Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми через игровую деятельность.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Лебедь Марина Сергеевна

Опыт работы по теме «Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми через игровую деятельность» формировался на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3» Белгородской области, Ракитянского района. В ходе диагностического обследования на начало 2014-2015 учебного  года была  выявлена группа детей из 12 человек имеющих проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. В ходе дальнейшего обследования было установлено что у этих дети низкий уровень развитие тонкой моторной координации: беспорядочные, неловкие движения; недостаточный уровень развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение; трудности планирования; слабую психоэмоциональную устойчивость при неудачах; низкую самооценку; упрямство, вспыльчивость, лживость, агрессивность. Вследствие данных причин у дошкольников возникает непонимание со стороны окружающих, у детей формируется агрессивная модель защитного поведения, выгодная для них, а потом трудноисправляемая.

 В ходе общения с родителями, нами было установлено, что многие родители уже знают о проблемах своих детей и шесть семей обращались за помощью к специалистам медицинских учреждений, которые установили у данных детей диагноз - синдром дефицита внимания, гиперактивность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsiya_ob_opyte.docx44.96 КБ

Предварительный просмотр:

Лебедь Марина Сергеевна

Содержание:

Информация об опыте        3

Технология опыта        6

Результативность опыта        10

Библиографический список        12

Приложение к опыту        13

        

Информация об опыте

Условия возникновения, становления опыта.

Опыт работы по теме «Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми через игровую деятельность» формировался на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3» Белгородской области, Ракитянского района. Детский сад рассчитан на 200 мест. В учреждении функционирует 8 групп, из них 5 групп общеразвивающей направленности (2 группы для детей раннего возраста, 3 группы для детей дошкольного возраста), 3 группы комбинированной направленности для детей дошкольного возраста.

В ДОУ создана хорошая материально-техническая база: имеется музыкальный и спортивный зал, кабинет учителя-логопеда, педагога-психолога, комната релаксации.

В ходе диагностического обследования на начало 2014-2015 учебного  года была  выявлена группа детей из 12 человек имеющих проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. В ходе дальнейшего обследования было установлено что у этих дети низкий уровень развитие тонкой моторной координации: беспорядочные, неловкие движения; недостаточный уровень развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение; трудности планирования; слабую психоэмоциональную устойчивость при неудачах; низкую самооценку; упрямство, вспыльчивость, лживость, агрессивность. Вследствие данных причин у дошкольников возникает непонимание со стороны окружающих, у детей формируется агрессивная модель защитного поведения, выгодная для них, а потом трудноисправляемая.

 В ходе общения с родителями, нами было установлено, что многие родители уже знают о проблемах своих детей и шесть семей обращались за помощью к специалистам медицинских учреждений, которые установили у данных детей диагноз - синдром дефицита внимания, гиперактивность.

Актуальность опыта (ФГОС и игра)

В настоящее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети.

Синдром дефицита внимания – это неврологическое, поведенческо-возрастное расстройство, которое расстраивает механизмы, несущие ответственность за диапазон внимания, умения сконцентрироваться, контроль над побуждениями.

Расстройство определяется как возрастное, поскольку обнаруживается в раннем детском возрасте (до семи лет) и характеризуется изменениями в течение жизни, от раннего детского возраста до зрелости.

Главные проявления синдрома дефицита внимания – нарушения внимания (дефицит внимания) признаки импульсивности и гиперактивности.    Если симптомы гиперактивности, как правило, уменьшаются сами по себе по мере взросления ребенка, то нарушения внимания служат благоприятной почвой для неврозов, социальной дезадаптации.

К нарушениям внимания относятся, в частности, нелегкость его удержания (несобранность), уменьшение избирательности внимания, выраженная отвлекаемость с неусидчивостью, частые переключения с одного дела на другое, забывчивость.

Первые научные исследования о данном поведении дошкольников появились в конце 20-го века. Медики пытаются разобраться с причинами данного заболевания и способами медикаментозного лечения. Но для эффективной социализации детей с синдромом дефицита внимания необходимые и особые условия психолого-педагогического сопровождения.

Научные исследования данного поведения у детей имеют большой комплекс для диагностики самого поведения. Но в педагогической практике не достаточно материалов для работы с данной категорией детей. Педагоги и родители  (Приложение 6) испытывают, прежде всего, проблемы в общении с детьми. Гиперактивные дети не могут строить общение в коллективе сверстников, и зачастую становятся изгоями в детском коллективе. Педагоги и родители не владеют приемами общения с такими детьми в виду отсутствия психолого-педагогической литературы.

Образовательная программа дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДОУ направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Содержание образовательной деятельности в соответствии с ФГОС зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка).

Проведя анкетирование среди педагогов и родителей (Приложение 6), выяснилось, что воспитатели и родители не всегда находят оптимальные способы взаимодействия с такими детьми, имеют потребность в повышении психологических знаний по взаимодействию с гиперактивными детьми и, именно поэтому, автор опыта считает целесообразным проводить психологическую работу по данной теме.

   Таким образом, возникают следующие противоречия между необходимостью поиска эффективных способов социализации и индивидуализации образования гиперактивных детей и отсутствием психолого-педагогических и методических рекомендаций для педагогов по работе с данными детьми.

Ведущая педагогическая идея опыта

Заключается в определении способов  организации работы педагога-психолога дошкольного учреждения по повышению уровня социализации детей с синдромом двигательной активности через использование игровой технологии.

Длительность работы над опытом

Система работы по проблеме, описанная в опыте, складывалась в течение последних трех лет: с 2014-2017 год.

1 этап. Аналитико-диагностический.

Выявление проблемы и подбор теоретического и диагностического материала по данной теме (сентябрь, октябрь 2014г.).

2 этап. Практический.

Проведена работа по разработке и внедрению: системы игр для детей имеющих синдром дефицита внимания, гиперактивность; система игровых тренингов для педагогов и родителей по организации общения с данной категорией детей.  (ноябрь 2014 – март 2017г.).

3 этап. Аналитико - обобщающий.

Подведение итогов работы с детьми по данной проблеме, обобщение опыта (апрель, май 2017г.).

Диапазон опыта

представлен системой игр для детей и игровых тренингов для родителей и педагогов, направленных на организацию психолого-педагогических условий для развития детей имеющих синдром дефицита внимания, гиперактивность, которые помогут качественно обеспечить формирование социально-коммуникативных  компетенций современного ребёнка, поможет сформировать  у него социальные нормы и правила в современных условиях. 

Теоретическая база опыта

          Синдром дефицита внимания  впервые был описан в 1902 году. Первоначально, из-за ярко выраженных неврологических признаков, нарушение получило название минимальное мозговое повреждение. В дальнейшем в понятие «минимальное мозговое повреждение» были включены и нарушения обучения (трудности и специфические нарушения в обучении навыкам письма, чтения, счета; нарушения перцепции и речи). Впоследствии статическая модель минимального мозгового повреждения уступила место более динамичной и более гибкой модели минимальной мозговой дисфункции.

         Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность (Ю.С.Шевченко, Н.Н.Заваденко, Д.А. Леонтьев, Г.Г.Кравцов, Е.О.Смирнова). Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством, суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто вовсе не замечает. Для детей, страдающих СДВГ, характерна чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на месте, меньшая по норме - продолжительность сна. В двигательной сфере обычно обнаруживаются нарушения координации, несформированность мелкой моторики (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку; несформированность почерка). Современные исследования показали: двигательная активность детей с СДВГ по сравнению с другими выше (даже во сне).

        Гиперактивность и дефицит внимания у детей, способствуют возникновению трудностей в освоении чтения, письма, счета. В психическом развитии наблюдаются задержки на 1,5-1,7 года. К этой характеристике психологи добавляют слабое развитие тонкой моторной координации: беспорядочные, неловкие движения; постоянную внешнюю “болтовню”, указывающую на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение; трудности планирования; слабую психоэмоциональную устойчивость при неудачах; низкую самооценку; упрямство, вспыльчивость, лживость, агрессивность. Из-за непонимания со стороны окружающих у детей формируется агрессивная модель защитного поведения, выгодная для них, а потом трудноисправляемая.

      Характерная черта умственной деятельности гиперактивных детей - цикличность: продуктивно они могут работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла, в этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на воспитателя, затем умственная деятельность восстанавливается.

       С 1980 года название синдрома базируется на международной психиатрической классификации. Выделяют три типа синдрома дефицита внимания:

1) смешанный тип (гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания, это самая распространенная форма синдрома дефицита внимания);

2) невнимательный тип (превалируют нарушения внимания, этот тип наиболее сложный для диагностики);

3) гиперактивный тип (доминирует гиперактивность, это наиболее редкая форма синдрома дефицита внимания).    

Новизна опыта

   Новизна опыта состоит в создании системы применения игровых технологий в работе педагога – психолога,  направленная на коррекцию синдрома дефицита внимания,  гиперактивного поведения у воспитанников дошкольного образовательного учреждения. 

Характеристика условий, в которых возможно

применение данного опыта

   Данный опыт работы будет полезен не только педагогам, но и родителям, так как отличается новизной и системным подходом к вопросам организации работы с дошкольниками с синдромом дефицита внимания, гиперактивными  через игровую деятельность.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Основная цель опыта:  выявить и обосновать условия психолого-педагогического сопровождения гиперактивных детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения динамики снижения нежелательных личностных проявлений.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • проанализировать методическую литературу по проблеме психолого – педагогического сопровождения проблемных детей в ДОУ;
  • провести диагностическую работу с гиперактивными воспитанниками  по данной проблеме;
  • подобрать диагностические методики с целью выявления причин гиперактивного поведения дошкольников и последующего выбора эффективного инструментария для его коррекции, перехода энергии детей в позитивное русло;
  • составить конспекты занятий с детьми и проводить коррекционно-развивающую работу с проблемными дошкольниками;
  • осуществлять психопрофилактическую, просветительскую, консультативную работу педагога-психолога с родителями воспитанников гиперактивных детей;
  • провести мониторинг результативности занятий с дошкольниками.

   Основными принципами данного опыта являются:

  • индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.
  • наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
  • систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи психологической работы.
  • научности лежит в основе всех технологий, способствующих коррекции нежелательных личностных проявлений у детей старшего дошкольного возраста.
  • оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья.

       На основании изученных исследований  определился основной диагностический инструментарий для определения и отнесения детей к группе гиперактивных. Американские психологи П.Бейкер и М.Альворд предлагают следующие критерии гиперактивности.  (Приложение 1).

       Для выявления гиперактивных детей  использовались методики на определение объема внимания (Р.С. Немов), распределение, продуктивность, устойчивость и переключение внимания (кольца Ландольта), определение объема кратковременной слуховой памяти (Р.С.Немов), определение словесно-логического мышления (Р.С.Немов), определение образно-логического мышления (Р.С.Немов), определение наглядно-образного мышления.

      Для работы с гиперактивныи детьми были разработала конспекты занятий, специальные коррекционные и развивающие игры для  детей с синдромом дефицита внимания (СДВГ), при этом обязательно учитывала возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, чтобы в дальнейшем помочь им в преодолении трудностей в воспитании и обучении.

Были разработаны двадцать коррекционных занятий с учетом того, что у гиперактивных детей внимание неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, нуждаются в частой смене видов деятельности. Эти занятия рассчитаны на детей 5-7 лет; проводятся 1-2 раза в неделю; продолжительность каждого занятия – 30-40 минут. Оптимальное количество участвующих в занятии детей 8-12 человек. Система занятий рассчитана на 1 год.

Содержание занятий включает: игры с правилами, словесные, подвижные, развивающие; упражнения творческие и подражательно-исполнительного характера; свободное и тематическое рисование; Релаксацию.

Основная цель занятий: Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля, сгладить проявление повышенной двигательной активности.

Осуществляется она в постановке следующих задач:

   Развивать такие свойства внимания, как концентрация и устойчивость, объем, распределяемость и переключаемость.

    Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развивать способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое.

     Развивать мышление, память, наблюдательность, умение действовать по правилу, волевую регуляцию, произвольность психических процессов, согласованность совместных действий и развитие координации.

    Корректировать поведение с помощью игр; формировать адекватные формы поведения; учить осознавать свое поведение; работать над выразительностью движений; регулировать поведение в коллективе. (Приложение 5)

   При организации учебных занятий необходимо продумать предлагаемый материал так, чтобы один и тот же алгоритм варьировался в различных видах. Занятия должны проводиться в игровой форме с включением физминуток. Нельзя требовать от гиперактивных детей абсолютной дисциплины, это лишь снизит работоспособность и уровень  усвоения материала.  Занятие постройте так, чтобы оно включало различные методы ( обыгрывание, рассказ, демонстрацию и т.д). При непосредственном выполнении ребенком задания взрослому лучше находиться  рядом с ним, поглаживая его, успокаивающе проговаривая его действия спокойным голосом. Главное - сохранять спокойствие и помнить, что в основе гиперактивности  лежат органические нарушения и ребенок не виноват в этом.

   Коррекционное воздействие на гиперактивного ребенка должно включать следующие приемы и технологии:

1. Обучение приемам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций.

2. Обучение самомассажу.

3. Игры для развития быстроты реакции, координации движений.

4. Игры для развития тактильного взаимодействия.

5. Пальчиковые игры.

6. Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.

7. Психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния.

8. Работу с глиной, водой и песком.

Коррекционную работу более эффективно строить поэтапно:

  • индивидуальная;
  • парная;
  • подгрупповая.

   Дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия.

      Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так как только выработка единой системы требований в ДОУ и семье может помочь адаптироваться таким детям.

       

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

    Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты моей работы в комплексе развивающих игр для гиперактивных дошкольников по развитию движений  и самоконтроля поведения детей и игр-упражнений,  направленных на развитие внимания и координации движений воспитанников.

    Набор игр и упражнений  представлен тремя взаимосвязанными блоками.

Первый блок. Игры-упражнения на развитие внимания и формирование самоконтроля двигательной активности (Приложение 2).

Второй блок. Игры-упражнения на согласованность совместных действий и развитие координации (Приложение 3)

Третий блок. Игры-упражнения на развитие произвольности психических процессов (Приложение 4)

Таблица. Уровни развития высших психических функций на начальном и конечном этапах эксперимента.

Уровень развития внимания

Начало опыта(%)

Конец опыта(%)

в

н

с

в

н

с

концентрация и устойчивость

-

65

35

7

71

22

объем

-

63

37

6

71

23

распределяемость и переключаемость

-

58

42

5

70

25

Уровень развития двигательной активности

адекватность и осознанность

-

62

38

9

62

29

согласованность и координация

-

51

49

7

64

29

Уровень развития произвольных психических процессов

мышление

-

54

46

6

72

22

память

-

56

47

9

67

24

волевая регуляция

-

67

33

8

71

21

В процессе работы были установлены изменения: 

- дети стали более уравновешенными, спокойными, уступчивыми, понимающими других .

- стали более сдержаны в своих поступках, пытаются контролировать их

- повысился уровень внимания

- более активно участвуют в играх и отвечают на занятиях.

      Все дети с удовольствием посещают занятия, с нетерпением ожидают продолжения, с восторгом делятся впечатлениями с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения, что свидетельствует о высокой степени заинтересованности и мотивации к изменениям в лучшую сторону, так как коррекционные       занятия строятся на материале, близком и понятном детям, связанном с актуальными для них проблемами. Построенные таким образом занятия дают возможность детям сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя с лучшей стороны.

      В результате работы у большинства детей повышается уровень самоконтроля: они внимательно слушают объяснение педагога, могут самостоятельно проследить за выполнением двигательного задания от начала до конца, при этом замечают и исправляют ошибки, как у себя, так и у своего партнера. Игры становятся более продолжительными по времени и разнообразными по содержанию, а игровые объединения детей более стабильными.   Коррекционная работа помогает родителям лучше понять своих детей, выбрать наиболее эффективную форму взаимодействия. Многие мамы и папы отмечают, что их ребенок стал более собранным и спокойным.      

Библиографический список

  1. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гипперактивными детьми в детском саду. М., 2003.
  2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001
  3. Брязгунова И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей
  4. Горячева Л.А., Кругляк Л.Г. Дети- «катастрофы»: Как помочь гиперактивному ребенку. – СПб.: Изд-во «Крылов», 2008.- 192 с. – (Серия «Ваш семейный врач»).
  5. Дробинский А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом // Дефектология. 1999. №1. с.31-36.
  6. Заваденко Н.Н., Петрухин А.С.,  соловьев О.И. Минимальные мозговые дисфункции у детей. М., 1997.
  7. Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог.2000. №4. с. 2-6.
  8. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М.,2000.
  9. Леви В.Л. Нестандартный ребенок. М., 1996.
  10. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
  11. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 1994.
  12. Немов Р.С. Практическая психология. М.: Владос, 1999.
  13. Новоселова С.Л. Игра дошкольника. М., 1989
  14. Симонис В.К. Ребенок до семи лет / Пер. с нем. СПб., 2002
  15. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М., 2001.
  16. Твайман Д.Ф. Если ваш ребенок не такой, как все: О воспитании чувствительных детей / Пер. с англ. М., 2006.
  17. Харланд С. Гиперактивый или сверходаренный? Как помочь нестандартным детям. СПб., 2004.
  18. Ширгалин Б.Ш. Работа с детьми  группы риска. М., 1999.
  19. Шульга Т.И., Олифиренко Л.Я. Психологические основы работы с детьми группы риска. М., 1997.
  20. Широкова Г.А. практикум для детского психолога /Г.А. Широкова, Е.Г.Жадько. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. 314.
  21.  Яременко Б.Р., Яременко А.Б., Горяинова Т.Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. СПб., 1999

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение № 1.Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком).

Приложение № 2. Игры-упражнения на развитие внимания и формирование самоконтроля двигательной активности.

Приложение №3. Игры-упражнения на согласованность совместных действий и развитие координации.

Приложение № 4. Игры-упражнения на развитие произвольности психических процессов.

Приложение №5.Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста.

Приложение №6. Анкета для родителей.

Приложение №7. Рекомендации педагога-психолога родителям: «Как надо вести себя родителям с гиперактивным ребенком».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психодиагностическая работа педагога-психолога ОУ по выявлению сформированности компонентов профессиональной деятельности педагогов .

В данной работе собран диагностический инструментарий   способствующий выявлению сформированности компонентов  профессиональной деятельности педагогов, а так же диагностические методик...

Организация работы педагога-психолога в ДОУ. Цели, задачи, направления. Программно-методическое и диагностическое обеспечение.

В данном материале прописана работа педагога-психолога ДОУ. Даны цели, задачи, направления. Подобрано программно-методическое и диагностическое обеспечение. Подобраны консультации по всем возрастам с ...

Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду.

Наверное, в каждой группе детского сада есть дети, которым трудно долго сидеть на месте, молчать, подчиняться инструкциям. Такие дети, естественно, создают дополнительные трудности ...

Семинар-практикум для педагогов детского сада «Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога детского сада с детьми ТНР».

- Мы много раз задавали сами себе вопрос, что же самое главное есть в жизни человека?Важным является очень многое, но все же без здоровья, нет жизни.        Когда мы...

Комплекс "Тимокко" в работе педагога-психолога ДОО с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста.

С очень высокой точностью, с помощью веб-камеры и двух ярких шариков-перчаток программное обеспечение комплексов предоставляет возможности для проведения развивающих занятий со здоровыми детьми и корр...

Отчёт Абрамовой Е.В. по самообразованию «Организация работы педагога-психолога с одарёнными детьми в ДОУ»

Тема: «Организация работы педагога-психолога с одарёнными детьми в ДОУ»Практика работы дошкольных учреждений показывает, что воспитатели в непосредственной образовательной деятельности с д...

Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду.

Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду....