Главные вкладки

    Семинар-практикум для педагогов детского сада «Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога детского сада с детьми ТНР».
    методическая разработка по коррекционной педагогике

    Кинарейка Ольга Анатольевна

    - Мы много раз задавали сами себе вопрос, что же самое главное есть в жизни человека?

    Важным является очень многое, но все же без здоровья, нет жизни.
            Когда мы заболеваем, тогда нам не до чего нет дела - попросту нет сил.
    А нам нужно жить дальше, ведь мы так любим своих близких, скажу больше,
                           и себя тоже должны любить!
     И еще быть примером для подражания малышей, за которых мы взяли на себя ответственность перед их родителями.

    Когда впервые детям задаешь вопрос «что же самое дорогое и ценное в жизни человека», то чаще всего слышишь в ответ: «деньги», «машина», и т. д.
    Как вы думаете, почему? (слышат от взрослых значимость этих слов)
    Когда мы спрашиваем детей: «Вы болеете?» все дружно говорят: «Да»
    - А чем вас лечат?» - «Таблетками».
    - «А можно быть здоровыми без таблеток? – Нет!» 
    О чем говорят такие слова? (что детей нужно учить быть здоровыми).

    Скажите уважаемые коллеги, кто может похвастаться перед своими воспитанниками, что он следит за своим здоровьем? Пусть вынужден, но все же это делает. (т.е. делает зарядку, а может регулярно посещает бассейн). Мы с удовольствием вам поаплодируем! Ведь именно своим примером мы можем мотивировать детей и их родителей к здоровому образу жизни.
            Из детства ребенок выносит то, что сохраняет потом на всю жизнь.

    Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.

     До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

    На самом деле, детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься.

    - Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Поэтому, образование и здоровье - неразделимы.

    Для эффективного решения проблемы здоровья детей в дошкольном учреждении используются здоровьесберегающие технологии.

    Что же это такое? Если говорить просто своими словами, это все формы, средства и методы, используемые в дошкольном учреждении, для укрепления и сохранения здоровья.
              Мы уже знаем, что в воспитательно-образовательном процессе, здоровьесберегающие технологии делятся на три направления:
    1) стимулирование и сохранение здоровья
    (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультминутки, релаксации, подвижные и спортивные игры, хороводы, ортопедическая гимнастика и др.);
    2) обучение здоровому и правильному образу жизни
    (утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, занятия по физической культуре, спортивные праздники, коммуникативные игры);
    3) коррекцию состояния детей (массаж и самомассаж, артикулярный массаж, артикуляционная гимнастика, музыкотерапия, игротерапия, логоритмика, арттерапия, цветотерапия и т. д.).

                 В своей работе педагога- психолога на психокоррекционных занятиях применяю элементы различных здоровьесберегающих технологий, уделяю большое значение телесной терапии с элементами массажа, музыкотерапии, психогимнастике. Телесно – ориентированный подход способствует расслаблению мышц, освобождению от зажимов, а значит регулированию внутреннего состояния в организме.
    - Выполнение упражнения «Ласковые ладошки».
    Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь. Затем разворачиваются в другом направлении и выполняют те же движения ласковыми ладошками.

             Через элементы арттерапии, пескотерапии, сказкотерапии, игротерапии, у ребенка снижается тревожность, он избавляется от страхов и справляется с вспышками агрессивности, определяет для себя способы выхода из конфликтных ситуаций. Успокоившись, дети лучше себя чувствуют, появляется уверенность и желание воспринимать что-то новое, концентрировать свое внимание, творчески воображать и мыслить.

    У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля. 
    Если ребенок любит рисовать, то хорошим помощником станет упражнение «Цветовушка».
    - Выполнение упражнения «Цветовушка»
    Ребенку предлагается «Напоить» краску водичкой, перенести капельку на лист бумаги, и поиграть с ней. Наклоняя лист в разные стороны, капля не должна скатиться с листа. Далее ребенку предлагается дорисовать рисунок.

    Для повышения уверенности в себе применяю упражнение «Рисование по-мокрому». Смачивается лист, наносятся краски (рисунок), размывается в разные стороны, дорисовывается изображение.

    Очень любят дети игры с природным материалом.   Поэтому в своей работе широко использую пескотерапию, так как очень хороший коммуникативный опыт ребенок получает в процессе игры с песком. В начале ребенок просто оставляет следы на песке, предлагается отыскать игрушки, следующий этап рисование на песке и разукрашивание песком (самый сложный ).

    В своей работе  широко использую технику разукрашивания  разноцветной солью. Получая положительные эмоции от результата своего труда ( выполненной творческой работы), у ребенка развивается самоконтроль, регулируется эмоциональное состояние.
               Все прекрасно знают, как дети любят игры с песком. Детское творчество на песке и стиль взаимодействия есть проекция внутреннего мира ребенка. Специалисты – парапсихологи утверждают, что песок поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

    Мои наблюдения и опыт подтверждают, что игра и песок позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасными средством для развития и саморазвития ребенка.

    Основными принципами игр на песке считается – создание естественно стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Осуществляется взаимный переход «Воображаемого» в «Реальное» и наоборот.

    Именно поэтому важно, чтобы дети на своих участках имели доступ к песку, чтобы песок был подготовлен к встрече с ребенком.

    Особое внимание в работе с детьми уделяю игротерапии, играм на развитие ЭВС.

    На самом деле, эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии.
                Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития.

    Для детей раннего возраста эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдать, стучать ногами по полу, падают. Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все возникшие в теле физические напряжения.

    В дошкольном возрасте происходит освоение социальных форм выражения эмоций. Благодаря речевому развитию эмоции дошкольников становятся осознанными, они являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

    Эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях, у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом.  Кроме того, у детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех, запрет на слезы (особенно у мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Ребенок шести лет уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы, но, находясь долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья

    Дошкольный возраст – благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать причины различных настроений.

    - Педагогам предлагаются некоторые упражнения, игры, для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

    - Эмоционально-сенсорная игра «Живой оркестр» (на слух). Педагог спрашивает детей: Как вы думаете, какие звуки может издавать ваше тело? А вот какие: хлопки, топанье, щелканье пальцами, цоканье языком, губами, и т.д.

    Прослушав знакомую мелодию, дети с помощью живых звуков воспроизводят её. Вариантов воспроизведения может быть очень много. Всё зависит от желания детей фантазировать. Можно даже выбрать дирижёра.

    - Игра «Испорченный телефон». Все участники игры, кроме двоих, «спят». Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

    После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.

    Далее, педагогам предлагается закрепить хорошее настроение - разукрасить осенние листья разноцветной солью.

    Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

    1.Игра «Пиктограммы». Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции.
     На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.
    Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.

    2. Упражнение «Зеркало». Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

     После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки. 

    Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.
    Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.

    3. Игра «Я радуюсь, когда…» Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

    Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.

    4. Упражнение «Способы повышения настроения». Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).

    5. Игра «Волшебный мешочек». Перед этой игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один "волшебный мешочек", из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

    6. Игра «Лото настроений». Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д.: следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т.д.). Количество наборов соответствует числу детей.

    Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей – отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией.

    7. Упражнение «Мое настроение». Детям предлагается рассказать о своем настроении: можно сравнить с каким-то цветом, животным, состоянием, погодой

    и т. д.

     8. Игра «Испорченный телефон». Все участники игры, кроме двоих, «спят». Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры. После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_zst.docx1.62 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога ДОУ

    Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога ДОУ...

    Методическая разработка "Коррекционно-развивающая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в работе педагога-психолога детского сада"

    Коррекционно-развивающая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в работе педагога-психолога детского сада.Работа педагога-психолога с детьми в дошкольном образовательном учреждении осущес...

    Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога в рамках проектной площадки «Приобщение дошкольников здоровому образу жизни»

    В статье изложен аналитический обзор основы работы по здоровьесберегающим технологиям. Представлен опыт в раках реализации программы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни. Результаты тес...

    ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    Каждая из представленных технологий имеет психопрофилактическую направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность педагога-психолога способствует психологическому здоровью до...

    Использование психолого-педагогических технологий в работе педагога-психолога детского сада

    middot;преодоление затруднений воспитанников в образовательной деятельности;· развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы;· развитие коммуникативных навыков; овладение навык...