Семинар-практикум для педагогов на тему: «Применение социо-игровой технологии в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»
материал

Иванова Нина Иннокентьевна

     Семинар-практикум для педагогов на тему:

      «Применение социо-игровой технологии

  в воспитательно-образовательном процессе

          с детьми дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsio-igrovaya_tehnologiya_1.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 11 Яблонька»

Семинар-практикум для педагогов на тему:

«Применение социо-игровой технологии

в воспитательно-образовательном процессе

с детьми дошкольного возраста»

Составила:

Иванова Н.И., воспитатель

г. Канск

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня наша творческая группа в составе: руководителя Ивановой Н. И., членов группы Куропаткиной С. В., Кулинич С.Н., Ничипорчук Е.В. проведет семинар-практикум по социо-игровой технологии.

И начнем наш семинар игрой «Моё настроение».

Мы предлагаем вам карточки-картинки; облака, солнца, солнца и облака. Вы должны, разместить карточку на мольберте в зависимости:

- солнце – я знакома с этой технологией и я ее применяю;

- облако и солнце – я слышала, но не изучала;

- облако – я не знаю данной технологии.

Практическая часть

А теперь я предлагаю представить себя детьми и поиграть, попрошу всех выйти и встать в круг. Поскольку в технологии предлагается определенная последовательность проведения игр, первая игра «Выйди в круг» будет вводная, направленная на создание рабочего настроя, которая способствует развитию наблюдательности, внимания ко всем членам группы, именно это является важным условием умения работать в микро-группе.

Я буду называть числа. Сразу же после того, как будет названо число, шаг вперед должны сделать столько человек, какое число прозвучит. Шаг назад можно сделать после того, как я скажу «Спасибо».

Выполнять задания нужно молча, ориентируясь только на действия друг друга.

После того, как дети настроятся на совместную деятельность, можно переходить к распределению на команды. Сегодня мы поиграем в игру «Секретики», направленную на объединение детей в микро-группы.

Каждому я прошепчу на ушко слово, по этому слову вы найдете друг друга (времена года: осень, зима, весна). После объединения в компании, каждая микро-группа объясняет, почему они вместе, придумывают название своей команде и определяют место для работы (в центре, на полу, в приемной, в любимом месте, уголке и т.д.).

Итак, дети объединились в микро-группы.

Далее принятие задания.

Компания отправляет посыльного, можно выбрать считалочкой, а можно голосованием.

Посыльный доносит задание.

Задание выполняют вместе, а отвечает один, которого решила вся компания (лидер постоянно меняется).

Игра «Сочини стихотворение». Нужно каждой компании сочинить стихотворение, из 4 предложений, в каждом предложении 3 слова.

Следующий этап. Выполнение задания командами. Обращаем внимание на время (сколько времени понадобится на выполнение задания).

Представление результатов (презентация продуктивной деятельности).

Социо-игровая технология это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками.

Авторы социо-игровой технологии – Е.Е. Шулешко, В.М. Букатов, (организация образовательной деятельности с детьми, как игры между микро-группами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них.

  1. Она предполагает интеграцию всех видов деятельности, это дает положительный результат в области коммуникаций, познания, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, физическому развитию.
  2. Данную технологию можно использовать, как на НОД, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную, где каждый ребенок сможет почувствовать себя частью этого коллектива. Для организации детей используется деление на микро-группы.
  3. Микро-группа – уникальное условие для детской самостоятельности и инициативности. У дошкольников накапливается опыт коллективной деятельности, развивается творчество, формируются способы сотрудничества. Малые группы являются тренажерами доброжелательности.
  4. В своей работе с возникновением микро-групп мы сталкиваемся на каждом шагу. В повседневной жизни, в играх дети естественным путем делятся на микро-группы по 3-4 человека. Как правило, мы не учитываем, не знаем и не анализируем закономерности возникновения и существования таких микро-групп, но именно в них таятся корни успеха образовательного процесса.
  5. Объединение детей в малые группы может основываться, как на спонтанных объединениях детей, так и с использованием специальных приемов.
  6. Работа детей в микро-группах может начинаться в младшей группе парами, в средней тройками, а в старшей и подготовительной - четверками, в основном шестерками. Деление на группы представляют собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружеских отношений между детьми, умение договариваться.
  7. Иногда команды работают, как единое целое, а иногда и каждый в команде – самостоятельно.
  8. Сейчас мы с вами остановимся на вариантах объединения парами:

- по симпатии друг к другу;

- по цвету одежды;

- по цветным половинкам круга, предметных картинок;

- по размеру геометрических фигур (один большой, один маленький круг, квадрат, треугольник);

- по цвету геометрических фигур;

- по одинаковым картинкам (звери, птицы, любые предметы).
   Примером общих дел в парах являются следующее:

- покажите нам, что вы друзья;

- рисование на одном листке, аппликация, коллаж;

- математические представления – на полосках мелкие предметы для счета, договориться, где будут выкладывать и кто первым начнет выкладывать предметы;

- игры с пальчиками, ладошками;

- в парах – счет на пальцах, вместе показать на пальцах 1, 2, 3 дети сами считают;

- рисование веревочками на полу – другие отгадывают;

- одеть куклу на прогулку. Предлагается комплект одежды. Дети сами выбирают, во что нарядить куклу. После одевания – обсуждение, что получилось;

- договориться, кто они, какие они звери, птицы, вместе покричать, как эти животные, как они двигаются;

- построить дом для собаки, гараж для машины, мостик матрешки.

Со старшими дошкольниками способы объединения в микро-группах усложняются:

- по считалочке;

- по номеру квартиры, кто на каком этаже живет;

- по сказочным героям;

- по профессиям родителям;

- по времени года, когда ребенок родился;

- по количеству членов семьи;

- с кем сидишь за обеденным столом;

- у кого дома есть кошка, собака, велосипед и т.д.;

- опора на расчет детей по порядку на 1-4 (в зависимости от количества групп);

- назвать дни недели, части суток, времена года;

- по разрезному материалу (открытки, картинки, геометрические фигуры);

- по принципу классификации (картины, птицы, рыбы, звери, геометрические фигуры одинакового размера и цвета, но разного названия (6 – квадратов, треугольников, кругов красного цвета), одинакового размера, названия, но разного цвета (6- синих кругов, 6 красных кругов и 6 зелёных кругов) и т.д.;

- «Секретики» - воспитатель шепчет на ушко каждому ребенку слово или «понарошку» раздает их в ладошки, предлагая поделиться по количеству слогов в слове;

- по первому звуку, по последнему звуку;

- называть по цепочке 3-4 цвета, названия животных, вида транспорта, овощи, фрукты;

- по определенным буквам, звукам в именах;

- кто сегодня приехал в детский сад на машине, а кто пришел пешком и т.д.

Вашему вниманию мы предлагаем примерные игры, используемые в социо-игровой технологии, их условно можно разделить на несколько групп:

  1. Игры-задания для рабочего настроя.

Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела. В процессе рабочего настраивания должны быть ликвидированы страх, скандальный спор, нежелание работать вообще.

Примеры игр

«Волшебная палочка»,  «Летает, не летает»,

«Встать по пальцам», «Разведчики»,

«Неиспорченный телефон», «Рыба, птица, зверь».

Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения, которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом.

  1. Данные игры могут использоваться в процессе усвоения или закрепления пройденного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать, то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий.

Примеры игр

«Превращение предмета», «Эхо», «Летает – не летает», «Стулья», «Комплимент».

  1. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьезным выигрышем. В них доминируют механизм деятельного и психологически эффективного отдыха, формируют в группе доверительную, дружескую обстановку.

Примеры игр

«Руки-ноги», «Замри», «Выкуп фантов», «Японская машинка», «Воробьи-вороны», «Карлики-великаны», «Человек-человеку», «Тропинка, кочка, кочка».

  1. Игры для творческого самоутверждения – это задания, выполнения, которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия.

Примеры игр

«Федот, да не тот», «Театральный билет», «Царь-картошка»,

«Да и нет не говорите», «Рассказ по карточкам», «Рисунок по кругу».

  1. Игры вольные (на воле), выполнение, которых требует простора и свободы передвижения, то есть их не всегда можно выполнять в группе.

Примеры игр

«Горелки», «Прятки», «Хороводы», «Жмурки», «День и ночь», «Ходить след в след», «Эстафета».

В заключении хотелось бы отметить, что применяя социо-игровую технологию в работе с дошкольниками у детей:

- развивается любознательность, речевое взаимодействие, активизируется словарь, совершенствуется диалогическая и монологическая речь;

- ребенок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;

- дошкольники умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию, а самое главное учатся самостоятельности;

- сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;

- у детей нет чувства страха за ошибку. Они чувствуют себя уверенно, спокойно;

- дети приобретают опыт общения, который в дальнейшем станет средством обучения и воспитания.

Рефлексия. Предлагаю всем встать в круг. Каждый стоящий продолжает: «Я буду (или не буду) использовать социо-игровую технологию, потому что…

Благодарим за деловое общение! Творческих вам успехов!

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста

Статья предназначена для воспитателей детских садов, а также будет полезна родителям дошкольников....

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Применение социо-игровой технологии в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»

Социо-игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками.Авторы социо-игровой технологии – Е.Е. Шулешко, В.М. Букатов, (организация образовательной деятельности с ...

Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»...

Презентация «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Презентация «Применение методов ТРИЗ-технологии  в совместной деятельности  с детьми дошкольного возраста»...

Мастер-класс для педагогов: Применение информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

Цель:Повышение профессиональной компетентности педагогов через эффективное использование информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения и развития ребёнка.Задачи:Повысить уровень мастерс...

Методы и приёмы здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста

laquo;Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&ra...

Семинар–практикум для воспитателей по теме «Внедрение нейропсихологических технологий в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста»

Способствовать осознанию педагогами необходимости внедрения нейропсихологических технологий в психолого – педагогическое сопровождения дошкольников в связи с нарастающим неблагополучием процессо...