Презентация Обобщение передового опыта работы педагога-психолога "Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр"
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа) на тему

Жарикова Юлия Александровна
«Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр»

Скачать:


Подписи к слайдам:

Виды внимания
Пассивное (непроизвольное);
Активное (произвольное);
Послепроизвольное (сосредоточение на объекте в силу его значимости для личности).
Диагностика
устойчивости внимания

“Графический диктант”.
Ребенок от поставленных предварительно точек вычерчивает орнамент, следуя указаниям взрослого
“Тест переплетенных линий”.
Ребёнку предлагается бланк с переплетёнными линиями. Предлагается проследить по порядку все линии глазами, без помощи рук, и найти конец каждой линии.
«Запомни и расставь точки»
(2014-2015 уч.г.) (2015-2016 уч.г.)
Цель педагогического опыта

на практике показать эффективность использования игровых форм обучения для развития внимания детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры, направленные
На развитие зрительного внимания: «Подбери пару»,
«Что изменилось
?
»,
«Танграм» и т.д.
Библиография
6. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.
7. Панфилова М.А. Игротерапия общения / Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений/ Под научной редакцией В.М. Аспапова, канд. психол. наук, доцента. М.: О-во “Знание” России, М.,1995
8. Поддьяков Н. Н. и др. умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1998.
9. Рунова М. Дифференцированные игры-упражнения // Дошкольное воспитание, 1996, № 1
10. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1995.
Свойства внимания
Устойчивость;
Концентрация;
Переключаемость;
Распределение;
Объем.
Диагностика
объема внимания

“Найди отличия”
. Необходимо внимательно посмотреть на две пары картинок и отметить, чем они отличаются.
“Запомни и расставь точки”.
Ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек.
«Найди отличия»
(2014-2015 уч.г.) (2015-2016 уч.г.)
Работа с родителями
консультации для родителей по проблемам развития внимания
практическое занятие, где они могли получить ответы на интересующие их вопросы
Библиография
1
.
Т.И. Бабаева У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993.
2.
З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова Развивающие игры для детей дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991.
3.
Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говарова, Л. И. Исханская Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1989.
4.
Н. Гатанова, Е. Тунина Развиваю внимание. – «Питер», 2000.
5.
Т. Н. Доронова, О. А. Карабанова, Е. В. Соловьёва Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.
Обобщение передового опыта работы
Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр
Педагог-психолог
Жарикова Юлия Александровна
«Кольца Ландольта»
(2014-2015 уч.г.) (2015-2016 уч.г.)
«Графический диктант»
(2014-2015 уч.г.) (2015-2016 уч.г.)
Задачи:

1.Изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме развития внимания у детей дошкольного возраста.
2.Исследовать роль дидактических игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
3.Выявить уровень развития внимания у детей старшего возраста.
4.Спроектировать и провести опытную работу по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста через систему дидактических игр для развития внимания и оценить её эффективность.
5. Создать картотеку дидактических игр для развития внимания.
Диагностика
переключения и

распределения внимания

“Треугольники”
- ребенку предлагается нарисовать треугольники и закрасить некоторые из них цветным карандашом. Лучше для начала дать ребенку задание нарисовать десять треугольников, а вот закрашенные треугольники должны быть в произвольном порядке (например, второй, пятый, девятый).
“Кольца Ландольта”.
Обследование проводится с помощью специальных бланков, содержащих случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции кольца.
Дидактические игры, направленные
На развитие переключаемости внимания: «Перепутанные линии», «Зашумленные картинки» и т.д.
Вывод по результатам работы
Таким образом, дидактические игры являются наиболее эффективным средством в развитии произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы

выявление эффективности дидактических игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста
«Треугольники»
(2014-2015 уч.г.) (2015-2016 уч.г.)
Дидактические игры, направленные
На развитие концентрации, объема внимания: «Хамелеон», «Пишущая машинка» и т.д.
Работа с педагогами
семинар для воспитателей;
консультации для педагогов по данной тематике
Библиография
16.Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1996.
17. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1995.
18. Фомина Л.В. Сенсорное развитие. Программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет. М., 2001.
19. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии - М., 1999
Методы и средства достижения цели
Изучение теоретической и методической литературы по проблеме развития внимания у детей старшего дошкольного возраста;
Диагностические методики
.
«Переплетенные линии»
(2014-2015 уч.г.) (2015-2016 уч.г)
Результат работы
Подобрав систему дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста и используя ее в своем эксперименте, я доказала, что применение этой системы оказало положительную динамику в развитии произвольной памяти и внимания у детей.
Актуальность опыта
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”

В.А. Сухомлинский.
Игра
ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

Знание структуры игры, правильное и умелое её применение педагогом способствует развитию личности ребёнка, всех его познавательных процессов, в том числе и внимания.
Основа коррекционно-развивающей работы
программа А.А.Осиповой, Л.И. Малашинской “Коррекция и развитие внимания”. Занятия проводились 1 раз в неделю в первой половине дня.
Дидактические игры, направленные
На развитие слухового внимания: «Отгадай, кто позвал», «Нос-пол-потолок», «Поймай звук» и т.д.
Библиография
11. Симановский А.Э. Развитие общеучебных умений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ярославль, 1992.
12. А. И. Сорокина Дидактические игры в детском саду (старшие группы). Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1982. – 96с.
13. Л. Ф. Тихомирова Познавательные способности. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
14. Л. Д. Тихомирова Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
15. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. М., 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...

Презентация опыта работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю Вашему вниманию презентацию опыта  работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр.

Внимание - одна из основных психических функций, на которой базируется обучение. Внимание отражает функциональное состояние человеческого мозга. Основными свойствами внимания являются объем, устойчиво...

Обобщение передового опыта работы педагога-психолога "Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр"

Цель работы — выявление эффективности дидактических игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, развитие свойств и произвольности внимания старших дошкольников через использование...

Организация работы по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи: формирования у них правильного звукопроизношения; чёткого и ясного произнесения слов; развития голосово...

Презентация к опыту работы тема: "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Задачи экологического воспитания:1. изучить теоретический материал по проблеме воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста.2. развивать игровую деятельность в процессе воспитания экол...

Презентация опыта работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста практических навыков по компетенции «Робототехника»

Игра является важнейшим спутником детства. Конструирование   позволяет детям учиться, играя, и обучаться в игре....