Консультация «Ранний детский аутизм: психолого-педагогические особенности»
консультация по коррекционной педагогике по теме

Замятина Ольга Александровна (Шабаршина)

Под термином аутизм понимают «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой» (К.С.Лебединская).       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_rda_osobennosti.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«Ранний детский аутизм:

психолого-педагогические особенности»

Учитель-дефектолог 1кв. категории: Замятина О. А.

. ГКУЗ СО «Специализированный дом ребёнка» филиал №5

Первые наблюдения и публикации, посвященные проблемам детей с особой патологией, появились в 30 – 40 годы прошлого столетия. Используемый в настоящее время термин «ранний детский аутизм» был введен Каннером в 1943 году.

Согласно оценке ВОЗ (резолюция от 8 апреля 2013 года), распространенность РАС составляет 32/10000, то есть один ребенок из 160 страдает нарушением аутистического спектра с последующей инвалидностью. Эта оценка представляет собой среднее значение, и во многих контролируемых исследованиях приводятся существенно более высокие показатели. Кроме того, всюду отмечается рост расстройств аутистического спектра. Так, например, в США с 1980-х годов она выросла примерно в 10 раз. В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют достоверные статистические данные о частоте встречаемости РАС. Однако, исходя из эпидемиологических данных, можно предполагать, что даже по самым осторожным оценкам, в Российской Федерации число детей с РАС в возрасте до 18 лет варьирует в пределах 300-400 тысяч.

В связи с высокой частотой встречаемости аутистических расстройств велика вероятность нахождения ребенка с РАС практически в каждом образовательном учреждении. При этом адаптация этих детей крайне затруднена, прежде всего, из-за нарушений коммуникации и социализации, а также в связи с наличием дезадаптивных форм поведения. Для успешной интеграции детей с РАС необходимы специальные образовательные условия, которые позволят этим детям получить доступ к образованию. Эффективность коррекционных мероприятий повышается при их своевременном проведении. Несмотря на то, что только врач-психиатр имеет право постановки диагноза «ранний детский аутизм», первые шаги на этапе дифференцированной диагностики совершаются именно педагогами и психологами. Следовательно, в их задачу входит своевременное выявление данной категории детей, формирование адекватного представления и отношения взрослых к данному заболеванию, а также грамотная координация дальнейших действий взрослых, педагогов и родителей, поскольку помощь в развитии показана при всех формах аутизма.

    Психолого-педагогическая характеристика.

Под термином аутизм понимают «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой» (К.С.Лебединская).       Аутизм как симптом встречается при довольно многих психических расстройствах, но в некоторых случаях проявляется очень рано (в первые годы и даже месяцы жизни ребёнка), занимает центральное, ведущее место в клинической картине и оказывает тяжёлое негативное влияние на всё психическое развитие ребёнка. В таких случаях говорят о синдроме раннего детского аутизма (РДА). В ряде случаев наблюдаются не все клинические характеристики, требуемые для установления диагноза, в таком случае нередко говорят об аутистических чертах личности.

  Понятие аутизма включает комплексное нарушение, является симптомным  проявлением дисфункции головного мозга. Это нарушение, включающее не одну дисфункцию. Существуют критерии аутизма, выдвинутые  Всемирной организацией здравоохранения. Для составления общей картины, может быть предложена следующая классификация:

  • классический аутизм или синдром Каннера;
  • синдром Аспергера;
  • детское первазивное расстройство;
  • аутичные состояния.

  Для этого следует обратиться к диагностическим критериям, которые были подготовлены специалистами-медиками:

Классический аутизм или синдром Каннера

  1. Качественное нарушение в социальном взаимодействии, представленное, по крайней мере, двумя показателями из следующих:

- заметное нарушение в использовании многообразных невербальных типов поведения, как-то: взгляд глаза в глаза, выражения лица, поз тела и жесты – с целью регуляции социального взаимодействия;

-  неспособность развития отношений со сверстниками, соответствующих уровню развития;

-  неспособность испытать радость от того, что другие люди счастливы;

-  отсутствие социальной или эмоциональной взаимности.

  1. Качественное нарушение коммуникации, представленное по крайней мере одним из следующих показателей:

- отставание или полное отсутствие развития разговорной речи (не сопровождающееся попыткой компенсации через такие альтернативные модели коммуникаций, как жесты или мимика);

-  у людей с адекватной речью заметное нарушение способов инициировать или поддерживать разговор с другими;

-   стереотипное  использование языка или идиосинкразическая речь;

- отсутствие разнообразной спонтанной игры или игры по социальной имитации, соответствующей уровню развития.

  1. Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения, интересов и деятельности, представленные по меньшей мере одним из следующих показателей:

 - активная деятельность по одному или нескольким стереотипным и ограниченным типам интересов, которые являются нарушенной либо по интенсивности, либо по направлению;

 - явная, настойчивая приверженность специфическим нефункциональным ритуалам или заведённому порядку;

 - стереотипные или повторяющиеся механические действия (такие, как размахивание или вращение пальцами, руками или комплекс движений телом);

  - постоянные действия с частями предметов.

 Расстройства аутистического спектра или синдром Аспергера устанавливаются, следуя тому же набору диагностических критериев, относящихся к аутизму, но исключая         критерии,   относящиеся       к    нарушению коммуникации. При синдроме Аспергера нет задержки в интеллектуальном и речевом развитии.

Детское первазивное (дезинтегративное) расстройство, существует    небольшая   группа  детей,  которые       развиваются нормально  до 1,5 – 4 лет,  а затем  у них  появляются   тяжёлые симптомы   аутизма   («поздно начавшийся аутизм»),  в  прошлом рассматривали как психоз Геллера. Аутичные состояния, сюда относят людей, проявляющих 3 или более симптомов, но не имеющие полного набора критериев аутизма.

Лебединская К.С., Никольская О.С. выделяют четыре основные группы РДА. Основными критериями деления избраны характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой – по существу, тип самого аутизма:

I группа детей – отрешенность от внешней среды;

II группа детей – отвержение окружающего;

III группа детей – замещение окружающего мира;

IV группа детей – сверхтормозимость окружающей средой.

  Дети I группы с аутистической отрешенностью от окружающего характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией. Дети данной группы мутичны, не имеют не только форм, но и потребности в контактах, не осуществляют даже самого элементарного общения с окружающими, не овладевают навыками социального поведения. Дети этой группы имеют наихудший прогноз развития, нуждаются в постоянном уходе и надзоре. В условиях интенсивной психолого-педагогической коррекции у них могут быть сформированы элементарные навыки самообслуживания, но их социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях. Дети II группы с аутистическим отвержением окружающего характеризуются определенной возможностью активной борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счет аутостимуляции положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипий (двигательных, речевых, сенсорных и т.д.). Внешний рисунок их поведения – манерность, стереотипность, импульсивность многочисленных движений, причудливые гримасы и позы, эти дети обычно малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат, иногда что-то шепчут. Прогноз на будущее для детей данной группы лучше, при адекватной длительной коррекции они могут быть подготовлены к обучению в школе. Дети III группы с аутистическим замещением окружающего мира характеризуется большей произвольностью в противостоянии своей аффективной патологии, прежде всего страхам. Внешний рисунок их поведения ближе к психопатоподобному, характерны развернутая речь, более высокий уровень когнитивного развития. Дети данной группы при активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе. Дети IV группы характеризуются сверхтормозимостью, у них менее глубок аутистический барьер, меньше патологии аффективной и сенсорной сфер. В их статусе на первом плане – неврозоподобные расстройства: чрезвычайные тормозимость, робость, пугливость, особенно в контактах, чувство собственной несостоятельности, усиливающие социальную дезадаптацию. Дети именно этой группы часто обнаруживают парциальную одаренность, они могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

    Аутизм проявляется наиболее ярко в возрасте 3 – 5 лет, и в числе наиболее характерных проявлений в раннем возрасте Т. Питерс и К. Гилберт, К.С. Лебединская и О.С. Никольская отмечают  следующие:

- ребенок не фиксирует взгляд на лице, деталях лица другого человека, не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»;

- первая улыбка не адресуется кому-то конкретно, не провоцируется смехом, радостью;

- к окружающим аутичный ребенок относится индифферентно: на руки не просится, часто предпочитая находиться в кроватке, в коляске и т.п., на руках не приспосабливается, не выбирает удобной позы, остается напряженным; позу готовности не проявляет, в тоже время иногда легко идет на руки ко всем;

- своих близких узнает, но не проявляет эмоциональной реакции;

- к ласке относится необычно: равнодушно или неприязненно, быстро пресыщается;

- отношение к моментам дискомфорта парадоксальное: аутичный ребенок либо вообще их не переносит, либо безразличен к ним;

- потребности в контактах с другими людьми (даже близкими) также парадоксально: в одних случаях ребенок не испытывает такой потребности, стремится избегать контактов, в более тяжелых случаях к контакту относится безразлично вяло;

- для аутичных детей характерен феномен тождества, который проявляется в стремлении к сохранению постоянного пространства, в противодействии любым изменениям в окружающем;

- стереотипность проявляется и в игре: типично однообразное, бессмысленное повторение одних и тех же действий. Игрушки если и используются, то не по назначению;

- в особенностях моторики проявляются неравномерности развития: движения угловатые, вычурные, несоразмерные по силе и амплитуде. Иногда тонкая моторика развивается в отдельных своих проявлениях раньше, чем общая;

- очень рано проявляются страхи, которые могут быть диффузными, неконкретными, на уровне общей тревоги и беспокойства, и дифференцированными, когда ребенок боится определенных предметов.

 - нарушение чувства самосохранения проявляется в том, что на первом году жизни очевидно отсутствие «чувства края».

Большинство детей, страдающих аутизмом, имеет снижение интеллекта. Примерно 20% детей демонстрируют уровень интеллектуального развития, соответствующий возрасту.

  Н.М. Назарова отмечает также особенности речевого развития: мутизм  – отсутствие речи; эхолалия – повторение слов, фраз, сказанные другим, воспроизводимые спустя некоторое время; слова-штампы, фонографичность («попугайность») создает иллюзию развитой речи; отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге; автономность речи; позднее  появление  в речи  личных  местоимений  (особенно «я»), неправильное их употребление; нарушения семантики, использование неологизмов; нарушения грамматического строя речи; нарушения звукопроизношения; нарушения просодических компонентов речи.

  Как отмечает Вьюнова Е.А., уже на этапе младенчества первым диагностическим признаком, свидетельствующим о сформированности неразрывной коммуникативной системы «ребёнок – мать», является комплекс оживления – эмоционально-положительная реакция ребёнка на появление матери. У детей с синдромом РДА тесная эмоциональная привязанность к родственникам практически отсутствует. В целом наибольший интерес вызывают не люди, а предметы. Рассматривая поведенческие особенности детей, необходимо отметить такой признак, как  отсутствие зрительного контакта с ребёнком. Более того, дети с РДА очень плохо переносят и телесный контакт, он вызывает у них недовольство, раздражение, страх. Особенно тяжело может протекать кризис первого года, связанный с началом самостоятельной ходьбы. Недоразвитие средств коммуникации и координации внимания мешает взрослому организовать ребёнка. В это период часто теряются даже те немногочисленные навыки коммуникации, которые сложились: ребёнок перестаёт откликаться на имя, выполнять простейшие просьбы, теряет чувство опасности.   Стоит отметить, что эти дети, как правило, астеничны, что обусловлено избирательностью в еде. У многих детей проблемы с желудочно-кишечным  трактом.   Важным   признаком является изменённая  реакция на внешние раздражители. Варианты реагирования могут быть различны: от полного равнодушия до чрезмерной пугливости и боязни малейших шорохов. К 3 – 5 годам жизни ребёнка интенсивность проявлений заболевания возрастает. Здесь на первый план выступает нарушение речевого развития. В целом, в развитии речевой, поведенческой, игровой, а также мотивационной сфер дети с синдромом РДА демонстрируют высокую стереотипность.

Итак, аутизм, проявляющийся в расстройстве поведения, нарушении эмоционально-волевой сферы, – это неврологическая дисфункция, основанная на нарушении функций ЦНС. Причины этих нарушений разнообразны. В клинико-психологической структуре РДА, как отмечают отечественные учёные В.В.Лебединский и О.С.Никольская, особое место занимает низкий психический тонус, который означает, что взаимодействие с окружающим миром ограничено пресыщением, которое наступает столь быстро, что восприятие окружающего зачастую становится невозможным. Также трудно переносимыми становятся эмоционально насыщенные явления. В такой ситуации окружающее становится источником неприятных сенсорных впечатлений, а аутистический барьер становится защитой для ребёнка от всех трудностей, но одновременно лишает ребёнка необходимой для психического развития разнообразной информации и, если ребёнку вовремя не помочь, то он, как правило, становится тяжёлым психическим инвалидом.

Причины возникновения аутизма у детей

 Причины аутизма недостаточно ясны. Общепризнанна большая роль генетических факторов  в этиологии РДА. Практически все известные исследователи биологических основ аутизма согласны, что большая часть случаев РДА наследственно обусловлена. Развитие РДА зависит не от одного гена, а от группы генов (наиболее вероятным считается так называемый мультифакториальный механизм). Это означает, что генный комплекс обеспечивает передачу не самой патологии, а предрасположенности к её развитию и реализуется при наличии неспецифического провоцирующего фактора, который может быть как экзогенным (травма, инфекция, интоксикация, психотравма и т.д.), так и эндогенными (возрастной криз, конституциональные особенности и др.), но тонкие генетические механизмы наследования изучены очень слабо.

    Гилберт К. отмечает следующие возможные причины аутизма:

1) соматические нарушения. Считается, что хромосомные нарушения, туберозный склероз, гипомеланоз, эмбриональные повреждения (инфекция краснухи), постнатальный герпетический энцефалит, метаболические нарушения, нарушают функции височных или лобных областей мозга;  

2) наследственность.   Примерно  1 из 20 родных  братьев   и сестёр имеет диагноз аутизма. У больных клинической группы пациентов часто есть близкие родственники с этим диагнозом;

3) раннее повреждение мозга. Среди детей с аутизмом встречается большее число случаев повреждений мозга, возникших во время беременности, родов или послеродового периода, инфекции также могут стать причиной, достаточной для развития аутизма.

  В.Е. Каган, анализируя исследования Каннера, Аспергера и др., среди факторов, которые могут служить причиной возникновения аутизма у детей, выделяет следующие: 1) наследственность (хотя автор оценивает его очень противоречиво). Реализацию этой предрасположенности связывают с дисфункцией средней височной доли, которая наследуется от родителей, при условии, что поля действия доминантных генов матери и отца парциально совпадают или взаимодействуют; 2) влияние среды. Здесь автор обсуждает аналогию между аутичными и «дикими» детьми (дети Маугли), аутистическую клинику госпитализма, повышенную вероятность аутизации в период отрыва от матери и депрессии у нее; 3) патология пре- и перинатального периода. Возникновение аутистических нарушений связывают с корью, коклюшем, тяжелыми заболеваниями пищеварительного тракта с истощением, малярией, сифилисом, ревматизмом, туберкулезом, энцефалитами, интоксикациями, детским церебральным параличом, а также снижении или утрате слуха или зрения, эндокринных расстройствах, инвалидизирующих урологических заболеваниях. Особое место занимает врожденная краснуха, которая может стать первичным этиологическим фактором возникновения аутизма; 4) нейрофизиологические и нейропсихологические гипотезы. Приводя исследования Винга, автор приводит следующие гипотезы: повреждение или задержка развития ассоциативных полей доминантного полушария или речевых зон; субкортикальные поражения, сочетающиеся с нарушением интеграции интеро- и экстероцептивной информации; повреждения в области головки ядра в задней части мозга и др. В.Е. Каган исследуя «ведущее поражение», также отмечает, что существуют разноречивые мнения о ведущей роли эмоциональной недостаточности, о повышенной сензитивности, о качественном своеобразии и задержке развития эмоциональности. Нарушение отношений и понимания эмоций окружающих, дефект интуиции, могут зависеть от особенностей восприятия и переработки информации, нарушения синтеза элементов восприятия. Как возможно ведущее нарушение автор отмечает сенсорный дефект, ограниченная перцепция, дефект восприятия и переработки информации, дефицит центральной переработки информации, перемещение познавательного развития с экстеро- на интероперцептивные структуры личности и др. Эти явления, как полагают, могут приводить к гипо- и гиперреакциям, а также к поиску раздражителей и спонтанному самораздражению для получения сенсорной и вестибулярной стимуляции.

  Итак, об аутизме можно сказать, как о врождённой неспособности ребёнка устанавливать аффективный контакт с окружающими его людьми, отсутствии у ребёнка потребности в общении, фиксации его интересов скорее на неживых объектах, чем на окружающих ребёнка людях. Мир аутичного ребёнка закрыт для внешних воздействий, или же они доходят до него в искажённом виде, вызывают неадекватную реакцию. Такие коммуникативные аспекты, как социальная адекватность, инициатива в общении, эмпатия, понимание эмоционального состояния других людей, детям с синдромом РДА практически недоступны. Тем не менее, такой ребёнок должен и может быть адаптирован к социуму.

Иногда кажется, что аутистам никто не нужен, им комфортно в одиночестве. На самом деле, это не так, они нуждаются в обществе, они хотят быть понятыми, но просто не знают, как это сделать. Задача взрослых, помочь им найти контакт с внешним миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевых нарушений у детей с ранним детским аутизмом.

Представленные методы и приёмы позволят лучше понять начальный этап коррекционного воздействия при работе с данной категорией детей....

Особенности развития речевой сферы у детей с ранним детским аутизмом (РДА)

Одним из наиболее характерных проявлений синдрома детского аутизма является отклонение в речевом развитии, на что указывали L. Kanner, В.В. Лебединский, О.С. Никольская и другие исследователи....

Особенности детей с РДА (РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ)

До настоящего времени детский аутизм является одним из наиболее спорных вопросов детской психиатрии, несмотря на многочисленные исследования данного феномена. По клиническим признакам аутизм относят к...

Консультация «Особенности психического развития при раннем детском аутизме. Специфические нарушения восприятия.»

При организации воспитания и обучения де­тей с аутизмом необходимо учитывать их особен­ности восприятия. К таким особенностям отно­сят гиперсензитивность, фрагментарность, гипер­селективность (сфокуси...

Консультация "Ранний детский аутизм"

В консультации озвучены аспекты данного заболевания (РДА)....

консультация "Ранний детский аутизм"

1) Проинформировать родителей об аутизме, особенностях детей данной категории, причинах, методах диагностики и коррекции.2) Развивать умения и навыки в общении с детьми данной категории.3) Воспитывать...