«Формирование и коррекция слоговой структуры слова у детей с речевой патологией»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Богданова Татьяна Ивановна

Итак, нарушение слоговой структуры слова представляет значительную сложность для логопедической работы.   

Самым распространённым дефектом произношения слов различной  слоговой структуры у детей является нарушение воспроизведения стечений согласных звуков, преодолению, которого следует отводить ведущее  место в  системе коррекционных упражнений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование и коррекция слоговой структуры слова у детей с речевой  патологией»

Учитель – логопед ГБОУ Школа № 760 им. А.П. Маресьева Богданова Т.И.

В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднения  в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания не их преодоление ведут к  тому, что  звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между  развитием звукопроизношения и овладением слоговой структуры слова. При этом  следует учитывать индивидуальный уровень развития речи каждого ребёнка и вид речевой патологии.

Итак, нарушение слоговой структуры слова представляет значительную сложность для логопедической работы.   Работа логопеда над слоговой структурой  должна  осуществляться в тесной связи с лексическими и грамматическими значениями слова.

Т.А. Ткаченко предлагает рассматривать нарушение слоговой  структуры как одно из следствий  глубокого недоразвития фонематического восприятия, что в свою очередь, свидетельствует о наличии общего недоразвития речи.

Самым распространённым дефектом произношения слов различной  слоговой структуры у детей является нарушение воспроизведения стечений согласных звуков, преодолению, которого следует отводить ведущее  место в  системе коррекционных упражнений.

Как показали  исследования Г.М. Ляминой, со стороны  взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, прежде  чем у ребёнка закрепится самостоятельное употребление этого слова. Естественно предложить, что ребёнок с  речевой патологией на первом этапе обучения нуждается в большем числе повторений. Поэтому работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно, систематизировано, по принципу от простого к сложному, с  учётом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой форме) и с применением  наглядности.

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Основное значение на каждом уровне отводится «включению в  работу»  помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

  1. Уровень гласных звуков.
  2. Уровень слогов.
  3. Уровень слов.
  4. Уровень словосочетаний.
  5. Уровень предложений.
  6. Уровень скороговорок, стихов, текстов.

По мнению Н.С. Четверорушкиной отклонения в слоговой структуре проявляются следующим образом:

  1. Нарушене количества слогов:
  • Сокращение (пропуск слога: «моток» - молоток;
  • Опускание слогообразующей гласной: «пинино» - пианино;
  • Увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечения согласных: «команата» - комната.
  1. Нарушение последовательности слогов в слове:
  • Перестановка слогов: «деворе» - дерево;
  • Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» - бегемот.
  1. Искажение структуры отдельного слога:
  • Сокращение стечений согласных: «тул» - стул;
  • Вставки согласных в слог:»лимонт» - лимон.
  1. Уподобление слогов: «кококосы» - абрикосы.
  2. Персеверации (циклический повтор): «били…били…билитекарь» - библиотекарь.
  3. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими) – «нананасы» - ананасы.
  4. Смешение элементов  слов:  «в холодильнице»  - в хлебнице, в холодильнике.

В начале обучения ребёнку предлагаются  упражнения со словами,  содержащими  только правильно произносимые звуки.

На  этапе формирования слоговой структуры весь речевой  материал ребёнок проговаривает осторожно, вслед за взрослым.

На этапе закрепления навыков воспроизводятся заученные стихи, скороговорки, рассказы.

На заключительном этапе навыки точного воспроизведения слоговой структуры слова окончательно автоматизируются в самостоятельной речи  (составление предложений, рассказов, диалогов на заданную тему и пр).

При формировании слоговой  структуры в качестве вспомогательного средства используются  зрительные и жестовые  символы звуков.

В случае возникновения у ребёнка затруднений слогового состава слово произносится медленно, по слогам, при  одновременном  отхлопывании  его слогового контура.

Методические рекомендации коррекции нарушений  слоговой структурой слова.

Обязательным  условием  для начала работы по коррекции слоговой  структуры слова является наличие фонетико – фонетической базы, то есть  определённого уровня  развития фонематического восприятия и произносительных навыков.

  1. Уровень звуков и слогов отлично раскрыт Т.А. Ткаченко.

Предлагаю добавить слова, близкие по звуковому составу:

А) дно – дни – пни                                  пни – дни – дно

Б) бинт – бант – бунт                               винт – бинт - кант

  блин – клин – клён,                                танк – банк - бланк

Гнуть – гнать – знать                                утка – будка – шутка

Моток – платок – глоток                        леска – лепка - лейка

Кантик – бантик – фантик                       деньки – пеньки – коньки и т. д.

  1. Этап формирования слоговой  структура  слова.

Рекомендую  добавить воспроизведение слогов со стечением согласных звуков:  А) СА – СКА                      БА – ДБА                           МА – НМА

                     ГА – ГМА                      НА – МНА                         КА – НКА,

Б)  ХА – ТХА – ПА                                  БА  - ДБА – НА

      МА – НМА – КА                               ГА – ГМА – ХА

      НА – МНА – ДА                                 КА – НКА – МА и т.д.

  1. Уровень слова.

За основу взят принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений  и классификации А.К. Марковой,  которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и  использовании  различных типов слогов:

  1. Двухсложные  слова из открытых слогов: дыня, вода, мыло, вата…
  2. Трёхсложные слова из открытых слогов: ягоды, газета, кабина, лопата…
  3. Односложные слова:  кот, дом, мак, сок…
  4. Двухсложные слова с закрытым слогом: вагон, веник, бидон, банан…
  5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова: букы, майка, такси, ветка…
  6. Двухсложные слова из закрытых слогов: кактус, фонтан, компас, магнит…
  7. Трёхсложные слова с закрытым слогом: самолёт, помидор, чемодан, попугай…
  8. Трёхсложные слова со стечением согласных: шахматы, колбаса, девочка, калитка…
  9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:  автобус, половник, виноград, ягнёнок…
  10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных: колготки, лампочка, футболист, таблетки…
  11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова: флаг, гном, стул, шкаф…
  12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова: бант, винт, лифт, зонт…
  13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных: гнездо, кнопка, звезда, пингвин…
  14. Четырёхсложные слова из  открытых слогов: пуговица, паутина, одеяло, чемоданы…

Дальнейшая классификация предложена Богдановой Т.И.

  1.  Двухсложные слова с тремя стечениями согласных: бифштекс, комплекс, комплект…
  2.   Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных: пастбище,
  3.  Трёхсложные слова с тремя стечениями согласных: скворечник, баловство, структура, мгновенно …
  4.  Четырёхсложные слова с закрытым слогом: бегемотик, велосипед…
  5.   Четырёхсложные слова со стечением согласных: движение, пулемётчик, подоконник, земляника, холодильник, композитор…
  6.  Четырёхсложные слова с двумя стечениями согласных: пингвиненок, автовокзал, аккордеон, мгновение, гимнастика…
  7.  Четырёхсложные слова  с тремя стечениями согласных: экскурсовод,
  8.  Пятисложные слова из открытых слогов: академия, колебание,
  9.  Пятисложные слова с закрытым слогом: милиционер,
  10.  Пятисложные слова со стечением согласных: температура, велосипедист, учительница, канцелярия…
  11.  Пятисложные слова с двумя стечениями согласных: астрономия, официантка, вдохновение, автомобилист…
  12.  Пятисложные слова с тремя стечениями согласных: аплодисменты…
  13.   Пятисложные слова с четырьмя стечениями согласных: электричество, баскетболистка и т. д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые направления коррекции слоговой структуры слова у детей с ОНР.

В работе раскрывается коррекционная работа над слоговой структурой  слова....

Формирование и коррекция слоговой структуры слова у детей с патологией речевого развития.

Формирование и коррекция слоговой структуры слова у детей с патологией речевого развития....

Мастер-класс для воспитателей: "Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста"

Мастер-класс для воспитателей: "Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста"Познакомить педагогов с системой приёмов и методов коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей ...

Краткое представление методического пособия «Логопедический лэпбук» по формированию и коррекции слоговой структуры слова «Каравай-каравай…»

Использование сюрпризных моментов, игровых форм, увлекательных заданий и упражнений процесс обучения и научения превращает в интересную игру. Такую, как «Каравай-каравай»&helli...

Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

При подготовке ребенка  с ТНР к школе необходимо  поработать над слоговой структурой слова, то есть определение количества слогов в слове, места слога в слове, выделение гласных звуков в сло...

Формирование предпосылок коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

В статье описан подготовительный этап по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников....

«КОРРЕКЦИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР"

С каждым годом отмечается увеличение числа детей с общим недоразвитием речи, у которых нарушено формирование всех сторон речи. (слайд 2) Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возрас...