Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр.
статья (старшая группа) на тему

Внимание - одна из основных психических функций, на которой базируется обучение. Внимание отражает функциональное состояние человеческого мозга. Основными свойствами внимания являются объем, устойчивость, переключение, интенсивность, концентрация, распределение. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр.

В.В.Перевертайлова

ГБДОУ №28 Пушкинского района Санкт-Петербурга,

Изменения в дошкольном образовании вызывает две противоположные тенденции. Первая - это гуманизация целей и принципов педагогического процесса и осуществление личностно ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми. Вторая – это стремление к раннему обучению с использованием школьных форм обучения. В итоге игнорируются особенности дошкольного периода, его потенциальные возможности не реализуются. Психическое развитие должно проходить в дошкольных видах деятельности и учитывать специфику данного возраста, что неоднократно подчеркивали А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин в своей теории о ведущих видах деятельности.

Дошкольный возраст это период когда создаются наиболее благоприятные условия для развития внимания, оно определяет развитие всех высших психических функций ребенка и необходимо для выполнения любой деятельности. В связи с быстрым развитием информационных технологий, изучение свойств внимания ребёнка данного возраста становится всё более актуальным.

Внимание - одна из основных психических функций, на которой базируется обучение. Внимание отражает функциональное состояние человеческого мозга. Основными свойствами внимания являются объем, устойчивость, переключение, интенсивность, концентрация, распределение.

В детском возрасте внимание неустойчиво и непроизвольно. Во многом оно связано с интересами ребенка по отношению к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями.

 Специалисты, работающие в дошкольных учреждениях, отмечают у детей неустойчивость внимания, что в дальнейшем может сказаться на успеваемости в школе. Жалобы на недостаток внимания и усидчивости у школьников составляет 90% всех жалоб со стороны родителей и учителей. Следовательно, внимание необходимо развивать, используя различные способы и приемы.

Большой вклад в разработку проблемы воспитания внимания внесли отечественные психологи Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн.

В экспериментальных исследованиях внимания детей дошкольного возраста показано, что у них слабо развиты такие свойства внимания как распределение и переключение. Вместе с тем, в возрасте от пяти до восьми лет происходит структурная перестройка функции внимания. Если вначале центральным свойством выступает объем внимания, то в дальнейшем эта роль переходит к устойчивости, распределению и переключению, а у детей семи лет наблюдается возникновение единого структурного комплекса  

Поскольку игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, то целесообразно говорить о связи игры и внимания. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В игре дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Специальными наблюдениями установлено, что если у детей младшего возраста (3-4 года) продолжительность деятельности при выполнении какого-либо задания взрослых в среднем не превышает 17,5 минут, то в условиях дидактической игры она достигает 22,1 минуты; у дошкольников 5-6 лет в первом случае продолжительность деятельности 62,8 минуты, во втором – 71,7 минут.

В последнее время  в педагогической науке появилось целое направление - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста.  Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: В.Н. Аванесовой, Ф.Н. Блехер, З.М. Богуславской, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером, Е.Ф.Иваницкой, Е.И. Радиной, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, А.П. Усовой, Б.И. Хачапуридзе и др.. Во всех их исследованиях подтверждается  взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

О развивающем значении игры говорится в исследованиях Р.И.Жуковской, Н.Я. Михайленко, А.П.Усовой,  Д.Б. Эльконина и др.

Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А.П.Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность».  

Психолог А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовали бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».

Для  успешного  обучения  в школе  необходимо  раннее выявление и коррекция нарушений внимания у детей  уже старшего  дошкольного возраста. Анализ доступной нам научной литературы показывает, что имеется опыт разработки и применения дидактических игр для развития свойств внимания. Однако  рекомендации  для  педагогов и практических  психологов  относятся в основном к начальной  школе и недостаточно раскрывают  специфику использования дидактических игр при организации  работы, направленной на развитие внимания с  детьми   дошкольного возраста. Обнаруживается противоречие между необходимостью развития свойств внимания дошкольников посредством дидактических игр и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории и практике дошкольного образования. Это и обусловило актуальность рассмотрения нами данного вопроса.

Все вышеизложенное определило тему нашего исследования: «Дидактическая игра как средство развития внимания у детей старшего дошкольного возраста» и позволило нам сформулировать следующую цель исследования: теоретическое обоснование  и апробирование эффективности использования  дидактической игры как средства развития свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Мы предположили, что развитие свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста будет происходить эффективнее в том случае, если:

  • в процессе обучения будут использоваться дидактические игры, которые смогут повысить целенаправленность, концентрацию, объем и переключение внимания дошкольника,
  • обеспечивается  целенаправленный отбор этих дидактических игр,
  • данные дидактические игры будут систематически включаться  в жизнь ребенка.

На первом этапе работы нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было выявление у старшего дошкольника уровня развития свойств внимания. Для этого нами были использованы методики, направленные на развитие свойств внимания (методика Шульте, методика Рея «Переплетенные линии», методика «Найди и вычеркни», методика «Треугольники», методика Бурдона «Корректурная проба»).

 Исследование проводилось в Государственном дошкольном образовательном учреждении №13 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников Пушкинского района Санкт – Петербурга.

В исследовании принимали участие  24 ребенка: из них 13 девочек и 11 мальчиков в возрасте 6-7 лет. Исследование проводилось во второй половине дня, в свободное от занятий время, когда дети занимались свободной игровой деятельностью. Исследования проводилось с каждым ребенком индивидуально. Все выбранные методики рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста, т.е. детей 6-7 лет.  

Данные, полученные в констатирующем эксперименте, показали следующее распределение детей 6-7 лет по уровням развития свойств внимания:

  •  У большинства исследуемых (40%) дошкольников средний уровень развития объема внимания; высокий уровень показали 24% респондентов, и 36% детей характеризуются низким уровнем развития объема внимания.
  • Распределение  детей по уровням развития продуктивности и устойчивости внимания оказалось одинаковое. У большинства дошкольников средний уровень продуктивности и устойчивости внимания (40%). Высоким уровнем развития указанных свойств внимания характеризуются 30% старших дошкольников исследуемой группы. Столько же детей имеют низкий уровень продуктивности и устойчивости внимания.
  • Большинство детей имеют средний уровень переключения внимания – 64%, далее, 24% дошкольников характеризуются низким уровнем развития указанного свойства внимания, и всего лишь 12% детей свойственен высокий уровень.
  • Высокий и средний уровень распределения внимания имеют по 36% старших дошкольников из исследуемой группы, и 28% детей имеют низкий уровень распределения внимания.

Итак, нами был выявлен  низкий уровень развития следующих свойств внимания:

  • объема внимания - у 36% детей;
  • продуктивности и устойчивости внимания -  у 30% старших дошкольников;
  • переключения внимания – у 24% дошкольников;
  • распределения внимания – у 28% детей.  

Таким образом, у большей части исследуемых дошкольников уровень развития свойств внимания соответствует средневозрастным нормам, вместе с тем, довольно высок процент детей, характеризующихся низким уровнем развития указанных свойств. Преобладает низкий уровень развития объема внимания.

Полученные результаты говорят о необходимости разработки системы психолого-педагогической работы, направленной на развитие у старших дошкольников свойств внимания посредством использования дидактических игр.

Разработка и реализация системы психолого-педагогической работы по развитию у старших дошкольников свойств внимания посредством использования дидактических игр определили сущность второго этапа нашей работы.

Разработанная нами система психолого - педагогической работы рассчитана минимум на три месяца и состоит из трех блоков:

1 блок - работа с воспитателями с целью совершенствования профессиональной подготовки педагогов ДОУ, обеспечивающей развитие свойств внимания старших дошкольников в процессе использования дидактических игр. Формами работы с педагогами явились: теоретический семинар по вопросам развития свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста при использовании дидактической игры, консультация по вопросам использования дидактических игр, консультация по планированию дидактических игр и по  индивидуальной работе с детьми.

  1. блок - просветительская и консультативная работа с родителями. При реализации этого направления работы был оформлен стенд «Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста».  Проведены консультация «Особенности внимания у детей 3-7 лет» и  консультация – практикум «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей!» с домашним заданием для родителей» (Цель задания: заинтересовать и совместно с ребёнком поиграть в развивающую игру – головоломку «Раскрась по цифрам»).

3 блок - психолого – педагогическая работа с детьми, которая проводилась по двум направлениям: первое - использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение,  второе использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

Игра  - это ведущая  деятельность детей дошкольного возраста. В игре  дети получают новые знания и реализуют свои впечатления. Поэтому мы в своей программе подбирали и применяли  различные дидактические игры с учетом возраста и интересов детей, а также использовали игры, предложенные А.А.Осиповой, которые способствуют развитию основных свойств внимания через одновременное развитие и слухового и зрительного восприятия, и памяти,  и мышления,  и общей моторики.

С детьми было проведено 20 занятий, продолжительностью от 20 до 30 минут. Каждое из них включало дидактические игры, направленные на развитие следующих свойств внимания: объема, устойчивости, продуктивности, переключаемости и распределения. Наша коррекционная программа построена на использовании интересного наглядного материала, чередовании дидактических и подвижных игр, на проведении физкультминуток и упражнений на релаксацию. Игры тщательно отбирались в соответствии с целью работы и возрастом детей, постоянно  и систематически использовались в работе с детьми. В процессе этих занятий у детей наблюдался высокий интерес к играм, дети проявляли инициативу и уверенность в своих действиях.

На третьем этапе работы для определения эффективности разработанной нами системы психолого-педагогической работы была проведена повторная диагностика развития свойств внимания.

Результаты контрольного эксперимента показали эффективность использования дидактической игры и позволили сделать выводы о том, что позитивные изменения произошли по всем направлениям работы:

  • Воспитатели повысили свой уровень психолого – педагогических знаний о возрастных особенностях детей, обогатили знания в применении и использовании дидактических игр. На теоретическом семинаре по вопросам развития свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста при использовании дидактической игры педагоги выслушали выступление экспериментатора, заслушали результаты диагностики развития свойств внимания. Теоретическое выступление экспериментатора вызвало активное обсуждение психологических аспектов, а также возможностей дошкольного возраста в плане развития внимания. В результате обсуждения педагоги все же пришли к выводу о необходимости специальной работы по данному направлению: «Нам необходимо заняться решением этого вопроса, причем не только с детьми, но и с родителями!»  
  • Расширились представления родителей о возрастных особенностях развития свойств внимания, родители познакомились со структурой дидактической игры и её обучающими задачами,  повысилась компетентность родителей в вопросе психического развития их детей.
  • У детей 6-7 лет по окончанию формирующей работы произошли явные положительные изменения в развитии основных свойств внимания: достоверно повысились показатели выполнения методик, направленных на выявление уровня развития свойств внимания. Детям стало легче выполнять задания, в которых требуется переключение и распределение внимания, они тратили меньше времени на их выполнение, допускали меньше ошибок, стали использовать приемы самоконтроля - это и проговаривание шепотом инструкции, и проверка работы, и ориентировка на образец, и др.

Достоверность различий была подтверждена при помощи критерия Стьюдента. Наибольшее влияние специально организованной работы с использованием дидактических игр проявилось в таких свойствах внимания, как концентрация, устойчивость, распределение и переключение. 

Таким образом, проанализировав полученные данные можно сделать вывод об эффективности проведенной нами работы и целесообразности использования  дидактических игр для развития свойств внимания в старшем дошкольном возрасте.

Анализ научной литературы и проведенные эксперименты подтвердили нашу гипотезу.

Работа над этой проблемой открыла нам много нового в изучении свойств внимания. Она позволила лучше разбираться в методах изучения и развития внимания, а так же наметить дальнейшие пути исследования по проблеме развития свойств внимания с использованием дидактических игр, изучения потенциальных возможностей дидактической игры в развитии других психических процессов: памяти, речи, восприятия, воображения, мышления.

Практическая значимость работы состоит в том, что предложенная нами система дидактических игр может быть применима в любом дошкольном образовательном учреждении в повседневной работе с детьми.

Список литературы.

  1. Бондаренко А.К., Матусик А.И. «Воспитание детей в игре» (пособие для воспитателя детского сада). – М.: Просвещение, 2005. – 218 с.
  2. Дормашев Ю.Б. «Психология внимания»: Учебник - М.: Флинта, 2002. – 316 с.
  3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости». – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464с.
  4. Михайленко Н.Я., Поддъяков Н.Н. «Проблемы дошкольной игры. Психолого-педагогический аспект». – М.: Педагогика, 2007. – 154 с.
  5. Осипова А.А., Малашинская Л.И. «Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5—9 лет». — М.: ТЦ Сфера, 2004 – 104с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие двигательного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством использования сюжетных подвижных игр.

Детское двигательное творчество – это первоначальная ступень в развитии зрелой творческой деятельности. Оно развивается поэтапно при определённых педагогических условиях и является гарант...

Буклет по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста тесно связано:1) с развитием речи;2) с пониманием значения предстоящей деятельности;3) осознанием её цели;4) с освоением норм и пр...

Консультация для педагогов "Развитие пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и упражнений"

Развитие пространственных представлений у детей - процесс весьма сложный, длительный, последовательный, в каждом возрасте определяется характером их жизненного опыта и отношений с действительностью....

Конспект родительского собрания «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»

Конспект родительского собрания "Формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий маткматического...

Опыт работы по самообразованию на тему: «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»

Отчёт по самообразованию«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»Подготовила: Атрощенко З. ААктуальность выбр...