Главные вкладки

    Проект «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ»("Покров на Дону")
    проект (старшая группа) на тему

    Корчагина Татьяна Ивановна

    Главное назначение проекта "Покров на Дону"  - ознакомление дошкольников с историей донского казачьего края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее истории и культуре, формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми, совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры.      Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой был край в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачивается народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине. А ведь любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с молоком матери, с дыханием земли ковылём и клевером, с мелодичной песней и топотом копыт. Особенно чтим на Дону праздник Покрова: звон колоколов разносится по всему городу, песни звучат на всех площадях, конные заезды организуют на окраине города.  Дошкольные работники не остаются в стороне, организовываем вместе с родителями Покровские гуляния с песнями, конкурсами, плясками, чаепитием за дровянным самоваром.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_pokrov_na_donu_korchagina.docx119.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект

    «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с традициями, обычаями донских казаков»

    «Покров на Дону»

    Разработчик воспитатель МБДОУ детский сад № 23 Корчагина Т.И.

    Актуальность:

    И одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников. Дети мало знают о традициях казаков  празднования Покрова, прерывается связь времен и поколений. Так же как и встарь, наши дети должны быть участниками традиционных на Дону  православных праздников, радоваться, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры

    Цель проекта: приобщение детей к народным традициям празднования Покрова на Дону.

    ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ:

    1. Внести в план работы мероприятия по ознакомлению с праздниками народного календаря.
    2. Вовлечь  родителей в образовательную деятельность по ознакомлению с традициями празднования Покрова на Дону.
    3. Создать условия для  самостоятельного отражения  полученных знаний,  умений детьми.
    4. Разработать и реализовать перспективный план мероприятий по теме “Покров на Дону”

    Задачи:

    • Познакомить детей с историей возникновения праздника Покрова, с традициями празднования их на Донской земле.
    • Вызвать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (стихи, частушки, потешки), развивать диалогическую речь, используя в речи образные слова и выражения.
    • Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей на Дону, их традициях, обычаях.
    • Обогащать впечатления детей с помощью художественно- творческой деятельности.

    Тип проекта: познавательно-творческий

    Срок реализации: краткосрочный (2 недели)

    Участники проекта: дети старшей  группы компенсирующей направленности, воспитатели, родители.

    Предполагаемый результат:

    • Развитие познавательного интереса у детей к традициям своего народа, расширение представлений о празднике Покров.
    • Обогащение словарного запаса с помощью музыкальной деятельности, осознанное отношение к произведениям русской народной музыки.
    • Приобщение родителей к проведению народных праздников с русскими традициями.
    • Расширение знания детей о христианском празднике  «Покров», формирование на этой основе духовного, нравственного и личностного отношения к действительности;

    Основной принцип проекта – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора.

    Подготовительный  этап:

    • Изучение интереса детей и родителей для определения целей проекта;
    • оформление в мини- музее «Горница» праздничного уголка «Покровские посиделки»;
    • подбор методической, познавательной литературы;
    • чтение казачьих сказок;
    • пение песен «Мы донские казаки», «Во поле орешина».

    Основной этап:

    Мероприятие

    Цель, задачи

    Срок

    Ответственные

    1

    Беседа о народных традициях и обычаях.

    Тема: «Преданье старины глубокой».

    Цель: Знакомство  с традициями донских казаков.

    Задачи:

    • Развивать интерес к фольклору, желания исполнять казачьи песни.
    • Вызывать у детей положительные эмоции в беседе о Покровских ярмарках, умение выражать свои чувства в танцах, песнях, играх.  

    2

    октября

    Воспитатели

    группы

    2

    Музыкальное занятие

    Тема «Золотые зерна мудрости».

    Цель: Приобщать детей к истории Донской культуры.

    Задачи: 

    • знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту донских напевов

    3

    октября

    Музыкальный работник

    3

    Дидактическая игра «Я скажу, ты повтори»             (разучивание потешек, скороговорок, пословиц, поговорок)

    Цель: 

    • развивать речевой потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных с передачей художественных традиций, бытующих у Донских казаков.

    6

    октября

    Учитель- логопед

    4

    Рассказы  воспитателя:

    Тема  «Осенние народные праздники»

    Цель: Воспитывать чувство любви и уважения к жителям родного края.

    Задачи:

    • Учить понимать смысл, заложенный в пословицах о казаках.
    • Углубить знания о крае, в котором мы живем.
    • Вызвать эмоциональный отклик на фольклор донских казаков.

    8

    октября

    Воспитатели

    группы

    5

    Сюжетно- ролевая игра «Горница»

    Цель: Развивать потребность в самореализации и коммуникативные качества ребенка через игровую деятельность. Учить образовывать имена прилагательные от имен существительных, согласовывать их в роде и числе.

    9

    октября

    Воспитатели

    группы

    6

    Художественно - творческая деятельность (рисование)

    Тема: «Сундучок тетушки Аксиньи»  (одежда казака)

    Цель: Познакомить с особенностями женского костюма донской казачки, вызвать интерес к созданию модели такой одежды («Цветные ладошки» «На казаке и рогожа пригожа»)

    Задачи:

    • Уточнить элементы казачьей одежды.
    • Поддерживать устойчивый интерес к творческой деятельности.
    • Учить передавать особенности одежды казака в рисунках.

    12

    октября

    Воспитатели

    группы

    7

    Подвижные игры.

    «Коршун»

    «Джигитовка»

    Цель: Поддерживать положительно- эмоциональный настрой, активировать двигательную активность.

    13

    октября

    Физрук

    Взаимодействие с родителями.

    • Консультация «Приобщаем детей е народным традициям»,
    • наглядно – текстовая информация для родителей о народных праздниках,
    • выставка детских работ «Покров на Дону»,

    Итоговое мероприятие:

    1.Развлечение «Покровские гулянья»

    Цель: Создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал ребенка, ориентированный на творческое взаимодействие детей  с казачьим фольклором.

    2. Обобщение педагогического опыта, создание презентации по проекту.

    ПРОГРАММЫ, МЕТОДИЧЕСКАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, РЕГУЛИРУЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА:

    • От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:Мозаика – Синтез, 2010.
    • М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
    • О.Л.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СП.:Детство-Пресс, 2004.
    • « Игра в слова » - «Путешествие в историю и культуру Донского края» Чумичева Р.М.стр.13-15
    • « Народные праздники на Дону – это игра, общение, соревнование» - «Путешествие в историю и культуру Донского края» Чумичева Р.М.стр.86-87
    • Интегрированное занятие «Взрослые и дети» - «Дошкольникам о казачьем крае» стр.81;
    • « Сундучок тетушки Аксиньи» - «Путешествие в историю и культуру Донского края» Чумичева Р.М.стр37-40;
    • Учебно - методические пособия «Казачий костюм», «На казаке и рогожка пригожа» - Т.И. Агуреева.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад "Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного посёлка"

    Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого,не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человек...

    Проект "Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным костюмом"

    Актуальность темы:Изучить историю русского народного  костюма, развивать интерес к национальной культуре, творческое развитие дошкольников....

    Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с городом Архангельском – городом воинской славы

    В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается н...

    «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»

    В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила  перед педагогам...