Краткое представление методического пособия «Логопедический лэпбук» по формированию и коррекции слоговой структуры слова «Каравай-каравай…»
статья по логопедии на тему

Сабанина Ирене Эвальдовна

Использование сюрпризных моментов, игровых форм, увлекательных заданий и упражнений процесс обучения и научения превращает в интересную игру. Такую, как «Каравай-каравай»…

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya_lepbuk.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Краткое представление методического пособия «Логопедический лэпбук» по формированию и коррекции слоговой структуры слова «Каравай-каравай…»

Автор: Сабанина Ирене Эвальдовна,  учитель-логопед МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»  пгт Тяжинский Кемеровской области 2018год.

 «Сделать серьезное занятие для ребенка

занимательным – вот задача

первоначального обучения».

К.Д. Ушинский

        При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых форм, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения и научения превращается в интересную игру. Такую, как «Каравай-каравай».

        С незапамятных времен на Руси очень любили водить хороводы. Все становились в круг, а дальше, по словам старинной книжки, «...притопывали, вертелись, расходились и сходились, хлопали в ладоши, выворачивали спину, подпирались руками в бока, махали вокруг головы вышитым золотом платком, двигали в разные стороны головою, подмигивали бровями — под звуки инструмента…».  То есть совершали плавные, ритмические движения под музыку с проговариванием текста размеренно и неторопливо, как бы по слогам.

Именно слоги являются кратчайшими звеньями ритмической организации речи. В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова (ССС).  Идея создания данного методического пособия назрела вместе с необходимостью организации коррекционной работы в том объёме, который необходим для полного и правильного использования приёмов  слогосложения детьми-логопатами. К тому же, формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.

        Лэпбук,  как современное доступное средство обучения, способствует взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:  

- трансформируем, то есть способен менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;  

- полифункционален, что позволяет использование папки в различных видах детской активности; способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально; обладает дидактическими свойствами, является средством художественно — эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

- информативен и содержательно-насыщен; 

- вариативен: периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей 

- доступен (все элементы лэпбука доступны для работы ребенка, информация соответствует возрасту ребенка);

- безопасен (соответствие всех элементов лэпбука  требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).

        К. Д. Ушинский когда – то сказал, что знания будут тем прочнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Эффективность данного пособия состоит в том, что в процессе освоения игр у ребёнка повышается познавательная активность. Давайте поиграем! А поможет нам лэпбук!

        Работа по формированию слоговой структуры слова состоит из двух этапов: подготовительного и коррекционного. В пособии представлены задания подготовительного этапа.

Задания подготовительного этапа

1.Игры на формирование ориентировки "на себе"

«Солнышко»

Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.

Оборудование: фигурный конвертик с изображением лица человека в центре.

Содержание: ребятам предлагается изображение лица человека. Остальные части лица (нос, рот, глаза, уши) нарисованы на лепестках, которые необходимо сложить, а неподходящие части оставить. Задание выполняется с  проговариванием, где по отношению друг к другу располагаются все части лица.

2.Игры на ориентировку в пространстве с точкой отсчета "от себя"

и "от предметов"

"Кто правильно назовет"

Цель: стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами.

Оборудование: рисунок малыша с флажками.

Содержание: в игре ребенок показывает правую руку нарисованного малыша и называет, какого цвета флажок в правой, а какой – в левой руке. Когда ребёнок закрывает глаза, учитель меняет цвет флажков..

"Кто из детей стоит близко, а кто далеко?"

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета "от себя".

Оборудование: предметные картинки.

Содержание: ребёнок объясняет положение героев относительно друг друга.

3.Игры на ориентировку на плоскости.

«Лабиринты»

Цель: закреплять умение ориентироваться на плоскости.

Оборудование: предметные картинки.

Содержание: пройти лабиринт.

4.Игры на ориентировку по слуху.

"Жмурки с колокольчиком"

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов, развивать слуховое восприятие.

Оборудование: колокольчик.

Содержание: среди детей выбирается водящий. Водящему ребенку надевают темную повязку. У остальных детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком в процессе передвижения звонит им. Водящий идет на звук, пытаясь задеть того, у кого колокольчик.

5.Игры на ориентировку в пространстве.

Цель: совершенствование пространственных отношений.

Оборудование: мелкие и крупные игрушки, скакалки, мячи и пр.

Содержания игр размещены в блокнотике.

6. Игры на развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.

        Развитию динамической и темпо-ритмической организации движений помогает заучивание и проговаривание потешек, вождение хороводов с проговариванием текста под музыку, игры, такие как «Каравай-каравай»

 Содержания игр размещены на страницах складных полосок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей логопедической группы (ТНР) на тему: «Приёмы коррекции слоговой структуры слова»

В данной  консультации подобран практический материал с заданиями и игровыми упражнениями, который помог бы преодолеть не только нарушение слоговой структуры слова, но и параллельно с этим развив...

Формирование и коррекция слоговой структуры слова у детей с патологией речевого развития.

Формирование и коррекция слоговой структуры слова у детей с патологией речевого развития....

«Формирование и коррекция слоговой структуры слова у детей с речевой патологией»

Итак, нарушение слоговой структуры слова представляет значительную сложность для логопедической работы.   Самым распространённым дефектом произношения слов различной  слоговой структуры...

Конспект дефектологического (логопедического) занятия с применением методического пособия «Логопедический лэпбук «Каравай-каравай»

Цель: подготовка детей к усвоению ритмической структуры слов родного языка, к определению слоговой структуры слова; формирование чувства ритма....

Формирование предпосылок коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

В статье описан подготовительный этап по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников....

Презентация "Методики и пособия по коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ТНР"

В презентации представлен обзор методик и пособий по коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....