Консультация «Страхи и тревожность у детей раннего возраста»
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме

Замятина Ольга Александровна (Шабаршина)

Тревожность - это "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_strahi_i_trevozhnost30.09.2016g_-_kopiya.docx32.19 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Страхи и тревожность у детей раннего возраста»

Учитель-дефектолог 1кв. категории: Замятина О. А.

 ГКУЗ СО «Специализированный дом ребёнка» филиал №5

Тревожность - это "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают".

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.

Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в его характере.

            Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Существуют следующие причины тревожности у детей

- развод родителей

- неудовлетворённость родителей своей работой, жилищными условиями, материальным положением

-авторитарный стиль воспитания

-завышенные требования к ребёнку

- противоречивые требования, которые предъявляют к  ребёнку взрослые.

Портрет тревожного ребенка.

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей.
Это тревожный ребенок. Его  отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда он боится не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего.  Такие Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

П. Бейкер и М. Алворд  выделяют следующие признаки определения тревожности у ребенка.

1.Постоянное беспокойство
         2.Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
         3.Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
         4.Раздражительность.
         5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трёх основных направлениях: во первых, по повышению самооценки ребёнка.

Вирджиния Квинн предлагает оказывать поддержку, проявлять искреннюю заботу о детях и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам.

Прежде всего, необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых. В дошкольном учреждении с этой целью можно отмечать достижения ребенка на специально оформленных стендах («Звезда недели», «Наши успехи», «Это мы можем», «Я сделал это!» и т. д.), награждать ребенка грамотами, жетонами. Кроме того, можно поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных в данном коллективе поручений.

Ни в коем случае нельзя использовать приём сравнения результатов выполнения задания одних детей с другими.

Таких детей желательно спрашивать не в начале и не в конце занятия, а в середине. Не следует торопить и подгонять их с ответом.

Нужно стараться установить визуальный контакт, такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка.

Желательно, участие в таких играх, в кругу, как «Комплименты», «Я дарю тебе»… которые помогут узнать  много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей»

Второе направление по обучению ребёнка способом снятия мышечного и эмоционального напряжения

При работе с тревожными детьми используют игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирание тела.

Очень полезными являются и игры с песком, глиной, с водой, различные техники рисования красками  (пальцами, ладошками и др.) Вайолет Оклендер рекомендует устраивать импровизированные маскарады, шоу. Раскрашивание лица старыми мамиными помадами.

Следующим этапом в работе является отработка  владения собой в травмирующих и незнакомых для ребёнка ситуациях.

Эта работа заключается в обыгрывании как уже происходивших ситуаций, так и возможных в будущем при помощи ролевой игры. Разыгрывать можно  знакомые ситуации, и те которые вызывают особую тревогу ребёнка (например, ситуация «боюсь воспитателя» даст ребёнку возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога);

Играя роль слабых, трусливых персонажей, ребёнок лучше осознаёт и конкретизирует свой страх. А используя приём доведения данной роли до абсурда, взрослый помогает ребёнку увидеть свой страх с другой стороны (иногда комической), относиться к нему как к менее значимому.

Также необходимо проводить работу с родителями тревожного ребёнка.

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство  страха.  Беспокойство,  тревога,  страх  – такие  же   эмоциональные неотъемлемые  проявления   нашей   психической   жизни,   как   и радость,    восхищение,   гнев,   удивление,   печаль.  Но   при    чрезмерной    податливости   к     страхам, зависимости  от  них  меняется  поведение человека вплоть  до  «эмоционального паралича». Устойчивые   страхи   –  это   страхи,  с  которыми  не может  справиться    ни     ребёнок,   ни  взрослый,  которые   приводят к   появлению   нежелательных  черт   характера.

 Детские     страхи,   если    к    ним   правильно   относиться,    понимать  причины   их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное  время, то это  служит  признаком  неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности  ребёнка, неправильном    поведении   родителей, конфликтных  отношениях в  семье.  Для того чтобы воздействовать  на   ребёнка,  помочь избавиться ему от  страхов, педагогам необходимо  также знать,  что такое   страх,   какую   функцию   он  выполняет,  как  возникает  и  развивается,  чего больше всего боятся  дети  и почему.

Одной из самых распространенных причин появления детских страхов является неправильное воспитание ребенка в семье, сложные семейные отношения. Однако страх в дошкольном возрасте не является устойчивой чертой характера, и относительно обратим при адекватном к нему подходе со стороны взрослых.

Овчарова Р.В. выделяет следующие виды страхов: возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей, тревожность в отношениях с ребёнком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками.

Невротические страхи характеризуются большой эмоциональной интенсивностью и напряжённостью, длительным течением или постоянством, неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности, взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями, избеганием объекта страха. Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний. Чаще боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чьё представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтными ситуациями. Эти дети не могут полагаться на взрослых, как на источник безопасности, авторитета и любви.

Наиболее полной является классификация страхов А. Захарова:

По характеру - природные, социальные, ситуативные, личностные.

По степени реальности - реальные и воображаемые.

По степени интенсивности - острые и хронические.

Захаров А.И. выделил факторы, участвующие в возникновении детских страхов:

  • наличие страхов у родителей, главным образом у матери;
  • тревожность в отношении с ребенком, избыточное предохранение его от опасности и изоляция от общения его со сверстниками;
  • излишне ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;
  • большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;
  • отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе;
  • конфликтные отношения между родителями в семье;
  •  психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;
  • психическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Самые распространенные – это внушенные страхи. Их источник (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь;

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу их забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям;

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной;

Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, его обижают и малыш не хочет идти в детский сад, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Также причиной может быть распространение страхов среди детей;

В различном возрасте проявляются разные страхи, что зависит от процессов созревания и развития детей. Первичная эмоция страха на сильный раздражитель (испуг) наблюдается уже у новорожденного. Страх перед незнакомыми людьми возникает на первом году жизни между шестью и девятью месяцами. Раньше этот страх не может возникать по той причине, что младенец не умеет еще отличать знакомые лица от незнакомых. Боязнь животных и темноты обычно появляется у детей после трех лет, достигая пика в четыре года. Дети боятся спать одни при выключенном свете.

Преодолеть страх можно разными путями: переключить внимание на привычные действия, отвлечься от объекта, вызывающего тяжелое состояние, внушить уверенность и т. д.

Недостаточная двигательная и игровая активность, а также потеря навыков коллективной игры способствуют развитию у детей беспокойства. Отсутствие эмоционально насыщенных, шумных и подвижных игр существенно обедняет эмоциональную жизнь, приводит к чрезмерно ранней и односторонней интеллектуализации психики. В то же время игра была и остается самым естественным способом изживания страхов, так как в ней воспроизводятся многие из вызывающих страх жизненных ситуаций. В результате, чтобы устранить страхи, приходится применять уже в специально создаваемых условиях те же игры, в которые могли бы играть, но не играют современные дети. Не играют они потому, что имеют слишком строгих родителей, считающих игру баловством и пустым времяпрепровождением. Кроме того, многие родители опасаются игр, так как боятся за детей, ведь, играя, ребенок всегда может получить травму, испугаться. Общение с детьми у постоянно пугающихся родителей строится преимущественно на абстрактно-отвлеченном, а не на наглядно-конкретном, образном уровне.

При рассмотрении теоретической основы коррекционных программ преодоления детских страхов можно выделить взгляды на данную проблему некоторых ученых. Во-первых, взгляды И.Б. Гриншпуна о том, что причиной страха является депривация специфической поисково-преобразовательной активности, которая «обращает креативность ребенка в область своего рода пассивного воображения, выполняющего функцию психологической защиты». В этом случае воображение направлено на постоянное продуцирование новых образов страха вместо нахождения путей их «преодоления». Когда страх принимает невротическую, болезненную форму, то воображение ребенка «отклоняется» от нормального развития. Соответственно базовой задачей, от решения которой будет зависеть успех всей помощи, будет разрушение привычных способов фантазирования, приводящих к неврозу.

С этими идеями созвучно мнение А. И. Захарова, что «повторное переживание страха при отображении его на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания». Кроме того, необходимо основываться на концепции преодоления детских страхов и тревожности с помощью образов, разработанной А. Лазарусом. Она заключается в использовании в процессе психотерапии образов, способных вызывать положительные эмоции и чувство свободы от тревоги. Таким образом, существует множество способов коррекции страхов в дошкольном возрасте.

Рассмотрим некоторые из них.

  • Устранение страхов с помощью арт-терапии.

Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Отождествляя себя положительными и сильными, уверенными в себе героями, ребенок борется со злом: защищает близких, побеждает врагов и т.д. Рисование, таким образом, выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражения эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Однако это не означает, что активно рисующий ребенок ничего не боится, просто у него уменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеет немаловажное значение для психического развития.

Помимо рисунков страхи могут быть воплощены в виде специально сделанных дома масок, фигурок из пластилина, конструкций из подручных материалов. Таким образом, становится понятно, что ребенок сам должен преодолеть внутренний психологический барьер неуверенности и боязни своих страхов, тогда произойдет постепенная дезактуализация страха в его сознании и увеличится вера в свои силы, возможности, способности.

  • Метод избавления от страхов с помощь игр.

Как показывают наблюдения, игра может оказать серьезную помощь в борьбе с детскими страхами вплоть до полного их исчезновения.

   • Подвижные игры. Данный метод избавления от страхов включает в себя несколько этапов, первый из которых - это простые подвижные игры. Желательно проводить их на воздухе, но, если нет такой возможности, можно проводить их дома, желательно, в присутствии нескольких сверстников.

   • Ролевые игры Следующий, и наиболее важный этап игровой терапии страхов - это так называемые ролевые игры. Этот метод широко применяется в психологии как один из эффективнейших методов преодоления фобий. Ролевые игры проводятся в группе детей и взрослых. Подготовительный период ролевых игр заключается в следующем: взрослые вместе с детьми читают сказки, наблюдая за реакцией детей при появлении персонажа страха. Желательно на время чтения сказки постараться обеспечить музыкальное сопровождение событий, которое должно соответствовать происходящим в сказке событиям. Чтение сказки не должно быть односторонним.

Таким образом, обеспечивается очень важный психологический момент — косвенное участие ребенка в сказочных событиях. Взрослому необходимо внимательно следить за реакциями страха, возникающими у ребенка в тот или иной момент повествования. Уже на этом этапе возможно и непосредственное включение ребенка: ему предлагается изобразить кого-либо из героев, выражение его лица, поведение и т.д. Однако это должно быть добровольным со стороны ребенка.

На следующем этапе ролевых игр из прочитанных сказок выбираются те, которые вызвали наибольший интерес и наиболее интенсивный эмоциональный отклик у ребенка (детей). По мере обсуждения характеров сказочных персонажей взрослому следует спрашивать у ребенка, как бы он поступил в той или иной ситуации и почему, стимулируя, таким образом, воображение ребенка и поощряя его активность. После этого переходят к следующему этапу — подготовке декораций. При этом, распределение ролей — очень важный момент. Цель данного этапа — добиться того, чтобы ребенок самостоятельно выбрал роль «злодея». При вхождении ребенка в образ источника собственного страха достигается поставленная цель.

Успех в достижении поставленной цели может быть достигнут в том случае, если: — обеспечивается полное эмоциональное погружение ребенка в игру; — взрослые и дети во время ролевой игры находятся в равных позициях; — свобода действий и поступков ребенка не ограничивается; — полностью соблюдаются организационные моменты игры — ее продолжительность и периодичность; — обеспечивается свобода выбора и чередование «добрых» и «злых» ролей. Все описанные выше игры способствуют активизации эмоционального тонуса ребенка, укреплению его уверенности в собственных силах. В течение двух месяцев результаты игровой терапии становятся наглядными и очевидными: эмоциональное напряжение ребенка ослабевает, он начинает более открыто выражать свои чувства и смотреть на мир оптимистично. При проведении игр главным является поддерживать у детей интерес к ним. В том случае, если игра ребенку надоела, ее нужно отложить до того времени, пока ребенок снова сам не захочет играть в нее.

  • Метод анатомирования и манипулирования страхами.

Метод анатомирования страхов - один из наиболее старых методов, успешно использующийся в комплексной терапии детских страхов. Те опасные и страшные качества, которые ребенок приписывает персонажу, предмету или явлению, пугающему его, зачастую появляются в его воображении только оттого, что ребенок не понимает этого явления. Эти проблемы в сознании ребенка и порождают страх.

Метод анатомирования страха направлен на то, чтобы ребенок осознал и принял ситуацию, которая вызывает у него страх. Кроме того, имеет место и десенсибилизация страхов — это привыкание ребенка к своему страху путем узнавания и понимания того, что именно представляет собой объект страха.

Метод десенсибилизации можно применять и в том случае, когда ребенок боится темноты. Теоретические уверения взрослых о том, что темная комната — это то же самое, что и освещенная комната, что в темноте нет ничего пугающего, как правило, воспринимаются ребенком с настороженностью и недоверием. В данном случае ребенку необходим личный опыт познания, ему необходимо, преодолев себя, остаться на некоторое время в темноте и понять, что темнота не грозит опасностью. Достаточно существенным фактором становится уже то, что ребенок хотя бы однажды сумел противостоять своему страху. Привыкание должно происходить постепенно, тогда мысль о том, что темнота не таит в себе опасностей, надежнее закрепится в сознании ребенка, подкрепленная собственным, неоднократно повторяющимся опытом. Манипулирование предметом страха также в ряде случаев дает хорошие результаты в борьбе с детскими страхами.

Суть этого метода заключается в следующем: исходя из способности детского воображения абстрагироваться от действительности, ребенку предлагается некий предмет его страха (Баба Яга, красочно разрисованная и вырезанная из картона, кукла в виде Кащея Бессмертного и прочее). Возможность манипулировать, т.е. управлять предметом страха очень часто становится для ребенка способом его преодоления. Подмена мысленного образа реальным, осязаемым объектом, предполагающим для ребенка наличие возможности манипулировать им, создает возможность избавления от страха.

  • Песочная терапия.

Песочная игра - это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения, и способ привычный, хорошо знакомый, это его реальность. Малыш играет в то, что у него «болит». Отыгрывая свои эмоции, ребенок каждый раз сам себя лечит.

Для детей песочная терапия - это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка - это необходимая, естественная и любимая деятельность. Ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и еще много другого. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир. Фигурки, использованные в песочнице, могут символизировать реальных людей и явления той среды, в которую включен ребенок. В песочной среде могут драматизироваться реальные жизненные ситуации, относительно которых дети испытывают определенные трудности. В песочных картинах есть еще один важнейший психотерапевтический ресурс - возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений.

Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, он получает опыт самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок может перенести в реальность.

Куклотерапия - одно из направлений арт-терапии.

Среди известных методов предупреждения и преодоления детских страхов в последние годы куклотерапия начинает приобретать достаточно большое значение. Работа с куклой в психологии творчества позволяет отделить страх от конкретного ребенка. У ребенка появляется реальная возможность попробовать себя в роли храброго защитника своей любимой игрушки. В данном исследовании работу психолога с детскими страхами мы проводили с помощью техники песочной терапии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по снижению страхов и тревожности у детей дошкольного возраста с использованием изобразительной деятельности .

Профилактика и преодоление страхов и повышенной тревожности у детей дошкольного возраста, повышение самооценки, усиление адаптивных способностей личности ребенка....

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного возраста"

Данная программа поможет педагогам-психологам детских садов организовать работу по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста не только с с детьми, но и с родителями и педагогами. в ...

Пример программы по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста

Материал содержит в себе пример программы по коррекции страхов и тревожности детей дошкольного возраста....

программа коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста

Программа по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста...

Программа коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста

Программа по коррекции тревожности и страхов у детей дошкольного возраста...

"Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного возраста".

quot;Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного возраста"...

Коррекционная программа на снятие страхов и тревожности у детей дошкольного возраста "У страха глаза велики"

Созданная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи. В настоящее время психологи разрабатывают и реализуют программы, которые направлены на коррекцию эмоциона...