Проект «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем » подготовительная группа
проект (подготовительная группа)

 Мыльникова  Занфира Гарифяновна

В начале нового учебного года составляются комплексно-тематические план и план воспитательной работы. Данный проект по патриотическому воспитанию очень актуален для воспитателя ДОУ . Его можно использовать, как образец. Знакомство детей с родным краем формирует у последних любовь к родному городу и такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_rodnomu_krayu.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа №6 г. Нижние Серги

(дошкольные группы)

Проект

 «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем »

подготовительная группа

                                                                                 

                                                       Воспитатель:

                                                              Мыльникова З.Г.

2023г.

Проект

«Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»

Вид проекта: познавательно – творческий, совместный

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, педагоги группы, родители воспитанников, сотрудники детского сада.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь-май )

      Образовательные области:

 «Познавательное развитие»

«Социально-коммуникативное»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое»

«Физическое развитие»

Актуальность:

                                                                                             Что мы Родиной зовем?
                                                                                                    Дом, где мы с тобой растем,
                                                                                       И березки у дороги,
                                                                                         По которой мы идем
                                                                                             Что мы Родиной зовем?
                                                                                            Солнце в небе голубом.
                                                                                               И душистый, золотистый
                                                                                                       Хлеб за праздничным столом
                                                                                            Что мы Родиной зовем?
                                                                                                     Край, где мы с тобой живем.
                                                                                                                                    В. Степанов

    Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Своевременно созданная благоприятная педагогическая среда, способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

    Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой Родине.

  О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

   Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом.  Ведь недаром писал Академик Д. С. Лихачев

 «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

  Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

   Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться своей семьей, с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

   Родной  город… Надо показать ребенку, что его пусть и небольшой уральский городок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

    Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Задачи:
- проанализировать  педагогическую  и  методическую литературу по данному вопросу, изучить передовой педагогический опыт по теме исследования;
- воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- воспитывать у ребенка любовь и уважение к своему народу, его обычаям, традициям.;                                        - воспитывать  у дошкольников чувство уважения и заботы к Защитникам Отечества;                                                - расширять представления о родном городе, его истории и его особенностях;                                                                       - познакомить детей с достопримечательностями родного края.

     Для решения поставленных задач необходимо выполнение следующих педагогических условий:

  • комплексное использование разных педагогических методов, в их взаимодействии в условиях реализации деятельного подхода;
  • тесное взаимодействие с эмоционально – нравственным, эстетическим, физическим развитием ребёнка;
  • создание предметной среды;
  • организация совместной работы с родителями на позициях партнёрства и сотрудничества.

Материально-техническое сопровождение:

дидактические и наглядные пособия;

методическая литература;

репродукции картин;

картинки с различными видами войск и Защитников Отечества,

фотоальбомы «Мой город»; «Моя семья»;

художественная литература;

мини-музей «Русская изба»

альбом  «Природный парк «Оленьи ручьи»;

презентации, аудиозаписи с песнями военных лет;

карта Урала, России;

символика Свердловской области, Нижнесергинского района, города Нижние Серги, глобус и т.д.

Методы работы с детьми старшего дошкольного возраста:

Наглядный метод - рассматривание альбомов, фотографий, показ видеофильмов, презентаций, «Экологическая тропа», мини-музей «Русская изба»;

Практический метод – экскурсия по городу, встреча с интересными людьми, участие в межрегиональных конкурсах по данной тематике;

Словесный метод – беседы, рассказы, загадки;

Игровой метод - дидактические игры, игровые ситуации;

Формы организации деятельности:

групповая;

подгрупповая;

индивидуальная.

Ожидаемые результаты: 

  Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

Этапы работы

I этап Организационно-теоретический

Срок реализации: сентябрь-октябрь

Цель: повышение своего профессионального уровня, развитие любознательности и познавательной активности.

Изучение нормативных документов, Закона об образование и проекта ФГОС ДО, специальной методической литературы

Детальное изучение имеющегося опыта ДОУ;

Составление перспективного плана по внедрению современных игровых технологий в воспитательно-образовательной работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО;

Составление картотеки дидактических и подвижных игр по краеведению;

Пополнение предметно-развивающей среды

Анкетирование родителей с целью выявления уровня знаний по данной теме;

Оборудование уголка «Край мой родной»

Разработка критериев мониторинга;

Прогнозирование результатов.

II этап Накопительно-практический

Срок реализации: октябрь-апрель

Цель: использование современных игровых технологий в практике дошкольного образовательного учреждения как инновационной педагогической технологии.

Практическая реализация перспективного плана по внедрению современных игровых технологий в воспитательно-образовательной работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО;

Оформление фотоальбома с экскурсии «По улицам родного города»;

Принять активное участие в дополнении оформления макета «Мой город - Нижние Серги»;

Консультации и семинары-практикумы для педагогов ДОУ;

Оформление папок-ширм, проведение индивидуальных консультаций и мастер-классов для родителей воспитанников;

Привлечение родителей в использовании игровых технологий в воспитательно-образовательной работе с детьми.

III этап Заключительный

Срок реализации: май

Цель: повышение познавательного интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей при дальнейшем использовании современных игровых технологий в изучении прошлого и настоящего родного края.

Проведение мониторинга;

Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе;

Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчёт о проделанной работе);

Планирование деятельности и перспектив развития;

Содержание работы:

Месяц

Работа с детьми

Работа с педагогами среды

Работа с родителями

Оснащение предметно-развивающей среды

Сентябрь

Родные просторы (знакомство с местоположением поселка на карте) Ознакомление с символикой России, родного города, области                  Экскурсия «По улицам родного города»

Д/игра «Назови государственную символику»

Познакомить с планом самообразования на учебный год

Познакомить с задачами воспитания и обучения на учебный год. Привлечение родителей к созданию экскурсии

Фотовыставка «Мой город».

Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина – Россия».

Октябрь

НОД   «История родного города» Беседа по теме «Улица, на которой я живу»                 Чтение художественной литературы писателей Урала                  Занятие «Идем по экологическим тропам»

Д/игра «Угадай дерево»

Рисование «Мой любимый город»

Презентация «Мини-музей «Русская изба» в детском саду»

Привлечь к участию в выставке совместных работ с детьми «Нет листвы осенней краше»

Помощь в оформлении фотоальбома

Оформление фотоальбома с экскурсии «По улицам родного города»

Выставка совместных работ детей и родителей  «Нет листвы осенней краше»               Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу»                              Выставка художественной литературы «Наш край»

Ноябрь

НОД  «Коренные народы Урала»     Беседа «Достопримечательность нашего города -санаторий», «Лес – многоэтажный дом»      Утренник, посвященный Дню матери

Д/игра «Угадай национальность»

Подготовить консультацию на тему: «Что такое традиционная культура?»

Привлечь  родителей к изготовлению макетов зданий города.

Презентация «Мини-музей «Русская изба» в детском саду»

Обновление и дополнение оформления макета «Мой город - Нижние Серги»

Декабрь

НОД  «Быт и традиции народов Урала»в  мини-музеу «Русская изба»

 Беседа « Природный парк «Оленьи ручьи», «Важные профессии для нашего города» Природоохраняемая акция «Помогите птицам зимой»

Д/игра «Угадай птицу»

Выступление на педсовете

Показ презентации «Край, в котором мы живем» через сайт ДОУ

Создание альбома «Образцы орнаментов народов Урала»

Январь

Ознакомление с обычаями и традициями русского народа  НОД «Путешествие в историю народной игрушки», «Путешествие в прошлое одежды» Развлечение «Рождественские посиделки»

Совместная подготовка к развлечению

Презентация макета «Мой город - Нижние Серги»

Подготовить консультацию на тему:   «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?» 

Создание картотеки «Игры народов Урала»

Изготовление дидактического материала для новых игр

Февраль

Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества»         Чтение З.Александрова «Дозор», А.Нехода «Летчики» Изготовление поделок папам и дедушкам Проведение традиционного праздника «Широкая Масленица»

Посещение открытых мероприятий в ДОУ

Привлечь  родителей к оформлению фотовыставки

Подготовить консультацию на тему:   «Как знакомить ребенка с историей родного края»

Оформление фотовыставки к празднику Дня  защитника Отечества

Март

Подготовка и проведение утренника, посвященного Международному дню 8 Марта                            Беседа «Чем богат наш край»                         Д/игра «Назови народные праздники»

Представление плана работы с социумом

Привлечение родителей к участию в утреннике

Оформить выставку детских рисунков «Мама - солнышко в окошке!»

Апрель

Викторина «Что мы знаем о нашем крае»

Посещение ГМО и обмен опытом работы с педагогами

Подготовить консультацию «Воспитание патриотических чувств у дошкольника»

Принять участие в конкурсах на выбор : «Родословная моей семьи», «Достопримечательности моего города»

Пополнить библиотеку группы литературой о нашем крае

Выставка детских работ: «Родословная моей семьи», «Достопримечательности моего города»

Май

Экскурсия к местному памятнику Героям-революционерам

 Д/игра «Угадай цветок»

Отчет о проведенной работе над выбранной темой

Принять участие в праздновании и шествии на 9 мая

Индивидуальные беседы

Рекомендации родителям на летний период

Публикация собственного опыта педагогической деятельности в интернет- сайтах.

Литература:

Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.

Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.

Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.

Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.

Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.

Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.

Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.

Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.

Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.

Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ»("Покров на Дону")

Главное назначение проекта "Покров на Дону"  - ознакомление дошкольников с историей донского казачьего края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее...

Практико-значимый проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность о Великой Отечественной войне»

Приобщение детей к культуре и традициям своего народа является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Очень важно донести до дошкольников и сохранить историческое ге...

«Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила  перед педагогам...