Организация совместной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда ДОУ, с детьми, имеющими трудности развития познавательной и речевой сферы.
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме

Стасева Марина Владимировна

Совместная работа педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми, имеющими трудности познавательной и речевой сферы с использованием иновационных технологий, к которым можно отнести сенсорную комнату. Используя ресурсы сенсорной комнаты, которые помогают обогатить сенсомоторный опыт ребенка, улучшить память, мышление, внимания , воображения и восприятия, активизирует речевое и познавательной развитие, повышает мотивацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация совместной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда ДОУ, с детьми, имеющими трудности развития познавательной и речевой сферы.

Стасева М. В., педагог-психолог

ГБОУ Школа №439

«Инженерный лицей «Интеллект»

     В настоящее время значительно возрос интерес педагогов – психологов, учителей - логопедов — к специально организованным занятиям с детьми с использованием инновационных технологий, к которым можно отнести и сенсорную комнату. Выбор этот не случаен. Сенсорная комната – это особым образом организованная среда, состоящая из множества различного рода стимулов, предназначенная для оказания комплексной помощи детям.

По восприятию окружающего мира мы условно можем быть отнесены к трем типам: визуалам, аудиалам и кинестетикам, то есть ведущей в нашем восприятии является слуховая, зрительная или осязательная модальность. Существование такого подхода позволяет лишний раз убедиться в том, что сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности.

Опыт мировой, а в последнее время и отечественной педагогики, доказал, что направленный на дидактические цели комплекс сенсорных и моторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.

Одним из современных методов сенсорной реабилитации является специально разработанная сенсорная комната. Первоначально сенсорная комната была разработана в Голландии с целью обеспечения больных с интеллектуальной недостаточностью подходящими средствами для проведения досуга и раскрепощения. Само понятие сенсорной комнаты, является попыткой выразить концепцию взаимодействия ощущений и эмоций.

Как отмечала Е.Д. Хомская (1982 г.), кожно-кинестетическая или общая чувствительность занимает особое место среди различных видов чувствительности. Являясь филогенетически одной из самых древних, она может быть представлена, как база для формирования зрительного и слухового восприятия. Кроме того, кинестетическая чувствительность является основой всех видов движений.

Кожно-кинестетическая чувствительность – это сборное понятие, объединяющее несколько видов. Е.Д. Хомская (1982 г.) делит их в целом на две категории:

  • виды чувствительности, связанные с рецепторами, содержащимися в коже;
  • виды чувствительности, связанные с рецепторами, содержащимися в мышцах, суставах и сухожилиях.

Поэтому первые занятия в сенсорной комнате должны быть посвящены выработке тактильных и кинестетических ощущений.

Еще Л.С. Выготский (1932 г.) обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить, только воспринимая окружающую его реальность: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь».

В нашем Дошкольном подразделении   “сенсорная комната” используется педагогом-психологом с 2010 года. Занятия  в сенсорной комнате помогают развивать высшие психические процессы (память, внимание, восприятие, мышление, воображение), способствуют развитию речи, мелкой и общей моторики, двигательных навыков, повышают мотивацию. Внедрение  в логопедическую работу сенсорной комнаты связано, прежде всего, с тем, что в последние годы значительно возросло количество детей в группах с дефектами речевого развития. Отставание в речевом развитие, является следствием недоразвития одной или нескольких психических функций. И, как правило, у таких детей отмечается, низкая мотивация, недостаточная сформированность внимания, памяти, восприятия, низкий запас знаний и представления об окружающем, а также моторную неловкость общих движений и движений кистей и пальцев рук, бедность эмоциональной сферы

     Коррекционная работа с детьми, имеющими трудности речевого и познавательного развития обычными методами и приемами, не всегда дает эффективные результаты. Поэтому мы, педагог-психолог и учитель-логопед, решили использовать в нашей совместной деятельности ресурсы сенсорной комнаты. Которая позволяет обогатить сенсомоторный опыт ребенка, улучшит память, внимание, восприятие, активизирует речевое и познавательное развитие, повысит мотивацию.

 

Тема занятия

Цель занятия педагога-психолога

Цель занятия учителя-логопеда

В сказочном лесу

Развитие произвольного внимания, восприятия; активизация положительных эмоций

Актуализация словаря по теме «Дикие животные в  сказочном лесу». Совершенствование грамматического строя речи

Путешествие по морю

Развитие координации движения, тактильной чувствительности; умение передавать ощущения, эмоции в речи

Развитие общих речевых навыков.

Актуализация словаря по теме «Путешествие по морю».

Зеркало

Развитие мимики, пантомимики; умение выражать различные эмоциональные состояния; снятие напряжения.

Развитие координации движений и мелкой моторики.

Актуализация словаря по теме.

Космос

Развитие воображения, пространственных представлений; снятие негативных эмоций.

Развитие общих речевых навыков (четкости дикции, интонационной выразительности речи).

Загадка

Развитие визуального и тактильного восприятия; релаксация в процессе идеомоторных представления образов

Развитие общих речевых навыков (четкости дикции, интонационной выразительности речи).

Зоопарк

Развитие мышления, внимания, речи; снижение двигательного тонуса

Совершенствование навыков фонематического анализа. Развитие речевого слуха.

Путешествие с аквалангом

Снижение уровня тревожности; создание психологического комфорта развитие памяти, внимания; развитие воображения.

Совершенствование грамматического строя речи.

Знакомство с профессией аквалангист.

Лето

Регуляция мышечного напряжения; снятие эмоционального напряжения

Развитие общих речевых навыков (длительности речевого выдоха, четкости дикции, правильного звукопроизношения, интонационной выразительности речи).

Литература:

Колос  Г. Г. Сенсорная комната в ДОУ. М., 2006.

Журнал «Логопед»,  2012, №2 стр. 54-57

Справочник педагога-психолога №11, 2012. Статья Мещерякова О. Б. «Взаимодействие педагога-психолога и учителя – логопеда», стр. 4-7

Алябьева ЕА. Психогимнастика в детском саду. М., 2005.

Выготская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. М., 1984.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеринбург, 2003.

Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. М., 1996.

Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната — волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. Б. Баряевой. — СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности развития познавательной и речевой сферы, с использованием ресурсов сенсорной комнаты

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познава...

Организация совместной деятельности педагога-психолога с ребенком с РАС в детском саду

В статье освещен воспрос о том, как организовать совместную деятельность педагогу-психологу с ребенком с РАС в детском саду....

Технологическая карта организации совместной деятельности педагога-психолога с детьми в рамках технологии деятельностного метода «Подружись с Лунатиком».

Форма НОД: Игровая, технология деятельностного метода «Ситуация», эмоционально-чувственного погружения....