«Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста»
статья на тему

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mplr_s_detmi_sergeevam.v.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №98

компенсирующего вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

192286, Санкт-Петербург, ул. Димитрова, д.18, к.4, т./ф. 772-16-82

 

«Здоровьесберегающие технологии

 в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста»

Педагог-психолог

 высшей квалификационной категории

Сергеева М. В.

Санкт-Петербург

«Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях», « Использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям». «Взаимодействие взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития», «Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности», «Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности» (ФГОС ДО п.3.2).

 Предлагаемый метод психо-лого-ритмики (ПЛР) позволяет  достигать  этих целей в работе с дошкольниками. Метод психо-лого-ритмики можно использовать, как в игровой терапии  с детьми проводимой психологом, так и  в совместной деятельности психолога с  воспитателями, логопедами, дефектологами. Очень хорошо применять его в работе с родителями. Играя вместе с ребенком, родители видят его со стороны, начинает лучше  понимать своего ребенка, да и самих себя. А для ребенка игра с родителями  настоящий  праздник!

 Метод психо-лого-ритмики (ПЛР) - включает в себя двигательно-пространственные композиции, сопровождаемые музыкальными и речевыми ритмами. В основу метода психо-лого-ритмики легли фундаментальные труды Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Р.Элькони, П.Я.Гальперина. Принцип «ведущей игровой деятельности» является основополагающим (Л.С.Выготский).

 Метод ПЛР универсален, т.к. может применяться во всех типах образовательных           учреждений, при условии наличия помещения не менее 15 кв.м. Приемлем в использовании  педагогами, воспитателями, специалистами для решения профилактических, коррекционно - развиваюших, обучающих задач. Специально подготовлен только ведущий, желательно владеющий коммуникативными, пантомимическими и музыкальными навыками

 Метод ПЛР является в основном тренинговым, т. к. не требует специального разучивания текстов, движений и «совершенного» исполнения их  всеми участникам. Специально подготовлен только ведущий, желательно владеющий коммуникативными, пантомимическими и музыкальными навыками.

 В процессе психо-лого-ритмики возможно отмечать (диагностировать) психо-физическое состояние всех участников процесса в данный момент и отслеживать динамику их личностного развития. Все наше существование подчинено природным ритмам.

 Ритмическая структура ПЛР, как костяк, на который наложены сюжетные двигательные композиции. Ритмическая структура ПЛР (повторение с добавлением нового содержания) оказывает терапевтическое воздействие на психо-физические процессы детей и взрослых, так как соответствует природным ритмам.

 Универсальность метода ПЛР заключается в том, что для одних участников это преодоление отклонения в нормальном развитии, а для других профилактика их возникновения.

 «Социальную ситуацию развития» создает взрослый, т.к. выступает в роли «носителя образца действия», а ребенок ему подражает. Вначале помощь

взрослого максимальна, но с каждым новым шагом она ослабевaeт, т.к. освоив игровые действия ребенок меняет позицию «ведомого» на позицию «ведущего». Действуя в том или ином  «образе» ребенок решает свои личностные проблемы,  т.е. происходит катарсис его неудовлетворенных желаний. Взаимодействуя в общем действии, один участник решает свои личностные проблемы, а другой экспериментирует со своим телом, речью, эмоциями, отношениями. Таким образом, создаются условия для самостоятельного и коллективного творчества. Это синтетический вид деятельности, т.к. оказывает влияние на все сферы психики детей и взрослых и предоставляет возможность творческого самовыражения всем участникам процесса

 Осуществлению преемственности в процессе воспитания и обучения ребенка

способствует опыт его игрового взаимодействия с взрослыми (например, в

семейном празднике можно использовать знакомые игры). Ребенок ведет

познавательно-исследовательскую деятельность, так как  узнает  свои

особенности и возможности, овладевает приемами саморегуляции, присваивает

нормы социально-культурных отношений и человеческих ценностей, а педагог

стимулирует поиск «интегрального» способа общения ребенка с миром.

  Для педагогов и родителей ПЛР служит  повышением своей психолого-

педагогической компетентности, так как расширяет возможности для

приобретения специальных знаний, умений, предоставляет поле для

самореализации, проявления инициативы  и творчества. Педагог научается

комбинировать различные методики, технологии и приемы работы для решения

педагогических задач. Родители получают в руки «инструменты» регуляции

детско-родительских отношений.

  Особенностью предлагаемого метода ПЛР является построение композиций по  

     законченному сюжету и заданной (например, быть сказочными или взяты из

жизни  взрослых и детей. Воспитатели,специалисты  и дети  используют

составные  элементы этой композиции.

Например, логопед использует пальчиковую игру в индивидуальной работе,

воспитатель психологическую игру применяет  в совместной игровой

деятельности с детьми во время прогулки, а дети в самостоятельной и совместной

игровой деятельности.

 Для создания яркого «образа» используются разнообразные выразительные

средства: пантомима, интонационно окрашенная речь, звуки живой природы,

театральные шумы, шумовые инструменты, атрибуты, изготовленные   из

природных и подручных материалов.

  В многократном повторении образуются двигательные, речевые  и

поведенческие стереотипы,  на основе которых ребенок может импровизировать.

Поскольку педагог или родитель выступает,  как непосредственный участник

наравне с ребенком, появляется возможность корректировать взаимоотношения

«ребенок-педагог», «ребенок-родитель», «родитель-педагог» не только извне, но и

самостоятельно каждому участнику. 

 Метод ПЛР обеспечивает полноценное профессиональное взаимодействие в

психолого-педагогическом процессе, так как удовлетворяет потребность в

разнообразной деятельности, обновляет формы и содержание коррекционно

развивающего процесса. В процессе взаимодействия создается  целостное

развивающее  пространство, взаимодополняющая позиция в подходах к

воспитаниюдетей, вырабатывается единый профессиональный язык у всех

участников образовательного коррекционно-развивающего  процесса, что

приводит к интенсификации процесса развития.

Список использованной литературы:

1 Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика» М. «Просвещение» 2005г.

2. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» М. «Просвещение» 1994г.

3.Лесина С.В. «Коррекционно-развивающие занятия и  мероприятия» В. «Учитель» 2007г.

4.Лютова Г.К. Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» СПб «Речь»  2011г.

5. Фопель  К.  «Как научить детей сотрудничать» М. 2010г.г.

6.Щипицина Л.М. «Азбука общения» СПб МУСР им. Р. Валенберга 2006г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста

Материал об испольтзовании физкультминуток в логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста...

Применение здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ, как условие успешной социализации воспитанников

Здоровье детей, физическое, психическое, нравственное - это самая актуальная проблема дошкольного образования, так как с каждым годом увеличивается количество детей с различными отклонениями в поведен...

"Комплексный подход в психокоррекционной работе педагога-психолога с воспитанниками старшего дошкольного возраста»

Опыт работы педагога-психолога по теме:"Комплексный подход в психокоррекционной работе педагога-психолога с воспитанниками старшего дошкольного возраста"...

Квест - технологии в работе педагога-психолога ДОУ с детьми дошкольного возраста.

Квест - увлекательный и интересный способ проведения детского приключенческого и интеллектуального досуга, рассчитанный не только на участие детей, но и взрослых (родителей и педагогов)....

Особенности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога со слабослышащим ребенком дошкольного возраста

В статье рассказывается об опыте работы педагога-психолога со слабослышащим ребенком...

Методы и приёмы здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста

laquo;Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&ra...