Проект «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ»("Покров на Дону")
проект (старшая группа) на тему

Корчагина Татьяна Ивановна

Главное назначение проекта "Покров на Дону"  - ознакомление дошкольников с историей донского казачьего края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее истории и культуре, формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми, совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры.      Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой был край в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачивается народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине. А ведь любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с молоком матери, с дыханием земли ковылём и клевером, с мелодичной песней и топотом копыт. Особенно чтим на Дону праздник Покрова: звон колоколов разносится по всему городу, песни звучат на всех площадях, конные заезды организуют на окраине города.  Дошкольные работники не остаются в стороне, организовываем вместе с родителями Покровские гуляния с песнями, конкурсами, плясками, чаепитием за дровянным самоваром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pokrov_na_donu_korchagina.docx119.28 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с традициями, обычаями донских казаков»

«Покров на Дону»

Разработчик воспитатель МБДОУ детский сад № 23 Корчагина Т.И.

Актуальность:

И одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников. Дети мало знают о традициях казаков  празднования Покрова, прерывается связь времен и поколений. Так же как и встарь, наши дети должны быть участниками традиционных на Дону  православных праздников, радоваться, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры

Цель проекта: приобщение детей к народным традициям празднования Покрова на Дону.

ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ:

  1. Внести в план работы мероприятия по ознакомлению с праздниками народного календаря.
  2. Вовлечь  родителей в образовательную деятельность по ознакомлению с традициями празднования Покрова на Дону.
  3. Создать условия для  самостоятельного отражения  полученных знаний,  умений детьми.
  4. Разработать и реализовать перспективный план мероприятий по теме “Покров на Дону”

Задачи:

  • Познакомить детей с историей возникновения праздника Покрова, с традициями празднования их на Донской земле.
  • Вызвать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (стихи, частушки, потешки), развивать диалогическую речь, используя в речи образные слова и выражения.
  • Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей на Дону, их традициях, обычаях.
  • Обогащать впечатления детей с помощью художественно- творческой деятельности.

Тип проекта: познавательно-творческий

Срок реализации: краткосрочный (2 недели)

Участники проекта: дети старшей  группы компенсирующей направленности, воспитатели, родители.

Предполагаемый результат:

  • Развитие познавательного интереса у детей к традициям своего народа, расширение представлений о празднике Покров.
  • Обогащение словарного запаса с помощью музыкальной деятельности, осознанное отношение к произведениям русской народной музыки.
  • Приобщение родителей к проведению народных праздников с русскими традициями.
  • Расширение знания детей о христианском празднике  «Покров», формирование на этой основе духовного, нравственного и личностного отношения к действительности;

Основной принцип проекта – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора.

Подготовительный  этап:

  • Изучение интереса детей и родителей для определения целей проекта;
  • оформление в мини- музее «Горница» праздничного уголка «Покровские посиделки»;
  • подбор методической, познавательной литературы;
  • чтение казачьих сказок;
  • пение песен «Мы донские казаки», «Во поле орешина».

Основной этап:

Мероприятие

Цель, задачи

Срок

Ответственные

1

Беседа о народных традициях и обычаях.

Тема: «Преданье старины глубокой».

Цель: Знакомство  с традициями донских казаков.

Задачи:

  • Развивать интерес к фольклору, желания исполнять казачьи песни.
  • Вызывать у детей положительные эмоции в беседе о Покровских ярмарках, умение выражать свои чувства в танцах, песнях, играх.  

2

октября

Воспитатели

группы

2

Музыкальное занятие

Тема «Золотые зерна мудрости».

Цель: Приобщать детей к истории Донской культуры.

Задачи: 

  • знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту донских напевов

3

октября

Музыкальный работник

3

Дидактическая игра «Я скажу, ты повтори»             (разучивание потешек, скороговорок, пословиц, поговорок)

Цель: 

  • развивать речевой потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных с передачей художественных традиций, бытующих у Донских казаков.

6

октября

Учитель- логопед

4

Рассказы  воспитателя:

Тема  «Осенние народные праздники»

Цель: Воспитывать чувство любви и уважения к жителям родного края.

Задачи:

  • Учить понимать смысл, заложенный в пословицах о казаках.
  • Углубить знания о крае, в котором мы живем.
  • Вызвать эмоциональный отклик на фольклор донских казаков.

8

октября

Воспитатели

группы

5

Сюжетно- ролевая игра «Горница»

Цель: Развивать потребность в самореализации и коммуникативные качества ребенка через игровую деятельность. Учить образовывать имена прилагательные от имен существительных, согласовывать их в роде и числе.

9

октября

Воспитатели

группы

6

Художественно - творческая деятельность (рисование)

Тема: «Сундучок тетушки Аксиньи»  (одежда казака)

Цель: Познакомить с особенностями женского костюма донской казачки, вызвать интерес к созданию модели такой одежды («Цветные ладошки» «На казаке и рогожа пригожа»)

Задачи:

  • Уточнить элементы казачьей одежды.
  • Поддерживать устойчивый интерес к творческой деятельности.
  • Учить передавать особенности одежды казака в рисунках.

12

октября

Воспитатели

группы

7

Подвижные игры.

«Коршун»

«Джигитовка»

Цель: Поддерживать положительно- эмоциональный настрой, активировать двигательную активность.

13

октября

Физрук

Взаимодействие с родителями.

  • Консультация «Приобщаем детей е народным традициям»,
  • наглядно – текстовая информация для родителей о народных праздниках,
  • выставка детских работ «Покров на Дону»,

Итоговое мероприятие:

1.Развлечение «Покровские гулянья»

Цель: Создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал ребенка, ориентированный на творческое взаимодействие детей  с казачьим фольклором.

2. Обобщение педагогического опыта, создание презентации по проекту.

ПРОГРАММЫ, МЕТОДИЧЕСКАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, РЕГУЛИРУЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА:

  • От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:Мозаика – Синтез, 2010.
  • М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  • О.Л.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СП.:Детство-Пресс, 2004.
  • « Игра в слова » - «Путешествие в историю и культуру Донского края» Чумичева Р.М.стр.13-15
  • « Народные праздники на Дону – это игра, общение, соревнование» - «Путешествие в историю и культуру Донского края» Чумичева Р.М.стр.86-87
  • Интегрированное занятие «Взрослые и дети» - «Дошкольникам о казачьем крае» стр.81;
  • « Сундучок тетушки Аксиньи» - «Путешествие в историю и культуру Донского края» Чумичева Р.М.стр37-40;
  • Учебно - методические пособия «Казачий костюм», «На казаке и рогожка пригожа» - Т.И. Агуреева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила  перед педагогам...

План работы по самообразованию по теме:«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города»

Цель: Создание условий по формированию нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, её историей и культурой...

Проект.Тема: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с государственными символами России» «Юные патриоты».

Проект.Тема: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с государственными символами России» «Юные патриоты». Патри...

Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей Великой Отечественной Войны в условиях ДОУ».

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию ...

Проект «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем » подготовительная группа

В начале нового учебного года составляются комплексно-тематические план и план воспитательной работы. Данный проект по патриотическому воспитанию очень актуален для воспитателя ДОУ . Его можно использ...