Главные вкладки

    МАСТЕР – КЛАСС ПО ТЕМЕ: «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»
    материал по теме

    Конспект мастер - класса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_master_-_klass.docx984.63 КБ
    Файл prezentatsiya_k_mk.pptx895.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Управление народного образования Администрации Кетовского района

    Муниципальное казённое образовательное учреждение

    «Садовский детский сад общеразвивающего вида»

    МАСТЕР – КЛАСС ПО ТЕМЕ:

    «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»

    Картинки по запросу картинки смайлыВоспитатель: Рева Д.М.

    2017 г.

    Цель: Рассказать педагогам об использовании блоков Дьенеша в образовательном процессе с дошкольниками и познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на практике.

    План проведения мастер - класса:

    1. Теоритическая часть.

    2. Практические игры и упражнения с блоками.

    3. Заключение.

    Оборудование: Проектор, компьютер, наборы блоков Дьенеша, карточки – символы, 48 карточек с изображением символов и примеров, карточки с изображением предметов.

    Теоретическое содержание

    Я работаю над темой «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста».

    В дошкольной практике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем.

    Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане пред математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

    Начала я работу с того, что предоставила детям возможность самостоятельно  познакомиться с игрой. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т. д. поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета  помогли в запоминании программного материала по соотношению цвета, формы, в установлении сходства и различия между предметами.

    Сейчас в своей  практике блоки Дьенеша применяю на занятиях, в совместной и самостоятельной игровой деятельности (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).

    а) в подвижных играх (как предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);

    б) настольно - печатные («Рассели жильцов», «Найди место фигуре» и т.д.);

    в) в сюжетно - ролевых играх: («Магазин» - деньги обозначаются блоками. аналогично, «Поезд» - билеты, места.)

    Сегодня я постараюсь познакомить Вас с вариантами применения данного дидактического материала на практике.

    Что же представляет собой этот материал?

    Слайд №1

    Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по, цвету, форме, размеру и толщине.

    Слайд №2

    На карточках – символах изображены условные обозначения и свойства фигур.

    Слайд №3

    Также есть карточки с отрицанием свойств.

    Слайд №5

    Например: Угадай  и покажи  блок (воспитатели находят блок, зашифрованный на карточке).

    Молодцы, все верно. Я думаю теперь можно смело приступить к практической деятельности. Начнем с самого простого.

    Практические игры и упражнения с блоками

    1. Д/У «Цепочки».

    Задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине, развивать мышление.

    От произвольно выбранной фигуры вам нужно построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения разнообразны:

    • чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины)
    • чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д.
    1. Игра «Мозаика цифр».

    Задачи: Развивать способности декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке, умение выбирать блоки по заданным свойствам. Закреплять навыки вычислительной деятельности.

    Вам нужно распределить между собой 48 карточек с изображением символов и примеров (например, если играющих 12, каждый берет по 4 карточки). Каждый  решает пример на своей карточке, "расшифровывает" ее и берет блок, соответствующий шифру и находит место для него на изображении предметов.

    Если все блоки выбраны верно, будут заполнены все  изображения предметов.

    Например: ребенок выбрал карточку: (красный, круг, не большой, не толстый, 6-5, следовательно блок он должен взять красный, круглый, маленький, тонкий и положить его на фигуру человечка, на деталь, обозначенную цифрой 1.)

    Итог мастер - класса.

    Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения, выстраивать причинно-следственные связи. Умение детей последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, мыслить логически – просто необходимо для успешного освоения школьной программы.

    Слайд №6

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста МКДОУ «Садовский детский сад общеразвивающего вида » Воспитатель Рева Д.М.

    Слайд 2

    48 геометрических фигур 4-х форм 3-х цветов 2-х размеров (большой, маленький). 2-х видов толщины (толстый, тонкий).

    Слайд 3

    Работа с карточками Цвет – пятно Величина – силуэт дома Форма – контуры фигур Толщина – условное обозначение человеческой фигуры

    Слайд 4

    Карточки с отрицанием свойств не красный не маленький не большой не круглый не тонкий

    Слайд 5

    Угадай и покажи блок

    Слайд 6

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на тему: «Использование блоков Дьенеша на занятиях математики с детьми дошкольного возраста».

    МАДОУ "Детский сад № 35 "Соловушка", г.Набережные Челны, 2012г. Доклад на тему: «Использование блоков Дьенеша на занятиях математики с детьми дошкольного возраста». Подготовила: воспитатель Чубурина...

    План по самообразованию по теме "Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста"

    Актуальность:Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым инт...

    Использование логических блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми раннего возраста.

    В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического развития, ...

    Мастер-класс на тему: «Применение ТРИЗ – технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

    Практическое освоение педагогами идеи ТРИЗ - технологии через активные формы работы ....

    Индивидуальный план самообразования на 2018 - 2019 год. Тема: «Использование ИКТ в воспитательно - образовательном процессе с детьми дошкольного возраста».

    Информационная технология – это совокупность методов, средств, которые объединены в одну цепочку, которая обеспечивает сбор, хранение, обработку, вывод и распространение необходимой информации. ...