплексной программе "От рождения до школы", списки литературы по теме по возрастам, виды деятельности по ФГОС ДО, кот...