"Комплексный подход в психокоррекционной работе педагога-психолога с воспитанниками старшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Матерухина Вера Сергеевна

Опыт работы педагога-психолога по теме:"Комплексный подход в психокоррекционной работе педагога-психолога с воспитанниками старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыт работы161.6 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Жемчужинка» г.Волгодонска

Опыт работы

педагога – психолога

Матерухиной Веры Сергеевны

по теме:

«Комплексный подход в психокоррекционной работе педагога-психолога с воспитанниками старшего дошкольного возраста»

Цель: ознакомление участников семинара с опытом работы педагога – психолога В.С.Матерухиной

г. Волгодонск

2016г.

Слайд 2

Вашему вниманию я предлагаю свой опыт работы на тему: «Комплексный подход в психокоррекционной работе педагога-психолога с воспитанниками старшего дошкольного возраста»

И хотелось бы начать свое выступление словами Василия Александровича Сухомлинского:  

«Сумейте открыть ребенку в окружающем  мире что-то одно, но открыть так, чтобы часть жизни заиграла перед ним всеми красками РАДУГИ».

Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в XXI веке, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении внешних факторах.

Наряду с этим, значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей, становление исходно благополучной психики и важнейшие условия, определяющие это благополучие. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребёнка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать познавательную и эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения и деятельности детей.

Проблема познавательной и эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.

Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоциональной сфере личности ребёнка.

Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных  проблем психологии и педагогики.

Следует отметить, что данная проблема не теряет своей актуальности. Наоборот, становится тревожней. Поэтому необходим поиск новых методов и технологий.

Слайд 3

Дошкольное детство - один из самых важных этапов жизни ребенка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Чрезвычайно высокий темп психического, личностного и физического развития в этот период позволяет ребенку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры. Он идет по этому пути не в одиночестве, рядом с ним постоянно находятся взрослые - родители, воспитатели, психологи. Грамотное взаимодействие взрослых в процессе воспитания ребенка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей. Позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития. Пластичная, быстро созревающая нервная система  дошкольника требует бережного к себе отношения. Создавая новые интенсивные программы развивающей работы с ребенком необходимо иметь в виду не только то, чего он может достигнуть, но и то, каких физических и нервно-психических затрат ему это будет стоить. Любые попытки сократить дошкольный период жизни как "предварительный", "ненастоящий" нарушают ход индивидуального развития ребенка, не позволяют ему использовать все возможности, которые предоставляет данный возраст для расцвета его психики и личности.

Слайд 4

Старший дошкольный возраст (5-7 лет) - это период интенсивного развития психических процессов и процессов познавательной деятельности. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Этот возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения.

Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни - поступление в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми 6-го и 7-го года жизни начинает занимать подготовка к школе.

Актуальность работы психолога с детьми 5-7 лет обусловлена несколькими причинами. Во-первых, вхождение в этот период связано с возрастным кризисом, когда формируются качественно новые свойства психики ребенка. Во-вторых, период старшего дошкольного возраста связан с переходом ребенка в новую социальную среду, что существенно влияет на формирование его психических процессов и межличностной сферы, а значит, и на личность в целом. В - третьих, приобретение учебных навыков оказывает влияние на развитие учебной компетентности ребенка, следовательно, на успешность его последующего обучения.

Слайд 5

Старший дошкольный возраст очень важен для психического развития, так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. Умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности. Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, воображение, речь. 

1. Существенные изменения наблюдаются в качественно-количественных характеристиках внимания. Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста является доминирование непроизвольности, низкой сосредоточенности и концентрации на внешних объектах вербального плана. В старшем дошкольном возрасте идёт процесс совершенствования внимания: значительно возрастает объём и устойчивость, появляются элементы произвольности.

2.Воображение детей старшего дошкольного возраста - это психический познавательный преобразовательный процесс, заключающийся в создании новых оригинальных образов путем переработки воспринимаемого материала на основе индивидуального опыта. Развитие детского воображения связывается с усложнением сюжетно-ролевой игры, что обусловливает переход от репродуктивного к творческому воображению, от непроизвольного к произвольному и предполагает планирование и программирование деятельности. Воображение начинает выполнять две основные функции: защитную, связанную с формированием практических навыков познания окружающего мира, и познавательную, позволяющую разрешить проблемную ситуацию  регулирующую психическое состояние путём создания воображаемой ситуации, отвлечённой от реальности.

3.Восприятие - целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира. Восприятие детей становится осмысленным и дифференцированным. В процессе восприятия старших дошкольников усиливается роль зрительного сравнения, переработка вербального материала. Адекватное восприятие сенсорных событий имеет решающее значение для развития операций мыслительной деятельности.

От восприятия ребенка в первую очередь зависит развитие памяти, главным видом которой в дошкольном возрасте является образная.

4.Первоначально память носит непроизвольный характер, так как степень запоминания зависит от установки наглядных связей, исходя из особенностей личного опыта ребёнка.

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного к произвольному запоминанию, которое заключается в формировании регулятивных компонентов психической деятельности и приемов запоминания вербального материала в соответствии с операциями мыслительной деятельности.

В дошкольном возрасте в процессе активного освоения речи развивается словесная память; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

5.Старший дошкольный возраст очень важен для психического развития, так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. Постепенно ведущее место в структуре познавательных процессов начинает занимать мышление.

Детей старшего дошкольного возраста отличает планомерность анализа, дифференцированность обобщений, способность к обобщению. Особенности развития мышления в период дошкольного детства проявляются в переходе от наглядного уровня мыслительной деятельности к абстрактно-логическому, от конкретного к проблемному, что отражается в гибкости, самостоятельности и продуктивности мышления.

6.Речь ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил: "родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому также важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности".

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. У старших дошкольников совершенствуется связная, монологическая речь.

Слайд 6

Особую роль в психологическом развитии детей старшего дошкольного возраста занимают эмоции, развитие эмоционально-личностной сферы. Основные направления эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста: усложнение эмоциональных проявлений и их регулирования в деятельности и поведении; формирование моральных и социальных эмоций; происходит становление эмоционального фона психического развития детей; дети овладевают навыками эмоциональной регуляции, что позволяет им сдерживать резкие выражения чувств и перепадов настроения.

В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность), отставание в развитии и различные формы детских неврозов и страхов.  

Агрессивность. Многим маленьким детям свойственна агрессивность. Переживания и разочарования, которые взрослым кажутся мелкими и незначительными, для ребенка оказываются весьма острыми и труднопереносимыми именно в силу незрелости его нервной системы. Поэтому наиболее удовлетворительным для ребенка решением может оказаться и физическая реакция, особенно если у него ограничена способность к самовыражению.

Выделяются две наиболее частые причины агрессии у детей. Во-первых, боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх. Во-вторых, пережитая обида, или душевная травма, или само нападение. Очень часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребенка и окружающих его взрослых.

Физическая агрессия может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Иногда агрессивность и разрушительность совпадают, и тогда ребенок швыряет игрушки в других детей или взрослых. Такое поведение в любом случае мотивировано потребностью во внимании, какими-то драматическими событиями.

Агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях. Некоторые дети склонны к так называемой вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ругаются), за которой часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды. Иногда дети ругаются совершенно невинно, не понимая значения слов. В других случаях ребенок, не понимая смысла бранного слова, использует его, желая огорчить взрослых или досадить кому-либо. Бывает и так, что брань является средством выражения эмоций в неожиданных неприятных ситуациях: ребенок упал, расшибся, его поддразнили или задели.

Вспыльчивость. Ребенка считают вспыльчивым, если он склонен по любому, даже самому незначительному, с точки зрения взрослых поводу устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляет. Вспыльчивость - это скорее выражение отчаяния и беспомощности, чем проявление характера. Тем не менее она причиняет и взрослым, и самому ребенку массу неудобств, и поэтому требует преодоления.

Пассивность. Нередко взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении ребенка, считают, что он просто "тихоня", отличается хорошим поведением. Тем не менее это далеко не всегда так. Тихие дети испытывают разнообразные и далеко не самые приятные эмоции. Ребенок может быть несчастным, подавленным или застенчивым. Подход к таким детям должен быть постепенным, ибо может пройти немало времени, прежде чем появится ответная реакция. Нередко тихое поведение ребенка - реакция на невнимание или неурядицы дома. Таким поведением он изолируется в собственном мире. Проявлениями этого являются посасывание пальца, царапанье кожи, выдергивание у себя волос или ресниц, раскачивание и прочее.

Гиперактивность. В основе гипердинамического синдрома могут лежать микроорганические поражения головного мозга, возникшие в результате осложнений беременности и родов, истощающие соматические заболевания раннего возраста (тяжелый диатез, диспепсия), физические и психические травмы. Никакая другая детская трудность не вызывает так много нареканий и жалоб родителей и воспитателей детских садов как эта, весьма распространенная в дошкольном возрасте.

Отставание в психическом развитии. Замедление темпа психического развития ребенка может быть вызвано педагогической запущенностью, задержкой психического развития, обусловленной определенной органической недостаточностью центральной нервной системы, а также общим недоразвитием мозговых структур, ведущим к различным формам умственной отсталости.

Педагогическая запущенность - это такое отставание в развитии ребенка, которое обусловлено условиями его жизни и воспитания. Длительный дефицит информации, отсутствие психической стимуляции в сензитивные периоды может привести к резкому снижению потенциальных возможностей психического развития ребенка. Тем не менее при правильном и своевременном индивидуальном подходе к такому ребенку, достаточной интенсификации развивающих занятий эти дети легко могут догнать своих сверстников.

Слайд 7

Осложнения психического и личностного развития ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами:

1) ошибками воспитания

2) определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы.

Зачастую оба эти фактора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют (а иногда и вовсе не знают) те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются "исправить" ребенка различными неадекватными воспитательными воздействиями. Очень важно поэтому уметь выявить истинные причины поведения ребенка, тревожащего родителей и воспитателей, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним.

Слайд 8

В последние годы во всем мире отмечается увеличение количества детей с трудностями в обучении, адаптации, нарушениями в развитии эмоционально-волевой и личностной сфер.

Современная ситуация в дошкольном образовании, новые требования со стороны детей и родителей, реализация комплексного подхода и современных требований к педагогу, придает особую актуальность организации психологического сопровождения:

- обеспечит эффективность развития адаптационного потенциала;

- совершенствование интегративных качеств дошкольника;

- обеспечит положительную динамику и повышение уровня подготовки к школьному обучению.

В результате возрастает необходимость в психокоррекционной работе.

Что же такое коррекция?

Одно из значений термина "коррекция" в переводе с латинского языка - поправка, частичное исправление или изменение (лат. correctio). Под психологической коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют "оптимальной" модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру, как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени развития.

 Д.Б. Эльконин подчеркивал, что "процесс развития есть, в известном смысле, необратимый процесс, здесь невозможны "рекламации" - нельзя возвратить школьника  в детский сад  для "доделки", "доразвития".  Поэтому так важно заметить начальные формы отступления от хода нормального развития ребенка. Контроль динамики психического развития детей, воспитывающихся в дошкольных  учреждениях, позволяет своевременно прибегнуть к коррекции развития с целью создания оптимальных возможностей и условий для подтягивания детей.

При определении целей и задач коррекции необходимо исходить из понимания той уникальной роли, которую играет в данный конкретный период возрастного развития, ставить задачу, адекватную потенциалу развития на данном этапе, ценности данного возраста в целостном поступательном процессе становления личности. Реализация потенциальных возможностей каждой возрастной стадии развития является основной формой профилактики возникновения отклонений или недостатков в развитии на последующих возрастных ступенях.

Л.С. Выготский считал, что в качестве основного содержания коррекционной работы необходимо создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка. Поэтому коррекционная работа  должна строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. Упражнение и тренировка уже имеющихся у ребенка психологических способностей не делает коррекционную работу эффективной, так как обучение в этом случае лишь следует за развитием, совершенствуя способности в количественном направлении, не поднимая их на более перспективный качественный уровень.

Когда своевременно не реализуются возрастные и индивидуальные возможности, не создаются условия для формирования возрастных новообразований и ярких индивидуальных особенностей у всех детей, находящихся на данном возрастном этапе, то на последующем возрастном этапе возникает необходимость в коррекционной или дополнительной развивающей работе. Можно сказать, что коррекция психического развития ребенка не является обязательной задачей психолого-педагогической деятельности взрослых. Обязательная задача полноценное психическое и личностное развитие детей. Но если педагоги с этой задачей не справляются (в силу ли непонимания индивидуальных особенностей ребенка или в силу неумения создать условия его жизни и деятельности, адекватные возрастным потребностям в развитии), задача психокоррекционной работы с ребенком становится актуальной.  

Слайд 9

Основные принципы психокоррекционной работы в нашей стране разработали (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, A.B. Запорожец, Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Психическое развитие и формирование личности ребенка возможны только в общении со взрослыми и происходят прежде всего в той деятельности, которая на данном этапе является ведущей (в дошкольном возрасте – игра)

Создание в воспитательном учреждении благоприятного для развития детей психологического климата, который определяется позитивным общением при взаимодействии ребенка и взрослых является актуальной задачей. Для подобного общения характерна безоценочность. Высшая ценность в общении – это другой человек, с которым мы общаемся, со всеми его качествами, свойствами, настроением и прочее. В позитивном общении главным является право другого человека на индивидуальность уже сложившуюся или формирующуюся. 
При организации коррекционной работы необходимо создать условия для возникновения доверия воспитанника к воспитателю, только так у ребенка возникает желание заниматься коррекционной работой. 

На основании сказанного можем перейти к формулировке основных принципов психологической коррекции.

Принцип первый - единство коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.

Принцип второй - единство возрастного и индивидуального в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития. Коррекционная работа предполагает знание основных закономерностей психического развития, понимание значений последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка. Существуют возрастные ориентиры нормального развития. Под нормальным развитием понимают гармоничное психическое развитие, соответствующее возрасту.

Принцип третий - единство диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка. Коррекция и развитие взаимообусловлены.

Принцип четвертый - деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Деятельностный принцип основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития. Коррекционные усилия взрослых должны быть как раз и направлены на то, чтобы создать условия воспитания и обучения детей, которые бы восполнили, пробелы и недостатки в развитии, возникшие в предшествующие годы жизни ребенка.

Принцип пятый – подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Этот принцип означает, что дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как дети «второго» сорта. Они требуют не снисходительности, не жалости, не снижения общего уровня обучения, а коррекции своего развития до оптимальной нормы.

Мобилизация движущих сил развития происходит у ребенка тогда, когда он чувствует, что взрослый верит в него, доверяет ему, включает его в решение все более и более трудных задач и проблем. У М.М. Пришвина есть очень тонкое высказывание: тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя.

Формирование способностей, как общих, так и специальных, – процесс очень сложный, он имеет свои особенности на каждом возрастном этапе, тесно связан с развитием интересов ребенка, самооценкой его успехов в той или иной деятельности. Несформированные способности и интересы ведут к недоразвитию личности. Коррекция недостатков в развитии способностей и интересов ребенка – важнейшее направление психокоррекционной  работы психолога.

Слайд 10

Прежде чем осуществлять коррекцию психолог выявляет причины и на основе психологического обследования детей (психодиагностики) или психологического анализа какой-либо педагогической ситуации формулирует рекомендации. Эти рекомендации реализуются в работе с детьми, педагогами и родителями при взаимодействии с психологом и при активной роли самого ребенка.

Рекомендации по коррекции психического развития ребенка эффективны лишь тогда, когда они даются в контексте понимания целостной личности, в совокупности всех ее качеств и свойств.

С.Л. Рубинштейн в целостную структуру личности включал:

 - направленность (потребности, мотивы, цели, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение, установки);

- способности (общие, специальные, одаренность, талант);

- характер (отношение к себе, к людям, к миру, волевые качества).

При этом необходимо иметь в виду, что стержнем личности является ее мотивационная сфера. Строение и характер любых психических качеств во многом зависят от направленности личности человека, от их связи с остальными его свойствами и от функции, которую эти свойства исполняют в общей системе поведения человека. У ребенка структура личности только формируется, компоненты, ее составляющие, развиваются неравномерно, коррекционные программы и призваны создавать условия для сбалансированного развития отдельных структурных компонентов личности как целостности.

Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В дошкольном возрасте универсальной формой коррекции является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использована как для коррекции личности ребенка, так и для развития его познавательных процессов, речи, общения, поведения.

     Слайд 11

Именно поэтому я использую комплексный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Моя коррекционная работа включает в себя три направления:

1. Работа с детьми.

2. Работа с родителями.

3. Работа с педагогами.

     Слайд 12,13

Работа с детьми

Диагностическая работа с детьми включает диагностику познавательного развития, эмоционально-волевой  и коммуникативно-личностной сфер.

  1. Диагностика познавательного развития: я использую методики разработанные методическим объединением психологов.

                   

    2. Методики диагностики эмоционально – волевой  и коммуникативно-личностной сферы детей направлены на выявление уровня тревожности, импульсивности, агрессивности, страхов, определения самооценки воспитанников:

- «Кактус» (М.А.Панфиловой)

- Тест-игра «На что похоже?» (О.А.Белобрыкина)

- Шкала самооценки

- Методика «Несуществующее животное»

Методика наблюдения для выявления типа темперамента (Б.С.Волков, Н.В.Волкова)

- Методика «Домик» (Н.Н.Гуткиной)

- Методика «Три дерева» (Э. Клессаманн)

- Цветовой тест М.Люшера

- Методика исследования эмоционального состояния (Э.Т.Дорофеева)

- Методика «Какой Я»

- Проективная методика «Рисунок семьи»;

- «Лесенка» (В.Г. Щюр, С.Г. Якобсон);

- Тест тревожности (Р. Тэмпл, М. Дорки, В. Амен);

- «HAND» - тест;

- «Страхи в домиках» (М.А. Панфилова).

По результатам диагностического исследования я формирую психокоррекционно-развивающие группы и беру детей на индивидуальные психокоррекционные занятия.  

Слайд 14

Свою коррекционно-развивающую работу с детьми старшего дошкольного возраста я осуществляю по комплексной программе «Цветик-семицветик». Эта программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей (Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова).

Слайд 15

Актуальность программы

Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года.

Слайд 16

Основная идея программы – интеграция и систематизация психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога ДОУ.

Слайд 17, 18

Цели и задачи программы «Цветик-семицветик»

Цель программы: создание условий для естественного психологического развития ребенка.

Задачи:

1.        Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.

2.        Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.

3.        Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.

4.        Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.

5.        Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.

6.        Формирование позитивной мотивации к обучению.

7.        Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.

Слайд 19

Концептуальная основа программы.

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.

Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.

Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Во время психокоррекционно-развивающих занятий я использую следующие формы работы с детьми:

  • Арт – терапия;
  • Сказкотерапия (с беседой по сказке);
  • Пескотерапия;
  • Дидактические игры и упражнения;
  • Игры и упражнения, этюды;
  • Психогимнастика;
  • Релаксация (с использованием релаксационной музыки);
  • Беседа по кругу.

         

       У многих детей, после посещения психокоррекционно - развивающих занятий, вырабатываются положительные черты характера, им становится легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства, эмоции других и легче выражают свои. У детей формируется чувство сотрудничества, самоуважения, уверенности в своих силах и в себе, повышается самооценка, снижается уровень тревожности, страхи.

Слайд 20

Эффективность использования программы:

Основными показателями, свидетельствующими о том, что работа проводится эффективно, является следующее:

•        Повышение самооценки.

•        Восстановление положительного эмоционального состояния.

•        Снятие  мышечной напряженности.

•        Развитие коммуникативных способностей.

•        Развитие волевой сферы.

Слайд 21

Для оценки эффективности программы рассматриваются динамика изменения следующих показателей:

•        Развитие навыков вербального и невербального общения.

•        Снижение телесного и эмоционального напряжения.

•        Улучшение самочувствия, активности и настроения (по наблюдениям психолога, родителей).

•        Улучшение внимания, памяти, мышления, воображения, мелкой мускулатуры рук, произвольности психических процессов.

Слайд 22,23

Сравнительный анализ эффективности психокоррекционно – развивающей работы по проблемам эмоционально-волевой сферы у воспитанников

за 2013 – 2014уч.г.   2014 – 2015уч.г.     2015 – 2016уч.г.   учебные годы

 Слайд 24

Работа с родителями

Главная проблема, с которой я столкнулась это недостаток образовательного уровня и психологической грамотности родителей воспитанников. Передо мной встала задача: увеличить процент родителей разбирающихся  в вопросах воспитания и развития детей.  Каким образом можно решить эту проблему? Работа с родителями строиться на принципах преемственности семьи и детского сада. Вовлечение родителей в деятельность детского сада помогало создавать атмосферу взаимной заинтересованности в воспитании и общении с детьми. В рамках просветительско-профилактической     деятельности проведены:

•        Анкетирование, опрос, тестирование:

«Ваши взаимоотношения с детьми»

«Достаточно ли внимания Вы уделяете своему ребенку»

«Семейные традиции»

«Определение отношений родителей к детской игре и выбору детских игрушек»

«Готова ли ваша семья к поступленю ребенка в первый класс»

«Определения типа темперамента»

Слайд 25

•        Родительские собрания:

«Адаптация ребенка к детскому саду»

«Досуг семьи в жизни ребенка»

«Как справиться с детской истерикой, детское непослушание»

«Как воспитать маленького патриота»

«Кризис трех лет – что это»

«Влияние семьи на становление личности»

«Чему надо научить своего ребенка в семье?»

«С какого возраста лучше отдавать ребёнка в школу»

 «Влияние межличностных отношений на агрессивность дошкольников»;

«Возрастные и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста»;

«Как заслужить доверие ребенка»;

- «Поощрение и наказание».

Слайд 26

•        Семинары – практикумы:

- «Адаптация ребенка к условиям ДОУ»;

- «Кризис трех лет»;

- «Семейные традиции, как способ гармонизации детско-родительских отношений в семье»

- «Играйте вместе с детьми»

•        Тренинги:

- «Ошибки семейного воспитания»;

- «Мы вместе»

•        Индивидуальные консультации;

•        Информационное просвещение (оформление родительских уголков, памятки, буклеты и т.д.)

Слайд 27

Работа с педагогами

С целью повышения психологической компетентности педагогов ДОУ, включающей ориентировку в закономерностях развития ребёнка, в вопросах обучения и условий в ДОУ по развитию личностных новообразований использовала следующие формы работы:

•        Диагностика

- «Оценка уровня коммуникабельности педагогов»;

- «Стиль педагогического общения»;

- «Творческий потенциал педагогов ДОУ».

        Консультирование индивидуальное и групповое:

- «Как помочь ребенку в период адаптации. Игры в период адаптации»;

- «Гиперактивность, агрессия, тревожность в дошкольном возрасте»;

- «Мальчики и девочки: два разных мира»;

Слайд 28

•        Семинары-практикумы:

- «Работа с гиперактивными детьми «В моей ладошке человечек»;

- «От развивающей игровой среды к гармонизации детско-родительских отношений»;

- «Формирование у дошкольников навыков общения посредством игры»;

- «Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями».

•        Тренинги:

- «Развитие креативного потенциала педагога»;

- «Эмоциональная устойчивость педагога».

Слайд 29

Сравнительный анализ проведения тренинговых занятий

с педагогами и родителями

за 2013 - 2014, 2014  -  2015  и 2015 -  2016 учебные годы

     

Слайд 30

Эффективность работы

Эффективность работы педагога-психолога в психокоррекционной работе в ДОУ во многом зависит от правильно выбранных форм и методов работы с детьми, педагогами и родителями, а также при условии применения их в системе.

Слайд 31

Практический материал

Мне хотелось бы прочитать строки посвященные нам – психологам, людям которые играют на мой взгляд очень важную, но не всегда заметную роль.

Психолог? Нет, он не волшебник,
Не чудотворец, не атлет,
Не жизненных задач решебник,
И он не супер-человек.

Он так же дышит, так же любит,
И так же чувствует, как все.
Он не вершит великих судеб,
Он все не знает о тебе.

Твои измерить может память,
Мышленье, темперамент, речь.
Он может лишь чуть-чуть исправить,
Но он не в силах уберечь.
Души твоей путеводитель,
Он лишь подсказка - не ответ,
Дорожный знак, ограничитель
Твоих ошибок, друг побед.

Гармонии в душе желая,
За вас не сотворит ее,
Советом в жизни помогая,
За вас ее не проживет.

Психолог? Нет он не волшебник,
Не шарлатан, не чародей,
Он не святой, не тяжкий грешник,
Он - человек среди людей.

  1. Подари улыбку

Педагог. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.

  1. Приветствие “Здравствуйте!”

Поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения.

  1. Игра на знакомство.

​Все стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Начинающий игру бросает мяч через центр круга одному из участников и называет при этом своё имя. После броска он опускает руки. После того, как мяч обойдёт всех, и все опустят руки, игра начинается по второму кругу. Каждый из участников бросает мяч тому человеку, которому он бросал в первый раз, и снова называет своё имя. После проведения этой игры (на её проведение затрачивается 10-15 минут) вполне реально запомнить до 20 имён.

Игра рассчитана на любую аудиторию (которая умеет ловить мячик и знает свое имя).

         Вариации на тему

Можно называть не имя, а прилагательное, характеризующее себя, свое хобби, любимую книгу и так далее - так все перезнакомятся и узнают друг о друге побольше.

Можно называть свое имя и загадывать, что скажет следующий. Например я кидаю мяч Васе и говорю: "Саша, хобби". Вася ловит мяч и говорит "Вася, коллекционирую марки - любимая книга" и кидает следующему.

Запомнить имена так труднее, но зато можно спросить много чего интересного.

Игра «Узнай себя в сказочном образе»

В игре-методике "Узнай себя в сказочных образах" вы встретитесь с самыми разнообразными качествами и примерите на себя всевозможные сказочные роли. Вы сможете выбрать те качества, к которым устремляетесь, которые наполняют вас энергией и силой. Или теми качествами, которые необходимы вам именно сегодня. Вы сумеете по-новому взглянуть на образы замечательных сказочных персонажей, каждый из которых способен помочь вам быть счастливыми!

Узнать себя в сказочных образах – значит увидеть, принять, изменить и взрастить себя нового – УВЕРЕННОГО В СЕБЕ, УСПЕШНОГО, СЧАСТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА!

Игра рассчитана на профессионалов: психологов, тренеров, сказкотерапевтов, ведущих групп личностного роста. Эта проективная методика способна разнообразить и украсить любую психологическую работу. Более того, она позволяет быстро диагностировать состояние клиента и легко корректировать его.  Через отождествление со сказочными  персонажами, через осознание мыслей, чувств и телесных ощущений, можно провести глубинные изменения в душе человека. 

Игра «Запомни внешность»

Игра полезна для группы, где все мало знакомы. Играют 4-15 человек.

Выбирается пара игроков. Предварительно изучив внешность друг друга, они становятся спина к спине. Все остальные начинают каждому из них по очереди задавать вопросы о внешности напарника.

Например:

  • сколько пуговиц у твоего напарника на кофте?
  • какого цвета шнурки на ботинках? и т.д.

Из этой пары проигрывает тот, кто быстрее даст 3 неправильных ответа.

Упражнение «Лови кастрюлю»

Ход игры: Участники, сидя или стоя в большом кругу, перебрасываются воображаемыми предметами. Бросая, участник объявляет имя партнера и предмет, который он кинет. Тот, кому кидают, должен немедленно «пристроиться» к предмету – ведь котенка нужно ловить иначе, чем змею.

Упражнение «Скульптуры»

Цель: содействие осознанию своей агрессии и возможности.

Необходимые материалы: воздушные шары разных форм (по 3-5 на каждого участника), нитки, скотч, ножницы, ленты или тесьма, цветная бумага, фольга, пленка (бытовая в рулоне).

Ход работы:

  1. Группа делиться на подгруппы (количество подгрупп зависит от количества участников). Каждый участник получает воздушные шары, нитки и другие материалы.
  2. Каждая подгруппа создает из воздушных шаров и других материалов скульптуру злого, агрессивного существа (дракона, змея, монстра, людоеда, привидения, мумии и т.п.). Готовое существо размещается в подготовленном для него пространстве класса (подвешивается к потолку, располагается на столах и т.п.)
  3. К готовому «Монстру» необходимо подобрать музыку, отражающую его характер. Придумать ему имя и легенду (где живет, как проявляет агрессию, обладает ли волшебными свойствами, сколько жизней и т.п.).
  4. Следующий этап: «Музей монстров». Группа объединяется и отправляется на экскурсию в музей. Участник от каждой групп рассказывает о своем чудовище под музыкальное сопровождение.
  5. «Битва с Монстрами». Подгруппы обмениваются чудовищами, чтобы сразиться с ними. Битва происходит по сигналу ведущего. Задача подгрупп - используя бумажные мечи (скрученные в рулончик листы бумаги или газет), справиться с монстром быстрее, лопнув все шары. Никакими другими средствами в битве пользоваться нельзя. Ведущий следит за соблюдением правил.

Обсуждение:

  • Что вы сейчас чувствуете?
  • Что делает монстра монстром и возможно ли справиться с ним? Какими способами?
  • Бывает ли у вас такое ощущение, что у вас внутри «живет монстр»? Как с ним можно справиться? А что будет, если «внутренний монстр» победит вас, а не вы его?
  • Сейчас, как бывалые победители чудовищ, дайте совет соседу справа, если в нем просыпается злость, агрессия, готовая поглотить не только его, но и всех вокруг, что ему сделать? (по кругу)

Упражнение «Хромая обезьяна»

Многие люди убеждены, что обладают полной или достаточной властью над своими мыслями. Упражнение поможет рассеять эту иллюзию.

Участники располагаются поудобнее. Ведущий, овладевая их вниманием, говорит приблизительно следующее: «Сейчас я попрошу вас выполнить упражнение. Задание, которое я вам дам, необходимо будет выполнить по моей команде «Начали» до команды «Стоп». Если вы по какой-либо причине нарушите эту инструкцию, подайте сигнал – хлопните в ладоши (ведущий хлопает ладоши). Итак, если вы отвлеклись, обязательно хлопните и продолжайте работать. Все понятно? Закройте глаза. Внимание, даю задание: не думать о хромой обезьяне. Начали!»

Это упражнение вызывает особый интерес при первом выполнении. Многим кажется удивительным то, что невозможно по заказу не думать о том, о чем не думали никогда.

По преданию, Ходжа Насреддин пообещал вылечить кривого, хромого и горбатого, если тому, удастся выполнить это упражнение. Излечение, естественно, не удалось из-за того, что пациент оказывался неспособным контролировать свои мысли.

Упражнение обычно проходит весело и вызывает смех и эмоциональную разрядку. Поэтому его можно использовать для снятия напряжения. Первый хлопок обычно вызывает серию ответных отвлечений, и это простейшее взаимодействие иногда создает чувство общности. Если ведущий желает провести упражнение в эмоционально более сдержанной форме, можно предложить участникам вместо хлопка беззвучно поднимать руку.

Упражнение для поднятия настроения, снятия усталости

Участники садятся в круг.

Тренер: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано "слон", знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано "слон"».

Тренер раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, тренер тоже принимает участие в упражнении).

«Прочитайте, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки "вашего животного". Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим что у нас получилось».

После того как все участники группы нашли свою пару, тренер спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?».

Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.

В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.

За себя не отвечаю!

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

В этой игре на вопросы, заданные одному игроку, должен отвечать другой.

По жребию определяется водящий, остальные рассаживаются на стулья (скамейки, бревна, траву, покрывала и т.п.) в два ряда напротив друг друга - обязательно парами.

Водящий идет между рядами и задает вопросы то одному, то другому - не по порядку, а неожиданно. Отвечать же на заданный вопрос должен сидящий напротив. Отвечать по существу дела, хотя вовсе не обязательно, чтобы мнение отвечающего совпадало с мнением того, за кого он отвечает. Например:

- Ты любишь в футбол играть? - Сидящий напротив отвечает:

- Нет, в футбол он играть не любит. Он любит в речке купаться.

Если водящий задает вопросы в достаточно быстром темпе, то кто-нибудь обязательно ошибется и ответит за себя сам или не станет отвечать не вопрос, обращенный к его напарнику.

Тот, кто ошибется, становится водящим.

Земля или воздух

Количество игроков: любое

Дополнительно: два мяча – красный и белый

Красный мяч означает землю. Тот, кто ловит его, должен быстро назвать какое-нибудь животное.

Белый мяч означает воздух. Тот, кто его поймает, должен назвать птицу, насекомое, которое умеет летать.

Упражнение «Тух-тиби-дух»

Цель: Снятие негативных настроений и восстановление сил.

Возраст: дошкольный, младший школьный.

Материал: Не требуется.

Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Упражнение «Кто это?»

Цель Забавная разминка. Позволяет людям проявить креативность и вызывает массу положительных эмоций. Размер группы Любой Время 15 минут Инструкция Цель упражнения, которое мы проведем повеселить нас и тем самым взбодрить и приготовить к дальнейшему тренингу. Возьмите каждый по листку бумаги и нарисуйте сверху голову - человека, животного, птицы. Загните лист так, чтобы нарисованного не было видно только кончик шеи. И передайте рисунок соседу. У каждого участника игры оказался новый лист с изображением, которого он не видел. Все рисуют верхнюю часть туловища, снова "прячут" рисунок и передают соседу, чтоб на новом полученном листке дорисовать конечности. А теперь разверните все рисунки и посмотрите, какие на них изображены существа

Упражнение «Старинная английская игра»

Материал: приз победителю (конфета, сувенир) Ведущий заранее упаковывает приз (заворачивает в бумагу, кладет в коробку, перевязывает ленточками, заклеивает скотчем и т.д.)

Содержание. Группа садиться или становиться в круг максимально близко друг к другу. Ведущий включает веселую музыку и передают сверток друг другу. Когда музыка прекращается, участник со свертком в руках быстро начинает его разворачивать, до тех пор пока не начинает играть музыка и т.д.

Приз достается тому, кто сумеет окончательно развернуть его и взять в руки.

История

Ведущий делит участников на две команды. Определяется время для выполнения первого задания (например, 5 минут). За это время каждая команда сочиняет о себе историю, используя реальные данные. Например: "Мы живем в Туле, Казани и Москве. Дома у нас 9 собак, 14 кошек, 2 попугая и 1 черепаха. Трех наших мам зовут Ольгами, а еще у нас два папы по имени Саша" и т.д. По истечении назначенного времени каждая команда выбирает рассказчика, и обе команды как бы меняются местами, то есть команда "А" рассказывает про команду "Б" и наоборот.

5 вещей

Выполняется в парах. Пары расходятся на пять минут и молча жестами показывают друг другу пять самых важных для себя вещей. Затем пара рассказывает о себе то, что поняла. При этом первый человек рассказывает о втором, а второй о первом. (Варианты: цели на тренинг, пять самых страшных для меня вещей, самых любимых и т.п.)

Упражнение «Возьми салфетки»

Упражнение помогает участникам тренинга познакомиться, а так же создает в группе веселую позитивную атмосферу.

Необходимые материалы: бумажные салфетки.

Время: 5 минут.

Размер группы: 6-20 человек.

Описание: Участники тренинга сидят в общем кругу. Тренер передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».

После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

Обсуждение: Не требуется.

Вариант: Можно попросить участников поделиться фактами о себе, а информацией, так или иначе связанной с темой тренинга. Например в тренинге по эффективной работе в команде – о факторах, влияющих на командную работу и т.д.

Упражнение «Покрывало»

Время проведения: 15-20 мин.

Цель: эта игра проводится для лучшего запоминания имен.

Материалы: покрывало.

Группа делится на 2 подгруппы, которые садятся по обе стороны покрывала, которое держат два ведущих. На каждой стороне выбирается человек, который выходит вперед. На счет «раз-два-три» покрывало опускается, и каждый из участников должен назвать имя того, кто сидит на данный момент напротив него. Кто сказал первым, тот забирает другого человека на сторону своей команды. Игра заканчивается, когда на противоположной стороне не остается ни одного участника.

Упражнение «Волшебная подушка»

Ведущий. Я принесла волшебную подушку. Каждый по очереди может на нее сесть и рассказать нам о каком-нибудь своем желании. Тот, кто сидит на подушке, будет всегда начинать рассказ словами: «Я хочу...» Все остальные будут внимательно его слушать.

Игра «1-2 – добрый день»

Играют все по цепочке. Надо считать по порядку от одного до бесконечности (сколько получится), но вместо чисел, которые оканчиваются на три или делятся на три, надо говорить «добрый день». Т.е. первый говорит «один», второй – «два», третий – «добрый день», четвертый – «четыре», пятый – «пять», шестой – «добрый день», и т.д. Тот, кто ошибся, выбывает из игры, пока не останется один победитель.

Упражнение для педагогов «Композиция»

Группа участников делится на две команды. Обеим командам дается задание: на альбомном листе нарисовать композицию из геометрических фигур – двух треугольников, трех квадратов и одного прямоугольника.

Когда рисунки готовы, команды обмениваются капитанами. Капитан, придя в чужую команду, смотрит рисунок и уже своей команде начинает объяснять, как изобразить то же самое (при этом задавать дополнительные вопросы нельзя). Потом это же делает второй капитан.

По окончании рисования предлагается сравнить получившиеся рисунки с «подлинниками» и найти отличия. Первое слово для высказывания своих впечатлений от упражнения предоставляется капитанам.

Вопросы для обсуждения:

  • С какими трудностями вы столкнулись, когда диктовали описание рисунка?
  • Хотелось ли вам затем что-то сказать по-другому, другими словами, более подробно?
  • Чем отличаются рисунки?
  • Как вы считаете, в чем причина случившихся отличий?

Идеи, выносимые на обсуждение:

Каждый имеет право на ошибку: и ребенок, и взрослый. Наше старание не обязательно приводит к тому, чего мы ожидаем.

Старания ребенка тоже не всегда приводят к хорошим результатам, успеху.

Если ребенок не понял – это не значит, что он низкого развития, возможно, мы просто не смогли понятно объяснить.

Игра «Чудесные очки»                                        

Психолог говорит детям: «У меня есть очки, они непростые, через них каждый из вас может увидеть в других только хорошее, иногда даже  те хорошие качества, которые многие скрывают. Вот я надеваю очки. Какие вы все красивые и умные». Подходит к каждому ребенку и называет его положительные качества. Затем очки предлагаются детям. Каждый ребенок должен назвать достоинства своих товарищей. Если для кого-то это затруднительно, остальные дети приходят на помощь и подсказывают.

Игра направлена на установление положительных взаимоотношений в детском коллективе.

И только зеленого цвета!

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Играющие садятся в кружок. Выбирается какой-нибудь цвет, например зеленый.

- Буква М! – говорит ведущий, а затем называет игрока. Участник, которого он выбрал, в течение минуты должен назвать 10 предметов зеленого цвета, чье название начинается на букву М.

Если игрок справляется с заданием, он получает 1 балл, а ведущий называет другую букву и другого игрока.

 

Пять точек

Количество игроков: любое

Дополнительно: листы бумаги с нанесенными на них пятью точками, карандаш или ручка

На рисунке без всякого порядка нарисовано пять точек. Нужно нарисовать человечка таким образом, чтобы на двух точках он стоял ногами, еще две приходились на центр ладоней, а пятая – на центр головы.

Игра «Мишки и шишки»

Цель: тренировка выдержки, контроль импульсивности.

Условия игры. По полу рассыпают шишки. Двум игрокам предлагают собрать их лапами больших игрушечных мишек. Выигрывает тот, кто соберет больше.

Примечания. Вместо игрушек можно использовать руки других игроков, например, повернутые тыльной стороной ладони. Вместо шишек можно использовать другие предметы – мячики, кубики и т.п.

Игра  "Темный лабиринт"

     Все участники игры,  кроме ведущего, выстраиваются в одну линию и крепко зажмуривают глаза.  Затем, с закрытыми глазами они начинают выполнять команды ведущего:  "2 шага вперед, поворот налево, 4 шага прямо, поворот на 180",  2 шага назад,  поворот направо,  поворот налево, шаг вперед,  3 шага налево и т.д." Затем по команде ведущего: "Открыть глаза!" -  все открывают глаза и смотрят,  кто как стоит.  Если кто-то стоит не так как все,  то он выходит из игры. Затем игра продолжается, пока не останется 1-2 самых внимательных игрока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход в системе работы педагога-психолога в партнерстве с родителями и другими специалистами методами арт-терапии.

Доклад на тему: "Комплексный подход в системе работы педагога-психолога в партнерстве с родителями и другими специалистами методами арт-терапии....

Обобщение передового опыта работы педагога-психолога "Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр"

Цель работы — выявление эффективности дидактических игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, развитие свойств и произвольности внимания старших дошкольников через использование...

Игровой тренинг педагога-психолога с родителями детей старшего дошкольного возраста «Тропинка родительской любви»

Игровой тренинг педагога-психолога с родителями детей старшего дошкольного возраста...

Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога при сопровождении детей старшего дошкольного возраста

Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога при сопровождении детей старшего дошкольного возраста...

Практический тренинг педагога-психолога с родителями детей старшего дошкольного возраста

Родительство, наверное, является наиболее глубокой ответственностью, которую только может принять на себя взрослый человек.- Уважаемые родители! Какие ассоциации у вас вызывает слово «семья&raqu...