Опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной при активном взаимодействии с семьями воспитанников»
статья (старшая, подготовительная группа)
Опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной при активном взаимодействии с семьями воспитанников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_nravstvenno-patrioticheskomu_vospitaniyu_rogonovoy_yulii_vladimirovny.docx | 28.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной при активном взаимодействии с семьями воспитанников»
Рогонова Юлия Владимировна
воспитатель
Проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста сегодня одна из наиболее актуальных. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные учреждения развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобрело большое общественное значение и стала целью государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Цель: воспитание патриотических чувств у детей шестого года жизни через ознакомление с малой Родиной и внедрение системы разнообразных форм работы с семьями воспитанников по данному направлению.
Задачи моей разработки:
Работу по ознакомление детей с малой Родиной я выстроила по четырем направлениям:
- Проектная деятельность
- Мероприятия, приуроченные к памятным городским датам. Город трудовой доблести я провела 10 сентября, викторину проведу на этой неделе 30 марта, в конце мая планирую провести целевую прогулку и оформить фотогалерею.
- Формы работы по парциальной программе «Мы – россияне, мы – нижегородцы»
- Мероприятия на базе социальных объектов города
Каждое направление имеет свои задачи и формы взаимодействия.
В начале учебного года 10 сентября – день присвоения городу звания «Дзержинск-город трудовой доблести». В этот день в музыкальном зале я провела просмотр тематической презентации, где с помощью черно-белых фотографий рассказала о героическом труде взрослых и детей – дзержинцев на заводах города в годы войны. Объяснила символику этой исторической памятной даты: звезда, которая установлена на площади Героев и герб города химиков. В музее ДОУ сделала фотогалерею данного события. В группе ребята нарисовали вечный огонь.
Далее был проведен краткосрочный проект «Наш родной любимый город». Участники проекта – дети, педагоги, родители.
Проект проходил в 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Получились следующие продукты проекта: изготовление дидактических игр по типу разрезных картинок «Составь изображение достопримечательности города», лото «Наш город», кубики «Улицы города» и ходилки «Гуляю по городу», совестное с родителями изготовление фото-книги «Мы в нашем городе Дзержинске», пополнение мини-музея ДОУ фотографиями и тематическими папками.
Важной частью проекта стала экскурсия в мини-музей ДОУ «Наш любимый город», где дети могли рассмотреть макеты зданий города, большой макет нашей улицы с детским садом, а также фотогалереи: «Современный Дзержинск», «Городские парки», «Фонтаны города», «Герои-дзержинцы», на отдельной стене творческие работы воспитанников и родителей. Это вызвало очень большой интерес и отклик у детей моей группы. У них появилось желание тоже поучаствовать в пополнении музея.
В завершение проекта было проведено мероприятие - вечер поэзии «Растяпушки» - это чтение стихов Дзержинских поэтов, опубликованных в книге «Растяпушки». Ребята читали стихи и были награждены памятными дипломами.
Третье направление - работа по парциальной программе духовно-нравственного воспитания детей 5-6 лет «Мы – россияне, мы – нижегородцы», которую разработал авторский коллектив Нижегородского Института Развития Образования» велась по двум блокам: «Я среди людей» и «Мой край Нижегородский». В рамках парциальной программы было проведено мероприятие ко Дню народного единства «Нижегородское ополчение». Проведена познавательная беседа с просмотром презентации, которая показала портреты героев – ополченцев, карту похода защитников родины, памятник Минину и Пожарскому в Москве и Нижнем Новгороде. Дети обогатили словарь такими понятиями, как конница, щит и меч, кольчуга и шлем.
В конце беседы был организован хоровод дружбы с флажками триколор, а в группе выполнена коллективная работа: дети вырезали цветных человечков и приклеивали их вокруг карты Нижегородской области, символизируя девиз «Когда мы едины - мы непобедимы».
Одним из ярких моментов стало изготовление «Царского подарка»: конструирование из картона и ткани кукол в зимней одежде Нижегородской губернии, работа проводилась по подгруппам по шесть человек, дети обводили шаблоны, вырезали из плотной ткани и меха детали и приклеивали на фигурки людей.
Четвертое интересное направление работы по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной - это мероприятия на базе социальных объектов города.
Посещение культурных мероприятий в Детской школе искусств № 7 на ее территории: летом – веселый концерт «День защиты детей», зимой – концертно-игровая программа «Рождественская круговерть», кстати, на данном мероприятии было Дзержинское телевидение, и сюжет был показан в программе новостей. На всех мероприятиях детям показывают народные танцы в ярких нарядных костюмах и играют в народные игры-забавы.
Конечно же, работа по патриотическому воспитанию невозможна без взаимодействия с семьями воспитанников. Свое взаимодействие я выстроила по четырем направлениям:
1. Информационно – аналитическое;
2. Наглядно
- информационное;
3. Просветительское;
4. Досуговая деятельность.
Каждое направление имеет свои задачи и формы взаимодействия.
В рамках информационно-аналитического направления я провела анкетирование, где из 29 семей участвовало 24 семьи.
По результатам можно сделать выводы: основная часть семей заинтересована в патриотическом воспитании своих детей, 2 семьи не проявили интереса, и 2 затруднились ответить. Но на практике семей, вовлеченных в воспитание маленького патриота меньше, поэтому взаимодействие с ними является необходимым и актуальным.
В рамках наглядно-информационного направления я рассказываю и показываю через фотоотчеты родителям о нашей работе:
- через посты в чате родительской группе в Вайбере,
- статьи в сообществе детского сада в социальной сети вКонтакте, а также на официальном сайте ДОУ.
- в газете ДОУ «Лучик», которая выходит у нас ежеквартально. В ней собраны полезные статьи, в том числе и о патриотическом воспитании.
Например, мы рассказывали родителям о работе по парциальной программе «Мы – россияне, мы – нижегородцы», где знакомили детей с природой родного края, историей Нижегородской ярмарки и многое другое.
В рамках просветительского направления я использую следующие формы:
-выставляю информацию в родительском уголке в информационных листах, я ее оформляю в папки-раскладушки, в форме лесенок, таблиц, схем,чтобы было нагляднее и понятнее.
- выпускаю буклеты и памятки разных типов.
В рамках направления «Досуговая деятельность» я активно применяю проектную деятельность: «Лесное государство», где целью являлось закрепить знания о животном мире нашего края, «Наш родной любимый город», где родители приняли участие в создании фотокниги «Мы в нашем городе», предоставив свои фотографии любимых мест города.
Родители приняли участие в пополнение мини-музея ДОУ «Наш родной любимый город» пособиями и творческими работами семей воспитанников группы.
Неоценима помощь родителей в пополнении уголков: они покупают книги, атласы, настольные игры, приносят коллекции, фотографии, делают гербарии и прочее.
Ежегодно наши самые активные и сознательные родители участвуют в городских родительских чтениях «Как любить ребенка», где родители делятся опытом положительного семейного опыта патриотического воспитания, прикладывают фотографии. Тему этого года «Гражданин воспитывается с детства» представила семья Мироновых. Семья рассказала, как они посещают музеи разных городов: Нижнего Новгорода, Сочи и, конечно же, Дзержинска. Этот опыт мы опубликовали в нашей газете ДОУ «Лучик».
Также наши семьи – активные участники муниципального этапа областного фестиваля семейного художественного творчества – 2022 год.
Цель Фестиваля: популяризация семейных ценностей и развитие различных форм семейного художественного творчества.
Задачи фестиваля: - выявить социально ответственные семьи, сохраняющие традиции семейного воспитания, развивающие таланты членов семьи.
- повысить престиж современной семьи, как важнейшего института воспитания.
В номинации «Моей семьи счастливые моменты» приняли участие пять семей воспитанников.
Наши дети совместно с родителями являются участниками и призерами всероссийских конкурсов по патриотическому воспитанию. Это прекрасная возможность проявить совместное творчество и закрепить знания.
Подводя итог, хочу сказать, что используя разные методы и формы в своей работе, удалось повысить активность родителей в патриотическом воспитании детей, сотрудничестве с детским садом.
Список литературы:
- Т.И. Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
- Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 № 1.
- М.Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1
- Н.Г. Пантелеева «Знакомим детей с малой Родиной», М., ТЦ «Сфера», 2015.
- «Партнерство дошкольной организации и семьи», под ред. С.С. Прищепа, Т.С. Шатверян, М., «Мозаика – Синтез», 2016.
Интернет-ресурсы:
- www.nsportal.ru
- www.vospitately.ru
- www.pedsovet.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представляю педагогический опыт по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной.
Описание педагогического опыта воспитателя МАДОУ ДСОВ №40 Афанасьевой Маргариты Владимировны. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной....
Опыт работы на тему: «Формирование основ патриотизма, у детей старшего дошкольного возраста, через познание своей малой Родины»
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь...
Перспективный план воспитания нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Перспективный план рекомендован для воспитателей ДОУ при работе с родителями...
Проект «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ»("Покров на Дону")
Главное назначение проекта "Покров на Дону" - ознакомление дошкольников с историей донского казачьего края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее...
Примерный перспективный план работы с воспитанниками и родителями в старшей группе . «Воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями»
Примерный перспективный план на учебный год...
План работы по самообразованию по теме:«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города»
Цель: Создание условий по формированию нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, её историей и культурой...
Опыт работы по теме «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края»
laquo;Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту ...