Консультация для родителей детей логопедической группы (ТНР) на тему: «Приёмы коррекции слоговой структуры слова»
консультация (старшая группа)

В данной  консультации подобран практический материал с заданиями и игровыми упражнениями, который помог бы преодолеть не только нарушение слоговой структуры слова, но и параллельно с этим развивать все компоненты речевой системы, привлекая родителей к активному участию в коррекционной работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_dlya_rodit_priemy_kor_slog_str.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тему:

«Приёмы коррекции

слоговой структуры слова»

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. С помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает её.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи - одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в ДОУ и в семье.

Следует отметить тот факт, что нарушение слоговой структуры слова удерживается в речи дошкольника с ОНР дольше, чем недостатки произношения проблемных звуков.

Огромное значение для правильного воспроизведения слова играет степень знакомства с ним – малознакомые слова подвержены искажению чаще, чем слова хорошо известные ребёнку.

В коррекционной работе по данной проблеме можно использовать такие методы и приёмы как:

  • объяснение значения слова и включение его в различные предложения до полного усвоения семантики и слогового состава;
  • медленное, послоговое проговаривание слова;
  • пропевание, прохлопывание, отстукивание (ладонью, мячом) слогового контура слова;
  • многократное повторение в ходе отработки.

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова предполагает формирование и развитие всех компонентов речевой системы. Для реализации этой задачи требуется многоплановый по своей тематике и рассчитанный на учебно-игровую форму работы материал. На поиск его учитель-логопед обычно затрачивает значительные усилия. Это и подтолкнуло меня подобрать и систематизировать такой практический материал с заданиями и игровыми упражнениями, который помог бы преодолеть не только нарушение слоговой структуры слова, но и параллельно с этим развивать все компоненты речевой системы, привлекая родителей к активному участию в коррекционной работе.

Подобранные задания помогут справиться с недостаточной сформированностью грамматических категорий, например таких как:

-употребление существительных единственного и множественного числа родительного падежа («Чего (кого) не стало?)

-образование уменьшительно-ласкательной формы существительных ( «Назови ласково»);

- согласование числительных с существительными («Назови 2 (5) таких же предмета»);

- образование притяжательных прилагательных («Скажи, чья (чьи) это?», «Назови, чьи предметы?» и т.п.);

- употребление существительных единственного и множественного числа творительного и предложного падежа («За чем мы пойдём в магазин?», «О ком спросим у работника зоопарка?» и т.п.);

- употребление глаголов 1 лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени («Скажи, что ты делаешь?», «Покажи и скажи, что ты будешь делать?» и т.п.);

-образование относительных прилагательных («Назови какой») и т.п.;

А также развивать связную речь, например, учиться правильно строить предложения из двух и более слов при ответе:

Взрослый: Что это?

Ребёнок: Это духи.

Взрослый: Чьи духи?

Ребёнок: Мои духи.

Взрослый: Где пятно?

Ребёнок: Пятно на пальто.

Взрослый: Чего у тебя нет?

Ребёнок: У меня нет букетика.

Взрослый: За кем мы будем наблюдать?

Ребёнок: Мы будем наблюдать за хомяками.

Проговаривая слова, словосочетания и предложения отраженно и самостоятельно, дети учатся правильно воспроизводить ритмический рисунок слова.

Например, в игровом упражнении «Отгадай что это?», ребёнку необходимо по определённым существенным признакам узнать тот или иной предмет:

Взрослый: Круглый, масляный, румяный - это что? Ребёнок: Блин.

Взрослый: Крепкий, острый, птичий - это что? Ребёнок:  Клюв и т.п.

Наряду с этим дети выполняют задания, где умело, применяют свои сенсорные умения и навыки, стимулирующие работу нервных окончаний, например, параллельно с обрабатыванием грамматических категорий и решением логических задач детям предлагается закрашивать предметы, подобрав нужный цвет.

При соотнесении слова с картинкой у ребёнка развивается наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.

Учёт психологических особенностей детей, использование разнообразных словесных, дидактических игр, заданий и упражнений позволяет достичь эффективности в коррекционной работе по формированию, как слоговой структуры слова, так и всех компонентов речевой системы.

Работа по исправлению слоговой структуры слова  приносит  положительные результаты в работе. Дети:

-овладевают умением воспроизведения слов как простого, так и сложного слогового состава;

-у детей развивается фонематическое восприятие;

-преодолеваются лексико-грамматические трудности;

-совершенствуется зрительное и слуховое внимание;

-нормализуется речевое и физиологическое дыхание;

-активизируется и обогащается словарный запас;

-развивается грамотная речь, мышление, память

-формируется важнейшие качества личности, такие как самостоятельность, наблюдательность, сообразительность, ответственность.

У детей появляется уверенность в себе, которая в дальнейшем поможет им в общении со сверстниками взрослыми.

Литература.

Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – С.-П., Детство-Пресс, 2001, - 46с.

Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова. – М., Книголюб, 2005, - 95с.

Епифанова О.В. Логопедия. – В., Учитель – АСТ, 2004, - 95С.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., Просвещение, 1990, - 239с.

Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. – М., Творческий центр, 2007, - 93с.

Лосева П.Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет, М., Творческий Центр, 2005, - 109с.

Ткаченко Т.А. Развития фонематического восприятия, М., Гном и Д, 2005. - 32с.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1991, - 125с.

Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. – М., Гном и Д,2001, - 92с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей детей логопедических групп

Представлен материал для родительского уголка, который поможет родителям детей с ОНР в преодолении имеющихся речевых нарушений....

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста по теме "Ребенок и слово нельзя"

В консультации представлены советы и рекомендации родителям малышей в вопросах воспитания....

Консультация для родителей детей подготовительной группы на тему: "Родителям о психофизиологических особенностях будущего школьника"

В шесть — семь лет жизнь ребенка круто меня­ется. Все меняет в его жизни приход в школу: от­ношения со взрослыми и сверстниками, виды дея­тельности, общение.Каким бу­дет его путь, трудным и тернистым ...

Консультация для родителей детей логопедической группы "Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения в семье"

Данная методическая разработка предназначена для учителей -логопедов для консультирования родителей....

Консультация для родителей детей логопедической группы с общим недоразвитием речи «Дислексия и дисграфия»

Почему не каждому дается грамота?С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Детям с трудом дается русский язык, хотя они хорошо справл...

Консультация для родителей детей логопедической группы "Пробудите вкус к речи"

Материал данной консультации поможет родителям понять, почему ребенок плохо говорит, не произносит какие -либо звуки и что сделать, чтобы "пробудить в своем ребенке вкус к речи". Здесь предс...

Консультация для родителей детей логопедической группы (автоматизация правильного звукопроизношения)

Произношение звуков нужно обязательно закреплять в речи ребенка, иначе в повседневной речи он по-прежнему будет произносить их по- старому. Дети привыкают к «старому» звуку не только...