Рекомендации  от тифлопедагога для родителей по воспитанию и обучению ребенка с нарушением зрения
консультация

Янина Анатольевна Бабич

Рекомендации родителям детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рекомендации 1.6 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель – дефектолог (тифлопедагог) Рекомендации от тифлопедагога для родителей по воспитанию и обучению ребенка с нарушением зрения 1. Больше разговаривайте со своим ребенком, рассказывайте ему о том, что вы в данный момент делаете. Следите за тем, чтобы каждое ваше слово было связано с каким-то предметом, действием или явлением окружающей действительности, которые вы можете наглядно продемонстрировать ребенку. Например, называя предметы домашнего обихода, надо давать их ребенку в руки для обследования, показать, для чего он предназначен . 2. Вас не должно удивлять, что нередко приходится повторять обращенные к ребенку слова, просьбы, поручения. Это связано с неустойчивостью внимания, свойственной, как правило, детям с нарушением зрения. Учите своего ребенка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на вопросы . 3. Воспитывайте у своего ребенка привычку выполнять различные действия в определенной последовательности. Например, сначала надо вымыть руки, затем почистить зубы, прополоскать рот, вымыть лицо и т.д. Приобретенные навыки практической деятельности автоматизируются, что позволяет ребенку выполнять их самостоятельно . 4. Все, что вы делаете вместе с ребенком, проговаривайте. Например : "Сейчас мы будем умываться. Вот мыло" ( возьмите руки ребенка в свои и ощупайте мыло; обратите внимание ребенка на его цвет, форму, запах; покажите ребенку, как намыливать руки и смывать мыло водой, сделайте это вместе с ним). 5. Не только сами проговаривайте все свои и совместные с ребенком действия, но и учите этому ребенка. Сначала предлагайте ему повторять за вами. Задавайте такие вопросы : " Что ты сейчас делаешь?", "Как называется этот предмет?", "Для чего он нужен ?" и т.д . 6 . Когда вы впервые показываете ребенку какие-то действия, возьмите его руки в свои и покажите, что и как надо делать, направляя руки ребенка. После нескольких упражнений предложите ребенку сделать это самостоятельно.

Слайд 2

7 . Учите своего малыша обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и осязания (т.е. на ощупь). Делается это так. Возьмите руки ребенка в свои и проведите по предмету ( например - это стул) сверху вниз. Проговаривайте: "Это стул. А это у стула спинка, это- сиденье, это ножки стула. Давай посчитаем, сколько их ". Направляйте своими руками руки ребенка для обследования частей стула . 8 . Когда вы даете ребенку для знакомства куклу, сначала проведите его руками по всей кукле (сверху вниз), затем покажите голову куклы, туловище , руки и ноги. Также знакомят детей с мишкой, зайцем и др. Каждую новую игрушку не просто дайте ребенку в руки, а вместе с ним рассмотрите, обследуйте с помощью осязания, покажите и расскажите, как с ней поиграть. 9 . Обследование всех предметов проводите с ребенком от основных частей к деталям. 10 . Обращайте внимание ребенка на различные признаки и качества игрушек, предметов (их цвет, форму, величину, особенности строения, материал', из которого они сделаны и другие материальные признаки). Например, при обследовании пластмассового кубика : "Это - кубик (возьмите руки ребенка в свои и обхватите кубик). Посмотри глазками внимательно - кубик красного цвета. Потрогай, какой кубик гладкий. Подержи кубик одной рукой, на ладошке. Кубик легкий, потому что он пластмассовый". Затем направьте руки ребенка для обследования углов и сторон кубика: "У кубика есть углы. Вот они. И стороны. Вот они". 11. Упражняйте ребенка в различении предметов и игрушек по величине. Для этого подберите игрушки, предметы (например, два мяча, две пирамидки, две ленточки, две тарелки разной величины). Совместное с ребенком обследование этих предметов сопровождайте объяснениями: "Этот мяч большой, а этот маленький; эта пирамидка высокая, а эта низкая; эта ленточка длинная, а эта короткая ; эта тарелка глубокая, а эта мелкая ". 12 . Учите ребенка ориентироваться на собственном теле . Ребенок должен знать название частей своего тела и их расположение. Сначала дотрагивайтесь своей рукой до называемой вами части тела ребенка : "Это голова . Она вверху" и т.д. Затем предложите ребенку самому показать и назвать части своего тела.

Слайд 3

13 . Научите ребенка ориентироваться в микропространстве (например, на поверхности стола): Предложите ребенку положить руки на стол ладошками вниз. Объясните: "То, что расположено около левой руки - слева от тебя, а то, что расположено около правой руки - справа от тебя". Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка, делая указательные жесты направо и налево от ребенка. 14. Во время еды обратите внимание ребенка на то, что тарелка стоит перед ним, ложка лежит справа. а хлеб слева от него. Свои слова сопровождайте совместными обследующими действиями. 15 . Обращайте внимание ребенка на звуки, шумы окружающего мира. Учите различать их и определять , с какой стороны расположен звучащий предмет. Например : "Послушай внимательно, с какой стороны от тебя звонит телефон ". Попросите ребенка показать рукой в сторону звучащего предмета. 16. Родители должны знать, что низкое зрение делают маленького ребенка нерешительным, неуверенным в себе. Поэтому необходима ваша поддержка действий ребенка поощрительными, ласковыми словами, положительная оценка того, что он делает: "Какой ты молодец, быстро разделся!", "Ты очень старался, молодец!", "Как красиво ты поставил игрушки!" и т.п. Это поможет ребенку успешно выполнить то, что вы от него требуете. Необходимо подчеркнуть, что, чем больше навыков самостоятельной деятельности приобретет ребенок с патологией зрения в дошкольном возрасте, тем легче ему будет адаптироваться к новым условиям в дальнейшей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное воспитание и обучение детей с нарушением зрения

В данном материале говорится об особенностях музыкального развития детей с нарушенным зрением....

Особенности воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения

В настоящее время большое значение приобретает совершенствование системы общественного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.  Одним из отклонений сенсорных систем детей дошколь...

Организация предметно – развивающей среды в ДОУ для воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения.

Развивающая предметно-пространственная среда – это естественная комфортная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми матер...

Рекомендации для родителей по воспитанию и обучению ребенка с нарушением зрения.

В данной статье родители могут найти для себя полезную информацию по воспитанию детей с нарушениями зрения....

Рекомендации родителям по развитию пространственной ориентировки ребенка с нарушением зрения.

Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения была и остается проблема ориентации в пространстве. Нарушения зрения, особенно те, которые возникают в раннем возра...

Рекомендации тифлопедагога для родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения в домашних условиях»

Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире. У них снижена познавательная и двигательная активность. Это сдерживает развитие чувствительности...

Рекомендации для родителей по воспитанию и обучению ребенка с нарушением зрения

Рекомендации для родителей по воспитанию и обучению ребенка с нарушением зрения...