Семинар–практикум для воспитателей по теме «Внедрение нейропсихологических технологий в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста»
материал (средняя группа)

Сотпа Менги Борисовна

Способствовать осознанию педагогами необходимости внедрения нейропсихологических технологий в психолого – педагогическое сопровождения дошкольников в связи с нарастающим неблагополучием процессов развития в современной детской популяции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_vospitaley_ispolzovanie_neyroigr.docx36.38 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар–практикум для воспитателей  по теме «Внедрение нейропсихологических технологий в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста»

Тема: «Внедрение нейропсихологических технологий в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста»

Цель: Способствовать осознанию педагогами необходимости внедрения нейропсихологических технологий в психолого – педагогическое сопровождения дошкольников в связи с нарастающим неблагополучием процессов развития в современной детской популяции.

Задачи: Актуализировать знания педагогов в вопросах нейропсихологического подхода и методов внедрения нейропсихологических технологий в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста.

Форма: семинар-практикум.

Время проведения: 1час.

Предварительная работа: анкетирование педагогов.

Ход:

  1. Приветствие участников семинара – практикума.

Добрый день уважаемые коллеги!

Актуальность темы.

Многие события в жизни ребёнка – в настоящем и будущем, - зависят от того, насколько мы понимаем законы, по которым работает его мозг, и в какой степени сумеем наше понимание использовать во благо ребёнка. Базовая нейропсихологическая технология — это максимально результативный метод замещающего онтогенеза - открытие, позволяющее осуществить полноценное нейропсихологическое сопровождение детей. В связи с этим, необходимо внедрять такие технологии как профилактические и развивающие, а также с целью коррекции или компенсации проблем у детей.

Анализируя нарастающее неблагополучие процессов развития в современной детской популяции можно привести список наиболее распространённых проблем современных детей, которые можно обозначить как факторы риска для полноценного психического развития:

1 Родовая травма, кесарево – сечение, преждевременные роды, общий наркоз, асфиксия, и т.п.

2 Ребёнок по тем или иным причинам был ограничен в движении с первых дней жизни, не сосал грудь, мало ползал, ходил на ципочках, поздно начал говорить. Он быстро возбуждается или напротив излишне медлителен, плохо засыпает, с трудом усваивает бытовые навыки.

3 Часто болеющие дети.

4 Испытывает трудности, когда общается с чужими людьми, не может сосредоточиться, быстро отвлекается, не выполняет элементарных правил. Каверкает слова, плохо рисует, не удерживает ритм на занятиях физкультурой.

Главная задача – введение нейрпсихологических техник именно на периоде дошкольного детства, поскольку все системы мозга и организма ещё очень пластичны.

2. Уникальность метода.

Вклад в развитие этой технологии внесла Анна Владимировна Семенович - нейропсихолог, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры клинической психологии Московского городского психолого – педагогического университета, факультета психологического консультирования. Автор более 200 книг в области нейропсихологии. Универсальность метода в том, что заниматься по этой технологии в детском саду сможет не только специалист- психолог или логопед, но и воспитатель группы, а в семье такие занятия можно начинать гораздо раньше трёх лет.

В последние годы обозначилась тенденция к очевидному отягощению соматического развития детей. Это вегетососудистые и мышечные дистонии , возрастание случаев патологической леворукости ,повышенная возбудимость мозга, гиперактивность, дифицит внимания и снижение иммунных механизмов. А в целом – эмоционально-личностную и познавательную неготовность к обучению. При нейропсихологическом обследовании у них выявляется несформированность широкого спектра психических функций: восприятия, пространственных представлений, памяти. Из раннего возраста, неблагоприятные нюансы развития ребёнка (без соответствующей профилактики и коррекции) благополучно перекочёвывают в дошкольную и позже в школьную реальность. Пока ребёнок находится в домашних условиях многие его «пробелы» маскируются ближайшим окружением, то мама подскажет, то бабушка поможет. Уже в детском саду ребёнок оказывается в новой обстановке, где существуют определённые правила и ориентация на общепринятые компетенции. И если произошёл сбой в психологическом развитии, трудности будут нарастать. Для преодоления таких проблем используют базовую нейропсихологическую технологию- метод замещающего онтогенеза. С помощью упражнений можно как бы «замещать» то есть конструировать заново те отрезки развития ребёнка, которые он не прошёл по тем или иным причинам. Нейропсихологические упражнения можно использовать и как абилитационные, то есть направленные на выявление и развитие разнообразных способностей ребёнка. Мозг всегда с большой благодарностью откликается на любое внимание к себе, а нейропсихологические психотехники – лучший для него витамин, который не поздно начать «принимать» в любом возрасте. Недаром взрослые, занимающиеся с ребёнком по методу замещающего онтогенеза, всегда отмечают повышение собственной энергетики, улучшение настроения и даже омоложения мыслей, души и тела.

Дошкольный период детства – самое лучшее время для нейропсихологических занятий, так как результаты (при регулярных занятиях) не заставляют себя ждать. Что бы обеспечить нормальное развитие ребёнка достаточно использовать ежедневно ряд психотехник, которые могут с большой пользой применяться в дошкольном учреждении и в повседневной жизни вообще. Они будут полезны всем членам семьи для поддержания хорошего психологического тонуса. Для успеха нейропсихологического сопровождения детей необходимо соблюдать некоторые правила, во-первых, прежде чем начать заниматься с детьми надо сделать предложенные упражнения самому педагогу или родителям, первостепенно это относится к двигательным и дыхательным упражнениям. Только прочувствовав собственным телом каждое задание, взрослый будет уверен в том, что понимает ощущения ребёнка. Во-вторых, не надо бояться количества упражнений: они не рассчитаны на мгновенное освоение. Осваивается одно- два упражнения в течении дня. Как только эта «зарядка» усвоена, прибавляем ещё два. Каждое упражнение делается 3-5 раз, поэтому занимает не много времени, а пользу приносит немалую.

3. Универсальные методы оптимизации психосоматического баланса. Дыхание. Правильному дыханию необходимо уделить большое внимание так как оно не только оптимизирует кровообращение и газообмен, но и обеспечивает вентиляцию лёгких. А также успокаивает и способствует концентрации внимания. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным и эти навыки пригодятся ребёнку не раз в течении жизни. Дыхание актуализирует речевой потенциал так как мы говорим на выдохе. Дыхательные упражнения дол жны включаться в процесс психолого-педагогического сопровождения как можно раньше. В идеале- присутствовать на всех занятиях, играх и прогулках. В ДОУ они могут выступать как физкультминутки в процессе образовательной деятельности. Пока ребёнок не научится дышать правильно, рекомендуется класть одну его руку на грудь, другую на живот (сверху зафиксировать их руками взрослого) для контроля за полнотой дыхательных движений.

Массаж и самомассаж. Массаж и самомассаж являются повседневными мероприятиями для профилактики и коррекции психосоматического статуса. Обучение детей самомассажу проводится в несколько этапов: 1 взрослый массирует тело ребёнка сам.

2. взрослый массирует тело ребёнка руками самого ребёнка, наложив сверху свои руки.

3. ребёнок выполняет самомассаж самостоятельно.

Растяжки и релаксация. Разнообразные растяжки обязательный блок профилактики и коррекции процессов развития. Другого пути преодоления патологических ригидных телесных установок, блоков и зажимов не существует. Кроме того, эти воздействия оказывают веерообразное влияние на всю сенсомоторную сферу ребёнка, включая речь. Внедрение этих психотехник в дошкольное образовательное учреждение показало их эффективность. Они используются в процессе образовательной деятельности как физкультминутки или наоборот, для того что бы дети сосредоточились вначале любого занятия. При выполнении растяжек педагог должен постоянно контролировать, полностью ли расслаблено тело ребёнка, указать места зажимов, показать, как можно их сбросить.

Приёмами релаксации необходимо овладеть хотя бы потому что с каждым годом различные эмоциональные нагрузки становятся более ощутимыми. Простые навыки аутотренинга и расслабления помогут ребёнку стать более устойчивым к стрессовым ситуациям и эффективно переключаться с одного дела на другое.

Пальчиковая гимнастика. Многочисленными исследованиями учёных установлено, что основа влияния мелкой моторики на различные стороны психической деятельности ребёнка кроется в значительном представительстве кистей рук в коре головного мозга. Оказалось, что зона, отвечающая за движения кистями и пальцами рук, занимает одну треть всей моторной области и расположена в непосредственной близости от речевой зоны, проекция которой занимает ещё одну четверть. Ежедневные упражнения с пальчиками в течении лишь одного месяца помогают улучшить артикуляционную моторику детей, их звукопроизношение, внимание и воображение. Но наибольшие результаты приносит сочетание пальчиковых упражнений с речевым сопровождением. Такой подход позволяет активизировать около половины всей двигательной зоны в коре головного мозга и, тем самым, обеспечить эффективное развитие мелкой моторики, речи и других важнейших психических функций ребёнка.

Артикуляционная гимнастика- упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти). Благодаря своевременным занятиям такой гимнастики, некоторые дети могут самостоятельно научиться говорить чисто и правильно без помощи специалиста. А невмешательство в процесс формирования детской речи всегда влечёт за собой отставание в развитии. Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребёнка больших энергетических затрат, усилий и терпения и что бы у ребёнка не пропал интерес нужно вовлечь его в самую естественную и привлекательную для него форму занятий- игру, с красочным и забавным оформлением. Это сказочные герои, привлечение стихотворных текстов, игрушки, картинки.

Упражнения, ориентированные на психомоторные координации. Формирование психомоторных координации несущая ось методики. Сюда входят и упражнения для правильного дыхания («Воздушный шарик», «Дыхание с хлопками») и растяжки («Пассивные растяжки», «Ходьба» на руках») и общий двигательный репертуар («Зоопарк», «Движения в нижней зоне», «Движения в средней зоне», Движения в верхней зоне»,) и глазодвигательный репертуар («Догонялки руками», «Крестики», «Конвергенция») и игры с мячом.

Упражнения, ориентированные на познавательное развитие ребёнка- это обязательные упражнения на развитие различных видов восприятия, памяти, пространственных представлений, речи. Познавательные игры имеют универсальные алгоритмы. Поэтому их содержательное наполнение необходимо время от времени менять. Сюда включены упражнения на тактильно-кинестетическое восприятие схем тела и развивающие задания для улучшения работы кинестетических процессы и развитие зрительного восприятия и пространственного представления и игры, направленные на развитие слухового восприятия речевого и интеллектуального процессов.

Домашнее задание. С самого начала нейропсихологического сопровождения ребёнка, с первой недели необходимо обязательно выполнять домашнее задание, которые подготовят ребёнка к дальнейшей работе и закрепят выученное в детском образовательном учреждении. Важно поддержка контакта ребёнка и взрослого, прежде всего- мамы. Для этого предназначены известные психотехники («Мама», «Бабочка из кокона», «Вернёмся к моменту рождения»

Главное правило нейропсихологического сопровождения: «Если у ребёнка что-то не получается, не ждите, когда он поймёт! Подойдите к нему, возьмите его (руки, голову, ноги, кисти рук, пальцы) в свои и очень медленно задайте ему схему движения и одновременно проговорите каждое его движение.

4. Нейробика одна из разновидностей нейропсихологической профилактики и коррекции.

Само слово – «нейробика» состоит из слов «нейрон» и «аэробика», и расшифровывается как аэробика для нейронов. Необычную зарядку разработал профессор нейробиологии Лоуренс Кац (США). Основные отличия данной методики – её упражнения нацелены на широкое использование пяти чувств человека. Используются они необычным образом и в непривычных комбинациях. Это помогает мозгу создавать много новых ассоциативных связей между различными видами информации.

Нейробика очень похожа на игру, при их выполнении вы почувствуете улучшение качества мыслительных процессов. А ещё - повышение тонуса и настроения. Детям нейробика помогает лучше концентрироваться и усваивать новые знания.

Вы можете сочетать элементы в любом удобном для вас порядке, в соответствии с окружающими условиями и возможностями, но с соблюдением следующих правил:

• Каждое упражнение должно задействовать как минимум 2 органа чувств, при этом в совершенно новом, непривычном качестве. Комбинируйте простые действия в необычные сочетания (послушайте музыку, одновременно пытаясь вдохнуть новый аромат).

• В работе должны быть задействованы различные виды внимания

• Упражнение должно включать непривычное для вас действия, вызвав тем самым новые эмоции (напишите заметку не как обычно правой рукой, а левой, для левшей наоборот).

• Тренировки приводят к тому, что меняется привычное рутинное состояние текущих дел (помойте посуду, поменяв обычный порядок процедуры, расстановку, способ.).

Попробуйте несколько минут думать об одном объекте, допустим, о СЛОНЕ. Как только вы сосредоточитесь на задании уже на 10 секунде вы забудете о «слоне», в голову тут же полезут тысячи других мыслей. Начинайте тренировку с 60 секунд, постепенно увеличивая время. Для усложнения задания, пробуйте параллельно выполнять еще какое-то задание: соберите сумку на работу (в школу, на прогулку), причешите волосы, расставьте посуду в другом порядке.

5. Практическая часть.

Упражнения для детей, некоторые из которых мы попробуем сделать вместе с педагогами.

ПЕРЕКРЁСТНЫЕ ШАГИ

Высоко поднимаем правое колено и тянем к нему левый локоть, затем наоборот. Чем медленнее выполняется упражнение, тем выше его эффективность и тем ощутимее будет результат.

«УХО-НОС» ИЛИ «ВЕСЕЛЫЕ ОБЕЗЬЯНКИ»

Левой рукой беремся за кончик носа, а правой в этот же момент за противоположное ухо. Одновременно отпускаем ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с точностью «до наоборот».

«ЗАЙКИ»

Это пальчиковая игра с речевым сопровождением для малышей. Указательные и средние пальцы смотрят вверх, а остальные пальцы зажаты в кулак. Сгибать и разгибать указательный и средний пальцы в фалангах, как уши у зайки, при этом говорить «За опушкой у лужайки прыгают две зайки. Прыг, скок, прыг, скок! Спрятались под кусток» и собрать все пальцы в кулак.

«ВОСЬМЁРКИ» - физкультминутка с речевым сопровождением. ИП – стоя, выполняем движения, согласно тексту.

Мы восьмёрки рисовали,

А потом они упали.

Нарисуем мы волну, очень длинную струну.

Нарисуем мы зигзаг

Нарисуем так и так.

«ПАУЧОК»

Руки держим перед собой, а пальцы направлены кверху. Соединяем большой палец левой руки с указательным пальцем правой руки. Не отнимая пальцы друг от друга, пытаемся соединить большой палец правой руки с указательным пальцем левой руки. Перемещайте пальцы, быстро двигая своеобразную восьмерку сначала перешагивая пальцами сверху вниз, а затем снизу вверх. Ускоряйте темп. Упражнение выполняют 1 минуту.

Предлагаем вам включиться в игру и проделать упражнения вместе с нами. Первое упражнение ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА

Слегка постучите левой ладошкой по макушке, с целью легкими шлепками «разбудить» свой мозг, повысить умственные способности. Обратите внимание на то, чтобы рука двигалась над головой прямо сверху вниз. Затем начните поглаживать живот правой рукой.

Далее приступаем к комбинации обоих движений. При этом обратите внимание на то, чтобы по ошибке не перепутать движения: левой постукивайте по макушке сверху вниз, а правой рукой поглаживайте живот справа налево. После того как вы привыкнете к этим движениям, поменяйте руки местами. Такие упражнения развивают общую координацию.

КУЛАК - КОЛЕЧКО

Это упражнение способствует улучшению мыслительной деятельности, запоминанию; помогает синхронизировать работу полушарий головного мозга, облегчить процесс письма, устранение дислексии, повысить устойчивость внимания.

Большим и указательным пальцами правой руки делаем «колечко», а одновременно левой рукой делаем «кулак», затем попеременно меняем позиции рук. Чем быстрее это делаем, тем эффективнее.

«СОННЫЙ СЛОН»

Динь-дон. Динь-дон. ИП — сидя за партами, хлопок в ладоши, хлопок об парту — 2 раза (по ритму стихотворения).

В переулке ходит слон, ИП — то же, 3 тихих хлопка в ладоши, 1 громкий.

Старый, серый, сонный слон. ИП — то же, 3 тихих хлопка в ладоши, 1 громкий.

Динь-дон. Динь-дон. ИП — то же, хлопок в ладоши, хлопок об парту — 2 раза.

Стало в комнате темно: ИП — то же, 3 тихих хлопка в ладоши, 1 громкий.

Заслоняет слон окно. ИП — то же, 3 тихих хлопка в ладоши, 1 громкий.

Или это снится сон? ИП — то же, 3 тихих хлопка в ладоши, 1 громкий.

Динь-дон. Динь-дон. ИП — то же, хлопок в ладоши, хлопок об парту — 2 раза.

«С БУМАЖКАМИ ИГРАЕМ – УМ РАЗВИВАЕМ»

Для этого несложного упражнения необходимы 2 листка бумаги, размером с тетрадный листок. Сминаем одновременно двумя руками эти листы. Зажимаем их в кулак, а затем начинаем разворачивать. Но каждая рука работает со своим комком бумаги. Добиваемся максимального распрямления листов.

В завершении хотелось дополнить, что занятия нейробикой всегда начинаем с того, что выпиваем стакан воды. Вода – это то, что необходимо мозгу для проведения нервных импульсов. Реакции мозга замедляются, когда жидкости в организме недостаточно. Так что почувствовали усталость - выпейте стакан воды. Надо сосредоточиться — выпейте стакан воды. Развитие главного органа нервной системы позволит вам быстрее принимать решения, выполнять поставленные задачи и добиться успеха.

6. Рефлексия

Педагогам предлагается проанализировать, какой материал усвоен ими хорошо по теме семинара, какой – на достаточном уровне, какой следовало бы еще проработать. Для этого предлагается выполнить упражнение "Плюс-минус-интересно".

В графу «М» - «минус» - записывается все, что не понравилось на, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению педагога, оказалась для него не нужной, бесполезной.

В графу «И» - «интересно» - педагоги вписывают все любопытные факты, о которых узнали на мероприятии, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к ведущему.

В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на мероприятии, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению педагога, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

 

7. Выводы по работе семинара:

Педагог, разбирающийся в вопросах нейропсихологического подхода и методах внедрения нейропсихологических технологий в работе с детьми дошкольного возраста - может служить ориентиром познавательных процессов в его развивающемся состоянии.

 

Список литературы

  1. Лоренс Кац Фитнес для мозга 65 упражнений нейробики/Л. Кац. - Минск: Поппури 2017.
  2. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно – метод. пособие/А.В. Семенович, Я.О. Вологдина, Т.Н. Ланина; под ред. А.В. Семенович. – М.: Дрофа 2019. – 240 с
  3. Семенович А.В. В лабиринтах развивающегося мозга. Шифры и коды нейропсихологии/ А.В. Семенович. - М.: Генезис 2017. — 432 с
  4. Nsportal.ru Нейропсихологические методы коррекции в работе с детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс] Электронные данные. Режим доступа: URL.: nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika...orrektsii-v-rabote-0

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Диинчигеш»

                              

Семинар–практикум

для воспитателей  по теме:

«Внедрение нейропсихологических технологий в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста»

               https://darfix.ru/wp-content/uploads/a/8/2/a82a2c61ff5bafb811a34d8406c1d07c.jpeg

                                            Выполнила: Сотпа Менги Борисовна

воспитатель МБДОУ д/с «Диинчигеш

Тоора-Хем - 2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме "Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста"

Актуальность:Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым инт...

Основные направления использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста

Статья предназначена для воспитателей детских садов, а также будет полезна родителям дошкольников....

Методы и приёмы здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста

laquo;Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&ra...

Внедрение легоконструирования в организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста

Статья о необходимости и пользе легоконструирования в образовательном и воспитательном процессах с деттми дошкольного возраста...

Реферат «Внедрение нейропсихологических технологий в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста»

В последнее время все чаще встречаются дети с особыми образовательными потребностями, которые нуждаются в специализированной помощи. У данной категории детей есть различные нарушения: с речью, координ...