Главные вкладки

    Доклад "Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного посёлка"
    материал на тему

    Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого,

    не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

    Не случайно и академик Д. С. Лихачев говорил: «Воспитание любви к

    родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».

    Воспитание любви дошкольников к малой Родине – это первый этап в

    воспитании патриотизма. Для наших детей это посёлок Касторное.

    Почти все наши воспитанники родились в нашем посёлке. Знакомство дошкольников с родным посёлком оказалось не такой простой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство посёлка, историю его возникновения, достопримечательности

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого,

    не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

    Не случайно и академик Д. С. Лихачев говорил: «Воспитание любви к

    родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».

    Воспитание любви дошкольников к малой Родине – это первый этап в

    воспитании патриотизма. Для наших детей это посёлок Касторное.

    Почти все наши воспитанники родились в нашем посёлке. Знакомство дошкольников с родным посёлком оказалось не такой простой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство посёлка, историю его возникновения, достопримечательности.

    Воспитывая у детей любовь к своему посёлку, мы старались подвести их к пониманию, что их посёлок– частица Родины.

    Данная работа была разбита на следующие блоки:

    1. История возникновения посёлка Касторное.

    2. Природа родного края, его природные богатства.

    3. Промышленные объекты посёлка, основные профессии людей на этих предприятиях.

    4. Символика и достопримечательности посёлка.

    5. Знаменитые люди, прославившие нашего посёлка.

    6. Культурное наследие родного посёлка.

    Каждый блок включает в себя как специально организованную

    образовательную деятельность, так и другие виды деятельности: беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры и т. д. В годовом планировании темы всех блоков чередуются. Степень раскрытия темы и уровень её рассмотрения с детьми определялись возрастом детей, конкретными особенностями их развития, возможностями взрослых, оснащённостью процесса.

    В ходе работы дети испытывали огромный интерес к данной теме, с

    удовольствием слушали познавательные рассказы о прошлом и настоящем нашего посёлка.

    Для реализации этой увлеченности был создан мини-центр

    «Родной посёлок». В нем собран наиболее актуальный материал о родном посёлке, включающий как сведения об историческом прошлом, так и о его современном культурном облике: иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы: «История возникновения посёлка», «Промышленность посёлка», «Наука, образование и культура», «Знаменитые земляки», «В годы Великой

    Отечественной войны», «Наше духовное наследие», «Достопримечательности», «Архитектура», «Спорт», подбор стихов о посёлке, карта посёлка, символика посёлка(флаг, герб),

    макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения посёлка).

    В ходе непосредственно образовательной деятельности дети

    познакомились с символикой посёлка. С помощью наводящих вопросов дошкольники смогли разобраться в значении символов, изображенных на гербе Касторного.

    Проведенные с детьми игры «Найди герб нашего посёлка среди

    других», «Сложи герб по памяти» помогли закрепить знания дошкольников по данному разделу.

    Путешествие в прошлое завершилось непосредственно образовательной

    деятельностью «Наш посёлок Касторное», которое было проведено в форме викторин, заданий и игр.

    Так, с помощью приема «дробления и объединения» дошкольники смогли понять, из каких частей состоит наш посёлок.

    Игра «Доскажи словечко» помогла

    уточнить представление об улицах посёлка и их названии.

    Игра «Часть – целое»

    помогла понять детям, что всё является частичкой чего-то, что все

    взаимосвязано. Например, дом – это частица Касторного.

    С помощью экспериментальной деятельности дошкольники познакомились с богатством Касторенской земли.

    А организованная совместно с родителями фотовыставка «Папа, мама на работе» помогла закрепить содержание труда взрослых в родном посёлке: учитель, врач, строитель, милиционер, водитель. Дошкольники увидели важность и значимость труда их родителей.

    Интересным было путешествие «Транспорт на улицах нашего посёлка». Дети классифицировали транспорт по функциям, находили сходство и отличие. С помощью игрового упражнения «Что было раньше» по генетическому принципу выстроили линию

    развития транспорта от телеги до современной ракеты.

    Игра «Взаимный обмен» дала простор фантазии и мышления,

    сравнивая человека с транспортом, а затем производя взаимный обмен свойствами между этими классами.

    Не менее интересно было проведение "мини-исследований". Мы вместе с родителями выбирали и определяли тему исследования,

    разумно ограничивая её "территориальные" и "временные рамки",

    например, исследование не истории посёлка вообще, а историю улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.

    Вся работа по патриотическому воспитанию проходила в тесном контакте с семьёй. Родители были активными участниками всех праздников, помогали в оформлении фотовыставок о родном посёлке, о родном крае, участвовали в конкурсах рисунков, поделок.

    Организация совместных творческих домашних

    заданий - придумывание и изображение герба своей семьи, создание

    фотоальбома «Мой посёлок и я», выращивание комнатных цветов для группы объединило родителей и детей, обогатило общение между ними и доставило радость.

    Проведенная для родителей консультация на тему: «Семейный маршрут

    выходного дня», родительское собрание в форме устного журнала на тему

    «Учим детей любить и беречь свой посёлок» помогли родителям стать для своих детей примером отношения к своему посёлку, к месту, где живёшь.

    Анализ проделанной работы по ознакомлению детей старшего

    дошкольного возраста с историей, культурой и природой родного края позволил убедиться в доступности для понимания детьми этой темы.

    Использование материалов об истории посёлка, его людях и достопримечательностях в педагогическом процессе позволяет

    воспитать чувство гордости и уважения за свою страну и посёлок.

    В ходе работы установлено, что эффективнее ознакомление с родным краем будет происходить при налаженной системе «воспитатель-ребёнок-родители».

    Список литературы:

    1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ,

    2005. 247с.

    2. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. М.: ТЦ

    Сфера, 1999. 112с.

    3. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6

    лет. М.: ТЦ Сфера, 2007. 224с.

    4. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников:

    Методические рекомендации [Электронный ресурс]. – Режим доступа:__


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края.

    Нравственно-патриотическое воспитание одно из важных направлений в дошкольном образование, предлагаю перспективное планирование для старшего дошкольного возраста. План составлен с учетом того, ч...

    Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края в образовательном пространстве ДОО

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Бэпембэ» села Акъяр муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкорто...

    План работы по самообразованию по теме:«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города»

    Цель: Создание условий по формированию нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, её историей и культурой...