Главные вкладки

    статья из опыта работы "Использование элементов здоровьесберегающих технологий д.м. наук В.Ф.Базарного в воспитательно - образовательном процессе с детьми дошкольного возраста"
    статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

    Махлова Валентина Николаевна

    Статья из опыта работы воспитателя по использованию элементов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование элементов  здоровьесберегающих технологий

    В.Ф. Базарного в воспитательно-образовательном процессе

    с детьми дошкольного возраста.

            

     В нашем учреждении 12 групп, из них функционируют  две группы с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие), которые посещают  30 детей. На этих группах работают воспитатели с высшей и первой квалификационной категорией,  педагог психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре,  медсестра ортоптистка, под руководством врача офтальмолога от детской поликлиники.  Посещая эти группы, дети получают комплексное лечение, сочетающееся с воспитательно-образовательным  процессом, который включает  в себя коррекционную работу с учетом зрительных возможностей детей.  

    МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №40» это единственное учреждение в городе, в котором имеются такие группы, поэтому диагностическая коррекционная деятельность охватывает не только детей детского сада, но и всех дошкольников города через работу консультационного пункта. В работе с детьми применяем программу специальных (коррекционных) образовательных учреждений под редакцией Л. И. Плаксиной.                                                                                                                                                 В нашем детском саду используются  элементы здоровьесберегающих технологий

    Базарного В.Ф. по оздоровлению детей. Нам очень хочется поделиться опытом работы

    о методике Базарного В. Ф. наслышаны многие, но оценить ее могут лишь те,

    кто апробировал ее на практике. Дети в детском саду перегружены образовательной деятельностью и для свободной, творческой, игровой деятельности у них очень мало времени.

    Применение технологий Базарного В. Ф.позволяет устранять многие причины. 

    Буквально несколько слов об авторе этой замечательной программы.

    Базарный В.Ф. – русский ученый, врач и педагог-новатор. Более 30 лет

    посвятил решению судьбоносной для России проблемы – предотвращению

    демографической катастрофы страны путем сохранения и укрепления

    здоровья подрастающих поколений. В своих исследованиях показал, что

    существующая система воспитания и обучения детей в детских садах, школе

    сориентирована против природы ребенка. Его разработки признаны научным открытием, защищены патентами, одобрены Минздравом, утверждены Правительством, дают гарантированный результат улучшения и повышения уровня успеваемости и эффективности учебного процесса. 

    Элементы здоровьесберегающей технологии   Владимира Филипповича Базарного   идеально подходят для снятия физической и умственной нагрузки, дают возможность   проводить познавательные и продуктивные виды деятельности по любой программе,  которые  мы внедряем и используем на протяжении многих лет.

    •  «Не усади!» – заповедь Базарного. Ребенок должен двигаться, особенно мальчик в 4-6 раз больше.
    • «Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» - писал В. Ф. Базарный. Поэтому обучение в режиме постоянного движения позволяет развивать у детей зрительно-моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, формировать во время образовательной деятельности атмосферу доверительного отношения, что позволяет говорить об организации воспитания и обучения, которое в наибольшей степени служит оптимальному общему развитию каждого ребенка.

      Планирую,  занятия с таким расчетом, чтобы дети несколько раз организованно переходили из положения, сидя в положение стоя. При этом каждый ребенок во время занятий находится строго на своей зрительной рабочей дистанции, которая определяется врачом-офтальмологом ежемесячно  по результатам обследования на предмет остроты зрения. Наблюдая за детьми, сделала вывод, что без ущерба образовательному процессу дети  3-4 раза переходят из одного положения в другое. Идеально, и

    в первом и во втором случае, дети стоят на массажных ковриках, в носочках.

     Главным здесь оказалось не время пребывания в таком положении, а сам факт смены позы.  При этом необходимо учитывать расположение столов, чтобы у каждого было свободное пространство стоять на массажном коврике. И не в коем

    случае нельзя насильно заставлять ребенка вставать, пока он не почувствует

    в этом потребность. У меня в группе  для детей  такая поза стала привычной быстро, они легко переключаются от одной деятельности к другой.

    Использую  максимальную подвижность ребенка во время занятий; может встать, подойти и рассмотреть демонстрационный материал. Провожу физкультминутки, дыхательную  и зрительную гимнастику стоя.

    • Данный режим оказывает благотворительное влияние на следующие факторы: 
    • поддержание физической, психической активности умственной сферы;
    • имеет высокие показатели  физического развития здоровья;
    • повышается иммунная система;
    • улучшаются ростовые процессы;
    • развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной);
    • снижается степень низкой склоняемости головы.

    Физкультминутки в игровой форме, учитывая возрастные и зрительные возможности детей. Например: «Веселые человечки», на карточках, которые показывает педагог, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен  2 см. Дети повторяют движения человечка. Комплексы зрительной гимнастики основаны на  методиках В. Ф. Базарного, Э. С. Аветисова. Зрительную гимнастику провожу не менее 3-4 раз в день в течение 3-5 минут. Упражнения носят игровой характер, включая стихи, потешки. Включаю упражнения для глаз с предметами  и без предметов во время утренней гимнастики, физкультурных занятий. Принцип их выполнения заключается в сопровождении основного движения движениями глазного яблока по всем намеченным направлениям: вверх-вниз, вправо- влево, по диагонали, круговые движения. Такие упражнения улучшают кровообращение, расслабляют мышцы, снижают утомление, облегчают зрительную работу на ближнем расстоянии. Материалов по этой теме печатается не так много, поэтому сами разрабатывали, переделывали комплексы гимнастик.

    Например:

    И. п. – стоя. Смотреть на конец пальца и выполнять действия согласно тексту: «Вдаль на палец посмотри. Близко к носу поднеси. 1, 2, 3, глаза закрой, 1, 2, 3, глаза открой».

    И.п. – стоя, в руках маленький мячик с шипами. Дети выполняют движения согласно тексту: «Мячик, мячик, озорной. Поиграй-ка, ты со мной (дети моргают глазами).

    Ну-ка, мячик, повернись, на глаза мне покажись (круговые движения глазами).

    Взгляд я влево отведу, мячик снова я найду (отводят взгляд влево). Теперь вправо посмотрю, снова мячик я найду (отводят взгляд вправо)».

    Кроме названных упражнений для укрепления мышц глаза проводятся различного рода элементы  с мячом. Используя мячи с шипами с целью развития тонкой моторики, регулярно провожу пальчиковую гимнастику обязательно с речевым сопровождением. Одновременно дети получают массаж кистей и пальцев рук. Они способствуют развитию памяти, тонкокоординированных  движений кисти и пальцев рук, что способствует легкому овладению нашими выпускниками письмом в школе.

    «Никакой преграды глазу!» - еще один принцип В. Ф. Базарного.

    Использую зрительно-пространственную активность в режиме образовательного процесса, достигается это за счет максимального удаления от глаз детей дидактического материала. Выручают  деревянные планки, фабричные подвески (бабочки, птички, мишки и т. д.) и располагается на них дидактический материал высоко в центре группы и в углах, с помощью которого дети считают, составляют слова, упражняются в классификации предметов и т. д.

    Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц. Способствует расширению зрительно-двигательной активности и проведение упражнений для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров.  Выполняются через 10-15 минут напряженного зрительного труда.

    -На стенах поместила  силуэтное изображение предметов, животных, героев сказок, цифры и т. д. Размер 15-30 см. На занятии дети по просьбе  встают и отыскивают глазами нужную картинку – ответ на вопрос педагога    или на загадку.

    -В своей работе широко использую методику замечательных тренажеров, разного рода траекторий, по которым дети «бегают глазами» за ориентирующими стрелками траекторий. На  листе ватмана (от 2 до 5 метров) я  изображаю какие-либо цветные фигуры (овалы восьмерки, зигзаги, спирали, ломаные линии), толщина линии 1 см. На потолке нарисован офтальмологический тренажер: схема универсальных символов при этом цветасоответствуют следующим требованиям: наружный овал – красный, внутренний – зеленый, крест коричнево - золотистый, восьмерка - ярко-голубым цветом.

    Создала большие настенные тренажеры по сказкам, по временам года: «Помоги снеговику пройти к Деду Морозу», «Дорожное движение», «Мотыльки», «Страна математика», «На лесной тропинке» и другие. Использую  на занятиях и индивидуальные тренажеры: «Прокати мяч», «Смотай клубочек», «Покажи дорогу щенку», «Поймай рыбку», «Кто где живет?». Ребенок указкой (кончик указки окрашен в красный цвет) ведет по  тренажеру и прослеживает взглядом. Такие упражнения развивают прослеживающую функцию глаза, зрительно-двигательную координацию. Упражнения для глаз  сочетаю с пальчиковой гимнастикой, дыхательной  и физкультминуткой. Упражнения выполняются под музыку. В роли зрительного тренажера использую лазерный фонарик, пластмассовую указку, на кончик которой прикрепляю пчелку, кораблик, мячик, птичку и т. д.  

    • Дети любят работать с такими тренажерами. Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками.  
    • Затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения.
    • Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.
    • Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.

    Дети по желанию подходят и выполняют движение глазами, руками, туловищем, головой, поочередно обводят указательными пальчиками траектории и одновременно следят за ними глазами.

    Решать задачи в образовательной области познание  мне  помогают бумажные офтальмотренажеры:  «Пирамидки», «Тарелки с разноцветными кружками», «Коврик», «Витражи в домиках». Дети учатся считать, различают и называют цвета, сравнивают. С помощью таких приемов развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция.

    Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребенка 90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения.

     Аналогично разработала свои тренажеры с определенным заданием, среди 10 горшочков  Вини-Пуха найти  и сказать на каком по счету месте стоят  два одинаковых горшочка, на каком по счету месте стоят три одинаковых матрешки, найдите две одинаковые неваляшки и т. д.

    Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребенка. 90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Поэтому развивающая среда  в группе подобранна в желтых теплых тонах Желтый - цвет радости, оптимизма; поднимает настроение, активизирует все функциональные процессы.

    Развитие тонкой моторики и ручного творчества детей  решаю не только на занятиях, но и во время кружковой работы  посредством техники оригами кружок «Журавлик». У детей развивается тонкая моторика, появился художественный вкус, усидчивость. Работы детей принимают участие в городских и краевых конкурсах, отмечены грамотами и дипломами.

    Я являюсь руководителем творческой группы воспитателей, работающих с детьми с нарушением зрения. Творческая группа работает активно, с интересом. Следит за новинками литературы, собрана   литература, обобщен опыт работы воспитателей по этой  тематике. Тесно сотрудничаем с педколледжем: проводим занятия, семинары, консультации для студентов. Получаем поддержку от родителей в своей работе. Помогли оформить  экологическое панно, его мы используем во всех видах деятельности; массажные индивидуальные коврики; ребристые доски для закаливания; на участках «дорожки здоровья» для профилактики плоскостопия.

    Комплексная интеграция элементов методик Владимира Филипповича Базарного в коррекционном образовательный процесс позволила нам добиться положительных результатов в восстановлении зрения и воспитании детей.

    В результате мы получили убедительные показатели: зрение улучшилось у 98% детей, у 80% уменьшился угол косоглазия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста».

    В данной статье описан опыт по приминению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста...

    Материал для выступления на Круглом столе « Применение информационно- коммуникационных технологий в воспитательно- образовательном процессе с детьми дошкольного возраста», для воспитателей Тема: «Мультимедийная презентация - одна из форм ИКТ в работе с д

    Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опрных образов, наполненных исчерпывающей структурирующей информацией в алгоритмическом порядке. В э...

    «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста».

    Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ...

    Семинар-практикум для педагогов на тему: «Применение социо-игровой технологии в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»

       Семинар-практикум для педагогов на тему:      «Применение социо-игровой технологии  в воспитательно-образовательном процессе        ...

    Семинар-практикум для педагогов на тему: «Применение социо-игровой технологии в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»

    Социо-игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками.Авторы социо-игровой технологии – Е.Е. Шулешко, В.М. Букатов, (организация образовательной деятельности с ...