Главные вкладки

    Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
    методическая разработка

    Кабдулина Жанар Салауатовна

    Мастер-класс

    «Применение методов ТРИЗ-технологии

     в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon master-klass_po_triz.doc61.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс

    «Применение методов ТРИЗ-технологии

     в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

    Добрый день, уважаемые коллеги!!! Вашему вниманию предлагается мастер-класс на тему «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста».

    Целью мастер-класса является создание условий для практического освоения методами технологии ТРИЗ.

    Задачи: 

    • дать педагогам представление о многообразии игровых приемов ТРИЗ-технологии;
    • познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ-технологии;
    • сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование методов ТРИЗ-технологии в своей педагогической деятельности.

    Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы?

    Мы с вами хорошо знаем, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание, и обучение губит в детях ростки этой одаренности.

    Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо еще в дошкольном возрасте развивать творческое мышление, способность нестандартно мыслить и смотреть на окружающий мир.

    - Что такое технология ТРИЗ - как переводится?

    Дословно ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Это одна из известных и популярных инновационных педагогических технологий.

    Основателем ТРИЗ-технологии  является  писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. 

    Целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

    Девиз тризовцев – «Можно говорить все! Творчество во всём!» 

    ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

    Самое главное — обращать внимание ребенка на интересные вещи, не пытаться все на свете объяснить и дать в готовом виде, почаще смотреть на ситуацию с разных сторон, находить хорошее в «плохом» и плохое в «хорошем», размышлять вместе, проводить опыты, но не пытаться полностью объяснить результаты — другими словами, воспитывать любознательность у дошкольников во всех проявлениях.

            В ТРИЗ-технологии существует множество методов и приемов, используемых для развития творческого воображения. С некоторыми из них я вас сегодня познакомлю:

    Названия методов, приемов.

    Краткая характеристика

    Метод мозгового штурма

    Совместный поиск вариантов решения проблем преимущественно на основе интуиции с последующей экспертизой идей, при этом поощряются неожиданные и фантастические предложения.

    Метод фокальных объектов

    Цель: научить наделять объекты не типичными признаками, представлять и объяснять практическое назначение объекта с нетипичными признаками.

    Решение конструкторских задач по усовершенствова-

    нию изделий.

    Сущность метода – перенесение признаков случайно

    выбранных объектов на совершенствуемый объект, ко-

    торый лежит в фокусе переноса.

    Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.

    Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки “забавные животные”, “пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.

    Метод

    синектика

    Предполагает в основном использование личной аналогии, что развивает умение рассматривать объекты и ситуации с различных точек зрения.

    Цель: учить детей менять точку зрения на объект с помощью приемов личной аналогии (эмпатии), прямой, символической и фантастической. Анализировать системы поиска нестандартного решения данной ситуации.

    Метод морфологического анализа

    Суть данного метода – построение таблицы, 

    для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий.

           А сейчас, уважаемые коллеги, приглашаю желающих (6 человек) поучаствовать в практической части моего мастер-класса.

    - Я предлагаю Вам с помощью методов ТРИЗ – технологии построить детский сад будущего (обращаю внимание на чистый лист ватмана).

    - Используя метод мозгового штурма, назовите слова - ассоциации к слову детский сад.

    Ответы.

    - А как вы думаете, как должен выглядеть детский сад будущего?

    Ответы.

    - У меня представлены несколько вариантов детских садов. Из этих вариантов выберете что-то и разместите на ватмане и объясните, почему вы выбрали именно этот дом.

    Выполняют.

    - Само здание у нас уже есть, но оно ещё совсем пустое. Нам нужно его и обставить и заселить.

    - Чтобы обставить детский сад, нам нужна мебель!  А какая мебель должна быть в современном детском саду?

    Ответы.

    - А сейчас я предлагаю вам стать инженерами-конструкторами и Методом Фокального Объекта создать новый совершенствуемый вами объект - стол будущего.

    - Рассмотрим стол со всех сторон, используя свою фантазию, логическое мышление и с помощью случайных объектов.

    - Например: еж, льдинка, лампа. Назовем характерные свойства и признаки случайных объектов, вот например льдинка, какая она? (Холодная)

    Еж, какой? Колючий, сворачивающийся

    Лампа, какая? светящаяся

    - А теперь применяя свойства случайных объектов к новому объекту - столу будущего, создайте стол. И на листочках изобразите. Выполняют.

    Покажите и расскажите, какой стол будущего получился у вас, а у вас…...  

    - А теперь рассмотрим метод эмпатии, нужно вжиться в образ, включив эмоциональное и личностное отношение к какому-либо предмету.

    - Перед вами лежат  карточки, возьмите каждый себе по одной (стул, аквариум, кровать, шкаф, коврик, игрушка, кукла, машинка), вы должны почувствовать себя в роли этого объекта, опишите как вы себя чувствуете в этой роли. Можете показать и рассказать. Это мы рассмотрели метод эмпатия и применили для детского сада будущего, т.е. в детском саду будущего появились предметы думающие, высказывающие свое мнение.

    - В детском саду мы всё обставили мебелью, а чего же еще не хватает нам? А из чего же дети будут кушать? (Посуда)

    - На волшебной дорожке предлагаю создать кружку будущего и с помощью метода синектика, приёма преобразования, управляя своей фантазией наделить ее новыми частями. Когда один объект взаимствует у другого объекта его части, то получается матрица придумывания нового и конструируем новый объект как инженеры. Давайте трансформируем кружку.

    - Итак, пошла наша кружка по волшебной дорожке и встретила сумочку. Какие признаки частей можно взять у сумочки? Вот, например, возьмём у сумки ручку. Для чего такая ручка нужна нашей кружке?

    Ответы.

    - Эту кружку можно носить через плечо (замок, карман)

    Ответы.

    - Пошла кружка дальше и встретила воздушный шарик.

    - Что она может взять у шарика? (шарик имеет способность увеличиваться и уменьшаться в размерах)

    Ответы.

    - Если мы  увеличим кружку, то что с ней можно сделать? Например, если вкусный компот мы можем налить побольше компотика.

    Ответы.

    - Дальше пошла наша кружечка и встретила она яблочко, что мы можем взять у яблока.

    Ответы.

    - Какая же у нас получилась кружка будущего? Вот какая необычная кружка у нас получилась.

    - Разместили мы в нашем детском саду и мебель и посуду кого же нам ещё не хватает?

    Ответы.

    Самое главное, конечно же, это наши дети, так как у нас детский сад будущего то и дети должны быть идеальные, но это совсем не означает, что они должны быть послушными, примерными, тихими и скромными.

    - А теперь я вам предлагаю с помощью метода Морфологического Анализа создать образ идеального ребёнка для будущего детского сада, а помогут нам в этом сказочные герои.

    - С помощью фишки обозначим на морфологической таблице необходимые знания, умения, навыки и личностные характеристики  для идеального ребёнка, выбирая характерные особенности сказочных героев.

    Выполняют.

    - Расскажите, каким получился портрет идеального ребёнка будущего?

    - Но дети же не должны же находиться одни в детском саду. Кто еще должен быть в д/с?

    - Конечно же, это сотрудники. С помощью приема фантазирования, опишите сотрудников, используя характерные черты сказочных героев. Самый главный это же конечно заведующий.

    - Кого из сказочных героев вы поставили бы на место заведующего? (пчелка Майя)

    - Хорошо кого еще не хватает? (воспитателя, кого из сказочных персонажей она напоминает?)

    - Кто заботится о детях, все убирает? (кого сказочного персонажа она напоминает?(золушка)

           

            Используя методы ТРИЗ – технологии,  получился у нас д/сад будущего. А вот теперь используя свои знания, умения, навыки и личностные характеристики догадайтесь, что же не хватает в нашем детском саду будущего?

    Я предлагаю Вам, дорисовать то, что вы считаете необходимым, используя приемы фантазирования, но помните что д/с у нас будущего.

    Рефлексия.

    Уважаемые коллеги! Предлагаю вам оценить значимость проведенного мастер-класса. Возьмите каждый по одной фишке и разместите на той картинке, которая соответствует вашему мнению.

    Вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

    Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

    Мясорубка – информацию переработаю.

    Корзина - мне это не нужно, выброшу.

    Желаем вам успехов в использовании ТРИЗ-технологии в развитии творческого воображения у ваших воспитанников! Спасибо за участие!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование ТРИЗ технологии в совместной деятельности с детьми.

    Предлагаю вам конспекты совместной деятельности с использованием ТРИЗ. Данный материал адресован педагогам, которые занимаются развитием познавательных и творческих способностей детей....

    Презентация. Мастер класс.Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

    Данную презентацию можно использовать на родительских собраниях, различных образовательных мероприятий для педагогов....

    Мастер - класс для воспитателей на тему: «Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

    Мастер - класс для воспитателей на тему: «Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста» Цель: распространение опыта по и...

    Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми».

    Цель мастер класса «Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования педагогической  технологии «Дети волонтёры»....

    Мастер-класс для воспитателей: «Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

    Распространение опыта по использованию исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста среди педагогов - дошкольников....

    Мастер-класс на тему: «Применение ТРИЗ – технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

    Практическое освоение педагогами идеи ТРИЗ - технологии через активные формы работы ....

    Презентация «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

    Презентация «Применение методов ТРИЗ-технологии  в совместной деятельности  с детьми дошкольного возраста»...