Обобщение педагогического опыта "Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через участие в традиционных праздниках села"
проект (подготовительная группа)
Представляю опыт работы по проекту «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством участия в традиционных праздниках села».
Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации с 1 августа 2023 г. по 30 сентября 2024 г
Участники проекта - дети в возрасте от 5 до 7 лет, музыкальный руководитель, педагоги, родители (законные представители), социальные партнеры.
Вид проекта - практико – ориентированный, творческий.
Цель – Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к народной культуре, посредством участия воспитанников в традиционных праздниках села.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Строчковский детский сад»
Опыт работы по проекту:
«Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через участие в традиционных праздниках села»
с. Строчково, 2024 г
Представляю опыт работы по проекту «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством участия в традиционных праздниках села».
Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации с 1 августа 2023 г. по 30 сентября 2024 г
Участники проекта - дети в возрасте от 5 до 7 лет, музыкальный руководитель, педагоги, родители (законные представители), социальные партнеры.
Вид проекта - практико – ориентированный, творческий.
Цель – Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к народной культуре, посредством участия воспитанников в традиционных праздниках села.
Актуальность.
Важность патриотического воспитания в современных условиях обозначена в Федеральной образовательной программе дошкольного образования. Одной из ее основополагающих функций является «….создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины..»
Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «патриотизм», «любовь к Родине». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы патриотического воспитания детей. Родина, Отечество.… В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте проникся любовью к родине, прочувствовал личную ответственность за ее будущее. Дошкольный возраст – тот возраст, когда закладывается основа для дальнейшего гармоничного развития ребѐнка, это стартовый период всех человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, воспитают уважительное отношение к труженику и результатам его труда, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам – вот главные идеи воспитания патриотических чувств у дошкольников.
Общеизвестно, что дети дошкольного возраста очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. В этой связи особую значимость приобретает формирование устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, к народным традициям, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к Малой Родине.
Наш детский сад находится в селе Строчково Городецкого района. Это центральная усадьба колхоза им. Куйбышева. В нашем селе есть Дом культуры, построенный в 1962 году, Памятник колхозникам погибшим в ВОВ, который был открыт 9 мая 1966 года, есть Дом Милосердия для одиноких престарелых людей, нуждающихся в дополнительном уходе. А в 2017 году был построен Храм Воздвижения Честного и Животворящего креста Господня. Все это социально-культурные объекты, в взаимодействии с которыми, мы можем формировать кульутно-нравственные и патриотические чувства у детей.
В нашем селе есть традиция проведения народных праздников (Праздник первого снопа, Праздник села, праздник «День пожилого человека», «Рождество», День Защитника Отечества, День создания колхоза им.Куйбышева, «Светлая Пасха, «День Победы»). Праздники – это неотъемлемая часть нашей духовной культуры, и всей жизни. В этих праздниках отражаются характерные черты уклада жизни, быта, природного времени. Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании.
Ребенок дошкольного возраста очень восприимчив ко всему, что дается в яркой увлекательной форме, а потому праздники, которые проводятся у нас в селе являются сильнейшим средством воспитания патриотических чувств у детей.
Поэтому я считаю, что активное взаимодействие с таким социальным партнером как СПК к-з им.Куйбышева поможет добиться желаемого результата. Правильно организованное сотрудничество поможет ввести детей в круг основных народных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа и гордости за принадлежность к гражданам России.
Цель и задачи
Цель: Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к народной культуре, посредством участия в традиционных праздниках родного села.
Задачи:
1.1. Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Формировать любовь и уважение к Малой Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.
1.2. Развивать музыкальные, творческие и эстетические способности у детей в процессе исполнения различных видов деятельности.
1.3.Развивать личностные качества (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки).
2.1.Обновить содержание развивающей предметно-пространственной среды материалами для организации различных видов детской деятельности в рамках работы по воспитанию патриотических чувств.
2.2.Организовать сотрудничество с социальными партнерами с целью развития новых функциональных связей по воспитанию патриотических чувств. 2.3. Повысить методическую компетентность педагогических работников по вопросам воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через участие в праздниках села.
3.1. Повысить уровень воспитательной и педагогической компетентности родителей (законных представителей) в части воспитания патриотических чувств.
Принципы:
В основу проекта легли следующие принципы:
1. Принцип личностно - ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношение к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
5.Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдения, трудовые поручения, беседы, развлечения, викторины, игры)
6.Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
Гипотеза:
Если приобщать детей старшего дошкольного возраста к народной культуре посредством их участия в традиционных праздниках, то это поможет им почувствовать уникальность своего народа, знать историю своей семьи, малой Родины, прийти к пониманию и осознанию собственной неповторимости и значимости каждого человека, живущего на земле.
Реализация проекта:
Реализация проекта проходила в 3 этапа
1 этап Организационно-подготовительный этап (август 2023г):
На первом этапе мы проанализировали научно-педагогическую литературу, а также цели и задачи основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Провели опрос родителей по теме «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через участие в праздниках села », наблюдения, беседы с детьми.
При опросе родителей мы выяснили, что не все родители рассказывают своим детям о селе, колхозе, о истории их создания, а также мало кто из родителей рассказывают детям о народных праздниках и традициях.
Беседы с детьми, показали, что дошкольники имеют слабые представления и мало интересуются историей родного края, народными праздниками.
На 1 этапе провели педагогический совет, где обсуждали саму идею создания проекта.
Провели родительское собрание «Народные праздники – как средство воспитания патриотических чувств у детей»
На первом этапе разработали проект, совместный план с Домом культуры о проведении мероприятий, конспекты занятий, консультаций, экскурсии;
Обновили развивающую предметно-пространственную среду, которая позволила в доступной форме познакомить детей с производственными и культурными объектами села, с историей возникновения колхоза, с народными праздниками и традициями.
2 этап - Основной (сентябрь 2023г- сентябрь 2024г):
Основной этап- это реализация мероприятий по проекту, в соответствии с планом совместных мероприятий.
Первое мероприятие – «День Села»
В преддверии этого праздника, для ознакомления с селом, с детьми были организованы следующие мероприятия:
Мы провели серию ознакомительных экскурсий с детьми в библиотеку, на производственные объекты села.
В детском саду с детьми использовали различные формы работы – это игры –драматизации «Жатва», «Сельский дворик», «Разные профессии». Инсценирование сказок. Развлечения «День урожая». Рассматривание альбомов «Профессии на селе». На музыкальных занятиях с детьми проводили беседы о селе, рассматривали альбомы, знакомились с творчеством местного поэта Воронцовой Ириной Николаевной. Слушали песни о России, родной деревне…. Выучили песни о России, стихи о Строчкове…. Подготовили песню о профессиях села. С этой песней выступили на педагогической конференции в г.Городце .
Приняли участие в конкурсе «Звездочки села», организованного в преддверии проведения праздника села. В этом конкурсе представили «Московскую кадриль». Заняли призовое место.
Для педагогов проведены: мастер-класс «Знакомим с объектами села», семинар-практикум «Народные праздники в патриотическом воспитании дошкольников»,консультации «Знакомим детей с селом».
Семьи педагогов участвовали в веселых стартах, приуроченных празднованию 430 летия села Строчково, педагоги организовывали фотозоны на праздник села.
Был организован День родительских профессий «Сейчас мы узнаем», когда в детский сад мы приглашали родителей воспитанников различных профессий, где проходили беседы с родителями. Живое общение с мамой или папой, бабушкой или дедушкой вызывали неподдельный интерес дошкольников.
30 сентября 2023 года прошел традиционный праздник «День села». В этом году селу исполнилось 430 лет. 430 лет это огромный путь. Этот путь пройденный нашими предками,. В престольный праздник, как положено на Руси, после молебна жители села направились отдохнуть душой в дом культуры СПК к-з им.Куйбышева. На сцене побывали победители конкурса талантов, прошедшего на кануне, жители села, внесшие личный вклад в его развитие, дети детского сада, школы и старшее поколение. В концертной части прозвучали песни про село. Пели, танцевали, играли сценки коллективы детского сада, школы и Дома Культуры.
В этом празднике наши дети принимали самое активное участие: читали стихи про родное село. Автор стихов – это жительница нашего села Воронцова Ирина Николаевна, дети исполняли патриотические песни про Россию, пели про родную деревню, исполняли русский народный танец.
Мероприятия, посвященные Дню пожилого человека.
Во время подготовки к Дню пожилого человека, мы рассказывали детям о том, что это добрый светлый праздник наших дедушек и бабушек. Он напоминает о том, что рядом с нами живут люди, которым нужна наша забота и внимание.
2 октября прошел праздник «День пожилого человека». Дети нашего детского сада организовали настоящий праздник для пожилых людей, проживающих в Доме Милосердия. С подарками, сделанными своими руками, с подготовленными музыкальными номерами они создали праздничную атмосферу. Выступление детей никого не оставило равнодушным. Все получили массу положительных эмоций, пожилые люди, забыв о проблемах, отдохнули душой. Обстановка была настолько доброй и сердечной, что Бабушки и дедушки вместе с детьми пели песни о дружбе.
По сложившейся традиции, официально «День пожилого человека» проходит в нашем селе на Покров Пресвятой Богородицы 14 октября. …В Доме культуры села Строчково был организован замечательный праздник, посвященный, этому дню. Это событие стало настоящим праздником. Концерт был подготовлен воспитанниками нашего детского сада и творческими коллективами Дома культуры. Это мероприятие подарило всем присутствующим массу положительных эмоций. Дети радовали присутствующих своими талантами.
Праздник «Рождество Христово».
Каждый год после новогодних каникул в нашем детском саду проходит Рождественская неделя. Дети знакомятся с историей возникновения праздника Рождество Христово через цикл бесед, слушают песни и рождественские рассказы, с последующей инсценировкой, поют Рождественские колядки.
Дети с родителями и педагогами побывали в гостях у Настоятеля Храма Отца Дионисия. Участвовали в рождественском квесте. Необходимо было пройти 8 станций, выполнить задания и получить заветный конверт с частичкой рождественской звезды.
Отец Дионисий по простому объяснил ребятам, что в Рождественские дни нужно совершать добрые дела и помогать людям.
Продолжился праздник «Рождества» в Доме Культуры. Праздник был насыщен сказочной атмосферой.
Дети пели песни о Рождестве, читали стихи, показывали сказку «Рождественская елочка».
Празднуя православные праздники, мы приобщаем детей к русской народной культуре, воспитываем интерес к народному творчеству, к традициям, обычаям, обрядам, к своему культурному наследию. Это является неотъемлемой частью духовного воспитания.
День Защитника Отечества
В преддверии праздника мы рассказали детям о его значении, знакомили с символами, традициями, использовали для этого военные песни, детские песни о моряках и солдатах, Родине, разучивали стихи и песни, рассматривали фотографии с изображением военных. Также в детском саду прошел спортивный праздник, в котором участвовали дети, родители, социальные партнеры.
В нашем детском саду прошла акция «Своих не бросаем». Основная цель – выразить поддержку Российским военным, участвующим в спецоперации и показать единство граждан. Сотрудниками и родителями воспитанников были собраны медикаменты и продукты длительного хранения. Дети нарисовали рисунки, поздравительные открытки нашим солдатам и вместе с педагогами написали теплые и искренние слова поддержки.
Нашими социальными партнерами колхозом им.Куйбышева было организованна большая праздничная программа. Все собранные средства от концерта были направлены на поддержку ребятам в зону СВО.
Наши дети были самыми активными участниками этого концерта Было честью выступать на этом празднике. С детской непосредственностью и открытой душой исполняли танцевальные композиции, читали стихи, пели песни. Зрители с восторгом принимали выступления маленьких артистов.
В результате участия в таких мероприятиях мы формируем у детей чувство любви к Родине, Защитникам Отечества, готовых в любой момент отстоять ее рубежи.
«День образования колхоза им.Куйбышева»
15 Марта 2024 года наш колхоз отметил 95 летний юбилей. СПК к-з им.Куйбышева хорошо известен своими успехами не только на городецкой земле, но и во всей Нижегородской области.
Юбилей это повод и возможность отдать дань памяти и уважения тем труженикам, руками которых создавался колхоз.
В рамках взаимодействия с социальными партнерами для детей была проведена познавательная экскурсия по залу музея истории колхоза им.Куйбышева. Дети познакомились с разными экспозициями, которые помогли увидеть и понять быт наших предков, узнать интересные истории об отдельных экспонатах музея. В обычных музеях трогать экспонаты руками нельзя. Но в этом музее ребята не только трогали, но и пробывали их в деле. Ухватом поставили чугуны в печку, познакомились с ткацким станком, взбивали масло старым традиционным способом, и цепом обмолачивали зерно.
Дети с нетерпением ждали этого дня и усердно готовились к празднованию юбилея. Разучивали песни, танцы, что бы с достоинством выступить перед юбилярами в Доме культуры колхоза.
Но и наши педагоги не остались в стороне. Они приняли активное участие в творческом состязании с командами СПК колхоза им. Куйбышева.
А для родителей был проведен семинар-практикум «Готовимся к юбилею колхоза».
15 марта на большой сцене Дома культуры колхоза прошел большой праздник, посвященный 95- летию колхоза.
Праздник «Светлая Пасха».
Доброй традицией у нас в колхозе стало проведение праздника Светлой Пасхи на Красную горку, который объединяет всех неравнодушных людей для того, чтобы нести добро и свет всем людям, дарить всем радость.
В Доме культуры на праздничном мероприятии радовали зрителей своими творческими номерами в этот день дети Строчковского детского сада, Строчковской средней школы и коллективы Дома культуры.
У Храма села Строчково также было весело, шумно. Дети соревновались в старинных играх – Тяни –толкай, Городки, Катание яиц с горки и др.
В проведении этого мероприятия объединились представители Храма, Дома культуры, Строчковской школы и детского сада.
Праздник «День Победы».
9 мая 1945 года – святой день для каждого жителя нашей страны. Чем дальше уходит эта героическая и трагическая страница в прошлое, тем очевиднее становится масштаб всенародного подвига.
В преддверии празднования Дня Победы, в целях патриотического воспитания дошкольников, любви к Родине и уважения к людям, которые ковали победу, в нашем детском саду были оформлены музыкальный зал и группы символикой праздника. С детьми на музыкальных занятиях были проведены тематические занятия, пение песен, разучивание танцев, слушание музыки по теме Победы в ВОВ.
Перед празднованием Дня Победы воспитанники посетили мемориал в память павших воинов-колхозников. С особой торжественностью дети читали стихи, пели песни, почтили память павших минутой молчания, а затем возложили цветы к памятнику. Такие акции помогают прививать детям патриотические чувства, любовь к Родине.
9 мая в селе Строчково прошел митинг около памятника погибших колхозниках во время войны. Жители села, дети, внуки, правнуки возлагали цветы к памятнику погибшим колхозникам.
После митинга в Доме культуры прошел праздничный концерт. На празднике дети пели песни военных лет, читали стихи о подвиге наших доблестных воинов, танцевали танцы «Катюша», «Смуглянка». В заключении праздничного мероприятия дети и все участники вместе исполнили песню День Победы.
Праздник «Первый сноп».
Испокон веков на Руси жатва первого снопа была на селе большим праздником. Чтобы жатва была обильной жница сжимает первый сноп с большим уважением к родной земле.
Вот уже на протяжении 36 лет, благодаря председателю колхоза Кочетову Евгению Васильевичу бережно сохраняется эта традиция у нас.
В конце июля в нашем колхозе прошел праздник «Первого снопа». Прямо под открытым небом представители областных и районных органов управления, депутатского корпуса обращались к собравшимся колхозникам с поздравительной речью. Колоритно и очень естественно смотрелись на фоне широких просторов маленькие артисты детского сада в народных костюмах. Дети поздравили хлеборобов с началом уборки урожая зерновых, исполнив песни: «Росиночка- Россия», «Родная песенка», песню о хлебе.
После освещения будущего урожая и благословения О.Дионисия, по традиции был сжат первый сноп. Председатель колхоза приобщил к этому процессу детей, а также приглашенных гостей, сотрудников колхоза.
Пышным караваем с солью обнесли всех гостей строчковские девицы в народных костюмах.
Самым главным моментом праздника стали слова председателя, адресованные комбайнерам: «С Богом» В добрый путь!» И отправились бороздить наши поля огромные современные комбайнеры.
С раннего детства в колхозе воспитывается уважение к каждому выросшему колоску, к тяжелому, но почетному труду хлебороба.
3 этап - заключительный (сентябрь 2024г):
На заключительном этапе:
- Итоги реализации проекта «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через участие в традиционных праздниках села» представила на педагогическом совете, а также на муниципальном методическом объединении музыкальных руководителей
Результаты реализации проекта:
В результате реализации проекта:
Дети:
- У детей сформированы знания об истоках культуры русского народа, дети приобщились к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою Малую Родину, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.
- Дети активно и по-новому раскрываются на сцене, во время репетиций и выступлений, они с удовольствие участвуют в праздниках.
- У детей развитые музыкальные, творческие способности в процессе исполнения различных видов деятельности.
- Развитые личностные качества, коммуникативные навыки общения и коллективного творчества.
Родители (законные представители):
-Осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью воспитания патриотических чувств у детей через участие в традиционных праздниках села.
Педагоги:
- Организованна развивающая предметно-пространственная среда.
- Сформирована достаточная профессиональная компетентность педагогов в вопросах воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через участие в традиционных праздниках села.
Социальные партнеры:
- Появился интерес к проблеме патриотического воспитания дошкольников, желание в доступной форме поделиться опытом своего становления и укрепления партнерских связей.
Список литературы:
1. «Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно– патриотических чувств у дошкольников». Составители: Натарова В. И., Карпухина Н. И. и другие. ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005г.
2. «Нравственное воспитание в детском саду» Петрова В. И., Стульник Т. Д. Москва, Мозаика – Синтез, 2008г.
3. «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников». Зацепина М. Б. Москва, Мозаика – Синтез, 2010г.
4. «Народные праздники в детском саду». Зацепина М. Б., Антонова Т. В.,Москва, Мозаика – Синтез, 2008г. 5. «Праздники и развлечения в детском саду». Зацепина М. Б., Антонова Т. В.,Москва, Мозаика – Синтез, 2005г.
6. «Музыкальное воспитание в детском саду» Зацепина М. Б., Москва, Мозаика –Синтез, 2008г. 7. «Как у наших у ворот. Русские народные песни в детском саду». Каплунова И., Новоскольцева И., Санкт – Петербург, Композитор,2003г.
8. «Праздник каждый день» Каплунова И., Новоскольцева И., Санкт – Петербург, Композитор, 2002г.
9. «Русские народные праздники в детском саду». Картушина М. Ю., Москва, Сфера, 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представляю педагогический опыт по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной.
Описание педагогического опыта воспитателя МАДОУ ДСОВ №40 Афанасьевой Маргариты Владимировны. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной....

Педагогический опыт работы по теме «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через любовь к своему Отечеству»
Первые чувства патриотизма, доступны ли они малышам?...
Педагогический опыт работы по теме «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через любовь к своему Отечеству»
Педагогический опыт...

Выступление на районной педагогической конференции «Путь к мастерству» Тема: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через работу с родителями».
Выступление на районной конференции "Путь к мастерству" сопровождалось презентацией проекта "Мы будем помнить Вас всегда!"...

Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей Великой Отечественной Войны в условиях ДОУ».
Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию ...
"Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с отечественными праздниками и традициями села".
Выпускная квалификационная работа по программе профессиональной переподготовки "Содержание и методика современного дошкольного образования в деятельности воспитателя"....

Программа самообразования музыкального руководителя 1. Тема: Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через участие в традиционных праздниках села
Повышение профессиональной компетентности музыкального руководителя в вопросах патриотического воспитания дошкольников посредством включения их в подготовку и участие в традиционных сельских праздника...
- Мне нравится (1)
