Обобщение передового опыта работы педагога-психолога "Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр"
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа) на тему

Жарикова Юлия Александровна

Цель работы — выявление эффективности дидактических игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, развитие свойств и произвольности внимания старших дошкольников через использование дидактической игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №9 «Звездочка»

Обобщение передового опыта работы

Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр

Педагог-психолог

Жарикова Юлия Александровна

г. Байконур

2016

1. Информационно-справочные сведения об опыте

  1. Автор – Жарикова Юлия Александровна.
  2. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Звездочка», г. Байконур
  3. Занимаемая должность – педагог-психолог
  4. Стаж педагогической работы – 6 лет 9 мес.
  5. Тема педагогического опыта: «Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр»
  6. Цель педагогического опыта: на практике показать эффективность использования игровых форм обучения для развития внимания детей старшего дошкольного возраста.
  7. Преимущество этого опыта заключается в практическом аспекте. Практический материал представляет собой прямое руководство к эффективному использованию в работе с детьми дидактических игр для развития внимания детей старшего дошкольного возраста.
  8.  Эффективность опыта в повышении качества подготовленности детей к школе, в формировании у дошкольников предпосылок учебной деятельности для дальнейшего становления учебных действий в школе.
  9. Экспертное заключение: опыт внесен в банк передового опыта работы ГБДОУ детский сад №9 «Звездочка» на основании решения педагогического совета № 4 от 24.03.2016 г.
  10.  Длительность работы над опытом Продолжительность работы над опытом составляет 2 года (2014-2015 учебный год, 2015-2016 учебный год).
  11.  Опыт изучался на педагогическом совете.
  12.  Выводы и рекомендации: опыт работы рекомендован для дальнейшего изучения и распространения, в силу его актуальности, эффективности и соответствия основным положениям современной педагогической теории.

Актуальность опыта

“Без  игры  нет  и не может быть полноценного

 умственного развития. Игра  –  это  огромное  светлое

 окно, через которое в духовный мир ребенка  вливается

 живительный поток представлений, понятий. Игра –  

это  искра,   зажигающая   огонек   пытливости   и

 любознательности”

                                                            В.А. Сухомлинский.

Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. Проблема внимания стала центральной и при изучении таких психофизиологических механизмов познавательных процессов, как восприятие, память, мышление. Внимание интенсивно изучается в связи с выявлением факторов, влияющих на эффективность деятельности человека, включая его обучение.

Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же. Поддержать интерес и сосредоточенность на чем-либо поможет игра. «Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от детей. И сколько радости они получают, когда мы играем с ними. Однако игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе важно. С её помощью и развиваются внимание, память, мышление и т.д., т.е. качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Увлеченно играя, дети могут приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Общеизвестно, что важно развивать и тренировать внимание ребенка, а также воспитывать готовность ребенка быть внимательным всегда. Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Поскольку трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью развития внимания, о его совершенствовании необходимо заботиться в первую очередь, готовя дошкольника к обучению. А помочь в этом деле могут дидактические игры, так как игра составляет основное содержание жизни детей дошкольного возраста, создает зону ближайшего развития ребенка, и потому выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением.

В связи с тем, что современные подходы к организации дошкольного образования указывают на два основных направления развития ребенка-дошкольника: 1. Охрана жизни и укрепление здоровья детей; 2. Обеспечение интеллектуального, личностного развития, проблема развития внимания в дошкольном возрасте с помощью организации игровой деятельности является актуальной. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, воспитывает сосредоточенность, настойчивость. Как отмечает Д.В. Менджерицкая, независимо от характера задачи все дидактические игры развивают у детей произвольное внимание – умение сосредоточиться на поставленной цели. Аналогичную точку придерживаются А.К. Бондаренко, М.А. Васильева, С.Л. Новоселова, А.И. Сорокина, А.П. Усова.

Внимательным быть необходимо во многих жизненных ситуациях. О цепком непроизвольном внимании детей ходят легенды. Обычно родители возмущенно-восторженно рассказывают: «Это же надо! И когда только успел заметить?!» или «Один раз при нем произнесли это слово!» Произвольное внимание таких восторгов не вызывает, над ним «бьются», его воспитывают, развивают.

Как отмечает С.А. Шмаков, необходимо воспитывать и развивать установку на внимание, наблюдательность. У разных детей разный объем внимания, разное переключение, колебания внимания. К сожалению, многие виды работ дети делают невнимательно, механически, отсюда и ошибки в выполнении задания. Значит необходимо хорошо сосредоточиться на задании, выключиться, тогда ошибок не будет. Когда дети увлечены игрой, они вполне самостоятельно преодолевают различные трудности, препятствия, психологические барьеры. Таким образом, в играх происходит непосредственный переход от воспитания к самовоспитанию, к сознательной работе над собою, своей волей, характером, над созданием у себя положительных привычек и качеств.

В период модернизации системы образования, обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования встает вопрос о формировании в дошкольном учреждении предпосылок учебной деятельности для дальнейшего становления учебных действий в школе. Предпосылками к учебной деятельности являются произвольность поведения, умение слышать и слушать собеседника. На основании федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы предполагается интеграция образовательных областей в педагогической деятельности. Создать условия для формирования предпосылок учебной деятельности и интеграции образовательных областей позволит развитие процесса внимания детей старшего дошкольного возраста.

Проблема развития внимания детей уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей, психологов, что обуславливает ее актуальность. В настоящее время хорошо известно, насколько сложна и объемна школьная программа, и как трудно бывает порой ребенку, который не умеет удерживать внимание на деталях, не сосредоточен на работе, рассеян, неусидчив, невнимателен. По данным школьных психологов, среди первоклассников 55% детей сталкиваются с трудностями при принятии новой для них социальной позиции школьника. Таких детей отличает неумение комментировать, распределять, переключать, сосредотачивать свое внимание на учебной деятельности. Возникает необходимость развивать у детей произвольное внимание, т.е. направлять свое внимание на неинтересное содержание и длительно сохранять эту сосредоточенность.

Развитие познавательных способностей ребенка, тренировка сосредоточенной  деятельности  ребенка позволят развивать произвольное внимание, все его свойства. Хотя следует отметить, что избирательность внимания не нуждается в особом развитии, так как представляет собой проявление потребностей, интересов, желаний и влечений. Несформированность произвольного внимания, малый объём, слабая переключаемость с одного объекта на другой, говорят о том, что этот вопрос очень актуален и требует большой работы по его развитию.

Общеизвестно, что в дошкольном возрасте формируется базис представлений и понятий, связанный теснейшим образом с интеллектуальным развитием ребенка. Дошкольное детство представляется наиболее плодотворным периодом в плане формирования не только умственных качеств, но и творческих способностей дошкольника, основным видом деятельности которого является игра.

Внимание – это направленность сознания, его сосредоточенность на объектах, которые имеют для человека  определенную значимость.  

Для того чтобы мы обратили внимание на какой-либо объект, необходимо, чтобы он нас каким-то образом «зацепил». То есть этот объект должен обладать определенными свойствами.

Во-первых, его воздействие должно быть сильным, интенсивным (например, резкий и громкий звук в тишине не может не привлечь внимания).

Во-вторых, раздражитель должен контрастировать с окружающим (скажем, грустное лицо среди смеющихся физиономий, конечно же, обратит на себя внимание).

В-третьих, привлекает внимание то, что является необычным (модницы, безусловно, заметят новый фасон платья, выделив его среди обилия традиционной одежды).

В-четвёртых, объект должен быть динамичным, подвижным (создатели рекламных роликов и музыкальных клипов на телевидение хорошо знают: быстрая смена кадров привлекает внимание зрителя).

Не менее важными поводами для обращения внимания на объект являются:

- потребности личности (голодный человек вряд ли безучастно пройдёт мимо кондитерской);

- значимость для человека (почти каждый из нас невольно прислушивается, уловив в происходящем поблизости разговоре собственное имя);

- эмоциональная привлекательность (недаром на телевидении наибольшие рейтинги у юмористических программ).

 В случае если объект не отвечает всем указанным условиям, то для сосредоточения на нем внимания потребуется уже определенные усилия и конкретная цель, которую мы при этом преследуем

Внимание человека обладает пятью свойствами: устойчивость, сосредоточенность (концентрация), переключаемость, распределение и объём. 

Внимание имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, вторые - произвольным. Внимание может быть пассивным (непроизвольным) или активным (произвольным). Эти виды внимания отличаются друг от друга только по своей сложности. Есть еще и третья стадия становления внимания - она заключается в возвращении к непроизвольному вниманию. Этот вид внимания получил название «послепроизвольного». Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности (значимости, интереса) для личности.

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Знание структуры игры, правильное и умелое её применение воспитателем способствует развитию личности ребёнка, всех его познавательных процессов, в том числе и внимания.

Большую роль в развитии познавательных способностей, внимания в частности, играет игра. Для детей дошкольного возраста она имеет исключительное значение: игра для них учёба, игра для них труд, игра для них - серьёзная форма воспитания. Игра - способ познания окружающего мира. Игра - ведущий тип деятельности ребенка в дошкольном детстве. Важное достоинство игровой деятельности - это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Развивающие и учебно-дидактические игры делают учение интересным занятием для ребенка, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Более всего для детей важны такие игры, в которых совершенствуется воображение, память, внимание, мышление и речь, развиваются разнообразные способности, в том числе конструкторские, музыкальные, математические, лингвистические, организаторские и многие другие.

Дидактические игры — это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний. В процессе дидактических игр дети учатся на практике самостоятельно применять полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие, осознанное усвоение окружающего.

Для достижения высокого результата развития детей поставила перед собой цель работы выявление эффективности дидактических игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, развитие свойств и произвольности внимания старших дошкольников через использование дидактической  игры.

Для реализации этой цели выдвинут ряд задач:

1.Изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме развития внимания у детей дошкольного возраста.

2.Исследовать роль дидактических игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.

3.Выявить уровень развития внимания у детей старшего возраста.

4.Спроектировать и провести опытную работу по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста через систему дидактических игр для развития внимания и оценить её эффективность.

5. Создать картотеку дидактических игр для развития внимания.

Я предположила, что комплексное использование дидактических игр в педагогическом процессе ДОУ и семейном воспитании, учет индивидуальных особенностей развития внимания у детей, могут обеспечить положительную динамику в развитии данного процесса у детей старшего дошкольного возраста.

Методы и средства достижения цели

Для достижения поставленной мной цели я использовала диагностические методики и эксперимент. Изучение литературы по проблеме развития внимания показало, что внимание – это особое свойство психики человека, в основе которого лежит сосредоточение сознания на каком-либо объекте или виде деятельности. Существуют разногласия в том, к какому классу психологических явлений следует отнести внимание. Одни ученые считают, что внимание – это познавательный психологический процесс, а другие связывают его с волей и деятельностью человека. Исследователи проблемы внимания отмечают его огромную значимость для личности каждого человека. Особенно велико значение внимания для ребенка. Без внимания не могут развиваться такие важные процессы как мышление, память, воображение.

Теоретической основой исследования проблемы развития внимания явились труды Л. С. Выготского, Н. Ф. Добрынина, Г. А. Урунтаевой и других известных ученых-исследователей. Изучив теоретическую и методическую литературу по проблеме развития внимания у детей среднего и старшего дошкольного возраста, и придя к выводу о том, что дидактические игры являются одним из наиболее благоприятных источников для развития внимания, я решила исследовать их  эффективность в развитии внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Работа включает в себя 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

2014-2015 учебный год

Констатирующий этап начался с подготовительными к школе группами в сентябре 2014 года и продолжался в течение месяца, формирующий этап длился в течение учебного года, до мая 2015 года, продолжительность контрольного этапа составила 2 недели (11-22 мая 2015г.), до ухода детей в школу.

Эксперимент начался с диагностики познавательных процессов с помощью «Экспресс-диагностики в детском саду» Н.Н. Павловой и Л.Г. Руденко. По результатам диагностики среди детей подготовительных к школе групп (48 чел.) было выявлено 4 дошкольника с низким уровнем развития внимания. Мной была создана малая группа для проведения коррекционно-развивающих занятий по развитию внимания.

Во время формирующего эксперимента я знакомила детей с разнообразными дидактическими играми для развития внимания, проводила работу с родителями. На контрольном этапе с помощью диагностики, я выявила уровень развития внимания у детей и сравнила результаты с результатами на констатирующем этапе.

2015-2016 учебный год

В сентябре 2015 года мной были обследованы дети подготовительных к школе групп (констатирующий эксперимент), формирующий эксперимент продолжается по настоящее время. Контрольный эксперимент состоится с 10 по 20 мая 2016 г. Контрольный срез был проведен мной в марте 2016г.

Эксперимент начался с диагностики познавательных процессов с помощью «Экспресс-диагностики в детском саду» Н.Н. Павловой и Л.Г. Руденко. По результатам диагностики среди детей подготовительных к школе групп (42 чел.) было выявлено 13 детей с низким уровнем развития внимания. Мной была создана малая группа для проведения коррекционно-развивающих занятий по развитию внимания.          

Во время формирующего эксперимента я знакомила детей с разнообразными дидактическими играми для развития внимания, проводила работу с родителями. На контрольном этапе с помощью диагностики, я выявила уровень развития внимания у детей и сравнила результаты с результатами на констатирующем этапе.

1. Диагностический этап

Мной было проведено исследование уровня развития свойств внимания у детей подготовительных групп.

Для диагностики переключения и распределения внимания я использовала следующие методики:

  • “Треугольники” - ребенку предлагается нарисовать треугольники и закрасить некоторые из них цветным карандашом. Лучше для начала дать ребенку задание нарисовать десять треугольников, а вот закрашенные треугольники должны быть в произвольном порядке (например, второй, пятый, девятый).
  • “Кольца Ландольта”. Корректурные таблицы (кольца Ландольта) применяются для исследования произвольного внимания и для оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания. Обследование проводится с помощью специальных бланков, содержащих случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции кольца. Результаты пробы оценивают по количеству пропущенных (незачеркнутых) знаков, а также по времени выполнения заданного количества строк.        

Для диагностики объема внимания были использованы методики:

  • “Найди отличия”. Необходимо внимательно посмотреть на две пары картинок и отметить, чем они отличаются. Всего отличительных признаков в первой паре картинок 10, во второй — 7.
  • “Запомни и расставь точки”. С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный ниже. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек). Ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Для диагностики устойчивости внимания я использовала такие методики:

  • “Тест переплетенных линий”. Ребёнку предлагается бланк с переплетёнными линиями. Начало каждой линии имеет номер слева, а концы линий пронумерованы справа, номера начала и конца одной и той же линии не совпадают. Ребёнку предлагается проследить по порядку все линии глазами, без помощи рук, и найти конец каждой линии.
  • “Графический диктант”. Ребенку выдается тетрадный лист в клетку, на котором нарисованы три точки. Выполняя это задание, ребенок от поставленных предварительно точек вычерчивает орнамент, следуя указаниям взрослого, который диктует, в какую сторону и на сколько клеточек нужно проводить линии. Например: одну вправо, две вниз, две вправо, одну вверх, одну влево. Затем предлагается дорисовывать получившуюся под диктовку фигуру до конца строки.

Результаты, полученные в ходе проведения диагностики позволяют сделать следующие выводы.

У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, трудности переключения и распределения внимания, снижен объем внимания.

Детям сложно сосредоточить и удержать их внимание на словесном материале вне наглядной ситуации. Действия ребят отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует их деятельность, дети затрудняются в последовательном выполнении тех или иных операций, “теряют” конечную задачу, легко отвлекаются.

2.Коррекционный этап

В основу коррекционно-развивающей работы легла программа А.А.Осиповой, Л.И. Малашинской “Коррекция и развитие внимания”. Занятия проводились 1 раз в неделю в первой половине дня.

3. Контрольный этап

Для оценки эффективности коррекционной работы была проведена повторная диагностика уровня развития свойств внимания. Использовались те же методики, что и на первом (диагностическом) этапе.

Результаты диагностик уровня развития свойств внимания представлены в виде таблиц.

На основании полученных данных, можно сделать следующие выводы: внимание детей стало более устойчивым, дети способны более продолжительный период времени выполнять задание, не отвлекаясь. Многие ребята стали использовать различные приемы самоконтроля (проговаривание инструкции шепотом, проверка работы с одновременной отметкой карандашом правильных элементов, ориентировка на образец или ранее просмотренные строки при выполнении задания др.).

Детям стало значительно легче выполнять задания, в которых требуется переключение и распределение внимания.

Увеличился объем внимания у детей. Например, при сравнении двух похожих картин дети называют гораздо большее количество отличий, обращают внимание на оттенки цветов, настроение персонажей, детали одежды (чего ранее не отмечалось).

Таким образом, проанализировав полученные данные можно сделать вывод об эффективности проведенной нами работы и целесообразности использования дидактических игр по развитию внимания в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

2014-2015 учебный год

Таблица №1
Переключение и распределение внимания

Уровень развития

Количество детей

«Треугольники»

«Кольца Ландольта»

Выше среднего

-

-

-

-

Средний

-

2 (50%)*

-

1 (25%)*

Ниже среднего

1 (25%)

2 (50%)*

-

2 (50%)*

Низкий

3 (75%)

-

4 (100%)

1 (25%)*

Знаком (*) обозначены результаты повторной диагностики 

Таблица №2
Объем внимания

Уровень развития

Количество детей

«Найди отличия»

«Запомни и расставь

точки»

Выше среднего

-

-

-

-

Средний

-

2 (50%)*

-

2 (50%)*

Ниже среднего

2 (50%)

2 (50%)*

-

2 (50%)*

Низкий

2 (50%)

-

4 (100%)

-

Таблица №3
Устойчивость внимания

Уровень развития

Количество детей

«Переплетенные

 линии»

«Графический

диктант»

Выше среднего

-

-

-

-

Средний

-

2 (50%)*

-

2 (50%)*

Ниже среднего

-

2 (50%)*

2 (50%)

2 (50%)*

Низкий

4 (100%)

-

2 (50%)

-

Тест «Треугольники»

 

Тест «Кольца Ландольта»

Тест «Найди отличия»

Тест «Запомни и расставь точки»

Тест «Переплетенные линии»

Тест «Графический диктант»


2015-2016 учебный год

Таблица №1
Переключение и распределение внимания

Уровень развития

Количество детей

«Треугольники»

«Кольца Ландольта»

Выше среднего

-

3 (23%)*

-

2 (15%)*

Средний

-

6 (46%)*

-

8 (62%)*

Ниже среднего

7 (54%)

4 (31%)*

3 (23%)

2 (15%)*

Низкий

6 (46%)

-

10 (77%)

1 (8%)*

Знаком (*) обозначены результаты повторной диагностики 

Таблица №2
Объем внимания

Уровень развития

Количество детей

«Найди отличия»

«Запомни и расставь

точки»

Выше среднего

-

1 (7%)*

-

3 (23%)*

Средний

-

8 (62%)*

-

6 (46%)*

Ниже среднего

5 (38%)

4 (31%)*

-

4 (31%)*

Низкий

8 (62%)

-

13 (100%)

-

Таблица №3
Устойчивость внимания

Уровень развития

Количество детей

«Переплетенные

 линии»

«Графический

диктант»

Выше среднего

-

3 (23%)*

-

2 (15%)*

Средний

-

9 (70%)*

-

9 (70%)*

Ниже среднего

-

1 (7%)*

9 (70%)

2 (15%)*

Низкий

13 (100%)

-

4 (30%)

-

Тест «Треугольники»

 

Тест «Кольца Ландольта»

Тест «Найди отличия»

Тест «Запомни и расставь точки»

Тест «Переплетенные линии»

Тест «Графический диктант»

Изучив уровни развития внимания, я выявила детей с низким уровнем развития внимания, что являлось неблагоприятным фактором для развития детей старшего дошкольного возраста.

Целью следующего, формирующего этапа моего эксперимента, было спроектировать и провести с детьми систему дидактических игр, направленную на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста. Работу я спроектировала по 2 блокам: работа с детьми; работа с родителями.

В первый блок вошла подборка дидактических игр, направленная на развитие внимания у детей старшего возраста. 

Это игры, направленные на развитие зрительного («Подбери пару», «Что изменилось», «Танграм» и др.), слухового внимания («Отгадай, кто позвал», «Нос-пол-потолок», «Поймай звук» и др.), концентрации, объема («Хамелеон», «Пишущая машинка» и др.) переключаемости внимания («Перепутанные линии», «Зашумленные картинки» и др.)

               

 

     

  

Вторым блоком я разработала работу с родителями и педагогами. В нее вошли консультации для родителей по проблемам развития внимания (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4), так же практическое занятие,  где они могли получить ответы на интересующие их вопросы (Приложение 5), а также семинар для воспитателей (Приложение 6), консультации для педагогов по данной тематике (Приложение 7, Приложение 8).

После проведения формирующего этапа эксперимента, был намечен и проведен последний контрольный этап эксперимента. Целью этого  этапа было выявить, насколько дидактические игры повлияли на уровень развития внимания детей. Для этого я обследовала ту же группу детей, по тем же методикам.

Исследуя проблему развития внимания и изучая труды ведущих ученых-психологов, можно сделать выводы, что внимание является важнейшей психической функцией, обеспечивающей успешное функционирование всех психических процессов, играющих в сознании человека огромную роль, результативность всех видов деятельности ребенка-дошкольника. Следует заметить, что ряд психологов, занимающихся проблемой развития внимания в период дошкольного детства, отмечают, что внимание у детей раннего и дошкольного возраста развивается постепенно. В среднем дошкольном возрасте начинает развиваться произвольное внимание, а старшие дошкольники способны к более длительной и устойчивой концентрации внимания. Известно, что развитие важнейших психических процессов в дошкольном возрасте происходит с помощью игры, поэтому и проблему развития внимания необходимо рассматривать непосредственно с участием игр и игровых упражнений. Актуальность развития внимания с помощью игр наиболее значима в период дошкольного детства, так как именно в этот период у ребенка закладываются основы дальнейшего развития умственных, физических и психических процессов. Анализируя изученный материал и проведя опытно-практическую работу, я пришла к выводу, что  процессом воспитание внимания у детей старшего дошкольного возраста, является жизненно необходимым процессом для дальнейшего развития и обучения в школе. Можно отметить, что дидактические игры являются наиболее эффективным средством в развитии произвольного внимания и памяти у детей шестого-седьмого года жизни и способствуют развитию наблюдательности, оказывают положительное воздействие на внутренний мир ребенка. Однако игры будут способствовать развитию внимания детей лишь при условии, что:

- их применение будет систематичным в течение длительного периода;

- они будут способствовать развитию интереса детей и желанию играть в эти игры в различные режимные моменты;

- применение этих игр будет возможным не только в дошкольном учреждении, но и в домашних условиях.

Подобрав систему дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста и используя ее в своем эксперименте, я доказала, что применение этой системы оказало положительную динамику в развитии произвольной памяти и внимания у детей, научила их наблюдательности, давая тем самым пищу для мышления, понимания, выработки отношений собственного мнения.

Таким образом, можно сделать вывод, что дидактические игры являются наиболее эффективным средством в развитии произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Я считаю, что описанная и представленная мной выше технология актуального педагогического опыта по теме «Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр» успешна и эффективна и может обеспечить положительную динамику в развитии детей дошкольного возраста.

Библиография:

1.           Т.И. Бабаева У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993.

  1. З. М.  Богуславская,  Е. О. Смирнова Развивающие игры для детей дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говарова, Л. И. Исханская Игры и упражнения по развитию умственных способностей  детей дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Н. Гатанова, Е. Тунина Развиваю внимание. – «Питер», 2000.
  4. Т. Н. Доронова, О. А. Карабанова, Е. В. Соловьёва Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.

6. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.

7. Панфилова М.А. Игротерапия общения / Методическое пособие для    воспитателей и методистов дошкольных учреждений/ Под научной редакцией В.М. Аспапова, канд. психол. наук, доцента. М.: О-во “Знание” России, М.,1995

8. Поддьяков Н. Н. и др. умственное воспитание детей  дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1998.

9. Рунова М. Дифференцированные игры-упражнения // Дошкольное воспитание, 1996, № 1

10. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1995.

11. Симановский А.Э. Развитие общеучебных умений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ярославль, 1992.

12. А. И. Сорокина Дидактические игры в детском саду (старшие группы). Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1982. – 96с.

13. Л. Ф. Тихомирова  Познавательные способности. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

14. Л. Д. Тихомирова Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия  развития, 1996.

15. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. М., 2001.

16.Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1996.

17. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1995.

18. Фомина Л.В. Сенсорное развитие. Программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет. М., 2001.

19. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии - М., 1999



Предварительный просмотр:

Приложение №1

К обобщению передового опыта

работы педагога-психолога

Консультации для родителей

Автор: педагог-психолог

Жарикова Юлия Александровна

г. Байконур

2016

Консультация для родителей

«Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста»

Основоположник русской научной педагогики К. Д. Ушинский еще в прошлом веке писал, что «внимание есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка».

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы.

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, распределением, переключаемостью.

Концентрация внимания выражается в степени сосредоточенности на объекте;

Устойчивость характеризуется длительностью сосредоточенности, умением не отвлекаться в течение определенного периода времени;

Объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых объектов;

Распределение - способность одновременного выполнения нескольких действий;

Переключение - способность менять направленность внимания, переходить от одного вида работы к другому.

Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Так, объем внимания влияет на овладение навыком счета, концентрация внимания необходима для овладения чтением, а для обучения письму нужно развитое распределение внимания.

Устойчивость внимания дает возможность ребенку последовательно познавать предметы внешнего мира, не соскальзывая на посторонние связи, несущественные характеристики.

Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

Плохо развитая переключаемостью внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш сделал домашнее задание по математике, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по русскому языку, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий (математических) на другой (по русскому языку).

Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел. Подобные недостатки могут быть устранены включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком.

Концентрация внимания - интенсивность сосредоточенность сознания на объекте. Например, на развитие концентрации внимания направлено такое упражнение. Попробуйте вместе с ребенком разучить какое-нибудь стихотворение при включенном радио или телевизоре. Первое четверостишие учите при очень слабом звуке. Запоминая второе четверостишие, немного увеличьте громкость. Последнее четверостишие разучивайте при достаточно громком звуке.

Концентрация внимания

Развивая степень сосредоточенности, концентрации внимания, можно использовать игры:

• «Камень, ножницы, бумага»

• «Да и нет, не говорить»

• «Что перепутал художник»

• «Найди пару»

Предлагаю Вам варианты игры «Найди слова»

«Найди слова»

Вариант 1: На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово.

Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

Вариант 2: В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще – существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.

Показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания.

Пример задания:

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ

ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР

ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ

БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ

ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ

Вариант 3: В таблицу вписаны слова, а свободные клетки заполняются любыми буквами. Нужно найти слова как можно скорее (обычно слова могут быть написаны как по горизонтали, так и по вертикали или "змейкой").

Пример: В этой таблице спрятаны 10 названий животных.

Устойчивость – длительность сохранения внимания на одном и том же объекте.

Для развития устойчивости внимания предлагаются следующие упражнения и игры:

• «Найди игрушку по описанию взрослого»

• «Найди отличия»

• «Найди одинаковые предметы в ряду»

• Разнообразные упражнения на развитие мелкой мускулатуры рук (лабиринты, дорожки, дорисовывание по образцу, мозаика, нанизывание бусинок по образцу и т.д.)

•  Различие по тематике корректурные пробы.

Игра по типу теста «Корректурная проба». Эта игра поможет развить многие свойства внимания: распределение, переключаемость, объем и устойчивость.

Для игры подойдет любой текст из газеты или старого журнала с крупным шрифтом. Первичное задание звучит так: "По сигналу зачеркни все буквы "о" одной чертой". Хорошо, если и взрослый будет участвовать в игре и тоже займется вычеркиванием букв в своем тексте. Играя первый раз, взрослому необходимо приглядеться, правильно ли движется взглядом по тексту малыш. Правильное движение аналогично перемещению взгляда в процессе чтения: слева - направо, сверху - вниз. Если ребенок вычеркивает буквы хаотично или в любом другом порядке, ему нужно показать, как это делать, и по мере необходимости поправлять в течение игры.

Когда задание будет выполнено, ребенок и взрослый меняются текстами с тем, чтобы проверить работу друг друга. Когда первый уровень сложности игры будет ребенком усвоен, можно постепенно усложнять задание по следующей схеме:

- попросите малыша искать две буквы и отмечать их по-разному, например: перечеркивать "о" и подчеркивать "а";

- дайте задание отмечать три буквы;

- сделайте в своем тексте ошибки, пусть ребенок их обнаружит;

- поиграйте с учетом времени, проверьте, кто из вас быстрее выполнит работу.

Объем внимания

Объем- количество объектов, на которое человек может направить и сосредоточить внимание в доли секунды.

Игра «Заметь все».

Раскладывают в ряд 7-10 предметов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10с., снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.

Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8-10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали.

Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 с. Предложить детям определить, какие предметы переложены. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а например, один на другом с тем, чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т.п.).

Игра «Ищи безостановочно».

В течение 10-15с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

Поиграйте в игру "Три пункта", которая стимулирует развитие у ребёнка объема внимания. Вы предлагаете ребенку занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом малыш должен выслушать и запомнить три пункта задания. Затем вы говорите: "Раз, два, три - беги!" - и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные, например:

1. Самое простое задание:

- Пункт первый. Хлопни в ладоши три раза;

- Пункт второй. Назови какую-нибудь мебель;

- Пункт третий. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.

Когда ребенок освоится с правилами игры, можно предложить ему усложненный вариант.

2. Усложненное задание:

- Пункт первый. Подпрыгни столько раз, сколько тебе лет;

- Пункт второй. Напиши в тетради название водоплавающей птицы;

- Пункт третий. Встань рядом с предметом, который начинается на букву "С".

Задание можно усложнять, увеличивая количество пунктов до 4-5. В эту игру хорошо играть с двумя - пятью детьми. Пригласите в гости друзей вашего малыша. Ваши усилия не пройдут даром. Ребенок не только разовьет свое внимание, но и будет учиться общаться со сверстниками.

Переключаемость внимания

Переключаемость внимания- скорость осмысленного перемещения внимания с одного объекта на другой. Упражнение на развитие устойчивости и переключения внимания.

Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.

В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение.

Так же переключаемость внимания предлагаем развивать с помощью следующих игр:

• «Найди пропущенное число (букву, знак);

• «Четвертый лишний»;

• «Съедобное—несъедобное».

Распределение внимания

Основной принцип упражнений: ребенку предлагают одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий. По окончании упражнения (через 10-15 мин) определяется эффективность выполнения каждого задания.

Каждой руке - своё дело.

Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.

Счет с помехой.

Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.

Чтение с помехой.

Дети читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети также ищут ответы на вопросы.

Внимание - одно из уникальных свойств психики человека. Без него невозможна работа памяти, мышления. Внимание требуется, чтобы добиться успеха в игре, спорте, любом деле. Особенно важно внимательное отношение к людям. Здорово, если ребенок поймет это уже в детстве.

Консультация для родителей

«Развитие слухового внимания и фонематического слуха

 у детей в старшей группе»

На сегодняшний день даже у детей, не нуждающихся в речевой коррекции, недостаточно сформированы основные компоненты языковой системы. Один из них - фонетика, включающая в себя слуховое внимание, фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез.

  Умение сосредотачиваться на звуке и является слуховым вниманием, а различение и анализ звуков - фонематическим слухом.

  Для детей старшего дошкольного возраста очень важно развивать слуховое внимание и фонематический слух, так как это важные составные успешного освоения грамоты, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы, профилактика нарушений чтения - дислексии, и нарушения письма - дисграфии.

  Приведённые далее игры просты и понятны, не требуют временных затрат. Они окажут существенное влияние на формирование правильного звукопроизношения, развития слухового внимания, фонематического слуха у ваших детей.

 

Игры на развитие слухового внимания:

 

  "О чём говорит дом?". Предложите ребёнку послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, кухни, другой комнаты.

  "О чём говорит улица?". Предложите ребёнку послушать и определить, какие звуки доносятся с улицы. Если ребёнку трудно выполнить это задание - осуществите зрительный контроль - посмотрите в окно.

  "Узнай шум". Предложите ребёнку послушать и определить бытовой шум: звонок телефона, шуршание бумаги, звук капающей воды, льющейся воды, открывающейся двери.

 

  "Волшебные коробочки". Подготовим два набора непрозрачных коробочек для взрослого и ребёнка - 3-7 штук. Заполним их различными материалами: горохом, гречкой, сахаром, скрепками, нарезанной бумагой. Вначале предлагаем ребёнку внимательно послушать звучание каждой   коробочки и ознакомиться с её содержимым. Затем взрослый трясёт любую коробочку, а ребёнок должен найти в своём комплекте коробочку с тем же содержимым. Далее можно предложить ребёнку серию звучащих коробочек, т. е. трясёте по очереди 3-4 коробочки и просите ребёнка повторить.

  "Прятки". Ребёнок выходит из комнаты, взрослый прячет громко тикающий будильник. По возвращении ребёнок должен прислушаться и определить, в каком месте он спрятан.

  "Где звенит?". Ребёнок закрывает глаза, а взрослый звенит   колокольчиком из разных мест комнаты. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаза, рукой показать направление.

  "Угадай, чей голосок". Взрослый звуками, изображает какой-то предмет: паровоз, машину, самолёт или звукоподражанием изображает кошку, собаку, лошадь, петуха, курицу, а ребёнок отгадывает, кого или что он услышал. Затем попросите ребёнка сделать тоже самое, а вы отгадаете услышанные звуки.

  "Услышь шёпот". Суть заключается в том, чтобы ребёнок, находясь от взрослого на расстоянии 2-3 метров, услышал и понял то, что вы произнесли шёпотом. Давайте ему команды, а он их будет выполнять. Важно, чтобы слова взрослым произносились чётко.

    Если ваш ребёнок уже знаком со звуками предложите ему сыграть в игры на развитие фонематического слуха. Взрослым следует   помнить: звук- это то, что мы слышим и произносим, буква- это то,  что мы видим и пишем.  

  "Услышишь - хлопни". Взрослый произносит ряд звуков, а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

 

  "Придумай слова на заданный звук". Взрослый просит придумать 3-4

слова на заданный звук.

  "Назови первый звук в слове". Взрослый называет слово, а ребёнок называет первый звук в слове.

  "Назови последний звук в слове". Взрослый называет слово, а ребёнок определяет, на какой звук слово заканчивается. Важно придумывать слова с чётко звучащим звуком, написание которого не расходилось бы с произношением.

  "Подскажи словечко". Прочитайте ребёнку хорошо знакомое ему стихотворение (например: "Наша Таня громко плачет…") При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребёнку самому сказать недостающие слова.  

  "Нескладушки". Предложите ребёнку определить, какая пара слов звучит складно, в рифму (созвучие окончаний строк).

  палка - селёдка, палка - скакалка

  мышка - шишка, мышка - кошка

  гном - дом, гном - дам

  хорёк - зверёк, хорёк - денёк

  кошка - окошко, кошка - мушка

 

Консультация для родителей по теме:        
«Внимание дошкольника.

Упражнения и игры для развития внимания»

Поступление ребенка в школу знаменует собой начало интенсивного формирования у него произвольного внимания. Необходимость каждый день в течение нескольких часов концентрироваться на определенных объектах, действиях дисциплинирует его волю, организует внимание.

В дошкольном возрасте ребенок может удерживать внимание в течение довольно длительного времени: шестилетние дети занимаются интересной игрой целый час, а за рисованием проводят и полтора-два часа. Произвольное внимание дошкольника формируется в разных играх (ролевых, дидактических), требующих и сосредоточенности внимания на конкретных объектах, действиях, и его распределения. Однако все-таки преобладает непроизвольное внимание. Дошкольник легко переключается с нужного, но менее интересного дела на пустячное, но увлекательное. В этом возрасте все еще сильная реакция на все новое, яркое, необычное. Ребенок не может еще в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить и тем, что у него преобладает наглядно-образный характер мыслительной деятельности. В начальной школе происходит развитие произвольного внимания учащихся. Это тесно связано с развитием ответственного отношения к учению. Важно уделять время мотивации обучения. Чем сильнее интерес к школе, тем серьезнее, ответственнее ребенок выполняет задание.

Оказывают влияние на характер внимания и индивидуальные особенности личности дошкольника. Их необходимо учитывать во избежание недоразумений. Так, пассивные, вялые флегматик и меланхолик кажутся невнимательными, но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете, о чем легко узнать, спросив их по теме. Непоседливый, излишне разговорчивый сангвиник кажется невнимательным, тем не менее его ответы на вопросы учителя свидетельствуют о том, что он работает вместе со всеми. Конечно, есть дети просто невнимательные. Причины различны: леность мысли, несерьезное отношение к учебе, повышенная возбудимость центральной нервной системы. Учитель, развивая у детей внимание, воспитывает внимательность как черту характера.

Как развивать внимание дошкольника?

Этот вопрос часто волнует и родителей, и педагогов. Помочь в развитии внимания смогут специальные задания и упражнения, наиболее эффективные из которых приводятся в статье. Кроме того, они будут способствовать развитию зрительного и слухового восприятия, памяти, наглядно-образного и логического мышления, а выполнение графических упражнений – развитию мелкой моторики и координации движений руки.

При выполнении заданий ребенку потребуется помощь родителей: объяснить задание, проверить правильность его выполнения, не забыть похвалить за старание. Если малыш затрудняется, необходимо предложить выполнить аналогичные упражнения. Перед началом занятий обязательно создать у ребенка положительный эмоциональный настрой, ни в коем случае не допускать переутомления – это может вызвать нежелание учиться.

Упражнения и игры для развития внимания:

1. «Кто наблюдательнее?»

Посмотреть на какой-либо предмет, запомнить его, отвернуться и подробно описать.

2. Отыскивание чисел по таблицам Шульте. 

Эту методику применяют при обследовании детей, которые хорошо знают числа. Ребенок должен отыскать числа по порядку, показывая и называя их вслух.

21

12

7

1

20

6

15

17

3

18

19

4

8

25

13

24

2

22

10

5

9

14

11

23

16

Время, затраченное на выполнение задания детьми 6 – 7 лет, должно быть равно 1 – 1,5 мин.

3. Игра «Черный с белым не носи».

Эта игра, представляющая собой вариант старинной игры, рекомендуется для развития произвольного внимания. В ней участвуют двое – ребенок и взрослый, который контролирует выполнение правил игры.

Предложите ребенку поиграть в вопросы и ответы. Вы будете задавать вопросы, а он – отвечать. Ответы могут быть разными, нельзя только произносить одно запретное слово, например, называть белый цвет. Предупредите малыша, чтобы он был внимательным, так как вы постараетесь его подловить. Затем можно задавать вопросы, к примеру: «Был ли ты в поликлинике?», «Какого цвета халаты у врачей?» и т. п. Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. Как только он ошибется и назовет запретное слово, происходит смена ролей. Выигрывает тот, кто сумеет ответить правильно на большее количество вопросов.

Сначала, чтобы помочь ребенку, можно дать ему карточку, раскрашенную запретным цветом. Когда у малыша есть такое вспомогательное средство, он гораздо лучше управляет своим вниманием. После нескольких вариантов игры (запретными могут быть разные цвета) ребенок может отказаться от карточки. Эту игру можно усложнить, вводя 2 запретных цвета или другие запретные слова, например да и нет.

4. «Поиграй в сыщика»

Найти и раскрасить треугольники желтым цветом, многоугольники – синим.

5. «Найди свое счастье».

Найти два цветка с пятью лепестками.

6. Упражнение на развитие концентрации внимания и его устойчивости.

Предлагается детям, умеющим читать. На бланке напечатаны буквы в случайном порядке, в каждой строке примерно 30 букв. Ребенок внимательно просматривает каждую строку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Он должен отыскать эти слова и подчеркнуть их.

одыраметлакаиогуавтобусшыгмио (дыра, метла, автобус)

отшмолрорввуранстралгпалканио (палка)

квиаипшубаывакртьамамаоипсазш (шуба, мама)

трпмдыммылойьмшцысорзщнтспржо (дым, мыло, сор)

фпитзмкунцзниакотелмартпомячв (котел, март, мяч)

Показатель успешности – число найденных правильных слов и скорость выполнения задания. Буквы и слова между ними можно набрать на компьютере или написать от руки.

7. Найди отличия.

Сравни картинки между собой и назови отличия.

В школе ребенку нужно будет не только внимательно слушать, но и понимать то, что рассказывает учитель, не только внимательно читать учебник, но и представлять себе то, о чем в нем написано, не только запоминать правила, но и соображать, как их можно применить в том или ином случае. А значит – не обойтись без развитого восприятия, мышления, воображения, обеспечивающих сознательное усвоение и применение школьных знаний.

       

Консультация для родителей

«Рекомендации родителям

по развитию внимания будущих первоклассников»

Рекомендации родителям по развитию внимания

                                будущих первоклассников

  Внимание - проявление избирательной направленности процессов сознания.
    Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребёнка в школе. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребёнок не может ещё управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений.  Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чём-то одном, в частой смене деятельности.

    К началу обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается интенсивно, если взрослые оказывают ребёнку помощь. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания - как интересного, так и неинтересного.

 Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объём, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.

Игры, направленные  на развитие способности к переключению внимания

 а) Называйте ребёнку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.д. Он должен, по договорённости, отреагировать на определённые слова. Ребёнок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребёнок сбивается, повторите задание снова.

 б) В следующий раз можно предложить, чтобы ребёнок вставал каждый раз, когда, как условлено, услышит слово, обозначающее растение.

 в) Потом можно объединить первое и второе задания, т.е. ребёнок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающего животное, и встаёт при произнесении слова, обозначающего какое-либо растение.

 Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребёнка.

 Особенно интересно проведение подобных игр с группой детей, когда проявляется соревновательность между детьми. 

                  Игры  на развитие концентрации внимания

 Для проведения занятий необходимо подготовить 2 пары картинок, содержащих по 7-10 различий; несколько неоконченных рисунков или рисунков с нелепым содержанием; несколько наполовину раскрашенных картинок.

 

 В этом задании ребёнка просим сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия.

"Найди отличие"  (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)         
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях. 
Предложите ребенку нарисовать любую несложную картинку (котик, домик и др). Затем попросите его отвернуться  и дорисуйте несколько деталей. И узнайте,  заметит ли он что изменилось в рисунке. Затем вы можете поменяться ролями.         


Игры  на развитие произвольного внимания

 Ребёнку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребёнка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники". Если ребёнок спрашивает, что делать дальше, - ответить, что пусть он делает так, как понял.

 Если ребёнок справился с первым заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия. 

Успехов вам!

Практическое занятие для родителей

«Методы развития и памяти у детей 6-7 лет»

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ

(Практическое занятие для родителей)

Цели:

1. Знакомство родителей с психическими функциями внимания и памяти, особенностями их развития у детей дошкольного возраста.

2. Обучение родителей практическим умениям по развитию свойств внимания.

Оборудование: карточки с заданиями; картинки с изображением двух картинок, имеющих различия, памятки.

Ход занятия:

1.Что такое внимание?

Внимание – это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на какой-либо объект. И хотя в сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально, уже в дошкольном возрасте в процессе игры, общения необходимо начинать формировать внимание произвольное. Его развитие позволяет во многом облегчить ребенку процесс обучения в начальной школе, когда потребуется делать не то, что хочется, а то, что необходимо.

Концентрация, устойчивость внимания  - это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего.

Например, ребенок собирает новый конструктор. Он полностью поглощен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на ваши оклики. В этом случае можно говорить о большой концентрации внимания.

        Распределение внимания – это умение выполнять 2 или более различные виды деятельности, удерживая их в своем внимании одновременно. Ребенок может одновременно слушать взрослого  и выполнять задание.

Объем внимания -  это то количество единиц (объектов), которое ребенок может воспринимать одновременно. Чем больше предметов воспринимается, тем больше объем внимания и тем более эффективной будет деятельность. Например, ребенок может запомнить с первого раза, сколько игрушек ему показали.

  1. Как развивать внимание

Упражнение «Найди отличия»

Цель: развитие произвольного внимания, переключения и распределение     внимания.

Оборудование: карточки с изображением двух картинок, имеющих различия.

Инструкция: Посмотри внимательно на эти картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Нужно быстро найти все отличия.

Упражнение «Перепутанные линии»

Цель: развитие устойчивости внимания

Оборудование: карточки с изображением лабиринта.

Инструкция: Посмотри внимательно на этот рисунок. На нем изображен лабиринт, по которому необходимо найти короткий путь. Однажды корова Маня заблудилась – забрела в глухой лес и не  знала, как вернуться домой. Она проголодалась  и начала искать сочную траву. По какой тропинке должна двигаться хозяйка, чтобы как можно быстрее встретить корову.

Упражнение «Нанизывание бусинок»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: Образец для нанизывания бусинок, бусинки.

Инструкция: Посмотри на эти нарисованные бусинки. Ты хочешь сам собрать  бусинки? Я дам тебе бусинки и проволоку, на которую нужно нанизать друг за другом бусинки точно так, как они выглядят на рисунке».

  1. Что такое память?

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.

Объем памяти – количество объектов, которые ребенок может воспроизвести после восприятия.

Возрастные нормативы:

 Для детей 5 -7 лет объем кратковременной памяти равен 3-5 единицам, показатель объема внимания – 2-4 единицы. Показатель кратковременного запоминания меньше 3 обычно свидетельствует о наличии органического поражения мозга.

  1. Как развивать память?

Игра «Внимание»

Цель: развитие внимания и зрительной памяти.

Оборудование: карточки с изображением картинки для запоминания.

Инструкция: Нарисовать на листе бумаги  картинку, которую в течение 3 секунд показывал взрослый.

Упражнение «Запомни 10 слов»

Цель: развитие слуховой памяти.

Оборудование: слова для запоминания.

Инструкция: Я сейчас тебе расскажу 10 слов, а ты их запомни и расскажи.

Упражнение «Заучивание стихов»

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и

ассоциативной памяти

Инструкция: Сегодня мы поучимся запоминать и пересказывать небольшие истории с помощью пиктограмм.

Плохой сторож

У одной хозяйки (мыши) съели в погребе  (сало).

Тогда она заперла в погребе  (кошку).

Кошка съела и (сало), и (мясо) и (молоко).

Дискуссия на тему

«Как поддержать интерес  ребенка к  занятиям?»

Рекомендации родителям

  1. Все задания должны проходить в форме игры, в доброжелательной атмосфере. Ребенка нужно дополнительно заинтересовать этими занятиями, предложив ему потренироваться быть внимательным, чтобы стать хорошим водителем, врачом и т.д.
  2. Проигрыш не должен вызывать чувства неудовлетворения, поэтому ввести веселые штрафы: помяукать 5 раз, проскакать на 1 ножке.
  3. Время проведения не более 5 минут.
  4. Объем просмотренного материала не имеет значения: он может быть от нескольких слов до нескольких абзацев.
  5. При работе с детьми 6 – 7 лет важно соблюдать 1 условие: каждое занятие начинать с нового договора о возможном количестве ошибок. Необходимо  исходить из реально допущенного количества ошибок, с тем чтобы у ребенка не  возникло чувство безнадежности, невозможности добиться успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр.

Внимание - одна из основных психических функций, на которой базируется обучение. Внимание отражает функциональное состояние человеческого мозга. Основными свойствами внимания являются объем, устойчиво...

Организация работы по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи: формирования у них правильного звукопроизношения; чёткого и ясного произнесения слов; развития голосово...

Статья «Система работы по формированию представлений о безопасном поведении на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий»

Статья«Система работы по формированию представлений о безопасном поведении на дороге  у детей старшего дошкольного возраста через  использование  дидактических  игр и пособий...

Опыт работы по самообразованию на тему: «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»

Отчёт по самообразованию«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»Подготовила: Атрощенко З. ААктуальность выбр...