Программа самообразования музыкального руководителя 1. Тема: Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через участие в традиционных праздниках села
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Сизова Мария Николаевна

Повышение профессиональной компетентности музыкального руководителя в вопросах патриотического воспитания дошкольников посредством включения их в подготовку и участие в традиционных сельских праздниках

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Программа самообразования музыкального руководителя Сизовой М.Н.

1. Тема:

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через участие в традиционных праздниках села

2. Цель:

Повышение профессиональной компетентности музыкального руководителя в вопросах патриотического воспитания дошкольников посредством включения их в подготовку и участие в традиционных сельских праздниках.

3. Задачи:

  • Изучить педагогические, музыкально-этнографические и культурологические аспекты традиционных праздников села.
  • Разработать сценарии праздников с участием детей старшего дошкольного возраста.
  • Внедрить в практику формы работы, способствующие формированию у детей чувства гордости за родной край, народные традиции, культуру и героическое прошлое.
  • Оценить результативность мероприятий через анализ вовлечённости детей и педагогическую диагностику эмоционального отклика.

4. Актуальность:

В современных условиях особую значимость приобретает патриотическое воспитание с опорой на местные традиции. Участие дошкольников в народных праздниках села не только приобщает их к культуре родного края, но и формирует нравственные качества: уважение, сопричастность, гордость за свою малую Родину.

5. Сроки реализации:

Сентябрь 2023 — Май 2024

6. Этапы работы:

Этап

Сроки

Содержание

I. Подготовительный

Сентябрь–Октябрь

Изучение литературы по теме. Анализ ФГОС ДО, Концепции духовно-нравственного воспитания. Подбор музыкального, видео и дидактического материала о традициях села.

II. Теоретический

Ноябрь–Декабрь

Обобщение методических материалов. Разработка планов, сценариев и конспектов занятий и праздников (например: Масленица, День села, Покров, Семик, Троица, Осенины).

III. Практический

Январь–Апрель

Проведение музыкальных занятий, репетиций, интеграции с другими педагогами ДОУ. Организация и проведение традиционных праздников.

IV. Аналитический

Май

Рефлексия, оформление опыта в виде презентации, методических разработок, участие в педагогическом совете. Подготовка портфолио.

7. Ожидаемые результаты:

  • У детей формируются начальные патриотические чувства: гордость за родное село, уважение к традициям и ветеранам, любовь к Родине.
  • Увеличивается интерес к народной культуре, песням, обрядам.
  • Повышается уровень музыкально-эстетического и нравственного развития.
  • Воспитатели и родители активно вовлечены в творческий процесс.
  • Разработан и внедрён цикл традиционных сельских праздников с музыкальным сопровождением.

8. Формы представления результатов:

  • Методическая папка: сценарии праздников, конспекты занятий, подборки песен, игр и хороводов.
  • Выступление на педсовете/музыкальном методобъединении.
  • Презентация опыта в ДОУ или на районном/городском уровне.
  • Фото- и видеоматериалы с праздников.
  • Портфолио достижений воспитанников.

9. Используемая литература:

  1. ФГОС ДО
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России
  3. Е.К. Савинов — «Патриотическое воспитание дошкольников средствами фольклора»
  4. В.Н. Щетинин — «Традиции русского села»
  5. Сборники народных песен и игр: «Хороводы и пляски для дошкольников», «Песни родного края»
  6. Региональные сборники по истории и традициям вашего села/области

10. Самооценка результатов и перспективы:

Планируется дальнейшее расширение тематики:

  • Включение новых праздников в календарный цикл.
  • Организация выставок «История села в лицах».
  • Проведение совместных мероприятий с родителями и ветеранами.
  • Разработка авторской программы «Песни и праздники моей малой Родины».

Методические материалы

Цели и задачи патриотических праздников:

  • Формирование у детей чувства сопричастности к культуре родного края.
  • Воспитание уважения к труду, традициям, героям прошлого.
  • Развитие интереса к народной музыке, песням, костюмам, играм.
  • Вовлечение родителей и старшего поколения в совместную деятельность.

Формы работы:

  • Народные и патриотические песни (солистами и хором)
  • Музыкально-драматические композиции
  • Инсценировки обрядов
  • Народные игры и хороводы
  • Использование фольклорных инструментов
  • Сценки о героях села

 Сценарии праздников

1. Праздник «Моё село – моя гордость» (День села)

Цель: Формирование у дошкольников любви к родному селу, интереса к его истории и традициям.

Форма проведения: концерт-представление с участием детей, воспитателей, родителей

Основные элементы:

  • Вступительное слово ведущего (в народном костюме)
  • Презентация (слайды) о селе: фото природы, улиц, ветеранов
  • Песня «Моё село родное» (детский хор)
  • Инсценировка «Село в старину» (роли: бабушка, дед, дети, кузнец)
  • Хоровод «Во поле берёза стояла»
  • Народная игра «Ручеёк»
  • Выступление родителей (песня, частушки)
  • Заключительное общее исполнение песни «С чего начинается Родина»

2. Праздник «Масленица — проводы зимы»

Цель: Ознакомление с русским народным праздником, традициями и обрядами.

Основные элементы:

  • Костюмированное шествие (с Масленицей, скоморохами)
  • Зазывалки, частушки
  • Песня «Ой, блины мои, блины»
  • Весёлые игры: «Перетягивание каната», «Кто быстрее до блина»
  • Танец «Русская плясовая»
  • Прощание с Масленицей (макет чучела, символическое сжигание из ткани)
  • Угощение блинами

3. Праздник ко Дню Победы – «Спасибо за Победу!»

Цель: Воспитание уважения к защитникам Отечества, гордости за подвиг народа.

Форма: литературно-музыкальная композиция

Основные элементы:

  • Звучит песня «Журавли» (фон)
  • Ведущий рассказывает о Великой Отечественной войне
  • Чтение стихов детьми:

«Спасибо деду за Победу»,
«Прадедушка»,
«Вечный огонь»

  • Танец с красными платками под музыку «День Победы»
  • Инсценировка «Письмо с фронта»
  • Песня «Катюша» (дети с цветами)
  • Закладка «Аллеи памяти» – коллективная поделка с фото родственников-ветеранов

4. Осенний праздник «Покров – праздник хлеба»

Цель: Формировать представление о традициях праздника Покрова, значении хлеба в жизни человека.

Основные элементы:

  • Встреча Осени (девочка в костюме Осени поёт песню)
  • Рассказ о Покрове: «Покров – хозяйке покров» (ведущий)
  • Сценка «Как хлеб на стол пришёл» (дети изображают хлебороба, мельника, пекаря)
  • Песня «Хлебушко румяный»
  • Танец с венками из колосьев
  • Народная игра «Собери урожай»

5. Весенний праздник «Семик» (День памяти предков)

Цель: Воспитание уважения к семейным корням, традициям почитания предков.

Основные элементы:

  • Рассказы детей о бабушках и дедушках (в сопровождении слайдов)
  • Танец с ленточками «Венок предков»
  • Песня «Семейное дерево»
  • Коллективное изготовление генеалогического дерева группы
  • Завершение: посадка дерева памяти (можно символически)

Музыкальный материал

Песни:

  • «Катюша»
  • «С чего начинается Родина»
  • «Моя деревенька»
  • «Во поле берёза стояла»
  • «Ой, блины мои, блины»
  • «Хлеб всему голова»
  • «Прадедушка»
  • «Россия – Родина моя»

Игры:

  • «Ручеёк»
  • «Гори, гори ясно»
  • «Перетягивание каната»
  • «Колосок»

Инструменты: бубенцы, трещотки, ложки, свирели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представляю педагогический опыт по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной.

Описание педагогического опыта воспитателя МАДОУ ДСОВ №40 Афанасьевой Маргариты Владимировны. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной....

Выступление на районной педагогической конференции «Путь к мастерству» Тема: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через работу с родителями».

Выступление на районной конференции "Путь к мастерству" сопровождалось презентацией проекта "Мы будем помнить Вас всегда!"...

"Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с отечественными праздниками и традициями села".

Выпускная квалификационная работа по программе профессиональной переподготовки "Содержание и методика современного дошкольного образования в деятельности воспитателя"....

Опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной при активном взаимодействии с семьями воспитанников»

Опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной при активном   взаимодействии  с семьями  восп...

Программа саморазвития на тему: "Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с природой родного края" на 2023-2024 учебный год.

Программа саморазвития на тему: "Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с природой родного края" на 2023-2024 учебный год....

Обобщение педагогического опыта "Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через участие в традиционных праздниках села"

Представляю опыт работы по проекту «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством участия в традиционных праздниках села».Проект предназначен для детей...