Рекомендации родителям по развитию пространственной ориентировки ребенка с нарушением зрения.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Чильдинова Анна Викторовна

Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения была и остается проблема ориентации в пространстве. Нарушения зрения, особенно те, которые возникают в раннем возрасте, негативно влияют на формирование у детей пространственной ориентации. Для дошкольников, имеющих нарушения зрения характерны дефекты развития движений и низкая двигательная активность; у них гораздо хуже развито пространственное представление, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки в определении детьми формы, размеров, пространственного расположения объектов. Развитие ориентации в пространстве у детей с нарушениями зрения требует специальной подготовки по активному использованию нарушенного зрения и всех неповрежденных анализаторов (слух, тактильно-двигательное восприятие, обоняние и т.п.). Только в этом случае можно создать целостный обобщенный образ осваиваемого пространства у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по развитию пространственной ориентировки ребёнка с нарушением зрения.

Возможности ребенка при нарушении зрения значительно ограничены. Самостоятельная ориентировка в пространстве ребенка с патологией зрения требует, прежде всего сформированности у него такого двигательного акта, как ходьба. Из - за страха перед незнакомым пространством, у таких детей гораздо позже появляется желание ходить, чем у нормально видящих. При знакомстве ребенка с предметами, каждый раз называйте их, проговаривайте, что вы будете с ними делать. Давайте предмет в руки для осязательного обследования и близкого рассматривания, а также для осознания функционального значения каждого предмета. Упражняйте ребенка в различении предметов по величине. В играх необходимо делать акцент на тактильную чувствительность и слуховое восприятие. Например, подобрать озвученные игрушки. Взрослый может активно участвовать в игре, создавая положительный эмоциональный настрой, направляя осязательное и слуховое восприятие малыша. Ребенка необходимо научить ориентироваться на собственном теле – самостоятельно различать и правильно называть части своего тела. Надо дать ему представление об их пространственном расположении: голова вверху, а ноги внизу, грудь впереди, а спина сзади, одна рука правая, а другая левая. Если острота зрения достаточно высокая, позволяющая ему различать окруж ающие предметы, подведите его к большому зеркалу. Помогите увидеть в зеркале, показать «на себе» и правильно назвать части тела. Полезно учить ребенканазывать части тела куклы, соотносить их с его собственным телом.

Свои слова нужно сопровождать указательными жестами в сторону называемых частей тела ребенка и куклы. Кукла должна быть средней величины (примерно 20 см, чтобы удобно было держать её и обследовать.Слова взрослого должны быть точными«Это правая рука» или «справа, слева», а не (та, эта, там, тут). Особое внимание следует обратить на различение ребенком правой и левой сторон на «себе». Для облегчения и ускорения этого процесса можно использовать «метки» (из ткани, картона – бантик, сердечко, цветок). Метку можно прикрепить на одежду на груди с левой стороны. Все эти так называемые метки (аппликационные изображения, бантики, значки, брошки) должны быть яркими, с четко выраженными частями, легко воспринимаемыми и зрительно, и осязанием. Он должен понять, что руки и ноги имеют конкретные обозначения –«правая» и «левая». Чтобы помочь ему осознать и запомнить эти обозначения, как можно чаще употребляйте их в быту. Настоятельно рекомендуем учить ребенка ориентироваться в комнате, квартире. Пройдите по квартире вместе сребенком, покажите все двери, окна. Обследуйте все на ощупь, осязанием. Постепенно покажите ребенку мебель, называя каждый предмет и обследуя его вместе с ним. Учите ребенка действовать с предметами в соответствии с их назначением. Успешно ориентироваться в квартире помогут различныеориентиры (звуковые, осязательные, цветовые и световые, обонятельные, которые помогут ребенку узнавать, где он находится, и самостоятельно передвигаться по помещению. Слуховое восприятие, умение различать звуки, определять, какие предметы их издают или какие действия они сопровождают, помогает практической ориентировке в пространстве. Слуховое внимание позволяет находить источник звука. Очень полезны упражнения в самостоятельном передвижении на звук.Например«Иди в ту сторону, где разговаривает мама»«Покажи рукой в ту сторону, где звонит телефон». Учите малыша внимательно прислушиваться к тому, что чувствуют его ноги, когда он переходит из одного помещения в другое,различать покрытия пола: в комнате – линолеум, а в ванной – кафель. Обращайте внимание ребенка также на разные запахи, свойственные продуктам и предметам.Это очень важно: запахи свидетельствуют о деятельности людей, характеризуют отдельные предметы.Например: на кухне пахнет борщом, который готовят; в ванной – шампунем или стиральным порошком (мама стирает, в бабушкиной комнате – лекарством, которое она принимает. Родителям следует осознать, что умение выделять в окружающем пространстве различные информационно значимые сигналы позволит ребенку чувствовать себя более комфортно, так как он сможет самостоятельно передвигаться из одного помещения в другое и впоследствии сумеет использовать эту способность для ориентировки в любом незнакомом пространстве. Поэтому родителям необходимо серьезно заниматьсяразвитием сенсорной сферы своего малыша.

+❤ В Мои закладки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение пространственной ориентировке детей с нарушением зрения

Материал предназначен для воспитателей компеструющих групп. Преставлена система работы по развитию пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения....

Рекомендации для родителей по воспитанию и обучению ребенка с нарушением зрения.

В данной статье родители могут найти для себя полезную информацию по воспитанию детей с нарушениями зрения....

Перспективное планирование развития пространственной ориентировки детей с нарушением зрения в младшей группе

Перспективное планированиеразвития пространственной ориентировки детей с нарушением зренияв младшей группе...

Особенности оценки родителями уровня развития зрительного восприятия ребенка с нарушением зрения

   С первых месяцев жизни ребёнок осознаёт себя через отношения с другими людьми. Отношения между ребёнком и окружающим его социумом определяет развитие ребёнка. Семейные отношения иг...

Рекомендации родителям по развитию пространственной ориентировки ребёнка с нарушением зрения

Рекомендации родителям по развитию пространственной ориентировки ребёнка с нарушением зрения...

Рекомендации  от тифлопедагога для родителей по воспитанию и обучению ребенка с нарушением зрения

Рекомендации родителям детей дошкольного возраста с нарушением зрения...

Рекомендации для родителей по воспитанию и обучению ребенка с нарушением зрения

Рекомендации для родителей по воспитанию и обучению ребенка с нарушением зрения...