Методы и приёмы здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста
материал (старшая группа)

Сухарева Жанна Александровна

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

Начиная работу по теме «здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста», мною была изучена программа «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», разработанной кандидатами психологических наук Н.Н.Авдеевой и Р.Б. Стёркиной,  «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 

 Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и медицинского работника.

Целью технологий является

Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

Задачи здоровьесберегающих технологий

- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья.

- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

  1. Технология обучения ЭОЖ
  2. Коррекционные технологии
  3. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

 

Технологии обучения здоровому образу жизни:

-  физкультурное занятие,

-  проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия),

-  коммуникативные игры,

-  беседы из серии «Здоровье»,

-  самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).

Коррекционные технологии:

-  арт-терапия,

-  технологии музыкального воздействия,

-  сказкотерапия,

-  технологии воздействия цветом,

-  технологии коррекции поведения,

-  психогимнастика,

-  фонетическая и логопедическая ритмика.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

- стретчинг,  ритмопластика,

- динамические паузы,  подвижные и спортивные игры,  релаксация,

- гимнастики: пальчиковая, для глаз, дыхательная,

бодрящая, корригирующая, ортопедическая.

Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

В своей работе с детьми я использую технологию сохранения и стимулирования здоровья, данную технологию применяю в различных видах деятельности.

Динамические паузы: провожу во время занятий 2-5 минут, по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и другие в зависимости от вида занятий.

Подвижные и спортивные игры: проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, а так же на прогулке, в групповой комнате со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведением.

Пальчиковая гимнастика: проводится индивидуально, либо с подгруппой детей в любой отрезок времени ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, быстроту реакции.

Гимнастика для глаз: проводится в любое свободное время от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога «Послушные глазки» «Закрываем глаза, вот какие чудеса» «Мы снежинку увидали» и т.д.

Дыхательная гимнастика: проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Бодрящая гимнастика: проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В ее комплекс входят упражнения на пробуждение, коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.

         В заключении хочу сказать, что планирую дальше стимулировать и укреплять здоровья детей, через технологию игрового стретчинга.

Для себя поставила задачи:

-  изучить технологию и методику игрового стретчинга,

- разработать комплекс упражнений, и применять на практике с детьми дошкольного возраста.

Помните, что говорил Ж. Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Если ребенок здоров, любознателен и счастлив, нет лучшей награды для родителей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4»

«Методы и приёмы здоровьесберегающих технологий  в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»

                                                                         

                                                                                   

                                                                                   Подготовила воспитатель

                                                                                                средней группы

                                                                                                комбинированной направленности

                                                                                                Сухарева Жанна Александровна

                                           

                                          г. Зима 2020г

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

Начиная работу по теме «здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста», мною была изучена программа «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», разработанной кандидатами психологических наук Н.Н.Авдеевой и Р.Б. Стёркиной,  «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 

 Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и медицинского работника.

Целью технологий является 

Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

Задачи здоровьесберегающих технологий

- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья.

- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

  1. Технология обучения ЭОЖ
  2. Коррекционные технологии
  3. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

-  физкультурное занятие,

-  проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия),

-  коммуникативные игры,

-  беседы из серии «Здоровье»,

-  самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).

Коррекционные технологии: 

-  арт-терапия,

-  технологии музыкального воздействия,

-  сказкотерапия,

-  технологии воздействия цветом,

-  технологии коррекции поведения,

-  психогимнастика,

-  фонетическая и логопедическая ритмика.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья: 

- стретчинг,  ритмопластика,

- динамические паузы,  подвижные и спортивные игры,  релаксация,

- гимнастики: пальчиковая, для глаз, дыхательная,

бодрящая, корригирующая, ортопедическая.

Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

В своей работе с детьми я использую технологию сохранения и стимулирования здоровья, данную технологию применяю в различных видах деятельности.

Динамические паузы: провожу во время занятий 2-5 минут, по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и другие в зависимости от вида занятий.

Подвижные и спортивные игры: проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, а так же на прогулке, в групповой комнате со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведением.

Пальчиковая гимнастика: проводится индивидуально, либо с подгруппой детей в любой отрезок времени ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, быстроту реакции.

Гимнастика для глаз: проводится в любое свободное время от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога «Послушные глазки» «Закрываем глаза, вот какие чудеса» «Мы снежинку увидали» и т.д.

Дыхательная гимнастика: проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Бодрящая гимнастика: проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В ее комплекс входят упражнения на пробуждение, коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.

         В заключении хочу сказать, что планирую дальше стимулировать и укреплять здоровья детей, через технологию игрового стретчинга.

Для себя поставила задачи:

-  изучить технологию и методику игрового стретчинга,

- разработать комплекс упражнений, и применять на практике с детьми дошкольного возраста.

Помните, что говорил Ж. Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Если ребенок здоров, любознателен и счастлив, нет лучшей награды для родителей.



Предварительный просмотр:

Уважаемые гости моего сайта!  Я, Сухарева Жанна Александровна, воспитатель муниципального казённого  дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4» Иркутской области, г. Зима.

Представляю  практику  работы: по «Сохранению и стимулированию здоровья дошкольников  посредством внедрения «игрового стретчинга» в образовательный процесс», надеюсь, моя практика будет полезна в вашей работе с детьми, после статьи, я оставлю презентацию своей работы на практике с детьми.

Цель моей работы: Внедрение в образовательный процесс практической деятельности педагогической методики здоровьесберегающей технологии «игровой стретчинг»

 В течение трёх лет внедряю в практику своей педагогической деятельности подход в сбережении здоровья детей через включение  «игрового стретчинга», так как считаю, что данная оздоровительная методика эффективно влияет на общее состояние здоровья дошкольников.

Источниками изучения методики применения «игрового стретчинга»  являются следующие авторы: Анна Георгиевна Назарова – кандидат педагогических наук, руководитель центра «Методика гармоничного развития детей»; Елена Владимировна  Сулим, автор серии книг «Растим детей здоровыми».

Почему же мною выбран именно  игровой стретчинг, что нового он внёс  в  организацию образовательного  процесса?

Считаю, что «игровой стретчинг» помогает детям сформировать правильную осанку, функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения  сердечно – сосудистой системы, развивать внимание, память, повышает интерес к занятиям физической культурой.

Какие же условия в группе мною созданы для реализации здоровьесберегающего подхода: это достаточно свободное пространство, пополнение развивающей предметно пространственной среды  ковриками, подбор музыкального сопровождения с целью применения  в образовательном процессе, разработала картотеки комплексов с элементами игрового стретчинга:

- утренней гимнастике;

- общеразвивающих упражнений;

- бодрящей гимнастики после дневного сна;

- подвижных игр.

 Итак, в чём же особенность включения игрового стретчинга в моей работе?

В течение всего дня мною осуществляется применение следующих методов.

Для проведения  гимнастики в утренний отрезок времени, я разработала комплекс упражнений с использованием элементов игрового стретчинга в стихотворной форме.  Такая гимнастика  детям очень нравятся, они получают заряд бодрости и хорошее настроение на целый день. Летом мы практикуем гимнастику на улице, в зимний период времени в физкультурном зале.

В непосредственно – образовательной деятельности с детьми, при проведении динамических пауз и физкультминуток  в основу комплексов вошли популярные, знакомые, авторские для детей сказки. Например: При знакомстве детей со свойствами снега я организовала   физкультминутку с использованием игрового стретчинга  по «Сказке превращении капельки в снежинку». Такие упражнения помогают детям развивать память, снять усталость и напряжение.

Во вторую половину дня в совместной деятельности с детьми; включаю элементы стретчинга  при осуществлении индивидуальной работы по физическому развитию, например, играя в подвижные игры  с ребёнком можно выполнить упражнение на растягивание грудных мышц  и связок «Два медведя»;  «Маленькая собачка»; «Цыпленок и солнышко»; «Кто поможет воробью».

Элементы  «игрового  стретчинга»  у меня присутствуют при организации  театрализованной деятельности с детьми.  

Например:  при обыгрывании  потешек, сказок: «Выйди, выйди солнышко»; «Сказка о маленьком Совёнке, который не хотел спать»; «Морская сказка». При этом у детей развиваются творческие способности, при которых дети  живут в мире образов, не менее реальных для них, чем окружающая действительность.

При организации  подвижных игр в группе с целью совершенствования физических качеств у детей, выносливости и координации движений, так же включаю элементы стретчинга. Самые любимые  подвижные игры у детей «Колдун» и «Лодочка», такие игры способствуют развитию гибкости у детей, игра прекрасно укрепляет позвоночник, учит чёткости, ловкости и быстроте движений

Активно использую элементы «игрового стретчинга» в бодрящей гимнастике после дневного сна.  Мною разработаны комплексы упражнений имитационного характера, что помогает детям, взбодрится, и продолжить день в хорошем настроении.

Применяя  игровой стретчинг  на практике передо мной так же встала задача донести необходимую информацию о методике «игрового  стретчинга» до родителей.

Я подготовила и провела консультацию для родителей: «Польза игрового стретчинга; «Игровой стретчинг  в детском саду и дома», «Игровой стретчинг фитнес – сказка для детей».

 Родители, с детьми моей группы занимаются «игровым стретчингом» и дома.

Сделала  для себя вывод, что действительно, дети стали более организованы, встаёт по утрам в хорошем настроении, стали более выносливы, внимательны. И самим  родителям вместе с детьми понравились занятия игровым стретчингом.

В результате применения игрового стретчинга  в течение дня в образовательном процессе на протяжении 3-х лет, можно сделать следующие выводы.

Мониторинг физического развития показывает, что в целом, у девочек и мальчиков подготовительной группы преобладает оптимальный уровень развития. Девочки: - 86% физического развития высокий уровень физического развития составляет 14 % .

Мальчики: оптимальный уровень физического  развития - 84%,  высокий уровень физического развития составляет 16%.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста».

В данной статье описан опыт по приминению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста...

«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста»

Древняя восточная мудрость гласит: «Человек в молодости тратит здоровье на то, чтобы заработать деньги, а в старости тратит деньги на то, чтобы выкупить здоровье. Но никому это пока не удавалось»....

Основные направления использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста

Статья предназначена для воспитателей детских садов, а также будет полезна родителям дошкольников....

статья из опыта работы "Использование элементов здоровьесберегающих технологий д.м. наук В.Ф.Базарного в воспитательно - образовательном процессе с детьми дошкольного возраста"

Статья из опыта работы воспитателя по использованию элементов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста...

Использование элементов здоровьесберегающих технологий д.м. наук В.Ф. Базарного в коррекционно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста.

    Обучение и воспитание детей с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие) направленно на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осущ...

Семинар–практикум для воспитателей по теме «Внедрение нейропсихологических технологий в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста»

Способствовать осознанию педагогами необходимости внедрения нейропсихологических технологий в психолого – педагогическое сопровождения дошкольников в связи с нарастающим неблагополучием процессо...

Реферат «Внедрение нейропсихологических технологий в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста»

В последнее время все чаще встречаются дети с особыми образовательными потребностями, которые нуждаются в специализированной помощи. У данной категории детей есть различные нарушения: с речью, координ...