Мастер-класс на тему: «Применение ТРИЗ – технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка

Плуталова Татьяна Владимировна

Практическое освоение педагогами идеи ТРИЗ - технологии через активные формы работы .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_plutalova_t.v.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему:

«Применение ТРИЗ – технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»


Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, 
но его надо научить ориентироваться в современном мире, 
чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта 
Г.С. Альтшуллер. 


        
Цель мастер-класса: практическое освоение педагогами идеи ТРИЗ - технологии через активные формы работы .
        Ход мастер-класса.  

           Детей редко учат выходить за границы привычного, придумывать

что – то новое, тренировать воображение. Задача ТРИЗ - научить их этому. Но делать это нужно постепенно, соблюдая правило трех «П»:

Просто, Последовательно, Постоянно.

        Моя работа с детьми включает использование методов и приемов ТРИЗ для развития творческого потенциала. Здесь я могу выделить следующие этапы работы:

       Первый этап – научить ребенка находить и разрешать противоречия, которые окружают его по всюду.  

      Второй этап – учить детей фантазировать, изобретать.

      Третий этап – решение сказочных задач, придумывание новых сказок.

      Четвертый этап – ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учиться находить выход из любой сложной ситуации.

       Уважаемые коллеги! Проведем с вами небольшое наблюдение за метаморфозами своего сознания, которые возможно произойдут с вами по окончании нашего мастер-класса. Обратите внимание на предмет, который я держу в своих руках (дерево, выполненное в технике топиарий). Что это?

        Ответы участников мастер-класса.

       Вы действительно дали объективные ответы, но они вполне предсказуемы. Хорошо, оставим в покое наше дерево, оно снова появиться в заключении мастер-класса.  Мне интересно знать, измениться ли ваше мнение об этом предмете. А сейчас попробуем немного окунуться в технологию творчества – ТРИЗ. Проиграем основные этапы моей работы с детьми.

      Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию игру под названием «Хорошо – плохо» ярко демонстрирующую первый этап работы – научить детей находить и разрешать противоречия.

Хорошо – плохо в соотношении количества и качества.

«Один – хорошо, много – плохо»

«Много – хорошо, один – плохо».

Ваша задача обосновать понятие с позиции « Один руководитель – хорошо, много – плохо».

Ответы участников.

А теперь наоборот обоснуйте понятие с позиции «Много руководителей – хорошо, один плохо».

Спасибо, Вы отлично справились с заданием.

 Следующая игра «Теремок» по мотивам одноименной  русской народной сказки.

 Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения. 
Реквизит: карточки с изображением объектов: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш.  
Правила игры. Всем игрокам раздаются карточки с изображениями. Один  из игроков называется хозяином теремка. Другие же по очереди подходят к домику и просятся в него.  Диалог строится на примере сказки:
- Тук, тук, кто в теремочке живет? 
- Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто? 
- А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок? 
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу. 
Пришедший сравнивает оба предмета, выявит общие признаки (цвет, форма, размер, материал изготовления, отдельные детали и т. д.) называет их. Если у него это получается, то он становиться хозяином теремка. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, и становится хозяином. К нему обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные участники могут помочь. 

     Игры второго этапа учат детей фантазировать, изобретать например:

Коллективное рисование «Необычного животного».

 Я хочу, чтобы у меня было домашнее животное. Но я не знаю какое.

 Оно должно уметь охранять дом, как собака;

еще я хочу, чтобы умело быстро бегать, как лошадь;

но чтобы я не упала, у него должно быть два  горба как у верблюда;

 и рога, как у оленя, чтобы можно было держаться…

А еще хорошо, чтобы у него был красивый хвост,  как у павлина и оно умело летать…

Коллективное рисование участников мастер- класса. По окончанию рисования животному придумывают фантастическое название.

Какое удивительное животное у вас получилось!

 Далее с помощью игры Круги Луллия составляется рассказ по плану:

 1. Чем питается?

 2. Что любит делать?

 3. Где живет? 

Мы подошли с вами к третьему этапу, на котором дети учатся решать сказочные задачи, придумывать новые сказки и загадки.

Начнем с решения сказочных проблем. Я предлагаю решить вам задачу в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». «Просила Алёнушка братца: «Не пей водицы, козленочком станешь». Не послушался Иванушка» Задача звучит так: как сделать так, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал». Ответы участников мастер- класса: поесть ягоды, поискать ручеек, сделать след своей ногой и из него напиться. В ответе ярко выражена изобретательность – трансформировать чужой след в свой.

Решив сказочную задачу, мы можем перейти к сочинению сказки.

Игра «Режиссер»

Педагогам предлагается кубик, на гранях которого – изображения каких – либо предметов. Педагоги по очереди бросают кубик.

Задание: составить одно  предложение с данным словом, та чтобы получилась сказка. 

Сочинение загадки.

Последовательность сочинения:

– Ответить, на что похожа расческа (3–4 названия).

Например, на пилу, на забор, на траву.

– Ответить, чем расческа отличается от этих объектов.

Например, от пилы – тем, что расческа не пилит; от забора – тем, что на нее нельзя

залезать; от травы – тем, что не растет.

– Составить загадку, используя слова-связки «как», «но не».

Например: «Как пила, но не пилит; как забор, но нельзя лазить; как трава, но не растет.

Что это такое?» (расческа).

    И наконец, четвертый, заключительный  этап- нахождение выхода из сложных ситуаций. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельность например:

 «Ира потеряла на прогулке варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?»

Но мы с вами будем решать взрослые проблемы.

    Крупная фирма построила в городе Тайване и в городе  Таиланде фабрики – филиалы производства обуви. Основное место сбыта- крупные европейские магазины. И столкнулась с проблемой: рабочие фабрик – филиалов воруют обувь. Что бы вы делали на месте управляющих этими филиалами?

Решение: Стали производить правые ботинки в городе Тайване, а левые в городе Таиланд, а соединять их в пары уже за границей.

     Уважаемые коллеги, мы проработали основные этапы ТРИЗ – технологии, которые я использую в работе с детьми. А теперь, я предлагаю еще раз взглянуть на предмет в моих руках. Что это?

     Вывод: Обратите внимание, как изменилось ваше восприятие, сознание. А ведь мы всего лишь чуть – чуть поработали над развитием ваших творческих способностей. Результат – уход от шаблонного мышления к творческому. Рефлексия. Предлагаю Вам в знак полученных новых знаний разместить на дереве эти цветы).

    Мы вносим  в сознание ребенка зерно противоречий. Из зерна прорастают ростки фантазии и воображения. Любая интеллектуальная творческая деятельность рано или поздно приносит свои плоды – ребенок становиться творческой, личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы.

     Вот в чем суть технологии ТРИЗ. И вы сегодня наглядно убедились в ее эффективности.  

     

Спасибо за внимание!

Вывод:

  •  Поставленная цель мастер- класса  была выполнена.
  • Тема мастер-класса не оставила педагогов равнодушными, была возможность узнать что-то новое.
  • Этапы мастер-класса имели логическую последовательность.
  • Психологическая атмосфера была доброжелательной.
  •  С практическим заданием все успешно справились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей: «Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Распространение опыта по использованию исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста среди педагогов - дошкольников....

Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»...

Презентация «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Презентация «Применение методов ТРИЗ-технологии  в совместной деятельности  с детьми дошкольного возраста»...

Мастер-класс для педагогов: Применение информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

Цель:Повышение профессиональной компетентности педагогов через эффективное использование информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения и развития ребёнка.Задачи:Повысить уровень мастерс...

Мастер - класс для педагогов «Использование опытов и экспериментов в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме п...