Особенности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога со слабослышащим ребенком дошкольного возраста
статья (средняя, старшая группа)

Чувилова Екатерина Георгиевна

В статье рассказывается об опыте работы педагога-психолога со слабослышащим ребенком

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога

со слабослышащим ребенком дошкольного возраста

Чувилова Екатерина Георгиевна

        Компоненты психики у детей с нарушением слуха развиваются в иных, по сравнению со слышащими детьми, пропорциях.  В первую очередь обращают на себя внимание серьезные проблемы в развитии речи. Речь слабослышащих детей отличается невнятностью, бедностью словаря, ошибками в грамматическом построении предложений. Дети не договаривают слова, коверкают их, искажают звуковой состав слов, не знают значение многих из них, поэтому их речь часто бывает малопонятной.  Как следствие – затруднения в межличностных отношениях, поскольку слабослышащие дети не могут выразить словами свои мысли и чувства, не слышат и не всегда понимают речь другого ребенка.

Наблюдается несоразмерность в развитии наглядных и понятийных форм мышления, т.е. преобладает наглядно-образная форма мышления над словесно-логической. В развитии остальных познавательных процессов проявляется дефицитарность: узкий кругозор,  слабая слуховая память (затруднено запоминание речевого материала), низкая эффективность воздействия на слуховое восприятие (просьбы, указания…), сложности с привлечением внимания. Эти особенности проявляются на фоне  повышенной утомляемости и сниженного  темпа деятельности т.к. слабослышащему ребенку нужно больше времени и сил для восприятия и осмысления информации, чем хорошо слышащему сверстнику.

        Как известно, природа стремится к равновесию. Перечисленные дефициты в развитии слабослышащих детей частично компенсируются хорошо развитым зрительным восприятием, высоким уровнем внимания к зрительным объектам, как правило, отличной зрительной памятью.  В отдельных случаях - высоким уровнем развития наглядно-образного и пространственного мышления.  

Коррекционно-развивающую работу со слабослышащим ребенком необходимо выстраивать с опорой на выявленные ресурсы, сильные стороны в развитии личности, учитывая интересы и предпочтения ребенка. Очень важна ситуация успеха, которую можно и нужно специально создавать и организовывать, не дожидаясь, когда «талант сам себя пробьет».

Наш детский сад посещает мальчик М. с нарушением слуха. Все перечисленные выше особенности для него характерны. К психологическому портрету ребенка можно добавить, что выявленные личностные характеристики весьма противоречивы: низкий статус в коллективе (не лидер, не  является авторитетом для детей), но любит внимание к себе, при этом испытывает потребность в уединении; самооценка высокая, но проявляет тревожность, неуверенность в себе, особенно в присутствии сверстников.

Психологическая работа началась определения проблем и выявления ресурсов, на которые можно опереться в коррекционной и развивающей работе, а именно, с диагностики особенностей познавательной и личностной сфер, определения интересов и предпочтений. Определились следующие дефициты развития: низкий уровень кругозора, механического слухового запоминания, словесно-логического мышления, речевого развития. Выяснилось, что Матвей интересуется автомобилями и другими видами транспорта. Любит конструировать, хорошо читает схемы,  внимательно выполняет задания со зрительной опорой. Эти особенности и стали нашими ресурсами в дальнейшей работе.

Интерес к транспорту использовался для повышения мотивации к заданиям при отработке мыслительных операций анализа, классификации, обобщения, установления причинно-следственных связей, развития внимания и памяти. Например, выполняя задание на  классификацию машин по видам транспорта, ребенок учился определять воздушный, наземный, водный, подземный транспорт.  Для того, чтобы помочь герою игры «Автоша ищет дом», М. пришлось найти ответ на вопрос «Какие транспортные средства двигаются с помощью двигателя, а какие – без?». Мальчик знакомился с устройством автомобиля и другой техники, узнавал о движущей силе воды и ветра (планер, воздушный шар, парусник), собирал пазл-тетрис «Автотранспорт». Со временем сфера интересов ребенка стала расширяться. Он охотно выполнял задания на знакомство с миром животных, растений, людей. С интересом определял эмоций у людей разного возраста, у сказочных персонажей.

С высокой утомляемостью на занятиях справлялись с помощью частой смены деятельности. Например, работа за столом менялась на игры с мячом (игра «Я знаю пять… имен мальчиков, видов транспорта, марок автомобилей»). Одной из главных задач коррекционно-развивающей работы было стимулирование речевой активности.  Мы старались, чтобы мальчик как можно больше говорил – называл знакомые слова, предметы. Даже если далеко не все было понятно, ребенок получал эмоциональную поддержку. Во время общения активно использовалась мимика, тактильный контакт (рукопожатие в случае успеха, рука на плечо для привлечения внимания).

Потребность в уединении Матвей смог удовлетворить, сооружая дом из мягких модулей. Зайдя в кабинет психолога, он быстро и ловко выстраивал стену (отгораживался), ставил за ней пуфик-стульчик, садился, ненадолго замирал, как бы прислушиваясь к пространству и к самому себе. Затем делал «окно», «дверь», выходил из своего домика и спокойно приступал к занятиям. На занятиях использовались различные коррекционные и терапевтические методы: песочная терапия, сказкотерапия, акватерапия, игры и упражнения разной направленности.

Для  повышения статуса в группе, преодоления неуверенности, тревожности в  ситуации публичного выступления мы предложили М. принять участие в творческих конкурсах для детей с ОВЗ. Возникла идея эстрадного номера с фокусами. Мама мальчика восприняла идею скептически, предположила, что ребенок будет стесняться, откажется выступать, но согласие дала.

Мальчик достаточно быстро и легко запоминал движения, тонкости и уловки. Мы подготовили выступление, сняли видео и отправили на конкурс. На  предложение показать фокусы ребятам из группы М. с радостью согласился. Но во время выступления, как только увидел перед собой зрителей, фокусник смутился, растерялся. Потребовалась организующая и направляющая помощь взрослого. Номер прошел на «Ура»! Детям очень понравилось, они просили раскрыть секреты фокусов. М. согласился и показал один из фокусов «изнутри». При этом расслабился, улыбался, почувствовал удовольствие от публичного выступления, от внимания ребят. В конце выступления подошла девочка с вопросом «А как можно записаться на фокусы?! Я тоже хочу!» Так у фокусника появилась ассистентка, и номер приобрел новое очарование. Гастроли «Магического шоу» прошли с феерическим успехом во всех старших группах детского сада.

Мама М. выложила видеоролик в соцсетях. Успех в интернет-пространстве сопровождался большим количеством просмотров, восторженных отзывов. Мама передавала слова благодарности педагогам и с воодушевлением согласилась на дальнейшее участие сына в подобных конкурсах.

Раньше М. часто и длительно пропускал посещение детского сада в связи с простудными заболеваниями. В текущем учебном году болел всего два раза, в детский сад стал ходить с желанием.

Для мониторинга развития ребенка с ОВЗ проводится диагностика – входная, промежуточная, итоговая. По результатам итоговой диагностики познавательной сферы наблюдалась положительная динамика в речевом развитии: увеличился словарный запас, речь стала более внятной, понятной; мальчик научился составлять простейшие, но понятные рассказы по последовательным картинкам; повысился уровень общей осведомленности, логики, улучшились результаты в заданиях на воображение. По-прежнему  хорошие результаты Матвей показал в заданиях на зрительное запоминание, на внимание с опорой на зрительные стимул, на визуальное мышление.

Эти достижения очень радуют педагогов и родителей. Мы видим, что наши общие усилия приводят к положительным результатам в развитии ребенка с ОВЗ. К каждому ребенку можно подобрать ключик!