Особенности развития и формирования словаря у детей старшего возраста с нарушениями речи.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Коцегубова Юлия Борисовна

Именно процесс общения влияет на становление ребёнка как личности, растёт его самопознание, растёт умственное, речевое и нравственное развитие, формируются познавательные способности. Изучая свойства родного языка, дети получают возможность усовершенствовать точность и свободу выражения своих мыслей, понимание собеседника, обогащение себя знаниями, созданными народом - носителем языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.osobennosti_razvitiya_i_formirovaniya.docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития и формирования словаря у детей старшего возраста с нарушениями речи.

Важнейшее средство общения и познания окружающего нас мира в жизни каждого человека и в жизни общества - это язык.

В норме в этом возрасте развиваются все стороны речи ребенка. Под влиянием совершенствующейся мыслительной деятельности происходят изменения в содержании и форме детской речи. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Многие слова из пассивного словаря переходят в активный, (но ребенок еще не может достаточно свободно пользоваться ими). Ребенок понимает, осознает оттенки значений глаголов, отражающих характер движения и прилагательных оценочного характера, многозначность слов. Появляется умение вычленять наиболее существенное в предмете или явлении. Идет формирование видовых родовых понятий. Отмечается качественное увеличение словаря.

А у детей старшего возраста с нарушением речи словарный запас детей беден и мало дифференцирован. Дети смешивают названия сходных предметов: блюдце путают с тарелкой, майку с рубашкой. Смешивают слова – обобщения (овощи-фрукты, одежду-обувь). Им трудно выполнить задание на перечисление объектов: назвать ягоды, цветы, фрукты. Как правило, они называют 2-3 предмета. Затрудняются при выполнении задания назвать детенышей животных в случаях, когда слова не однокоренные (овца-ягнёнок, лошадь-жеребёнок). Недифференцированность глагольного словаря выражается в названии одним словом различных действий: человек ходит, лошадь ходит, заяц ходит. Дети пользуются названиями основных цветов, не используют оттенков. Из оценочных прилагательных чаще употребляют слова: хороший – плохой, а пространственные ограничивают парой: большой – маленький. Для устной речи присущи ошибки словообразовательного характера (курёнок, лошадёнок), отсутствуют разнообразные словообразовательные модели, выбор приставок беден. В устной речи пробелы в словообразовании вызывают затруднения на письме.

Поэтому необходимо особенное внимание уделить развитию словарного состава речи ребенка — обучать его использованию сравнений, а также обобщающих слов. Такое обучение обеспечивает расширение возможностей ребенка в построении сложных предложений. Если не уделять должное внимание развитию речи ребенка, у него могут возникать следующие проблемы:

1) Недостаточность развития фонематического слуха: неумение правильно слышать и выделять все звуки речи; неправильное и неотчетливое произношение слов и отдельных звуков в словах.

 2) Недостаточный словарный запас.

 3) Неумение выстроить сложную и развернутую фразу.

Игры для развития словарного запаса ребенка

«Добавь слово». Играют несколько человек. Первый называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо свое, третий повторяет первые два по порядку и называет свое и т.д. до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Игра способствует развитию произвольного внимания и памяти. Рекомендуется повторять ее неоднократно.

 «Слово за слово». Играют несколько человек. Ведущий определяет тему, например, «Животные на букву «К»». Первый игрок начинает: крокодил. Ребенок должен повторить это слово и прибавить свое, например, крокодил, куница. Следующий игрок добавляет свое слово к предыдущим: крокодил, куница, кот. Таким образом, играют до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Игровыми темами могут быть: растения, предметы быта, предметы мебели, посуда, названия блюд и т.д.

«Словесное домино». Играют несколько человек. Каждый по очереди произносит любые фразы, но с определенным условием: каждый следующий играющий начинает свою фразу с последнего слова предложения предыдущего игрока. Играют на время — не успевший придумать фразу за определенный промежуток времени выбывает из игры.

«Признаки слов». Ребенку говорят: 1-й вариант. «Сейчас я буду называть слова, а ты должен рассказать мне, что этот предмет может делать. Например, метель метет, а гром — …; ветер — …, а снег — …; дождь -…, а солнце — … При каждом ответе ребенка спрашивают: «А что еще делает солнце, ведь оно не только светит?» Ребенок должен подобрать как можно больше слов, обозначающих действие. Эту же игру можно проводить наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?» 2-й вариант. «Назови другой предмет, такой же белый, как снег» (такой же узкий, как лента; такой же быстрый, как речка; такой же круглый, как мяч; такой же желтый, как дыня и т.д.). 3-й вариант. «Сравни по вкусу — лимон и мед, лук и яблоко, по цвету — гвоздику и ромашку, грушу и сливу, по прочности — веревку и нитку, камень и глину, по ширине — дорогу и тропинку, речку и ручей, по высоте — куст и дерево, гору и холм». «Слова-приятели». Ребенка просят подобрать синонимы к предлагаемым словам: 1-й вариант. Как можно по-другому сказать о печальном человеке? (Грустный, расстроенный.) 2-й вариант. Каким словом можно заменить слово «конь»? (Врач, лошадь, чашка, пища и т.д.) «Четвертый лишний» Ребенка просят определить, какое слово лишнее, не подходящее к другим словам, и объяснить почему: Грустный, печальный, унылый, глубокий; Храбрый, звонкий, смелый, отважный; Слабый, ломкий, долгий, хрупкий; Крепкий, далекий, прочный, надежный. Если ребенку непонятно значение какого- либо слова, его следует ему объяснить.

«Слова-неприятели». Ребенка просят подобрать антонимы к называемым словам. Ему дают задание: «Скажи наоборот: холодный, чистый, твердый, толстый, тупой, просторный, мокрый, старший, светлый, враг, верх, проиграть, поднять, зима, завтра, рано, близко, низко, редко, медленно, радостно, темно, сел, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, выпрямил, легкий, высокий, больной».

«Составь образ». Ребенку дают спички. Взрослый диктует слова, а ребенок должен составить из спичек образ, который это слово вызывает (спички можно ломать). По окончании по созданным образам он должен воспроизвести слова. Возможно использование слов: дом, птица, самолет, коробка, ежик, елочка, кораблик и т.д.

«Уменьшение». Ребенка спрашивают: «Как будет называться маленький предмет?» Пример: «Маленький мяч — это мячик, маленький стол — …, и так далее».

«Назови детеныша». Взрослый называет взрослое животное или птицу, а ребенок должен назвать детеныша. Игра проводится в быстром темпе.              «Найди слово». Ребенку говорят, что есть слова, обозначающие живое, — люди, животные, птицы, а есть слова, обозначающие неживые предметы. Его просят назвать живые слова, затем — неживые.

Именно процесс общения влияет на становление ребёнка как личности, растёт его самопознание, растёт умственное, речевое и нравственное развитие, формируются познавательные способности. Изучая свойства родного языка, дети получают возможность усовершенствовать точность и свободу выражения своих мыслей, понимание собеседника, обогащение себя знаниями, созданными народом - носителем языка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего возраста с нарушениями речи

Занятие является закрепляющим и систематизирующим по формированию предложно-падежных конструкций у детей с ОНР-3.ие...

Особенности развития слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Стастья адресована для педагогов, логопедов и психологов дошкольного образования....

Мультимедийные презентации – как эффективное средство коррекции словаря признаков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Статья опубликована в сборнике VIII Международная научно-практическая конференция " Инновационная деятельность в дошкольном образовании"Сборник научно-методических статей // Под общей р...

Методическая разработка ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

в Данном материале указаны, кааие особенности мышления у дошкольников с нарушениям речи. Как это у чмтывать в работе с детьми с диагнозом ТНР (ОНР) Приведены примеры игр и упражнений с такими детьми....

Перспективно-тематическое планирование по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей группы с нарушениями речи.

Данный материал помогает спланировать работу по  по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с  детьми старшей группы с нарушениями речи....

Особенности развития и формирования словаря и связной речи у дошкольников

Особенности развития и формирования словаря и связной речи у дошкольников...

Особенности развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Роль зрительно-моторной координации в развитии ребенка с нарушением зрения...