Главные вкладки

    План работы по самообразованию по теме:«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города»
    учебно-методический материал (подготовительная группа)

    Цель: Создание условий по формированию нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, её историей и культурой

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл motchanova_i.p.-samoobr.docx285.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    а.png

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    города Иркутска детский сад № 175

    ПЛАН РАБОТЫ

    по самообразованию

    Тема: «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города»

    Разработал:

    воспитатель

    группы № 3

    Мотчанова И.П.

    г. Иркутск, 2019-2020 г.

    Пояснительная записка.
       Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
       Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
       Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это уважение к культуре своей страны, ощущение неразрывности с окружающим миром, гордость за свой народ и свою Родину.
       Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. 
       Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

    2.  Обоснование актуальности темы.
       О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
       Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
       Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
       Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, областью,  а затем и со страной, ее столицей и символикой. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, своими новинками, лучшими людьми.
    Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом.
       Поэтому воспитание любви к своему Отчеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

    3. Цель: Создать условия по формированию нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, её историей и культурой.

    4. Задачи:

    Образовательные задачи:

    - формировать у детей нравственно- патриотические чувства; обогащать и углублять знания детей о семье, городе, стране, умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности;

    - пополнять активный словарь детей;

    Развивающие задачи:

    - развивать познавательный интерес к изучению истории родного города;

    - расширять кругозор детей, закреплять знания детей о родном городе;

    Воспитательные задачи:

    - воспитывать у детей привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

    - воспитывать уважение к труду людей, живущих в городе;

    - развивать чувство ответственности и гордости за достижения города;

    - воспитывать любовь к родному городу, желание видеть его красивым;

    - воспитывать бережное отношение к природе и всему живому

    5. Задачи по работе с родителями:

    • Привлечь родителей принять непосредственное участие в совместной практической деятельности с детьми, тем самым сблизить интересы детей и родителей.
    • Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка.

    Перспективно-тематический план работы с детьми

    Месяц

    Сентябрь

    Название раздела

    Наша область на карте России

    Задачи

    1.Познакомить детей с географическим положением Иркутской области. Наша область на карте России, расширять знания детей об истории родного края, о его богатом прошлом, о коренных жителях области.

    2.Формировать  представление   о  территории  области, городах  и  поселках; учить  умению находить и показывать на физической карте г. Иркутск. Развивать умение работать с картой.

    3.Знакомство с климатическими, природными и погодными особенностями.

    4.Дать представление о нашей области, знакомство с историей города Иркутск.

    Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

    Блок занятий, бесед  «Наша область на карте России»

    • Беседы: «Наша страна - Россия»; «Мы живем в Иркутске»
    • Рассматривание иллюстраций из альбома «Город, который люблю»
    • Беседа «Визитная карточка города – герб, флаг»
    • Рассказ – презентация. Знакомство с историей о происхождении Иркутска  (местоположение, прошлое и настоящее, особенности, достопримечательности, геральдика)
    • Изготовление альбома «Родная сторонушка»
    • Рисование «Мой край – край будущего»

    Экскурсии:

    • Виртуальная экскурсия по карте Иркутска

    Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

    • Игра «Фотограф»
    • Игра «Путешествие по карте»

    Конкурсы, выставки:

    •  «Мой край – край будущего»

    Содружество с семьей:

    • Подборка материала и изготовление альбома «Прошлое и настоящее Иркутска»

    Месяц

    Октябрь – ноябрь

    Название раздела

    Мой родной край – Прибайкалье

    Задачи

    1. Что Мы знаем о родном крае? (Советы Нерпёнка)

    2. Город, где я живу.  Иркутск – центр Прибайкалья.

    3. Улица, на которой я живу.

    4. Узнать,  почему Байкал называют  жемчужиной Сибири.

    Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

    • Беседы «Что я знаю о своём городе?», «Красная книга Иркутской области», «Байкал - жемчужина Сибири»
    • Рассматривание открыток, альбома «Красная книга Иркутской области»
    • Разыгрывание ситуаций «Что будет, если…»,
    • «Представьте себе, что …»
    • Краткосрочный проект «Чистый мир»
    1. Советы Нерпёнка по правилам безопасного поведения:
    1.  1. Как вести себя в природе Прибайкалья
    2.  2. Как вести себя в городе
    3.  3. Как вести себя в общении со сверстниками и взрослыми.
    4.  4. Как вести себя дома
    5. 5.Бережное отношение ко всему живому

    Месяц

    Ноябрь

    Название раздела

    Экономика Иркутской области

    Задачи

    1.Познакомиться с экономикой родного края, узнать, какие отрасли промышленности есть в нашем крае, что они производят.

    2.Познакомить детей с подземными богатствами нашей области, с разнообразием природных ископаемых: каменный уголь, газ, железо, нефть, торф, золото, серебро . 
    3.Знакомство с картой полезных ископаемых.

    4.   Показать, что природные богатства страны исчерпываются и требуют

           охраны      

    Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

     Блок занятий, бесед  «Экономика Иркутской области»

    • Презентация « Полезные ископаемые нашего края»
    • Составление рассказов на тему: «Будущее нашего края»
    • Беседа «Чем наш край отличается от других?»
    • Беседа «За что мы любим нашу «малую Родину»
    • Рассказ воспитателя « Что выпускает наша промышленность?»

    Экскурсии:

    • Путешествие по карте с полезными ископаемыми

    Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

    • Сюжетно-ролевая игра «Мы - путешественники»
    • Дидактическая игра « Найди пару»
    • Дидактическая игра «Что будет, если…»
    • Дидактическая игра « Что за чем»

    Содружество с семьей:

    Сбор информации по теме месяца.

    Месяц

    Декабрь

    Название раздела

    «Район, в котором я живу»

    Задачи

    1.Продолжать знакомить детей с родным городом, развивать коммуникативные умения.

    2.Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса.

    3.Учить детей правилам безопасного перехода через дорогу, обогащать словарь детей словами: газон, тротуары, пешеходный переход, пешеходы, проезжая часть.

    4. Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к  другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки.

    Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

    Блок занятий, бесед  «Район в котором я живу»

    • Мой родной город, район, где я живу
    • Беседа «Старые и новые улицы города. История названия улиц (в честь кого названы улицы). История названия города»
    • Беседа «Дом, улица, адрес»
    • Беседа « Я люблю свой детский сад и район, где я живу»
    • Беседа о профессиях родителей, людей, работающих в детском саду
    • Пометка на карте района (каким-либо значком) самых интересных объектов, детского сада
    • Составление схемы "Я иду в свой детский сад" (дорога из дома в детский сад)
    • Чтение стихов и прослушивание песен о родном городе
    • Беседа «Город и горожане

    Экскурсии:

    • Азбука пешехода
    • К памятнику боевой славы
    • В краеведческий музей

    Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

    • «Дом, семья»
    • Улица моего города»
    • «Строители»
    •  «Почта»
    • Подвижные и дидактические игры «Клубочек», «Мой домашний адрес», «Я живу на улице…»

    Конкурсы, выставки:

    • Рисунки «Природа моего края»
    • Выставка « Улицы города», « Мой дом»

    Содружество с семьей:

    • Изготовление альбома «Район, в котором я живу»;
    • Оформление фотовыставки «Любимый уголок города моей семьи»

    Месяц

    Январь

    Название раздела

    Коренные жители

    Задачи

    1.Познакомить  с  национальным  составом  населения  области, о коренных жителях  сибирской земли.

    2.Сформировать  первичное представление о коренных жителях нашей области, их культурных традициях.

    3.Формировать представление о том, что в родном городе дружно живут люди разных национальностей, развивать понимание того, что все люди одинаковы и равны.

    4.Знакомство с фольклором коренных народностей, их музыкальными инструментами, с народными играми.

    5.Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей, пола, возраста, внешнего облика, физических недостатков.

    Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

    Блок занятий, бесед  «Коренные жители»

    • Беседа «Все мы разные, но все мы равные».
    • Беседа «Особенности проживания коренного населения», «Обычаи бурят, татар, русских», «Что нам расскажет одежда коренного населения?» (презентации, рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей)
    • Беседы-ситуации: «Что расскажем и покажем мы гостям о бурятах – коренных жителях области»

    « Сказка мудростью богата»

    •  Беседа « Сказка ложь, да в ней намёк …»

    (рассуждение о том, чему учат русские народные сказки)

    • Чтение сказок, рассказов и местных авторов, их обсуждение: «Сибирские сказы» 
    • Творческая мастерская: изготовление поделок с бисером Продуктивная деятельность « Дружат дети всей Земли»
    • Разыгрывание различных проблемных ситуаций. Рассуждение с детьми о том, в чём ценность и уникальность каждого человека на Земле
    • Слушание национальных бурятских песен, музыки
    • «Народы, живущие в Иркутской области» - создание мини-музея

    Экскурсии:

    • Экскурсия в краеведческий музей

    Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

    • Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Иркутску»
    • Дидактическая игра: «Кто в какой стране  живет»

    Конкурсы, выставки:

    • Выставка « Жильё коренных жителей Сибири»

    Содружество с семьей:

    • Семейные национальные праздники (бурятские, русские и др.);
    • Мастер – класс « Изготовление жилища»

    Месяц

    Февраль

    Название раздела

    Заповедные места

    Задачи

    1.Познакомить детей с заповедниками Сибири, дать первоначальные знания о природных заповедниках, формировать основы экологического мировоззрения.

    2.Уточнить и систематизировать представление детей об условиях среды, к которой приспособились животные и растения в нашем крае, показать детям, что внешний вид растений зависит от окружающей среды и условий произрастания.

    3.Развивать у детей первоначальные представления и  познавательный интерес к жизни животных и растений нашего края, о правилах поведения в природе

    4.Воспитывать бережное отношение к родной природе. патриотические чувства.

    Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

    Блок занятий, бесед  «Заповедные места» 

    • Беседа Что такое заповедник?
    • Презентация « Заповедники Прибайкалья»
    • Подбор и оформление альбома «Растительный и животный мир Байкала». Рассматривание гербария, иллюстраций, слайдов
    • Загадки про растения, деревья, решение экологических задачек
    • Чтение познавательной,  художественной и познавательной литературы
    • Рисование на тему «Животные, птицы, растения заповедников Прибайкалья»

    Экскурсии:

    • Экскурсия в краеведческий музей знакомство с животными Сибири (звери, птицы)

    Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

    • Дидактические игры: «У кого какой домик», «Узнай по описанию», «Кто где живет»
    • Дидактические игры: «Какие растут деревья»,  «Какие бывают кустарники», «С какого дерева листок»
    • Сюжетно – ролевая игра « Путешествие по заповеднику»

    Конкурсы, выставки:

    • Выставка работ «Я и природа»

    Содружество с семьей:

    • Экологическая акция « Накормите зимующих птиц»
    • Изготовление и развешивания кормушек совместно с родителями
    • « Животный мир нашего города и его окрестностей» - слайд – шоу, сделанный родителями

    Месяц

    Март

    Название раздела

    Достопримечательности города

    Задачи

    1.Знакомить воспитанников с достопримечательностями  города Иркутска. Дать знания об архитектуре родного города.

    2.Закрепить знания детей о родном городе, о его прошлом и настоящем, познакомить с основными достопримечательностями города и его окрестности.

    3.Закрепить умение ориентироваться по карте - схеме по городу, находить его достопримечательности, знакомые   улицы.

    4.Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к малой Родине.

    Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

    Блок занятий, бесед  «Достопримечательности города»

    • Викторина « Мы по городу идём»;
    • Кроссворды, викторина
    • Путешествие по городу по карте – схеме « Найди знакомый памятник»
    •  Презентация «Достопримечательности города»

    Экскурсии:

    • Экскурсия « Мой любимый памятник»

    Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

    • Дидактическая игра «Что в родном городе есть?»
    • Д/ игра « Где что находится?»
    • Д/ игра « Узнай и назови место (здание, памятник)»
    • Д/ игра « Найди отличие»

    Конкурсы, выставки:

    • Оформление газеты « Памятники Иркутска»

    Содружество с семьей:

    Сбор информации для презентации «Достопримечательности города»

    Месяц

    Апрель

    Название раздела

    Люди, прославившие город

    Задачи

    • Познакомить детей со знаменитыми  людьми Иркутска.
    • Дать знания о людях, прославивших малую Родину: композиторы, певцы, спортсмены и т.д.
    • Формировать уважительное отношение к ним, подчеркнуть, что такие люди – «настоящие патриоты своей страны». Объяснить детям, что значит слово «патриот».
    • Воспитывать чувство товарищества, коллективизма, умение контролировать свои поступки.
    • Познакомить детей  с профессией «космонавт», историей развития космонавтики в нашей стране, рассказать детям, кто из космонавтов связан с Иркутском.

    Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

    Блок занятий, бесед  «Люди, прославившие наш город»

    • Презентация «Знаменитые люди Иркутска»
    • Конструирование «Наш город в будущем»
    • Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается;
    • Рассказ воспитателя о космонавтах, познакомить с подвигом космонавта нашей Родины – выходом в открытый космос А. Леонова
    • Чтение: М. Водопьянов «Космонавт-1», «106 минут вне Земли», Г. Юрмин «Счастливого пути, космонавт»
    • Рисование « Полёт к звёздам»

    Экскурсии:

    Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

    • Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Космонавты»
    • Дидактическая игра «Космонавты»
    • Дидактическая игра «Что космонавт возьмет с собой в путешествие?»
    • Дидактическая игра «Вредная и полезная еда»

    Конкурсы, выставки:

    • Конкурс рисунков «Космос»;

    Содружество с семьей:

    • Изготовление макета « Космос»

    Месяц

    Май

    Название раздела

    Любим, помним, чтим

    Задачи

    • Формировать представление о героизме.
    • Уточнять и расширять представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны.
    • Дать представление о детях героях ВОВ.
    • Воспитывать патриотизм, желание больше узнать о прошлом своей Родины, чувство уважения к ветеранам ВОВ, гордость за их героические подвиги, развивать патриотические чувства.

    Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

    Блок занятий, бесед  «Любим, помним, чтим»

    • Беседа «Что такое героизм?»
    • Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны
    • Чтение отрывка из рассказа М. Петрова «Последние метры»
    • Рассматривание иллюстрации «Парад на Красной площади»
    • Рассказ воспитателя «Дети Иркутска – герои войны»
    • Стенд с фотографиями орденов и медалей.
    • Чтение: А. Печеская  «Дети – герои Великой Отечественной войны»
    • Продуктивная деятельность: лепка «Вечный огонь»
    • Стихотворение наизусть Р. Рождественского «Помните! Через века,  через  года, - Помните!»

    Экскурсии:

    • Экскурсия к мемориалу Победы с возложением цветов погибшим участникам ВОВ

    Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

    «Мы – защитники Отечества»

    Содружество с семьей:

    • Изготовление праздничных открыток « Спасибо деду за Победу»
    • Мини – музей «Города - герои 1941-1945 гг.»
    • Альбом « Великая Отечественная война глазами детей XXI века»

    План работы с родителями

    по патриотическому воспитанию дошкольников

    Формы работы

    Содержание работы

    Анкетирование

    и опросы

    Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей.

    Наглядная педагогическая информация

    Папки – передвижки:

    « По улочкам родного города», «Родной край: история и современность»,  «День защитника Отечества», «9 Мая – День Победы», «Формирование патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края»,

    «Азбука патриотизма», «Наша родина - Россия», «Знакомство с Конвенцией о правах детей» и др.

    Подборка книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей.

    Памятки для родителей:

    «Где побывать с ребенком»

    «Как провести свой досуг»

     «Известные люди о воспитании любви к Родине»

    «Воспитание любви к родному городу в семье и детском саду»,

    «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне»

    Консультации

    «Воспитание у детей любви к родной природе»  

    «Гражданин воспитывается с детства»     

    «Мой дом. Мой город - Иркутск»

     «Прогулки с детьми по городу»

     «Как знакомим детей с окружающим миром»

     «Роль семьи в воспитание патриотических чувств у дошкольников»,

    «Педагоги и родители — творческий тандем»

    «Что такое Родина?»

    «Крепка семья — сильна Россия»

    «Знакомим детей с русским народным творчеством»

    «Читаем сказки коренных жителей Сибири

    Родительское собрание

    Проведение родительского собрания «Патриотическое воспитание старших дошкольников»

    Совместная деятельность детей, родителей и педагогов

    Выставки: «Осенняя ярмарка», «Новогодние игрушки»  

    Участие родителей в благоустройстве участка детского сада, постройка зимнего городка

    Фотовыставки: «Отдыхаем всей семьей на природе»,

    «Самые близкая и родная – моя мамочка», «Мой папа в Армии служил», « Любимый уголок в городе»

    Выставки семейного рисунка:

    «Самое красивое место в нашем городе»

     «Вот - моя улица, вот - мой дом родной»

     «Наша армия сильна…»

     «Война глазами детей»

    Рассказы об истории семьи: «История нашей фамилии»

    «Чем знамениты наши предки»

    Оформление центра патриотического воспитания в группе

    Конкурс «Изготовление макета»

    Продукт совместной деятельности с родителями

    Лэпбук «Мы живём в России»

     Альбом « Великая Отечественная война глазами детей XXI века »

    Акции

    «Покормите птиц зимой»

    «Мой город – чистый город»

    «Новогодние игрушки»

    Акция к дню Победы: изготовление открыток для ветеранов ВОВ

     « Спасибо деду за Победу»

    Методическая литература

    Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» – М.: Просвещение, 2005. – 34 с.

    Дмитриенко З.С, Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 37 с.

    Зеленая, Н.Г. «Мы живём в России» – М.: «Скрипторий», 2008. – 29 с.

    Кондрыкинская, Л.А. «С чего начинается Родина» –  М.: Сфера, 2004. – 77 с.

     Маханева, М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» – М.: АРКТИ, 2004. – 56 с.

    О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Санкт-Петербург, 2004.

    Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1999.

    Белая К.Ю. «Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека» – М.: Школьная Пресса, 2010.

    Мосалова Л.Л. «Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста» – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.

    Шорыгина Т.А. «Беседы о правах  ребёнка» - М.: ТЦ «Сфера», 2008


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края.

    Нравственно-патриотическое воспитание одно из важных направлений в дошкольном образование, предлагаю перспективное планирование для старшего дошкольного возраста. План составлен с учетом того, ч...

    Доклад "Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного посёлка"

    Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого,не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человек...