Опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной при активном взаимодействии с семьями воспитанников»
статья (старшая, подготовительная группа)

Рогонова Юлия Владимировна

Опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной при активном   взаимодействии  с семьями  воспитанников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной при активном   взаимодействии  с семьями  воспитанников»

Рогонова  Юлия  Владимировна

воспитатель

Проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста сегодня одна из наиболее актуальных.  Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные учреждения развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобрело большое общественное значение и стала целью государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Цель: воспитание патриотических чувств у детей шестого года жизни через ознакомление с малой Родиной и  внедрение системы разнообразных форм работы с семьями воспитанников по данному направлению.

Задачи моей разработки:

Работу по ознакомление детей с малой Родиной  я выстроила по четырем  направлениям:

  1. Проектная деятельность
  2. Мероприятия, приуроченные к памятным городским датам. Город трудовой доблести я провела 10 сентября, викторину проведу на этой неделе 30 марта, в конце мая планирую провести целевую прогулку и оформить фотогалерею.
  3. Формы работы по парциальной программе «Мы – россияне, мы – нижегородцы»
  4. Мероприятия  на базе социальных объектов города

Каждое направление имеет свои задачи и формы взаимодействия.

 В начале учебного года 10 сентября – день присвоения городу звания  «Дзержинск-город трудовой доблести». В этот день в музыкальном зале я провела просмотр тематической презентации, где с помощью черно-белых фотографий рассказала о героическом труде взрослых и детей – дзержинцев на заводах города в годы войны. Объяснила символику этой исторической памятной даты: звезда, которая установлена на площади Героев и герб города химиков. В музее ДОУ сделала фотогалерею данного события. В группе ребята нарисовали вечный огонь.

Далее был проведен краткосрочный проект «Наш родной любимый город». Участники проекта – дети, педагоги, родители.

Проект проходил в 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Получились следующие  продукты проекта: изготовление дидактических игр по типу разрезных картинок «Составь изображение достопримечательности города», лото «Наш город», кубики «Улицы города» и ходилки «Гуляю по городу», совестное с родителями изготовление фото-книги «Мы в нашем городе Дзержинске», пополнение мини-музея ДОУ фотографиями и тематическими папками.

Важной частью проекта стала экскурсия в мини-музей ДОУ «Наш любимый город», где дети могли рассмотреть макеты зданий города, большой макет нашей улицы с детским садом, а также фотогалереи: «Современный  Дзержинск», «Городские парки», «Фонтаны города», «Герои-дзержинцы», на отдельной стене творческие работы воспитанников и родителей. Это вызвало очень большой интерес и отклик у детей моей группы. У них появилось желание тоже поучаствовать в пополнении музея.

В завершение проекта было проведено мероприятие - вечер поэзии «Растяпушки»  - это  чтение стихов Дзержинских поэтов, опубликованных в книге «Растяпушки». Ребята читали стихи и были награждены памятными дипломами.

Третье направление - работа по парциальной программе духовно-нравственного воспитания детей 5-6 лет  «Мы – россияне, мы – нижегородцы»,  которую разработал авторский коллектив  Нижегородского Института Развития Образования»  велась по двум  блокам: «Я среди людей» и  «Мой край Нижегородский».  В рамках парциальной программы было проведено мероприятие ко Дню народного единства «Нижегородское ополчение». Проведена познавательная беседа с просмотром презентации,  которая  показала портреты героев – ополченцев, карту похода защитников родины, памятник Минину и Пожарскому в Москве и Нижнем Новгороде. Дети обогатили словарь такими понятиями, как конница, щит и меч, кольчуга и шлем.

В конце беседы был организован хоровод  дружбы  с флажками триколор, а в группе выполнена  коллективная работа: дети вырезали цветных человечков и приклеивали их вокруг карты Нижегородской области, символизируя девиз «Когда мы едины - мы непобедимы».

Одним из ярких моментов стало изготовление «Царского подарка»: конструирование из картона и ткани кукол в зимней одежде Нижегородской губернии, работа проводилась по подгруппам по шесть человек, дети обводили шаблоны, вырезали из плотной ткани  и меха детали и приклеивали на фигурки людей.

Четвертое интересное направление работы по воспитанию патриотических чувств  у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной -  это мероприятия на базе социальных объектов города.  

Посещение культурных мероприятий в Детской  школе  искусств № 7 на ее территории: летом – веселый концерт «День защиты детей», зимой – концертно-игровая программа «Рождественская круговерть», кстати, на данном мероприятии было Дзержинское телевидение,  и сюжет был показан  в программе новостей. На всех мероприятиях детям показывают народные танцы в ярких нарядных костюмах и играют в народные игры-забавы.

Конечно же, работа по патриотическому воспитанию невозможна без взаимодействия с семьями воспитанников. Свое  взаимодействие   я выстроила по четырем  направлениям:

1. Информационно – аналитическое;

2. Наглядно

- информационное;

3. Просветительское;

4. Досуговая деятельность.

Каждое направление имеет свои задачи и формы взаимодействия.

В рамках информационно-аналитического направления  я провела анкетирование, где из 29 семей участвовало  24 семьи.

По результатам можно сделать выводы: основная часть семей заинтересована в патриотическом воспитании своих детей, 2 семьи не проявили интереса, и 2 затруднились ответить. Но на практике семей, вовлеченных в воспитание маленького патриота меньше, поэтому взаимодействие  с ними является необходимым и актуальным.

В рамках наглядно-информационного направления я рассказываю и показываю  через фотоотчеты  родителям  о нашей работе:

- через посты в чате родительской группе в Вайбере,  

 - статьи в сообществе детского сада в социальной сети вКонтакте, а также на официальном сайте ДОУ.

- в газете ДОУ «Лучик», которая выходит у нас ежеквартально. В ней собраны полезные статьи, в том числе и о патриотическом воспитании.

Например, мы рассказывали родителям о работе по парциальной программе «Мы – россияне, мы – нижегородцы», где знакомили детей с природой родного края, историей Нижегородской ярмарки и многое другое.

В рамках просветительского направления  я использую следующие формы:

-выставляю  информацию в родительском уголке в информационных листах, я ее оформляю в папки-раскладушки, в форме лесенок, таблиц, схем,чтобы было нагляднее и понятнее.

- выпускаю  буклеты и памятки  разных типов.

В рамках направления «Досуговая деятельность» я  активно применяю проектную деятельность: «Лесное государство», где целью являлось закрепить знания о животном мире нашего края, «Наш родной любимый город», где родители приняли участие в создании фотокниги «Мы в нашем городе», предоставив свои фотографии любимых мест города.

Родители  приняли участие в пополнение мини-музея ДОУ «Наш родной любимый город» пособиями и творческими работами семей воспитанников группы.

Неоценима  помощь родителей в пополнении уголков: они  покупают книги, атласы, настольные игры,  приносят коллекции, фотографии, делают гербарии и прочее.

Ежегодно наши самые активные и сознательные родители участвуют  в городских родительских чтениях «Как любить ребенка», где родители делятся опытом положительного семейного опыта патриотического  воспитания, прикладывают фотографии. Тему этого года «Гражданин воспитывается с детства» представила семья Мироновых. Семья рассказала, как они посещают музеи разных городов: Нижнего Новгорода, Сочи и, конечно же, Дзержинска.  Этот опыт мы опубликовали  в нашей газете ДОУ «Лучик».

Также наши   семьи – активные  участники муниципального этапа областного фестиваля семейного художественного творчества – 2022 год.

 Цель Фестиваля: популяризация семейных ценностей и развитие различных форм семейного художественного творчества.

 Задачи фестиваля:  - выявить социально ответственные семьи,  сохраняющие традиции семейного воспитания, развивающие таланты членов семьи.

- повысить престиж  современной семьи, как важнейшего института воспитания.

В номинации  «Моей семьи счастливые моменты» приняли участие пять семей воспитанников.

Наши дети совместно с  родителями являются участниками и призерами всероссийских конкурсов по патриотическому воспитанию. Это прекрасная возможность проявить совместное творчество и закрепить знания.  

Подводя итог, хочу сказать, что используя разные методы и формы в своей работе, удалось повысить активность родителей в патриотическом воспитании детей,  сотрудничестве с детским садом.

Список литературы:

  1. Т.И. Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
  2. Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 № 1.
  3. М.Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1
  4. Н.Г. Пантелеева «Знакомим детей с малой Родиной», М., ТЦ «Сфера», 2015.
  5. «Партнерство дошкольной организации и семьи», под ред. С.С. Прищепа, Т.С. Шатверян, М., «Мозаика – Синтез», 2016.

Интернет-ресурсы:

  1. www.nsportal.ru
  2. www.vospitately.ru
  3. www.pedsovet.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представляю педагогический опыт по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной.

Описание педагогического опыта воспитателя МАДОУ ДСОВ №40 Афанасьевой Маргариты Владимировны. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной....

Опыт работы на тему: «Формирование основ патриотизма, у детей старшего дошкольного возраста, через познание своей малой Родины»

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному  городу, к родной речи – задача  первостепенной важности, и нет  необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь...

Проект «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ»("Покров на Дону")

Главное назначение проекта "Покров на Дону"  - ознакомление дошкольников с историей донского казачьего края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее...

План работы по самообразованию по теме:«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города»

Цель: Создание условий по формированию нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, её историей и культурой...

Опыт работы по теме «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края»

laquo;Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту ...