Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего возраста с нарушениями речи
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Занятие является закрепляющим и систематизирующим по формированию предложно-падежных конструкций у детей с ОНР-3.ие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_2.docx119.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

по формированию предложно-падежных конструкций

в подготовительной к школе компенсирующей группе для детей с ОНР-3

Тема: Предлоги.

 «В гостях у гномов»

Соболева Елена Дмитриевна,

учитель-логопед

МБДОУ № 5, г. Киржач

Тема: Предлоги.

 «В гостях у гномов»

Цель:  совершенствование грамматического строя речи.

Задачи:

Образовательная:

  1. активизировать и обогащать словарь качественными прилагательными.

Воспитательная:

  1. воспитывать желание разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с ориентировкой в пространстве.

Развивающие: 

  1. упражнять детей в правильном употреблении пространственных наречий и предлогов; учить выделять предлоги в тексте и составлять предложения с предлогом;
  2. закреплять навык правильного произношения звуков в предложениях и коротких стихотворных текстах;
  1. совершенствовать общую и мелкую моторику, способствовать выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью, развивать речевое дыхание, через двигательную паузу «Как живешь?» и пальчиковую гимнастику «Предлоги»;
  2. развивать слуховое, зрительное восприятие и оптико-пространственную    деятельность, через дидактическую игру «Куда пойдешь и что найдешь?»;
  3.  упражнять в снятии мышечного и эмоционального напряжения, через релаксацию.

В НОД доминируют следующие образовательные области: познание, коммуникация, социализация и физическое развитие, в соответствии с требованиями ФГТ.

Оборудование: колпачки разных цветов, браслетики, схемы, колокольчик, обруч, игрушки, полка, доска, коврик «солнышко», магнитофон.

Предварительная работа: игра «Полянки».

Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: дидактическое упражнение и игра, беседа, загадка, диалог, работа со стихотворным текстом, работа с предложением, работа со схемой.

Ход занятия:

I.        Организационный момент.

Приветствие        

Логопед: Здравствуйте, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.

Возьмемся за руки

И встанем все по кругу,

Чтоб передать свое тепло

Друг другу.

И пусть частичка нашего тепла

Вас греет всюду и всегда.

Дети берутся за руки и произносят приветственные слова.

Дети: «Привет, привет! Живем без бед»!

Игровая мотивация

Логопед: Я очень рада вас сегодня видеть. Сегодня нас ждет сказочное приключение – мы отправимся в страну маленьких слов и маленьких человечков. Посмотрите вокруг и скажите мне, в гости, к каким сказочным героям мы попали? Я вам помогу узнать, слушайте загадку:

Ровно семь цветов у радуги,

А у музыки семь нот,

Ну, а в этой сказке – семеро

Разных гномиков живет!        

Ответы детей.

Логопед: Правильно, мы попали к гномикам, а колпачки разного цвета потому, что у гномиков разные характеры. Возьмем первый колпачок, красный. Как звали этого гномика? Он любит веселиться, смеяться, дурачиться.

Дети: Весельчак.

Логопед: Какой он?

Дети: Он добрый, веселый, радостный, и т.п.

 Логопед: Да, верно и мы тоже повеселимся:        

Игра-разминка «Как живешь?»        

- Как живешь? - Вот так! (большие пальцы вперед)

- Как плывешь? - Вот так! (имитация плавания)

- Как бежишь? - Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)

- Вдаль глядишь? - Вот так! (руки в «бинокль»)

- Ждешь обед? - Вот так! (подпереть щеку кулачком)

- Машешь вслед? - Вот так! (помахать кистью руки)

- Утром спишь? - Вот так! (обе руки под щеку)

- А шалишь? - Вот так! (хлопнуть по надутым щекам).

Игра «Путаница»        

Логопед: Давайте поиграем в игру «Путаница».  Я  буду  показывать на какую-нибудь часть тела и называть ее, а вы проверяйте, правильно ли я  показала, если нет, то поправляйте.

Дети следят за действиями и словами логопеда, исправляют ошибки.

Логопед: Вас не обманешь, вы все знаете, молодцы! За это Весельчак вам дарит браслеты: наденьте на правую руку браслет с бусинкой, а на левую ногу браслет с бантиком.        

Дети одевают браслеты - «маяки». Дети, по желанию, одевают колпачки.

II.        Основная часть.

Игра «Куда пойдешь, что найдешь!»        

Логопед: Интересно, кто ходит в таком красивом зеленом колпачке? Правильно ребята, этого гномика зовут Шалун. Какой он?

Ответы детей.

Логопед: Сегодня Шалуном у нас будет н-р, Ваня. Он оденет зеленый колпак и поиграет с нами в игру: «Куда пойдешь, что найдешь!».

Дети, поочередно, встают в обруч, закрывают глаза. (Вокруг обруча расставлены игрушки)

Ребенок в колпачке Шалуна: Вперед пойдешь и найдешь…

1-й ребенок в обруче: Я вперед пойду и машину найду.

Ребенок в колпачке Шалуна: Назад пойдешь и найдешь…

2-й ребенок в обруче: Я назад пойду и куклу найду.

Логопед: А в колпачке лежал колокольчик. В эту игру можно поиграть и другим способом. Направление можно «прозвонить».

Ребенок в обруче закрывает глаза, а логопед звонит колокольчиком сзади.

3-й ребенок: Я назад пойду и …найду.

Логопед звонит справа.

4-й ребенок: Я направо пойду и …найду.

Логопед: Ребята, а как еще мы можем указать направление? Правильно, мы можем дотронуться рукой.        

Ребенок в обруче закрывает глаза. Логопед рукой дотрагивается  до правого плеча, другому ребенку  до левого.

5-й ребенок: Направо пойду и …найду.

6-й ребенок: Налево пойду и … найду.

(Игрушки дети держат их в руках)

Логопед: Вы молодцы, теперь подойдем к другому колпачку, он синего  цвета. Как вы думает, как зовут гнома, который носит этот колпак? Верно, его зовут  Ворчун. Что мы с вами можем о нем сказать, какой он?

Дети: Он вредный, злой, ворчливый, грустный и т.п.

Логопед: Да он любит поворчать, поругаться. А за что он сердится на своих друзей гномиков? За то, что они  никогда не убирают свои игрушки на место. Мы с вами поможем Ворчуну?

Уточнение пространственного значения предлогов: в, на, за, под.

Логопед:Но для этого нужно постараться найти место для каждой игрушки на полке, а чтобы его найти, надо посмотреть на схему. Приложение 1. Каждый назовет его, используя «маленькое слово» - предлог и поставит игрушку.

Но сначала давайте вспомним, когда появляется «маленькое слово» - предлог. 

В - когда  предмет находится…;

НА – когда предмет находится…;

ПОД – когда предмет находится…;

ЗА – когда предмет находится...

Ответы детей:

-предмет внутри;

-предмет сверху;

-предмет внизу;

-предмет сзади.

Логопед выставляет схемы предлогов в, на, за, под и совместно с детьми уточняет.

Индивидуальная работа со схемами

Дети подходят к доске со схемами.

Логопед: Сашина схема в верхнем правом уголке листа; Настина схема в нижнем левом уголке, и т.п.        Дети находят схему и называют место своей игрушки.

1-й ребенок: Машина стоит на коробке.

2-й ребенок: Петушок стоит за книжкой и т.д.

Затем располагают игрушку на полке.

Динамическая пауза        

Логопед: Здесь оранжевый колпак, это колпак гнома Здоровяка. Какой он?

Дети: здоровый, подвижный, радостный и т.п.

Логопед: И мы сделаем зарядку, чтобы быть здоровыми.

Жил-был маленький гном                                (присели, встали)

С большим колпаком                                        (вытянули руки вверх, соединили ладони)

Он был путешественник-гном,                        (руки на пояс, шаги на месте)

На лягушке он скакал:                                      (попрыгали)

Прыг-скок, ква-ква!

И на стрекозе летал:                                         (махи руками)

Ух, высоко!                                                       (встали на носочки)

По ручью плыл в чайной чашке:                    (плывем любым стилем)

Буль-буль-буль!

Ездил он на черепашке:                                   (руки на пояс, потопали на месте)

Топ-топ-топ!

И, протопав все тропинки,

Он качался в паутинке,                                    (качание из стороны в сторону)

Баю-бай! Баю-бай!

Утро придет,                                                     (руки вверх, в стороны, вниз)

Гном опять в поход пойдет!                           (шаги на месте)

Дети выполняют движения соответственно теста. Логопед голосом выделяет предлоги.

Дидактическое упражнение: «Составление предложения»        

Логопед: А у Плясуна коричневый колпачок. Он очень подвижный, быстрый, можно сказать шустрый. Какой Плясун?

Ответы детей.

Логопед: В колпачок он положил нам муху. Мы  поиграем в игру: «Шустрая муха». У вас на столах лежат схемы, которые помогут составить предложения.

Дети следят за передвижением мухи и составляют предложение, анализируют его.

Н-р, Муха села на коробку.

Логопед: Какой полоской обозначаем предложение?

Какими полосками обозначим слова в предложении? Сколько нужно взять полосок? Почему на первом месте находится полоска с «хвостиком»? Что поставим в конце предложения? Сколько слов в предложении? Назови первое слово в предложении (второе, четвертое).

Назови слово-предлог в предложении. Какое слово стоит на 1,2, 3-ем месте?

Дети по очереди работают у доски, осуществляют взаимопроверку.

Опрос всех детей – выделение предлога из самостоятельно составленного предложения.

Пальчиковое упражнение: «Предлоги»        

Логопед: Соня ходит в фиолетовом колпачке. Какой он?

Дети: сонный, медлительный, тихий и т.п.

Логопед: Он любит перед сном поиграть с пальчиками. Мы с вами тоже поиграем:

Эти маленькие слова,

Мы запомним навсегда:

Из норки, к столу, по дивану,

За кустиком, с кровати, в яму,

От печки, через забор, у дороги

И называть мы их будем «предлоги».

Энергично сжимают и разжимают кулачки.

Сжимают и разжимают верхний фаланг пальцев другой руки (на предлог), растирают палец по всей длине (на существительное). Хлопают.

                                                             

III. Заключительная часть.

 Релаксация под музыку.        

Логопед: Все колпачки закончились, а значит, и закончилась сказка.  Какие же гномы оставили свои колпачки?

 Они вам ничего не напоминают? Правильно, радугу. Но мне кажется, что здесь не хватает какого-то цвета?

Дети:  Желтого.

Логопед: Да, желтый колпачок носит гном Малыш и он всегда забывает его снимать. Но, смотрите, вместо колпачка он оставил нам солнышко, которое поможет нам вернуться в детский сад. Какое оно?

Дети: теплое, ласковое, нежное, яркое.

Логопед: Теперь ложитесь головой на солнышко. Представьте, что вы - его лучики. По вашему телу разливается нежное, доброе, ласковое  тепло весеннего солнышка.        

Дети ложатся в форме солнца и отдыхают.

Рефлексия        

Логопед: Наше путешествие подошло к концу. Что вам понравилось? Что вам больше всего запомнилось?        

Дети обмениваются мнениями, делятся впечатлениями.

Использованная литература:

  1. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических
    занятиях / С. А. Миронова. - Москва: Изд-во Просвещение, 1991. - 206с.
  2. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у
    дошкольников. / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. -
    Екатеринбург: 1991. - 317 с
     
  3. И.С.Лопухина. Логопедия – речь, ритм, движение. – СПб.: Дельта, 1997. 
  4. Садовникова, И. Н. Коррекционное обучение школьников с
    нарушениями чтения и письма / И. Н. Садовникова. - Москва: Изд-во
    Аркти, 2005. - 263 с.

Приложение1.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

В данной статье описываются основные приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей  дошкольного возраста с нарушениями речи....

Физические упражнения как средство формирования сознательности и активности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи в процессе физкультурных занятий в ДОУ

      Здоровье детей является главным условием и показателем личностно-направленного образования. Это основная задача всей системы образования. Как медиков, так и педагогов, волн...

Особенности развития и формирования словаря у детей старшего возраста с нарушениями речи.

Именно процесс общения влияет на становление ребёнка как личности, растёт его самопознание, растёт умственное, речевое и нравственное развитие, формируются познавательные способности. Изучая свойства ...

Презентация "Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи".

Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи....

Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...

«Сказкотерапия как метод формирование компонентов эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста с нарушением речи»

«Сказкотерапия как метод формирование компонентов эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста с   нарушением речи»....