Перспективное планирование развития пространственной ориентировки детей с нарушением зрения в младшей группе
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Качарава Мария Александровна

Перспективное планирование

развития пространственной ориентировки детей с нарушением зрения

в младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_prostranstvennoy_orientirovki.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Период

Раздел         Развитие пространственной ориентировки

Основные понятия:

Высоко,низко,

далеко,

близко

Право-лево

 

       1

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Задачи:

1.Формирование умение обозначать в речи пространственное расположение частей своего тела;

2.Развивать умение активно использовать в речи пространственные термины (руки: правая, левая; грудь – впереди, спина – сзади и т. д.)

Содержание:

Дидактические игры и упражнения:

«Покажи и назови части своего тела».

«Какая? Какой?» ,«Что, где?»

Игра «Эстафета»: «Посадка овощей и фруктов», «Сбор урожая»

Рисование кругов правой рукой.

Рисование кругов левой рукой.

Соединение контура геометрических фигур по точкам – левой, правой рукой.

3. Учить определять расположение игрушек, окружающих предметов
по отношению к себе (справа-слева, вверху-
внизу, впереди-сзади), активно использовать
в речи пространственные термины
(дверь сзади
(позади) меня; девочка стоит позади (сзади)
меня; мальчик стоит
впереди меня (передо мной); шкаф слева от меня; стол справа от меня
и т. д.)
;

4. Учить находить и располагать игрушки и предметы согласно названным направлениям;

Дидактические игры и упражнения:

«Выполнение заданий по инструкции педагога», «Где окно? дверь? шкаф?
стол?»,«Расставь игрушки на столе»

«Кто где стоит?»

«Зашифрованные карточки: найди
и назови, где кто стоит»

Закрась квадрат слева (справа).

Заштрихуй хорошо видимую часть квадрата. Где он находится? (Впереди.)

Квадрат справа соедини по точкам, а квадрат слева заштрихуй

5.Учить определять расположение предметов
в пространстве;

6.Закреплять умение показывать рукой (флажком) направление в пространстве с точкой отсчета от себя: направо-налево; вверх-вниз; вперед-назад

Дидактические игры и упражнения:

«Назови, что справа, слева, вверху, внизу»,

«Покажи флажком предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу»,

Выполнение заданий с одной стрелкой

Лепка стрелок. (Дети располагают стрелки так, как лежали дорожки на полу, проговаривают направление стрелок относительно себя.)

 2. Рисование стрелок на столе с песком. (Дети проговаривают направление стрелок.)

    2

Декабрь

Январь

февраль

Задачи:

1.Совершенствовать умение передвигаться
в заданном направлении;,развивать умение сохранять направление движения;

2.Учить обозначать направление движения соответствующими терминами (направо, налево, вперед, назад);

3.Учить ориентироваться в процессе передвижения на цветовые, световые, звуковые ориентиры.

Дидактические игры и упражнения:

«Треугольник»

 «В какой стороне моргает фонарик»

Выполнить моделирование схемы пути из цветных полосок, песка, снега. 

(Цветные полоски выкладывают на столе, на полу;
на песке путь очерчивают палкой, строят рельеф;
на снегу – окрашивают краской разного цвета и т. д.)

Придумать путь для игрушки. (Дети используют цветные дорожки, раскладывают в конце дорожек игрушки. Объясняют местоположение игрушек,
используют в речи пространственные термины.)

 Изобразить схемы пути в тетради в крупную клетку (по инструкции педагога, по памяти, по-своему усмотрению).

4. Учить выполнять практические действия в соответствии со словесными инструкциями педагога,формировать умение контролировать свои действия с помощью
зрения и осязания;

5.Закреплять умение объяснять значение слов медленно-быстро, высоко-низко, выше-ниже; далеко-близко; дальше-ближе;

6.Развивать навыки ориентировки на столе, на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, посередине), развивать глазомер, прослеживающую функцию глаза, зрительное внимание

Дидактические игры и упражнения:

«Где заяц? Где медведь?»,

«Выше, ниже», «Далеко, близко»,

«Сервировка стола»

Катание машин быстро, медленно.

Подбрасывание мяча высоко, низко.

Катание мяча, сбивание кеглей, расположенных далеко, близко (с объяснением действий).

 Составление на листе схемы размещения посуды условными знаками (геометрическими фигурами)
по образцу, по памяти.

Рисование последовательной сервировки стола значками-заместителями

7. Совершенствовать навык микроориентировки на поверхности стола, на листе бумаги;

8.Учить располагать
предметы на столе слева направо, сверху вниз, справа налево, посередине;

9.Формировать представление о времени, частях суток (утро, вечер, день и ночь) с использованием схем,развивать зрительное внимание, память

Дидактические игры и упражнения:

«Расставь игрушки»,

«Рассмотри схему»,

«Разложить силуэты предметов на столе»

Обводка изображений через кальку. (Обведи изображение слева, справа, вверху листа и т. д.) 

Штриховка изображений (в середине листа).

Рисование схем «Утро», «День», «Вечер», «Ночь»

   3

Март

Апрель

Май

Задачи:

1.Формировать понимание топологических понятий рядом, вместе, между, близко, далеко, около, с краю и т. д.; развивать зрительное внимание

Дидактические игры и упражнения:

 «Присядем и встанем»,

  «Слушай и точно выполняй»

«Опишите расположение домиков.»

Рисование домов (рядом, далеко); дома и дерева
(около, с краю, близко); домов и деревьев (между).

 Аппликация по словесной инструкции педагога. (Наклей большой дом, рядом маленький, с краю дерево и т. д.)

Аналогично аппликацию выполнить по инструкции и со словами между, далеко, около и т. д.

Обводка изображений контура (в середине, около,
с краю).

Штриховка изображений контура (рядом, около,
с краю, между и т. д.

2.Совершенствовать умение понимать смысл пространственных отношений (вверху-внизу,
впереди (спереди)-сзади (за), слева-справа, между, рядом с, около), умений ориентироваться в окружающем пространстве, двигаться в заданном
направлении, меняя его по сигналу, определять свое местонахождение; развивать слуховое
внимание

Дидактические игры и упражнения:

 «Найди игрушку»,

«Пройди по цветной дорожке»

«Найди, что спрятано».

«Кто где стоит?».

«Шагаем по сигналу».

«Как зайцу пройти к домику», «Красная Шапочка». (Поиск по схеме пути к домику бабушки.)

Обводка контурных и силуэтных изображений через кальку.

Соотнесение расположений предметов в реальном пространстве со схемой

3.Учить ориентироваться на игровом (спортивном) участке;

4.Совершенствовать умения определять и словесно обозначать пространственное расположение оборудования;

5.Учить ориентироваться с помощью слуха, осязания, обоняния, температурной чувствительности;

Дидактические игры и упражнения:

«Угадай, где позвонили?»,

«Кто скорее соберет кубики в коробку»,

«Угадай с помощью осязания (пол.двери,стены.окна), где мы находимся?»

«Выполни по инструкции», «Далеко, близко»

«Высоко – низко», «Слушаем звуки»,

«Чем пахнет?»

«Определи на ощупь»

Перспективное планирование

развития пространственной ориентировки детей с нарушением зрения

в младшей группе

учителя-дефектолога

Качарава Марии Александровны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей с нарушением зрения 2 младшей группы

знакомство детей с дикими животными, живущими в наших лесах....

Обучение пространственной ориентировке детей с нарушением зрения

Материал предназначен для воспитателей компеструющих групп. Преставлена система работы по развитию пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения....

Педагогический проект по развитию предметных представлений у детей с нарушением зрения в младшей группе на тему «Курица с цыплятами».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в зн...

Рекомендации родителям по развитию пространственной ориентировки ребенка с нарушением зрения.

Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения была и остается проблема ориентации в пространстве. Нарушения зрения, особенно те, которые возникают в раннем возра...

Рекомендации родителям по развитию пространственной ориентировки ребёнка с нарушением зрения

Рекомендации родителям по развитию пространственной ориентировки ребёнка с нарушением зрения...

Конспекты занятий по пространственной ориентировке для детей с нарушением зрения в младшей группе

Содержание требований программы по разделу«Ориентировка в пространстве», примерное тематическоепланирование, конспекты занятий для дошкольниковпервого года обучения...

Конспекты занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения в младшей группе

Содержание требований программы,примерное тематическое планирование,конспекты занятий для детей первого года обучения...