МАСТЕР – КЛАСС ПО ТЕМЕ: «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»
материал по теме
Конспект мастер - класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master_-_klass.docx | 984.63 КБ |
prezentatsiya_k_mk.pptx | 895.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление народного образования Администрации Кетовского района
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Садовский детский сад общеразвивающего вида»
МАСТЕР – КЛАСС ПО ТЕМЕ:
«Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»
Воспитатель: Рева Д.М.
2017 г.
Цель: Рассказать педагогам об использовании блоков Дьенеша в образовательном процессе с дошкольниками и познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на практике.
План проведения мастер - класса:
1. Теоритическая часть.
2. Практические игры и упражнения с блоками.
3. Заключение.
Оборудование: Проектор, компьютер, наборы блоков Дьенеша, карточки – символы, 48 карточек с изображением символов и примеров, карточки с изображением предметов.
Теоретическое содержание
Я работаю над темой «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста».
В дошкольной практике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем.
Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане пред математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Начала я работу с того, что предоставила детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т. д. поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета помогли в запоминании программного материала по соотношению цвета, формы, в установлении сходства и различия между предметами.
Сейчас в своей практике блоки Дьенеша применяю на занятиях, в совместной и самостоятельной игровой деятельности (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
а) в подвижных играх (как предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
б) настольно - печатные («Рассели жильцов», «Найди место фигуре» и т.д.);
в) в сюжетно - ролевых играх: («Магазин» - деньги обозначаются блоками. аналогично, «Поезд» - билеты, места.)
Сегодня я постараюсь познакомить Вас с вариантами применения данного дидактического материала на практике.
Что же представляет собой этот материал?
Слайд №1
Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по, цвету, форме, размеру и толщине.
Слайд №2
На карточках – символах изображены условные обозначения и свойства фигур.
Слайд №3
Также есть карточки с отрицанием свойств.
Слайд №5
Например: Угадай и покажи блок (воспитатели находят блок, зашифрованный на карточке).
Молодцы, все верно. Я думаю теперь можно смело приступить к практической деятельности. Начнем с самого простого.
Практические игры и упражнения с блоками
- Д/У «Цепочки».
Задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине, развивать мышление.
От произвольно выбранной фигуры вам нужно построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения разнообразны:
- чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины)
- чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д.
- Игра «Мозаика цифр».
Задачи: Развивать способности декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке, умение выбирать блоки по заданным свойствам. Закреплять навыки вычислительной деятельности.
Вам нужно распределить между собой 48 карточек с изображением символов и примеров (например, если играющих 12, каждый берет по 4 карточки). Каждый решает пример на своей карточке, "расшифровывает" ее и берет блок, соответствующий шифру и находит место для него на изображении предметов.
Если все блоки выбраны верно, будут заполнены все изображения предметов.
Например: ребенок выбрал карточку: (красный, круг, не большой, не толстый, 6-5, следовательно блок он должен взять красный, круглый, маленький, тонкий и положить его на фигуру человечка, на деталь, обозначенную цифрой 1.)
Итог мастер - класса.
Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения, выстраивать причинно-следственные связи. Умение детей последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, мыслить логически – просто необходимо для успешного освоения школьной программы.
Слайд №6
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
48 геометрических фигур 4-х форм 3-х цветов 2-х размеров (большой, маленький). 2-х видов толщины (толстый, тонкий).
Работа с карточками Цвет – пятно Величина – силуэт дома Форма – контуры фигур Толщина – условное обозначение человеческой фигуры
Карточки с отрицанием свойств не красный не маленький не большой не круглый не тонкий
Угадай и покажи блок
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Использование блоков Дьенеша на занятиях математики с детьми дошкольного возраста».
МАДОУ "Детский сад № 35 "Соловушка", г.Набережные Челны, 2012г. Доклад на тему: «Использование блоков Дьенеша на занятиях математики с детьми дошкольного возраста». Подготовила: воспитатель Чубурина...
План по самообразованию по теме "Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста"
Актуальность:Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым инт...
Мастер класс для педагогов на тему "Использование блоков Дьениша в образовательном процессе в младшем дошкольном возрасте"
Как можно использовать блоки Дьениша во второй младшей группе...
Мастер класс для родителей. Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста . Утренний круг.
Целью организации утреннего круга :обеспечить возможность конструктивного межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых....
Мастер-класс для родителей «Использование блоков Дьенеша, палочек Кюизенера для развития детей дошкольного возраста»
Цель: Знакомство родителей с «Логическими блоками Дьенеша», «Палочками Кюизенера» и использование их как игрового материала в работе с детьми...
План по самообразованию на тему: «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»
Цель работы: активное изучение и внедрение технологии «Блоки Дьенеша» в образовательный процесс детей дошкольного возраста.Задачи: 1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и м...