Планирование непосредственно-образовательной работы в комнате М. Монтессори с детьми младшего и среднего возраста .
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Кутермина Елена Викторовна

В данном материале представлены методические разработки непосредственно-образовательной работы с детьми младшего и среднего возраста по системе М.Монтессори.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл montessori.pptx1.86 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Планирование непосредственно-образовательной работы в комнате М . Монтессори с детьми младшего и среднего возраста . Составила: воспитатель Кутермина Е.В.

Слайд 2

м е с я ц Лексическая тема Тема занятия Цели занятия Материал сентябрь « Растительный мир: деревья и кустарники ». «Семена ». Обучение умению распознавать семена различных растений: Младший возраст : семена тыквы, подсолнуха. Средний возраст: семена тыквы, подсолнуха, арбуза, дыни. Коробка, разделённая на несколько частей перегородками. Одно отделение - большое и в нём лежат семена различных растений и плодов ( дыни, подсолнуха, тыквы, арбуза). На донышках остальных отделений прикреплены картинки с изображением растений, чьи семена использованы в материале. «Деревья, листья, плоды ». Младший возраст : обучение умению у знавать листья соответствующих деревьев (берёзы, дуба, клёна). Средний возраст : обучение умению узнавать листья и плоды соответствующих деревьев (клёна, дуба, берёзы, ели, рябины); узнавать, что некоторые деревья не имеют плодов. Коробка с двумя отделениями. В одном – карточки с изображениями различных деревьев (клёна, дуба, берёзы, ели, рябины). В другом – карточки с изображением листьев этих деревьев и естественные плоды.

Слайд 3

м е с я ц Лексическая тема Тема занятия Цели занятия Материал сентябрь « Растительный мир: деревья и кустарники ». Рамки-вкладыши «Деревья и плоды». Младший и средний возраст: закрепление знаний о деревьях и их листьях; развитие мелкой моторики и координации движений руки и глаза. Деревянная доска с отверстиями в виде листьев деревьев и к ней вкладыши с изображением этих листьев. «Выложи лист дерева семенами ». Младший возраст : закрепление умения выкладывать изображение листьев деревьев по контуру. Средний возраст : закрепление умения выкладывать силуэтное изображение листьев деревьев. Контурные и силуэтные изображения листьев деревьев.

Слайд 4

м е с я ц Лексическая тема Тема занятия Цели занятия Материал октябрь « Овощи и фрукты. Грибы, ягоды ». « Перекла-дывание муляжей овощей и фруктов пинцетом ». Младший возраст : утончение движений пальцев рук; развитие координации движений. Средний возраст – добавляются: знакомство с пинцетом и научить им пользоваться; развитие прослеживающей функции глаз . Платформа с ячейками для маленьких муляжей овощей и фруктов, стоящая на подносе; ёмкость с муляжами овощей и фруктов ( младший возраст – помидор, огурец, репа, яблоко, груша, слива; средний возраст – добавляются: лук, картошка, апельсин, мандарин, банан). « Перекла-дывание овощей и фруктов ». Младший и средний возраст: обучение умению замечать , что пластмассовые муляжи , не тонут; тренировка мелкой моторики рук. Две маленькие миски (в одной из них вода), стоящие на подносе; ситечко с ручкой; муляжи овощей и фруктов ( младший возраст – помидор, огурец, репа, яблоко, груша, слива; средний возраст – добавляются: лук, картошка, апельсин, мандарин, банан).

Слайд 5

м е с я ц Лексическая тема Тема занятия Цели занятия Материал октябрь «Овощи и фрукты. Грибы, ягоды ». « Чудесный мешочек ». Младший и средний возраст: закрепление умения узнавать предмет на ощупь (круглой и овальной формы); обучение умению концентрировать внимание. Мешочек; муляжи овощей и фруктов (круглой и овальной формы). «По грибы, по ягоды ». Младший и средний возраст: обучение умению определять гладкую и шероховатую поверхности ступнями ног; уточнение тактильных ощущений ступней ног; обучение умению владеть своим телом. Комочки бумаги, махровая ткань, деревянная дощечка расположены по кругу.

Слайд 6

м е с я ц Лексическая тема Тема занятия Цели занятия Материал ноябрь «Домашние животные». « Катушка-дорожка» или «Домик для собачки ». Младший и средний возраст: обучение умению наматывать нить на катушку : к оординация мелких движений кистей рук. Деревянная катушка с намотанным шнурком или нитью. Младший возраст : диаметр катушки большой. Средний возраст : диаметр катушки маленький. « Кто, где живёт?» Младший и средний возраст: знакомство с окружающим миром, со средой обитания домашних животных. Большой лист бумаги, на котором нарисованы земля, вода, воздух и солнце; корзинками с маленькими картинками и фигурками животных. «Закрой домик животного » Младший возраст : закрепление умения закрывать и открывать различные виды дверных замков (крючков и шпингалетов). Средний возраст - добавляется : закрепление умения закрывать и открывать различные виды дверных замков (крючков, шпингалетов, цепочек, замков ); развитие самостоятельности, концентрации внимания , координации и последовательности движений. Деревянный ящик в виде домика разных животных (конуры, свинарника, хлева и т.д.) с открывающейся дверцей. На ней различные замочки – дверной крючок, шпингалеты, замок, цепочка.

Слайд 7

м е с я ц Лексическая тема Тема занятия Цели занятия Материал ноябрь «Домашние животные». Рамки-вкладыши «Домашние животные и их детёныши ». Младший и средний возраст : закрепление знаний о домашних животных и их детёнышах; развитие мелкой моторики и координации движений руки и глаза. Деревянная доска с отверстиями в виде домашних животных и к ней вкладыши с изображением их детёнышей.

Слайд 8

м е с я ц Лексическая тема Тема занятия Цели занятия Материал декабрь « Дикие животные ». «От точки к точке ». Младший и средний возраст: закрепление умения владеть карандашом; утончение мелкой моторики. Картинки с точечными изображениями диких животных ( младший возраст : медведя, зайца лисы, волка; средний возраст – добавляется: белки, ежа). Рамки-вкладыши «Дикие животные » Младший и средний возраст: закрепление знаний о диких животных; развитие мелкой моторики и координации движений руки и глаза. Деревянная доска с отверстиями в виде диких животных и к ней вкладыши с изображением диких животных ( младший возраст : медведя, зайца лисы, волка; средний возраст – добавляется: белки, ежа). « Рисование на манке диких животных ». Младший и средний возраст: утончение мелкой моторики; развитие прослеживающей функции глаз . Набор картинок с изображением диких животных из барханной бумаги ( младший возраст : лиса, заяц, волк, медведь; средний возраст – добавляются: белка, ёжик);плоский поднос с насыпанной манкой и тонкая палочка.

Слайд 9

м е с я ц Лексическая тема Тема занятия Цели занятия Материал декабрь « Дикие животные ». «Домашние и дикие животные ». Младший и средний возраст: закрепление знаний о домашних и диких животных (их отличительных особенностях, повадках, особенностях внешнего строения, среды и питания); тренировка в внимания и памяти . Фигурки диких и домашних животных; картинки с их изображениями ( Младший возраст : лиса, заяц, волк, медведь; средний возраст – добавляются: белка, ёжик)

Слайд 10

м е с я ц Лексическая тема Тема занятия Цели занятия Материал январь « Домашние птицы». «Прищепки в корзинке» или «Курочка с цыплятами ». Младший возраст : р азвитие мелкой моторики трёх основных пальцев руки (большого, указательного и среднего ); развитие контроля за координацией движений руки и глаза. Корзинка в виде изображения курочки и прищепки с изображениями цыплят. Игра с коробочками «Мама и птенец ». Младший возраст : расширение словарного запаса по теме «Домашние птицы» ; закрепление знаний о домашних птицах их птенцах; закрепление знаний цветов (розового, голубого, красного). Три коробочки величиной с мыльницу трёх цветов; фигурки домашних птиц и их птенцов (курица и цыплёнок; утка и утёнок; гусыня и гусёнок)

Слайд 11

м е с я ц Лексическая тема Тема занятия Цели занятия Материал январь « Домашние птицы ». «Плавают – не плавают ». Средний возраст : расширение словарного запаса по теме «Домашние птицы» ; закрепление знаний о домашних птицах и их птенцах, о том, какие домашние п тицы плавают, а какие нет. Миска с водой и лист бархатной бумаги зелёного цвета; фигурки с домашними птицами и их птенцами (курицы, цыплёнка, петуха, утки, утёнка, селезня, гуся, гусёнка, гусыни, индюка, индюшки, индюшонка). «Число и цифра ». Средний возраст : з акрепление количественного счёта до «5»; с оотнесение числа изображённых птиц с цифрой. Картонные квадратные карточки с изображением различного числа домашних птиц (курицы, петуха, утки, утёнка, индюка, индюшонка). На каждой карточке справа внизу сделаны прорези для цифры. К этому прилагается набор картонных цифр от «1» до «5».

Слайд 12

м е с я ц Лексическая тема Тема занятия Цели занятия Материал январь « Домашние птицы ». Рамки-вкладыши «Домашние птицы ». Младший и средний возраст : закрепление знания детей о домашних птицах; развитие мелкой моторики и координации движений руки и глаза. Деревянная доска с отверстиями в виде домашних птиц и к ней вкладыши с их изображениями.

Слайд 13

м е с я ц Лексическая тема Тема занятия Цели занятия Материал февраль «Транспорт». «Луковицы в воде ». Младший возраст : знакомство с процессом выращивания лука в воде (со всеми стадиями его роста); развитие наблюдательности; развитие мелкой моторики. Поднос, на котором стоят 3-4 прозрачных банки; 3-4 луковицы репчатого лука; кувшины с водой. «Луковицы в земле ». Средний возр аст : знакомство с процессом выращивания лука в воде и земле (со всеми стадиями его роста); развитие наблюдательности; развитие мелкой моторики; обучение умению сравнивать две среды, в которых может расти лук(земля и вода); обучение умению сравнивать результаты по 2-ум опытам, отражать их в альбоме для экспериментирования. Ящик с землёй; 3-4 луковицы репчатого лука; альбом для экспериментирования; цветные карандаши.

Слайд 14

м е с я ц Лексическая тема Тема занятия Цели занятия Материал февраль «Транспорт». «Конструктор-план ». Средний возраст : обучени е умению работать с планом местности и соотносить реальные предметы и их условное обозначение. Маленькие домики, мосты, деревья, дороги, вырезанные из картона, картонное игровое поле. «Сложи узор ». Младший и средний возраст : развитие умения сопоставлять цветное геометрическое изображение; развитие умения выстраивать узор по образцу в одном или разном масштабе; развитие логическое мышление через сенсорное восприятие. Набор кубиков Никитина; набор карт с узорами, изображающими разные виды транспорта (машины, паровоз, корабль, самолёт). Узоры имеют разные уровни сложности и представлены в разном масштабе: младший возраст – узор из 4-ёх частей, размер 1/1; средний в озраст – узор из 4-6 частей, размер 1/1 и !/2, допускается для более сильной подгруппы – узор со стёртыми гранями кубиков.

Слайд 15

м е с я ц Лексическая тема Тема занятия Цели занятия Материал февраль «Транспорт». «Машинки из цветной бумаги ». Младший возраст : к оординация движений руки; т ренировка мышц кисти руки; к онцентрация внимания. Средний возраст – добавляется: закрепление умения пользоваться ножницами, резать по прямой линии, вырезать прямоугольник и квадрат. Цветная бумага с заранее прочерченными линиями, ножницы с тупыми концами, клей, вырезанные заготовки для аппликации (в младшем возрасте ), листы белой плотной бумаги (для фона).

Слайд 16

м е с я ц Лексическая тема Тема занятия Цели занятия Материал М А Р Т « Одежда ». «Как гладят бельё ». Младший и средний возраст: закрепление умения самостоятельно гладить бельё; развитие самостоятельности, последовательности сложных действий; тренировка кисти руки; концентрация внимания; развитие аккуратности, опрятности. Маленький лёгкий электрический утюг, маленькая (игрушечная) гладильная доска, две корзинки – в одной сухое неглаженое бельё, другая пустая « Стирка ». Мл. и ср.возраст : обучение самостоятельно стирать бельё; развитие самостоятельности, последовательности сложных действий; тренировка кисти руки; концентрация внимания; развитие аккуратности, опрятности. На отдельном столике - два таза, мыльница с мылом, кувшин, клеёнчатый фартук. Около стола – корзина с бельём, весит полотенце для рук. Тут же сушилка с прищепками, ведро и тряпка для пола.

Слайд 17

м е с я ц Лексическая тема Тема занятия Цели занятия Материал М А Р Т « Одежда ». «Завязывание и развязывание бантиков ». Младший и средний возраст: о владение умением завязывать и развязывать шнурки и бантики; о бучение точным движениям пальцев, последовательности операций. Деревянная рамка, на которую прикреплены две половинки ткани, соединённые розовым и голубым (для младшей группы) и оранжевым и коричневым (для средней группы), изготовленными из тесьмы. Всего бантиков пять. «Оденем куклу ». Младший возраст : пополнение словаря по теме «Одежда»; закрепление знаний о видах одежды, её предназначении; развитие мелкой моторики. Средний возраст – добавляется: о бобщение знаний о видах одежды и деление их на три вида: летняя, зимняя, демисезонная. Младший возраст : кукла, одежда на куклу; Средний возраст : силуэтные изображения мальчика и девочки; одежда из бумаги для мальчика и девочки по сезонам.

Слайд 18

м е с я ц Лексическая тема Тема занятия Цели занятия Материал М А Р Т « Одежда» « Куда-что одевать ». Пополнение словаря по теме «Одежда»; Закрепление знаний о видах одежды, её предназначении; Развитие мелкой моторики. Картинки с изображением частей тела (руки, ноги, туловище, голова); картинки с изображением разных предметов одежды.

Слайд 19

м е с я ц Лексическая тема Тема занятия Цели занятия Материал апрель « Одежда ». «Переливание из чайника в чашку ». Младший и средний возраст : закрепление умения переливать воду из чайника в чашку ( младший возраст – с помощью педагога; ср.возраст – самостоятельно); развитие координации движений. На подносе маленький заварочный чайник, маленькая чашка и губка. «Рисование предметов посуды на манке ». Младший и средний возраст: утончение мелкой моторики; развитие прослеживающей функции глаз; закрепление представлений о посуде, её разновидностях. Плоский поднос с насыпанной манкой и тонкая палочка.

Слайд 20

м е с я ц Лексическая тема Тема занятия Цели занятия Материал апрель « Одежда» «Фигуры из гвоздиков» Средний возраст : м оделирование предметов мебели на плоскости; р азвитие мелкой моторики. Пенопластовая доска с кнопками, цветные резинки (или настольно-печатная игра «Математический планшет»); карточки с начерченными цветным карандашом предметов мебели. «Моделирование предметов мебели» Средний возраст : закрепление знаний о предметах мебели; развитие пространственных представлений; развитие мелкой моторики. Набор маленьких палочек (спичек без серы); небольшой кусочек пластилина, рабочая дощечка (картонка). «Как носят стул» Младший возраст : тренировка в умении носить стул, тихо ставить его на пол, бесшумно садиться и вставать; координация движений; закрепление умения владеть своим телом; развитие самостоятельности, навыка социального поведения . Лёгкий детский стульчик с не сплошной спинкой.

Слайд 21

м е с я ц Лексическая тема Тема занятия Цели занятия Материал апрель « Одежда» «Как сервируют стол ». Младший и средний возраст : формирование умения накрывать на стол так, как это принято; приобщение к культуре; развитие самостоятельности, аккуратности, координации движений, последовательности действий, концентрации внимания. Сложенная в несколько раз скатерть, две мелкие тарелки, две глубокие тарелки, две столовые ложки, две вилки, два столовых ножа, стакан или чашка с блюдцем, бумажные салфетки в салфетнице , солонка с солью, хлебница. «Как моют посуду ». Младший возраст : закрепление умения мыть и вытирать посуду; развитие самостоятельности; освоение культурного навыка, аккуратности, координации движений , концентрации внимания; тренировка пальцев рук. На специальном столике расположены: клеёнчатый фартук, пластмассовый кувшин, два тазика для мытья и споласкивания, средство для мытья посуды, посудная губка в коробочке, полотенце для вытирания посуды.

Слайд 22

м е с я ц Лексическая тема Тема занятия Цели занятия Материал май «Цветы». «Картинка из шнурков». Младший и средний возраст: формирование умения выкладывать цветок из шнурков; развитие мелкой моторики; закрепление названий цветов (младший возраст – голубого и розового цветов; средний возраст – коричневого и оранжевого). Корзинка с шнурками разных цветов. «Поливка цветов ». Младший и средний возраст: закрепление умения ухаживать за цветами; формирован ие знания о том, что цветам тоже как и людям нужна вода. На подносе стоит кувшин с водой и лейкой. Губка и миска. «От точки к точке ». Младший и средний возраст : закрепление умения владеть карандашом; утончение мелкой моторики. Картинки с точечными изображением разных цветов: мать и мачехи, тюльпана ,нарцисса, одуванчика.

Слайд 23

м е с я ц Лексическая тема Тема занятия Цели занятия Материал май «Цветы». «Цветок из фасоли ». Младший и средний возраст : закрепление умения выкладывать разные цветы из фасоли ( младший возраст : путём наложения на образец, по образцу; средний возраст – допускается выкладывание по памяти или по замыслу); развитие мелкой моторики. Миска с фасолью; карточки с изображениями разных цветов.

Слайд 24

«Завязывание и развязывание бантиков».

Слайд 25

«Переливание из чайника в чашку»

Слайд 26

«Как гладят бельё».

Слайд 27

«Перекладывание фасоли пинцетом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе.

Тематическое планирование непосредственной образовательной деятельностипо формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе.месяцы1 неделя2 неделя3 неделя4 неделясен...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации области физическая культура с детьми младшего дошкольного возраста. Тема: «Цветы на клумбе».

В летний период в детском саду особое место отводится физкультурно-оздаровительной работе, проводимой на открытом воздухе. Это способствует укреплению здоровья, совершенствованию двигательных умений и...

Тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей младшего возраста.

Тематическое планирование непосредственной  образовательной деятельности по формированию элементарных  математических представлений   для детей младшего возраста, составлено по темам и ...

Консультация для воспитателей "Палочки Кюизенера в работе с детьми младшего и среднего возраста"

   Палочки Кюизенера - дидактический материал, который придумал математик из Бельгии, известен всему миру. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стр...

«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшего и среднего возраста»

laquo;Здоровьесберегающие  технологии в работе с детьми младшего и среднего возраста»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «речевое развитие» с детьми младшей группы. «Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка»»

Тема: Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка»Цель:Познакомить с героями сказки «Заюшкина избушка», эмоционально воспринимать содержание сказки.Задачи:Учить отг...