Программа для работы педагога - психолога с тревожными детьми 5-7 лет
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Баюн Ольга Константиновна

Программа "Не бойся! Я с тобой" направлена на коррекцию и развитие эмоционально - личностной сферы детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 155»

Коррекционно – развивающая программа работы педагога – психолога с тревожными детьми

 «Не бойся! Я с тобой!»

Составлена педагогом – психологом

 МДОУ д/c № 155 О. К.Баюн

г. Ярославль

Пояснительная записка.

Актуальность:

Поводом для создания данной программы послужило значительное количество обращений родителей детей и педагогов МДОУ № 155 г. Ярославля с такими вопросами как: повышенная тревожность, напряжённость, страхи, неуверенность, нарушения в общении и т. д. Беспокойство, тревога, страх являются неотъемлемыми эмоциональными проявлениями психической жизни ребёнка, но со временем, оставленные без внимания со стороны взрослых, могут перерасти в устойчивые негативные черты личности, послужив причиной для общего психологического неблагополучия. В более старшем возрасте, могут возникнуть проблемы в налаживании контактов, достижении успехов в личностной и профессиональной сфере. Однако, именно в дошкольном возрасте тревожность наиболее успешно подвергается психологическому воздействию, поскольку она пока больше обусловлена эмоциями, чем особенностями ребёнка, и во многом носит преходящий характер. Глобальную роль в решении данного вопроса играют взрослые, при чём эффективность работы педагога – психолога напрямую зависит от заинтересованности родителей и педагогов. В связи с этим фактом, программа рассчитана на взаимодействие не только с детьми, но и с педагогами и родителями ребёнка.

Цель программы:

психологическое сопровождение дошкольников, обладающих повышенным уровнем тревожности.

Задачи:
1. Развивать позитивное самовосприятие
2. Нейтрализация мышечных зажимов
3. Повышение уверенности в себе
4. Создать возможности для самовыражения
5. Обучить умению выражению эмоций
6. Научить детей преодолевать барьеры в общении со взрослыми и сверстниками
.

Этапы работы по программе:

  1. Диагностический (цель: определить наличие и уровень тревожности; методики: « Страхи в домиках», «Кактус», «Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, «Рисунок семьи», «Лесенка»Л. Хухлаевой, опросник для родителей «Особенности семейного воспитания», наблюдение за поведением ребёнка в группе).
  2. Информационный (цель: ознакомить родителей и педагогов с результатами психодиагностики и обучить их приёмам воспитания тревожных детей).
  3. Практический ( цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей).
  4. Контрольный (цель: определение эффективности работы по данной программе, используя диагностические методики – см. п. 1).

Организация работы по программе: Контингент: дети 5 – 7 лет; родители; педагоги.

Условия реализации программы: наличие кабинета педагога – психолога, оборудованного «сухим бассейном» и педагогической песочницей.

Формы работы: дети - в малых группах -4-5 человек. Родители и педагоги – индивидуальные и групповые консультации, практикумы, посещение занятий.

Продолжительность занятия – 30  мин.

Периодичность реализации программы: 1 раз в неделю. Всего: 10 занятий.

Структура  занятия:

Ритуал приветствия – 2 минуты.

Разминка - 5 минут.

Коррекционно-развивающий этап- 15 минут

Подведение итогов- 6 минут.

Ритуал прощания – 2 минуты.

Тематическое планирование занятий.

Темы программы:        

1        Занятие 1 “Здравствуйте, это Я!”        

2        Занятие 2 “Моё имя”        

3         Занятие 3 “Наше настроение”

4        Занятие 4 “ Моё настроение”        

5        Занятие 5 “ Наши страхи”        

6        Занятие 6 “ Я больше не боюсь!”        

7        Занятие 7 “ Волшебный лес”        

8        Занятие 8 “ Сказочная шкатулка”        

9        Занятие 9 “ Волшебники”        

10        Занятие 10 “Солнце в ладошке”        

ЗАНЯТИЕ 1.

“ ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я!”

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски , макеты кочек, обруч.

Дети заходят в кабинет психолога под весёлую музыку. Психолог предлагает рассмотреть кабинет, затем дети располагаются на ковре. Психолог представляется и предлагает поздороваться, выполнив следующее упражнение.

Ритуал входа.

Упражнение “ Гимн доброму утру”

Цель игры: создание доброжелательной атмосферы в начале дня.

Дети либо стоят, либо сидят на стульях в кругу и при этом держатся за руки. Взрослый начинает приветствие: «Небо и солнце, доброе утро!» (или «Небо и тучи, доброе утро!», если на улице плохая погода), дети повторяют: «Доброе утро!» и поднимают руки вверх. Если они очень рады приветствовать что-то или кого-то, они поднимают руки очень высоко, если рады, но не очень, чуть ниже и т. д. Взрослый продолжает: «Дождик и лужи, доброе утро!», «Ветер и холод, доброе утро!», «Снег и сугробы, доброе утро!», «Лёд и сосульки, доброе утро!»,  «Птицы и звери, доброе утро!», «Пчёлы и бабочки, доброе утро», «Книжки, игрушки, доброе утро!», «Люди на улице, доброе утро!», «Всем воспитателям доброе утро!» и т. д. Заключительным приветствием может стать следующее: «Мальчики, девочки, доброе утро!».

Основная часть.

                                           Упражнение “ Знакомство”

Далее  психолог перекатывает цветной мяч по ковру к каждому ребёнку и просит назвать своё имя. Психолог и дети знакомятся и здороваются по очереди с каждым ребёнком.

Упражнение “ Что я люблю?”

Затем каждый говорит по очереди после того, как у него окажется мяч, что он любит из еды, одежды, во что любит играть.

Психолог: «А все ли любят кататься на каруселях?».

Упражнение “ Карусели”

Дети становятся по кругу и держатся за обруч, медленно двигаются по кругу. Психолог рассказывает стихотворение:

Психолог рассказывает стихотворение:

Еле – еле закружились карусели…

А потом быстрей, быстрей…

Психолог: на каруселях покатались, теперь посмотрим, насколько вы внимательные.

Упражнение “ Угадай по голосу”

Один из игроков выходит за двери, остальные должны обнаружить, кто вышел из комнаты, и попробуем описать его.

Психолог: «Мы весело поиграли, познакомились, подружились, а теперь отдохнём.»

Релаксация «Цветок дружбы»:

Психолог. А теперь я приглашаю вас на поляну Дружбы. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох… А теперь представьте себе какой – нибудь цветок с прекрасными бутонами. Внимательно его рассмотрите – листья, цветы и ещё нераспустившиеся бутоны…

Представьте, что каждый из вас – один из этих нераспустившихся бутонов. Посмотрите на плотную оболочку вокруг себя, постарайся почувствовать, как тебе хочется, чтобы эта оболочка раскрылась. И ты потянулся навстречу тёплому солнечному свету.

Динамическая пауза «Солнышко»

Психолог: у нас светит солнышко и радует нас и порадуемся вместе с ним и сделаем солнечную зарядку:

Вот как солнышко встаёт,

Выше, выше, выше.

К ночи солнышко зайдёт,

Ниже, ниже, ниже.

Хорошо, хорошо солнышко смеётся,

А под солнышком нам всем

Весело живется.

Психолог: «Молодцы! А теперь превратимся в лягушат на солнечной полянке.» Психолог надевает на детей зелёные колпачки.

Упражнение “ Лягушки на солнечной лужайке”

Дети превращаются в лягушек. На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку.

Психолог: «Хорошо. А сейчас изобразим нашу лужайку в сухом бассейне»

Комплекс упражнений в шариковом бассейне “ На лужайке”: “Разноцветные цветы”, “Солнышко”, “Радуга” (дети, стоя на коленях перед бассейном, «рисуют» по очереди каждой рукой отдельно, а затем двумя руками сразу разноцветные цветы, солнце и радугу).

Рефлексия.

Ритуал выхода.

Упражнение «Улыбка солнца»

 Дети стоят в кругу, держатся за руки и пожимают их, дарят при этом своему соседу улыбку. Говорят, что понравилось, что запомнилось , прощаются с солнышком, друг с другом и психологом.

Под весёлую музыку выходят из кабинета психолога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Работа педагога-психолога с заикающимися детьми возможностями арт-терапии"

Обощен опыт работы с заикающимися детьми. Показаны формы, принципы работы как с детьми, так и с родителями, возможности педагога-психолога и результаты....

Работа педагога-психолога с трудными детьми и их родителями в ДОУ

В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.Если в былые годы "трудными детьми" станови...

Работа педагога-психолога с агрессивными детьми

Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.Проблема агрессии и агрессивности в...

Программа индивидуальной работы педагога-психолога Афанасьевой Марины Николаевны на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей

Программа индивидуальной работы педагога-психолога Афанасьевой Марины Николаевнына развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей...

Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду.

Наверное, в каждой группе детского сада есть дети, которым трудно долго сидеть на месте, молчать, подчиняться инструкциям. Такие дети, естественно, создают дополнительные трудности ...

Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми через игровую деятельность.

Опыт работы по теме «Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми через игровую деятельность» формировался на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения ...

МЕТОДЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ

Тревожный ребенок постоянно находится в подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром. Мир воспринимается как враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, эта черт...